Вертикально- сагиттальная плоскость 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вертикально- сагиттальная плоскость



Как мы определили ранее, вертикаль ассоциативных пространств (внешнего и внутреннего) представляет из себя систему, где сверху вниз происходит подчиненность,

управление одного объекта другим и существуют иерархические связи: маленький ребенок игрушка, подросток меньший ре­бенок, взрослый — ребенок и т.д. Кроме того, в абстрагировании от своего Я здесь же по вертикали существует подобная ей ие­рархия: небо (стихия) люди, начальник подчиненный, госу­дарство — город и т.п.

Мы условились также каждую значимую точку на вертикали на­зывать «топономой», например, отец и старший брат — это две то-пономы, первая из которых расположена выше второй.

Рассматривая вторую координату внешнего и внутреннего про­странств — сагитталь, мы также определили ее как координату личной независимости, свободы движения, состоящую из топоном, каждая из которых по фронту обозначает степень близости к объек­ту и, тем самым, количество энергии, которую необходимо затра­тить на преодоление пути при достижении цели.

Отмечен был и феномен сложившейся в раннем, детстве иллюзии энергетического воздействия объекта как его некоторая «притягатель­ность», «привлекательность» (вертикальный опыт силы земного при­тяжения), что по существу есть стимул движения к объекту.

Таким образом, как и в конкретном физическом пространстве, здесь между двумя топономными координатами лежит топономная плоскость. Это некоторая ассоциативная плоскость, континуум двухмерных топоном, каждая из которых скоординирована по паре одномерных топоном — вертикальной и сагиттальной.

Рассмотрим поговорку: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Безусловно, здесь топонома внутренней вертика­ли солдата «генерал» расположена значительно выше топоно- мы «рядовой», и мы можем определить две сагиттальные топоно-мы: где субъект «рядовой», а объект-цель «генерал»..

Но со словом «генерал» может быть связана и другая ассоциа­ция, например у сына генерала. Рассмотрим условное графическое изображение вертикально-сагиттальной плоскости внутреннего пространства относительно каждой ассоциации (рис. 4).

По одномерным (вертикальной и сагиттальной) топономам рядо­вого на условном изображении вертикально-сагиттальной плоскости

Рис.4

внутреннего пространства скоординирована двухмерная топонома «ге­нерал-1», по упомянутой пословице о мечте солдата. Это то, что назы­вается «высокая цель». Здесь видно сочетание образовавшейся топо-номы на плоскости как чего-то буквально иерархически высокого и одновременно требующего долгого пути к желанной цели.

Топонома «генерал-2» — это, очевидно, комплекс ассоциаций сы­на генерала, для которого обладатель большого.чина не более чем близкий человек (сагитталь) и глава семьи (вертикаль).

Таким образом, мы видим, что обнаружив, Где на приведенной ассоциативной плоскости расположена двухмерная топонома, мы можем определить комплекс ассоциаций субъекта, связанных с тем или иным объектом, и даже догадаться к кому из названных персонажей эти выраженные графически ассоциации относятся.

Иначе говоря, для передачи сообщения о своем отношении к объекту достаточно указать его место на ассоциативной плоско­сти психологического пространства.

Как это сделать? Так же, как мы это делаем постоянно: сопро­вождая произнесенные слова жестом или взглядом и указывая тем самым во внешнем пространстве, как в пространстве внутреннем скоординирована наша ассоциация. А так как координаты внутрен­него пространства у всех нас по своему ассоциативному значению общие, то отношение каждого из нас к тому или иному объекту, фак­ту, событию выявляется со всей очевидностью в конкретной топо-номе, на которую указывает направление тогосамого простого со­кращения мышц, о котором говорил И.М.Сеченов.

Таким образом происходит как бы проекция внутреннего простран­ства во внешнее, т.е. процесс обратный формированию комплекса ас­социаций внутреннего пространства, его вертикали и сагиттали.

Это «перекачивание» топоном из внешнего пространства во внут­реннее и наоборот, по мере накопления жизненного опыта, проис­ходит у нас постоянно. Для тех же чья профессия — пространствен­ные виды искусства, этот процесс является основным при создании композиций в живописи, пластического и мизансценического ре­шения в театре. Вот почему не все равно где и как относительно друг

друга расположены предметы, например, в натюрморте. Эти пред­меты, будь то цветы или фрукты, есть знаки топоном внутреннего пространства художника, намеки на те ассоциации, которые несут в себе эти топономьК

Однако с более полной картиной сопряжения внутреннего и внеш­него пространства мы можем встретиться, имея представление уже не о двух, но о трех координатах, последняя из которых горизонталь, т.е. когда в сфере восприятия ребенка ассоциативнос пространство ста­новится полностью адекватно обычному, т.е. трехмерным.

В заключение этого раздела позволим себе сделать следующий вывод. Движения по сагиттали изначально носят импульсивный, спонтанный характер, а затем полностью подчинены, прежде все­го, эмпатическому желанию слиться с объектом в одно целое. По­тому мы можем говорить о ней как об иррациональной сйязи в струк­туре непосредственного общения, равно как и в сфере внутреннего пространства.

Необходимо также и указать на горизонтальную зону ближай­шего развития в сагиттальный период развития ребенка. Совмест­ные «тихие» игры взрослого и ребенка (конструирование из пред­метов, обучение обращению с куклой и т.п.) подготавливают почву для овладения третьим измерением психологического пространства.

Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОРИЗОНТАЛЬ

Формирование горизонтального комплекса ассоциаций происхо­дит после образования вертикального и сагиттального. Причем этот ансамбль ассоциаций также имеет свою принципиальную особенность.

Если комплексы ассоциаций двух других измерений формируются практически одинаково у всех людей, то в последнем случае — в тес­ной связи с индивидуальными особенностями конкретного человека.

Главное, что отличает горизонталь от вертикали и сагиттали это то, что она не является вектором движения. Мы можем под­няться и опуститься, пойти вперед или попятиться, но переместить свое тело в ширину невозможно, идти же боком противоестественно и нецелесообразно. Индивидуальная горизонталь каждого из нас и в сфере нашего же субъективного восприятия вектор статичности.

 

Горизонтальная асимметрия

 

Различие ассоциаций между понятиями «лево» и "право" вплотную связано с функциональной асимметрией двух полушарий головного мозга. Причем эта зависимость обнаружена благодаря догадке врача П.Брока совсем недавно — чуть более 150 лет тому назад. Но и сегодня ос­новная причина преобладания правой руки над левой нам практичес-

ки неизвестна. Поэтому здесь мы будем говорить не столько о причине горизонтальной асимметрии, сколько о ее следствии.

Намек на асимметричность как на художественно-выразительное средство сделал еще ФЛанг (1727 г.): «Правой рукой в сценическом действии должно пользоваться главным образом. Делать жесты сле­дует преимущественно правой рукой. Я говорю это не в том смысле, что левая должна быть все время неподвижна, но что для пластичес­кого выражения того, что требует существо речи, она должна только помогать правой руке, однако, порою левая должна оставаться в пол­ном покое и действовать должна одна только правая рука» [29].

Тем не менее, то, что система «право-лево» еще относительно не­давно в необходимой полноте обратила на себя внимание в искус­стве, иллюстрирует следующее высказывание Е.П.Валукина: «Не­обходимо соразмерно и точно, в едином темпе с движениями всего тела владеть своими руками. Важное значение в этом смысле име­ют новые определения "ведущей" и "ведомой" руки.

В работах многих авторов, посвященных методике преподавания классического танца, не было определения "ведущей" и "ведомой" ру­ки. Однако сама практика педагогической и репетиционной работы, которая требует бережного сохранения классического наследия и срав­нимая с работой реставратора, потребовала введения этих понятий. Научный анализ движений классического танца позволил точно оп­ределить закономерности построения поз, переводарук из позиции в позицию относительно "ведущей" или "ведомой" руки» [5]_-

Разумеется, асимметричность, ассоциативно связанная у нас с различием «ведущей» (чаще всего правой) руки и «ведомой» (обычно левой), проявляет себя не только в этом. Рассмотрим ее психологические аспекты подробнее.

Очевидно, что симметричность двух объектов можно рассмат­ривать относительно оси симметрии, расположенной в любом направлении. Но в повседневности мы чаще пользуемся осью, по которой расположено наше тело, и рассматриваем предметы в их естественном положении, т.е. так, как мы их привыкли видеть.

Рассмотреть симметрию по сагиттали, где осью являешься ты сам, невозможно. Остаются две основные координаты, относительно ко­торых возможно рассмотрение симметричности объектов. Это вер­тикаль и горизонталь.

Очевидно, что из всех вариантов расположения симметрии (рис. 5 и 6), естественней выглядит горизонтальная. Попробуем ра­зобраться, почему это так.

Наиболее актуальными для человека в подавляющем количест­ве случаев (на заре цивилизации и сейчас) остаются именно гори­зонтальные симметрии и асимметрии.

Тело человека практически симметрично, когда расположено ли­цом или спиной по отношению к другому человеку. Таким образом, симметрия человека, повернутого в фас, стала как бы знаком встречи, прихода, а симметрия со спины — прощания, ухода. И наоборот, асимметрия фигуры, расположенной в профиль, знак «мимо» — ни встреча, ни разлука.

Оставаясь многие тысячелетия «мерилом всех вещей», человек в отношении естественного и рукотворного миров, созерцая или искус­ственно создавая горизонтальную симметричность, не следовал эсте­тической потребности. Симметрия для него была, прежде всего, этична. Именно в силу этих сложившихся исторически установок все объек­ты имеющие симметрию (или почти симметрию) своих правых и левых сторон кажутся напрямую обращенными к нам. Вот почему даже прак­тически асимметричные (прежде всего, горизонтально) объекты: части пейзажа (холмы, горы или растительность — деревья, кустарники, цветы), животных и, разумеется, людей, мы склонны воспринимать как симметричные.

Многовековая этическая установка на симметричность чело­веческого лица так прочна, что его эстетическая асимметричность даже сегодня воспринимается чуть ли ни сенсацией.

«Человек, между прочим, абсолютно несимметричен. Художни­ки попытались сложить в отдельные портреты две левые и две пра­вые половинки лин,а Гельмута Коля. Получились как бы два раз­ных человека: один приветливее, другой суровее реального канцле­ра» [ 16]. К изображению максимальной асимметричности лица на портрете как основному средству выражения характера, так за­интересовавшему немецких художников, классики мировой порт­ретной живописи стремились всегда. В этом проявилось главное в любом виде искусства: переоценка знака в своем собственном по­этическом контексте.

Иными словами, существуют два основные этапа на пути фор­мирования знака в структуре «художественного образа»:

1) переход конкретного объекта, явления, ситуации и т.д. в иной контекст, где происходит замена прямого смысла на иной — этичес-

кий, а все перешедшее меняет свое прямое назначение и становится знаком;

2) переход знака в следующий контекст, где опять, уже второй раз, происходит замена этического предназначения на эстетическое. (В народном искусстве результат каждого такого перехода не окончателен, так как в новом содержании знака всегда содержатся признаки предыдущих этапов).

Манипуляции с портретом Г.Коля — это типичная модель вто­рого этапа. Асимметрия лица была подмечена как знак характера конкретной личности (этика). Этот знак перешел в иной контекст, и образовались два фотопортрета (эстетика), на которых каждый зритель может узнать канцлера Г.Коля. Но это уже его образ, о сте­пени художественности которого мы здесь судить не будем.

Кто сказал, что круг симметричен? Тот, кто навязал всем его точкам одну общую «симпатию» — точку центра. В реальности од­на и та же совокупность элементов одновременно быть симмет­ричной и асимметричной, разумеется, не может. Психологически по­местив, например, симметрию каких-то элементов в прошлое (т.е. ассоциативно позади себя), нам трудно сравнить ее с асимметрией тех же элементов, представшей перед нами в настоящий момент во внешнем пространстве. Еще более ясным это станет, когда мы не­сколько позднее рассмотрим специфику объектов прямого и кос­венного внимания.

Итак, симметричность в быту обычно ассоциирована с горизон­талью и понятиями «право», «лево». «Похоже, но не то же самое» (рис. 7).

Этот принцип характеризует суть восприятия асимметрии пра­вой и левой сторон большинства одиночных природных визуаль­ных объектов: силуэтов гор и холмов, берегов реки (для плывущего в лодке), деревьев, кустарников и других растений, строений, жи­вотных, людей.

Рис. 7. Древнеегипетская фреска

Всему здесь сказанному мы находим подтверждение и в своей собственной природе. «У девочек и женщин асимметрия рук выра­жена менее отчетливо, а левшей среди них в 1,5—2 раза меньше, чем в среде представителей "сильного" пола. Совершенствование функ­ций мозга девочек растягивается на значительный срок и соверша-

ется медленно. У мальчиков уже в шесть лет многие функции вы­полняются раздельно правым и левым полушариями мозга, а у девочек в 2 раза старше специализация мозга часто еще только начинается. Левое полушарие не только заведует устной речью, оно же руководит чтением и письмом...

Мышление и речь связаны неразрывными узами. С утратой функ­ций левого полушария, приводящих к расстройству речи, человек [во многом] утрачивает и способность к абстрактному мышлению... Непонятно лишь, почему с утратой абстрактного мышления чело­век теряет и хорошее настроение...

Человек как бы обладает двумя слуховыми системами и двумя формами мышления. Одна слуховая система предназначена ис­ключительно для анализа звуков речи, другая — главным образом, для восприятия всех остальных звуков окружающего нас мира...

Места для второй звуковой системы в левом полушарии не на­шлось. Неспособно оно оказалось и к образному мышлению, эти функции взяло на себя правое полушарие...

Одна из первых специализированных функций, обнаруженных у правого полушария, была функция сдерживания своего собрата — до­минантного [левого] полушария...

Задача по сдерживанию своего логически мыслящего и потому несколько оторванного от реальной действительности левого собра­та является, очевидно, одной из важнейших обязанностей правого полушария.

Правое полушарие отнюдь не мешает правильному восприятию речи, а просто регулирует его уровень в соответствии с потребно­стями данного момента [например]: узнавание людей по голосу и защита от звуковых помех, а также понимание интонации; кроме того — восприятие всех звуков природы, [кроме речи]... Мир музы­ки доступен только правому полушарию [включая узнавание мело­дии, способность и желание петь]...

После выключения правого полушария человек как бы забыва­ет, где у него руки и ноги... Трудно вспомнить, где правая, а где левая рука, и еще труднее показать правую руку у любого из присутст­вующих...

При выключении правого полушария у испытуемых иногда воз­никает очень необычное состояние, они перестают замечать то, что находится слева. Если испытуемого попросить рассказать, что он видит на картине,., он расскажет только о том, что находится в ее центре и справа. О том, что нарисовано в левой части, не будет ска­зано ни слова. Рисуя сам, испытуемый займет только правую часть бумаги. Левые части изображенных предметов окажутся недорисо­ванными. В раскрытой книге испытуемый прочтет только правую

страницу. Звук, раздавшийся слева, он воспримет как звук, про­звучавший справа. Услышать звук слева он совершенно не в состоя- -нии. [Аналогичная и зеркальная ситуация возникает при выклю­чении левого полушария у левшей]...

Кроме того, правое полушарие в некоторой степени обладает спо­собностью к абстрактным представлениям.

Слежение за движущимся предметом, также обязанность право­го полушария.

Это же полушарие ответственно за распознавание цветов.

Правое полушарие заведует образным видением мира. Вот почему в отсутствие функций левого полушария, при полном или, во всяком случае, значительном нарушении речи и связанных с нею дефектах мыслительных процессов больных, сохраняются музы­кальные, артистические и художественные способности...

Повреждение... правого полушария приводит к полному наруше­нию письменной речи, имеющей иероглифический характер, при со­хранении способности читать и писать на европейских языках...

В отличие от письменной речи, которой заведует левое полуша­рие, музыкальное письмо — запись музыки с помощью нотных зна­ков [иерархическое письмо] находится в правом полушарии...

[.Правое полушарие имеет дело с конкретными образными впечатлениями и с ориентацией в пространстве, особенно слева от каждого из нас].

Вместе с нарушением ориентировки в окружающем мире испы­туемый утрачивает способность производить оценку времени...

[Правое полушарие способно к мыслительной деятельности и к абстрагированию].

...Только его абстракции не связаны с логическими построениями, не облечены в слова... Они носят образный характер. Если нам необ­ходимо создать обобщенный образ предмета, имеющего настолько сложную форму, что для нее не подобрать словесных обозначений, эта операция совершается в правом полушарии... Абстракция и обобще­ния правого полушария чрезвычайно плохо поддаются оречевлению. Вот почему, мы о них знаем так мало и так трудно о них рассказать.

Правое полушарие — пессимист, левое — оптимист. Образное мышление не только менее плодотворно для аналитического вос­приятия мира и его логического осмысления, оно имеет еще один недостаток — тенденцию видеть мир в черных красках...

При правостороннем поражении мозга нарушается восприятие и узнавание отдельных деталей рассматриваемых предметов. Поэто­му трудно узнать и сами предметы...

[Функциональная асимметрия мозга существует у всех живот­ных, обладающих мозгом.]...Не трудовая деятельность первобыт-

ного человека и не возникновение речи дали толчок к развитию асимметрии нашего мозга. Она существовала уже у нашего весьма далекого обезьяноподобного предка, задолго до того, как ему при­шло в голову спуститься на землю и взять в руку камень или палку. Не труд и речь виновники асимметрии человеческого мозга, а глу­бокая асимметрия мозга наших человекообразных предков явилась той необходимой предпосылкой, без которой развитие трудовых на­выков и речи было бы крайне затруднено» [27].

Ко всему сказанному Б.Ф.Сергеевым добавим, что из-за перекре­щивания нервных волокон левое полушарие регулирует деятель­ность правой половиной тела, а правое полушарие — левой.

Однако этот перекрест не полный, поэтому оба полушария по­лучают информацию от каждого глаза. При этом левая часть изо­бражения на сетчатке каждого глаза в основном обрабатывается правым полушарием, а правая часть — левым.

Такое подробное изложение в функциональном различии обоих полушарий необходимо было сделать потому, что ощутить это раз­личие в полном объеме на своем собственном опыте дано не каждо­му, но только абсолютным правшам, диктующим всем остальным свой собственный принцип обустройства мира по горизонтали. Лев­шей по разным подсчетам от 5 до 20%, а «симметричных» амбидекстеров совсем немного. Поэтому со всеми дальнейшими рассужде­ниями, как показал опыт автора, легче всего согласятся правши. Все остальные соглашаются только после специального «посвящения» в структуру во многом чуждого для них правостороннего мира.

Иными словами, всех людей можно разделить на три группы:

1) правши, формирующие правосторонний мир;

2) амбидекстры, наученные правшами;

3) левши, переученные правшами.

Все сказанное — это перечисление того, что включает в себя ком­плекс стереотипных ассоциаций, связанных у человека с понятия­ми «право» и «лево». Это в сфере бессознательного. Но стоит только задуматься, как мы останавливаемся в нерешительности: где правая, а где левая сторона своя и того, кто перед нами.

Попробуйте проделать над своим собеседником следующий экс­перимент. Скажите ему «смахни здесь соринку!» и при этом потри­те правой рукой свою правую щеку. Вы увидите, как ваш собесед­ник проделает то же самое, но только зеркально, т.е. потрет левой рукой левую щеку.

Понять, что там, где у тебя право, у другого лево, оказывается не так легко. Это зависит от умения отделить себя от всех объектов окружающей среды, включая людей. Казалось бы, мы это делаем ве­ликолепно, а, наоборот, раствориться в окружающем мире не по-

лучается. Но простенький эксперимент с «соринкой» должен нас убедить в том, что неотделимость от внешнего мира так же прочно вошла в наше подсознание, как и гордость за свое независимое Я.

Подобного рода зеркальность поведения с постоянными ошиб­ками в системе «право—лево» вызвана следующим. Мы живем при общих для всех верхе и низе. При достижении общей цели (объекта) мы различаем общие для нас фронт и тыл.

Но то, что во время общения с другим человеком его система право—лево противоположна нам, до некоторого исторического этапа было непонятно, малозначительно и редко привлекало к се­бе внимание.

Для чуть более подробного анализа подобной ситуации обратим­ся к явлению эмпатии, о котором мы уже упоминали ранее. Очевид­но, что для минимум двух людей эмпатия по вертикальной оси как бы постоянно готова к своему осуществлению, по сагиттальной оси, с ее вариабельной1 общностью, она предрасположена к своему воз­никновению. Горизонталь с ее тотальным противостоянием (пра-во—лево) требует для достижения эмпатии преодоления этого противоречия путем компромисса, т.е. через приятие чьего-либо «права на право». Вроде случая с соринкой на щеке собеседника. Иными словами, эмпатия берет свое начало с того далекого исто­рического периода, когда понятия «Я» практически не существова­ло, а было лишь осознание своего «Мы». К этому понятию как к особой категории мы еще вернемся. Однако подробный разбор фе­номена эмпатии лежит за пределами настоящей работы. Всем, кто интересуется этой темой, можно порекомендовать фундаменталь­ный труд Е.Я.Басина «Двуликий Янус» [1].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.006 с.)