Рынок, как механизм реализации рыночной экономики. Спрос и предложение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок, как механизм реализации рыночной экономики. Спрос и предложение.



Рынок – сложное социально-философское понятие, включающее исторические, национальные, психологические особенности народа с учетом традиций, совместного устройства культурной и экономической жизни.

Рынок – сфера обмена или обращения, в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителя и потребителя, где происходит купля-продажа по свободно складываемым ценам.

Рыночная экономика – система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования.

Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизнии свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип: "Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности". Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Он обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются наиболее важными атрибутами рынка в экономике. Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему. В ней важное место занимают производители и потребители, цены, спрос и предложение, конкуренция.

Изучение спроса на рынке становится основной при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность реагировать на его изменение определяют успешную работу предприятия. В настоящий момент экономический фактор играет определяющую роль в обеспечении развития предприятия или отрасли. Механизм рынка позволяет удовлетворять те потребности, которые выражаются через спрос.

Платежеспособный спрос – специальная форма выражения потребностей в условиях товарно-денежных отношений (часть потребностей, которая удовлетворяется при наличии товарного предложения).

В зависимости от степени ориентирования товаров различают виды спроса:

· общий объемный спрос,

· макроструктура и микроструктура.

Макроспрос – спрос на группу товаров, объединенных по потребительскому назначению (одежда, бытовые и хозяйственные товары).

Макроструктура спроса – объем спроса на отдельные группы товаров (кожаная, резиновая обувь).

Микроспрос – спрос на отдельную разновидность товаров.

Структура микроспроса – образование спроса на каждый вид товара.

Отрицательный спрос – отсутствие спроса, который сопровождается негативным отношением потребителей.

Отсутствие спроса – положение на рынке, когда потребитель не заинтересован в товаре.

Неудовлетворительный спрос – спрос на товар, который потребители стали бы покупать, но не делают этого, т.к. товара нет.

Падающий спрос – ситуация на рынке, когда спрос на отдельные товары постоянно снижается.

Нерегулярный спрос – спрос, который склонен к колебанию (спрос на сезонные товары).

Поддерживаемый спрос – спрос, который удовлетворяют предприятия.

Чрезмерный спрос – спрос, который превосходит способность предприятия производить продукцию.

Нежелательный спрос – спрос на товары, вредные для здоровья.

Формированный спрос – совокупность новых требований, предъявляемых потребителями.

Факторы спроса определяют развитие платежеспособного спроса.

По природе возникновения:

· экономические (экономическая ситуация, инфляция, денежные доходы, уровень соотношения цен);

· социальные (социальная политика государства, определение социальных нормативов, уровень жизни, формирование культуры потребителя);

· демографические (численность населения и его состав, состав семей, соотношение между городскими и сельскими жителями);

· природно-климатические (продолжительность времен года, температура воздуха, географические условия);

· исторические.

По характеру воздействия:

· общие (факторы, влияющие на процессы развития спроса: численность населения, цены, уровни доходов);

· специфические (факторы, влияющие на развитие спроса на отдельные виды продукции).

По возможности измерения влияния на спрос:

· количественно измеренные,

· косвенно измеренные.

Закономерности изменения спроса.

Цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта. Существуют неценовые детерминанты. При изменении любой из детерминант происходит сдвиг спроса, поэтому это факторы изменения спроса.

Уменьшение или увеличение спроса происходит когда из-за изменения в одной из детерминант потребители покупают меньше продукции по каждой из возможных цен.

1. Потребительские вкусы (благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов, вызванное рекламой или изменением внешних факторов, будет означать, что спрос по каждой цене возрос. Неблагоприятные перемены предпочтения вызовут уменьшение спроса и смещение кривой влево.)

2. Число покупателей (увеличение числа покупателей определяет повышение спроса и наоборот).

3. Доход (в отношении большинства товаров доход приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, – товары высшей категории.).

4. Цены на сопряженные товары (возможность изменения спроса с изменением цены на сопряженные товары определяется фактором явления родственного заменителя основного продукта).

5. Ожидание (ожидание относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижение доходов ведет к уменьшению спроса).

Влияние цены на спрос.

Спрос – платежеспособная потребность.

Закон спроса: чем выше цена товара (причина), тем меньше спрос на него со стороны покупателей (следствие).

Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цены характеризуется эластичностью спроса.

Мера такого изменения – коэффициент эластичности спроса.

Кс =

Величина эластичности спроса всегда отрицательное число, т.к. числитель и знаменатель разного знака.

В общем случае спрос является эластичным, если Кс>1 (и наоборот).

Если Кс = 0, спрос абсолютно не эластичен (никакое изменение цен не влечет изменения спроса).

Спрос абсолютно эластичен – если при неизменной цене или ее росте спрос увеличивается до предела покупательских возможностей.

Факторы, определяющие понижение спроса, можно характеризовать, рассматривая эффект роста цен:

· эффект замены (сокращение покупки товаров с увеличивающейся стоимостью).

Спрос — отражает то количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене, в данном месте, в данное время.

Закон спроса — при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены — повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

1. Уровень доходов в обществе.

2. Размеры рынка.

3. Мода, сезонность.

4. Наличие товаров-субститутов (заменителей)

5. Инфляционные ожидания

Предложение — отражает то количество товара, которое производители согласны представить на рынок по данной цене.

Закон предложения — при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены — к снижению величины предложения.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

Рыночную экономику можно рассматривать как бесконечное взаимодействие спроса и предложения, где предложение отражает количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время.

Закон предложения — экономический закон, согласно которому величина предложения товара на рынке увеличивается с ростом его цены при прочих равных условиях (издержки производства, инфляционные ожидания, качество товара).

По сути закон предложения выражает категорию, что при высоких ценах товаров предлагается больше, чем при низких. Если представить предложение как функцию цены от количества предлагаемого товара, закон предложения характеризует возрастание функции предложения на всей области определения.

34. Диспетчеризация производственных процессов, цели и задачи

Диспетчеризация- управление производственными процессами с целью обеспечения согласованной работы отдельных звеньев предприятия или группы предприятия для достижения наивысших технико – экономических показателей, выполнения графиков работ. В задачу Д. входит регулирование процесса производства с целью восстановления или установления ритма работы предприятия. Охватывает контроль и управление технологическими процессами, распределение материальных и энергетических ресурсов, транспортных средств, учет работы машин и механизмов, повышает безопасность и точность движения транспорта. Способствуя предотвращению простоев оборудования и потерь рабочего времени и выполнению заказов срок, Д. оказывает влияние на экономику производства Главная задача: контроль за выполнением оперативных планов. Это процесс управления, в котором диспетч служба использует специальную диспет связь, собирает информацию по выполнению оперативных планов и графиков промышленного производства, доводит до исполнителей принятых решений по допущенным отклонениям и осуществляет постоянный контроль за выполнением графиков.

Главная задача:

1) Осуществление мер, направленные на безусловное выполнение оперативных планов и НСГ(недельно-суточных графиков)

2)Доставка сырья, обеспечение графика грузоперевозок.

3)Принятие мер по быстрейшей ликвидации неполадок и аварий автотранспорта, машин и механизмов. Из этого вытекает определение под диспетчерском управлением понимается система оперативного руководства, производственные процессы на основе оперативных планов и НСГ при постоянном диспетчерском регулировании и контролем за исполнением.

Существуют разные формы диспетчеризации, которые зависят от характера и масштаба производства, профиля деятельности и других факторов.

1)Начальная

2)Диспетчерское управление

3)Диспетчерское руководство

Для выполнения ее вспомогательных функций, т е контроль за выполнением отдельных указаний руководства, сбор отчетных данных, заявок. Диспетчер выполняет функции контролера и сигнализатора, т е наблюдателя производственного процесса, не имеет возможность вникать в ситуацию и влиять на ход производственного процесса. Такая форма обычно принимается на небольших предприятиях или структурных подразделений крупных фирм.

Диспетчерское управление промышленным производством- это стадия диспетчеризации, при которой дисп служба осущ централизованные оперативные управления производственной деятельности всех участников производства. Начиная от цехов и участков и кончая всеми подсобно вспомогательными и обслуживающими предприятиями в пределах утвержденного графика и положения о своих задачах, правах и обязанностях.

Диспетч управление осущ при помощи специальных средств связи и коммуникаций, устанавливаются системы учета и контроля га предприятии, обеспечивающих быструю передачу информации, распоряжение руководства, заявок сводок. Дисп руководство – это стадия диспетчеризации, при которой диспетчер пользуясь возможностями своего аппарата, средств свяжи и информацией о складыв-ся производственных предприятий лично руководит производственными процессами. Такая система чаще всего применяется на БРЗ, АБЗ, отдельных автоматизирующих цехах и небольших предприятий. Но главной организацией диспет службы является четкое определение места этой службы в структуре аппарата управления предприятием. Четкость построения этой службы по контролю за производством на основе суточных графиков и других документов оперативного планирования. Наличие специальных журналов, введение дисп форм учета и контроля. Диспетчер и ее работники выполняют следующие функции:

1)принимают участие в подготовке

2)учитывают и анализируют по полученным оперативным данным и поставщиков выполнение графика работ и поставок.

3)ежедневно докладывают руководству предприятия о ходе продукции и поставок о принятых и дополнительных мерах по устранению неполадок

4)разрешают спорные вопросы оперативного характера, возникающих в процессе производства.

5)предупреждает и организует устранение, возникающие в процессе работы аварий и других неполадок

Диспет службы в каждой рабочей смене должны находится сменные диспетчеры, которые занимаются всей оперативной работой дня. Диспетчер обязан досконально изучить графики, в совершенстве знать структуру предприятия, фамилии и тел руководителей, к которым надо обратиться в случае необходимости.

Контроль проводится ежедневно в строго установленное время и проводит их руководители предприятия или лицо непосредственно замещающего его на период отсутствия.

Должны быть оборудованы такими средствами связь, которые позволяют всем участникам совещания слышать друг друга.

Диспетчерское управление и контроль заключается в систематической проверке выполнения оперативных планов и графиков, производственных решений и распоряжений рациональных методов работ. Контроль может быть действуем, только в том случае если он является систематическим и постоянным, охватывающий все стороны организации производства, а также все объекты или этапы.

35.Риски в предпринимательской деятельности.

Билет3

36. Оценка качества производства изделий и конструкций
Качество включает в себя множество компонентов. Прежде всего к ним относятся технико-экономические показатели качества продукции, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики. Показатели назначения продукции, надежности и долговечности, трудоемкости, материалоемкости, наукоемкости - определяющие в этом ряду. При определении уровня качества товара следует учитывать нормативные составляющие: соответствие продукции обязательным стандартам качества, принятым в законодательном порядке в странах- партнерах, куда предполагается се поставлять. Это особенно важно в связи с тем, что уже сам по себе факт несоответствия выпускаемого изделия принятым на конкретном рынке стандартам качества снимаетвопрос о возможности поставки и сводит на нет всю остальную работу по повышению уровня качества изделия. Таким образом, при планировании выхода на новый рынок в первую очередь следует получить информацию по утвержденным в законодательном порядке или принятым в торговой практике стандартам качества и учесть их в работе по совершенствованию продукта. Особенному ужесточению подлежат в настоящее время в большинстве стран стандарты качества, обеспечивающие экологическуючистоту, высокую степень унификации продукции, меры безопасности и защиты здоровья человека.

 

 

37. Организация реализации продукции предприятия

Для организации коммерческой деятельности по реализации готовой продукции на предприятиях создается служба сбыта.

Основными задачами службы сбыта являются изучение спроса и установление тесных контактов с потребителями продукции; поиск наиболее эффективных каналов и форм реализации, отвечающих требованиям потребителей; обеспечение доставки продукции потребителю в нужное время; контроль за ходом реализации продукции в целях снижения коммерческих (внепроизводственных) издержек и ускорение оборачиваемости оборотных средств.

Организация сбыта продукции базируется на маркетинговых исследованиях, которые являются основой всех маркетинговых действий. Такими исследованиями в области сбыта являются исследование потребностей и спроса на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, изучение возможностей выхода на внешний рынок, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.

Маркетинговые исследования составляют базу для осуществления всех элементов деятельности предприятия в области управления сбытом.

Определим, какое место занимает управление сбытом в системе маркетинговой службы предприятия при различных видах ее организации.

Организация "по функциям" означает, что и внешние рынки, и производимые товары рассматриваются в виде некоторых однородностей, предусматривает создание специализированных отделов, в том числе и управления сбытом. Такая структура целесообразна в случае, если и товаров, и рынков у предприятия немного.

Организация "по видам товаров" требует специфических условий производства, сбыта, обслуживания в связи с множеством товаров. В ней создаются группы работников, занимающихся "своим" товаром. Создается функциональная служба сбыта по отношению к конкретному товару. Это гарантирует должное внимание всем аспектам маркетинга. Однако при такой организации возможно дублирование исследовательских и сбытовых функций, а слабые связи между группами одного отдела могут привести к тому, что творческие находки не получат распространения только потому, что они "чужие".

Организация "по рынкам" требует специальных знаний по обслуживанию продукцией определенной отрасли промышленности или сегмента покупателей из разных отраслей. В ней выделяются группы работников, занимающиеся "своей" группой потребителей. Например, предприятие изготавливает дизели для тракторов, автомобилей и судов. Каждая из групп потребителей этих товаров столь специфична, что данную специфику необходимо учитывать при организации сбыта, как и во всем объеме маркетинговых действий.

Организация "по территориям" позволяет учитывать специфику потребления товаров в каждом из регионов, жители которых близки по демографическим и культурным характеристикам. Она считается выгодной, когда в каждом из выделенных регионов номенклатура товаров не очень велика, а различия между их потребителями незначительны.

Структура службы сбыта на предприятиях должна соответствовать стратегии маркетинга. Она зависит от уровня концентрации (масштабов) и специализации производства, территориального размещения предприятия и степени хозяйственной самостоятельности его подразделений, от особенностей выпускаемой продукции, в частности производственного назначения, индивидуального (кратко- или долгосрочного) потребления, от характера и условий работы предприятия.

Структура службы сбыта включает как управленческие, так и производственные подразделения. К управленческим подразделениям относятся отделы (группы, бюро) сбыта. Отдел сбыта может включать следующие бюро (группы, секторы): заказов, изучения спроса, плановое, товарное (оперативное), договорно-претензионное, экспортное, рекламное, монтажа, наладки и технического обслуживания поставляемой продукции.

К производственным подразделениям относятся склады готовой продукции, цехи (участки) комплектации, консервации и упаковки готовой продукции, изготовления упаковочной тары, экспедиции и отгрузки.

Различают централизованную и децентрализованную службу сбыта. При централизованной форме складское хозяйство административно подчиняется непосредственно руководителю отдела сбыта. При децентрализованной форме отдел сбыта обособлен от складов готовой продукции.

38. Лабораторный контроль качества на производстве

Не нашла точного определения, но думаю, что можно сказать про входной (контроль поступившего сырья), операционный(контроль за изготовлением изделий) и приёмочный(контроль готовой продукции на соответствии ГОСТ или СНиП) контроль.

Еще можно рассказать про все известные виды лабораторных испытаний, только добавить побольше про неразрушающие методы.

Качество проекта определяется уровнем принятых проектных решений, их прогрессивностью, соответствием новейшим технологиям, достижениям отечественного
и зарубежного опыта. Различают следующие признаки качества проекта: функциональные - обеспечение в проектируемых сооружениях нормального технологического процесса при соблюдении требований быта, труда и отдыха обслуживающего персонала; конструктивные - надежность работы как объекта (сооружения) в целом, так и его узлов (неизменяемость несущей способности, безотказная работа узлов, водонепроницаемость и т.д.); экономические - получение высококачественной продукции при минимальных материальных и трудовых затратах; эстетические - соответствие социально-экономическому уровню людей, их культурным запросам архитектурная композиция, отделка здания и т.д.).
Качество строительных материалов и изделий характеризуется совокупностью определенных свойств, удовлетворяющих условиям их использования. Для несущих конструкций - это прочность, жесткость; для ограждающих конструкций резервуаров -трещиностойкость, водонепроницаемость, морозостойкость; для ограждающих конструкций зданий - тепло- и звукоизоляционные свойства.
Качество строительно-монтажных работ определяется требованиями проекта, СНиПа, техническими условиями (ТУ) и специальными инструкциями. Оно зависит от квалификации рабочих и ИТР, качества машин и инструментов, применяемых материалов и изделий, соблюдения технологической последовательности работ.
Для определения соответствия качества строительства предъявляемым требованиям и оперативного принятия мер по ликвидации брака организуют внешний и внутренний контроль качества материалов и строительно-монтажных работ. Внешний контроль осуществляют государственные и ведомственные органы контроля.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.048 с.)