Метод коллективной генерации идей (метод “мозговой атаки”) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод коллективной генерации идей (метод “мозговой атаки”)



Основные принципы

- коллективное обсуждение проблемы

- свобода высказывания своего мнения каждым участником

- запрет на критику при выдвижении новых идей

Достоинства

Ø Групповое мышление производит больше ценных идей, чем сумма индивидуальных мнений (по исследованиям, проведенным в Университете Буффало, на 70%)

Ø Участники получают возможность нового видения проблемы

Ø Развитие творческого потенциала коллектива

Метод Дельфи

Разработан в 1964 г. (амер. О.Хелмер, Т.Гордон). Сущность метода состоит в последовательном анкетировании мнений экспертов об объекте прогнозирования о формировании базы данных, отражающей индивидуальные оценки экспертов.

Основные черты метода – регулярная обратная связь (участники экспертизы получают результаты обработки экспертных оценок по каждому туру), анонимность (участники экспертизы не располагают информацией о том, кто из них давал те или иные оценки), групповой ответ (статистическая обработка результатов экспертизы позволяет уменьшать разбросы индивидуальных оценок и получать групповой ответ, в котором отражено мнение каждого эксперта).

Обработка результатов экспертизы на каждом этапе производится на основе следующих принципов:

- вопросы в анкетах формулируются в количественных шкалах

- опрос производится в несколько туров, в ходе которых вопросы и ответы все более уточняются

- все эксперты знакомятся после каждого тура с результатами опроса

- эксперты, выразившие крайние отклонения от мнения большинства, обосновывают свои мнения и оценки

- обработка результатов экспертизы на каждом этапе производится с целью получения обобщающих характеристик

 

Ø Метод сценариев и др.

Это метод декомпозиции (т.е. упрощения) задачи прогнозирования, предусматривающий выделение набора отдельных вариантов развития событий (сценариев). При этом каждый отдельный сценарий должен допускать возможность достаточно точного прогнозирования, а общее число сценариев - быть обозримым.

 

В конкретной ситуации сама возможность подобной декомпозиции не всегда очевидна. При применении метода сценариев необходимо осуществить два этапа исследования:

· построение исчерпывающего, но обозримого набора сценариев;

· прогнозирование в рамках каждого конкретного сценария с целью получения ответов на интересующие менеджера вопросы.

Методы моделирования основаны на исследовании статистических зависимостей между изучаемыми факторами и характеристиками. Для этого используются методы математической статистики.

Корреляционный анализ – основан на изучении связей между математическими ожиданиями случайных величин. Теснота связей оценивается коэффициентом корреляции.

Если значение коэффициента корреляции равно 0, то связи между переменными х и у нет. Если равно +1, то корреляция положительная (рост одной переменной вызывает рост другой). Если равно –1, то корреляция отрицательная. Метод дает возможность проверить различные гипотезы (предположения) о связях между различными техническими и экономическими явлениями.

Регрессионный анализ устанавливает количественное соотношение между величинами случайного процесса. Полученные соотношения в форме уравнений регрессии часто используются в экономическом анализе.

 

Пример. В 20-30 годах попытка связать два фактора производства в форме уравнений регрессии (производственная функция Кобба-Дугласа)

где Y – конечный продукт, L – интенсивность трудовых затрат, К – интенсивность капитальных затрат, a0, a1, a2 – коэффициенты уравнения регрессии.

Дисперсионный анализ – устанавливает зависимость результатов наблюдения от разных, одновременно действующих факторов, и позволяет проводить выбор наиболее значимых из них, отбрасывая несущественные.

 

Содержание:

Программно-целевое и тематическое планирование

 

Для современной науки и техники преобладающими являются тенденции, связанные с межотраслевым (межведомственным) характером их решения, что означает необходимость участия в их решении различных отраслей, различных ведомств и организаций.

Комплексность и системность решения научно-технических проблем требует создания специальных органов и процедур управления, позволяющих экономично достичь установленных целей.

Метод управления, предусматривающий комплексный и системный подход к решению научно-технических проблем, принято называть программно-целевым.

Рассмотрим этот метод на примере реализации государственной научно-технической политики. В ее основе лежит установление приоритетных направлений развития науки и техники. Каждое из этих направлений имеет определенную цель, достижение которой связано с разработкой и реализацией конкретной научно-технической программы, т.е. направления развития в определенной научно-технической сфере деятельности. Этим определяется содержание федеральных (или межотраслевых) научно-технических программ, каждая из которых направлена на достижение определенной подцели.

 

На третьей стадии хозяйственные объединения и научные организации формируют в соответствии с установленными ориентирами собственные программы научно-технического развития.

Подобная схема планирования обеспечивает, с одной стороны, осуществление единой научно-технической политики и обеспечивает концентрацию ресурсов общества для решения важнейших научно-технических проблем, а с другой, - сохраняет полную свободу в разработке и реализации собственных научно-технических программ развития на нижнем уровне управления.

 

Продуктово-тематическое планирование инноваций является основным элементом системы внутрифирменного планирования.

Содержание тематического планирования НИИ и КБ с установлением перечня НИОКР и инновационных проектов, соответствующих принятой концепции перспективного развития организации и реализуемых в планируемом периоде.

Для промышленных предприятий, реализующих заключительные стадии инновационного процесса, тематическое планирование состоит в формировании продуктово-рыночного портфеля предприятия и планировании его производственной программы в планируемом периоде.

Процедура формирования продуктово-тематического портфеля представлена на рис.

Источниками для формирования тематических планов могут выступать

- внешняя среда, которая диктует требования к продуктам, технологиям и материалам со стороны потенциальных покупателей. Информация о потребностях внешней среды может являться результатом собственных маркетинговых исследований или может быть получена из иных источников

- внутренняя среда, которая определяет научно-технический потенциал организации и имеющиеся научно-технические заделы.

 

 

Как результат, все темы, входящие в продуктово-тематический портфель можно разделить на

- заказные проекты, финансируемые и выполняемые по заказам внешних организаций

- стратегические проекты, цели которых соответствуют установленным направлениям научно-технического развития организации, а их реализация обеспечивает существенный рост научно-технического потенциала организации

- инициативные проекты, предлагаемые отдельными подразделениями организации и творческими научно-техническими коллективами.

 

 

 

В совокупности все эти проекты образуют портфель заказов, из которого необходимо выбрать те, которые, с одной стороны, наиболее полно соответствуют установленным критериям, а с другой – обеспечены ресурсами организации.

В качестве критериев и ресурсов, которые учитываются при отборе проектов, могут выступать:

 

Критерии отбора (Внешние факторы) Ограничения ресурсов (Внутренние факторы)
Рыночные – спрос и конкуренция (динамика спроса, доля рынка, рыночный риск, рыночные барьеры, состояние конкуренции и др.) Технологические (направления и темпы развития научно-технического прогресса) Государственные (инновационная политика) Экономические (ожидаемая рентабельность, экономическая эффективность) Научно-технический потенциал (научный задел в соответствующем направлении, наличие научно-технических кадров, исследовательского оборудования и т.п.) Производство (производственные мощности, производственный персонал) Маркетинг Финансы (требуемые инвестиции и источники их получения) Менеджмент  

 

После формирования портфеля заказов происходят этапы объемно-календарного и оперативного планирования.

 

План как программа действий по достижению избранных целей разработан, если:

ü установлена последовательность действий (работ, мероприятий), осуществление которых приведет к достижению избранных цели

ü определены сроки начала и окончания по каждому из запланированных действий

ü установлены исполнители, ответственные за выполнение запланированных действий

ü установлены ресурсы, выделяемые для выполнения запланированных действий

 

План как документ может быть представлен в различных формах:

- Текстовая форма плана. В частности, это может быть инструкция, определяющая детальное описание всех необходимых действий, совершаемых определенными исполнителями. Например, инструкция по противопожарной безопасности как план действий персонала организации при возникновении пожара.

- Табличная форма плана. Например, план работы того или иного подразделения организации на определенный период времени.

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

 

__________________Кутузов В.М.

 

“___”___________________2001 г.

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТ на 2001 год

по теме “Разработка методических основ экономического образования менеджеров предприятий в условиях их реструктуризации и внедрения систем управления качеством, соответствующих международным стандартам”

по плану ЕЗН на 2001 год рег. № 1.12.00п

Шифр темы 0600001/ФЭМ-1к

Наименование годового этапа: Разработка методов и моделей управления современными предприятиями в условиях их реструктуризации и внедрения систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО 9000-2000

 

№ п.п. Наименование работ по договору и основных этапов его выполнения Сроки выполнения начало-окончание Сметная стоимость этапа (руб.)
1. Анализ современных методов и моделей управления предприятиями в условиях их реструктуризации и внедрения систем менеджмента качества 01.01.2001-10.04.2001  
2. Разработка методов и моделей управления предприятиями в условиях их реструктуризации и внедрения систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО 9000-2000 11.04.2001 – 30.06.2001  
3. Разработка рекомендаций по практическому использованию методов управления современными предприятиями 01.07.2001 – 30.09.2001  
4. Разработка методических и рабочих материалов для подготовки менеджеров предприятий условиях их реструктуризации и внедрения систем менеджмента качества 01.10.2001 – 25.12.2001  

 

 

Научный руководитель темы,

Декан ФЭМ, зав. каф. МСК

к.т.н., доцент

 

Степанов С.А.

 

 

- Графическая форма плана (ленточные графики или графики Гантта). Представляет собой график, определяющий календарные сроки выполнения работ (действий).

 

Ленточный график проведения НИР (пример)

№   Этапы и работы Испол-нитель Трудо-емкость, чел.-дн. Числен-ность, чел Длитель-ность, дн. Продолжительность работы (пятидневка)
                …..      
  Составление и утверждение ТЗ на НИР Руков. НИР                                
  Изучение ТЗ на НИР Исполн.                              
  Сбор и изучение документации по теме НИР Исполн.                              
  Составление обзора состояния научной проблематики Исполн.                              
  Выбор направления исследований Руков. НИР                                
Исполн.                              
                   
  Составление и оформление отчета по НИР Исполн.                              
  Анализ результатов НИР Руков. НИР                              

 

- Сетевой график. Используется для планирования и оперативного выполнения сложными комплексами работ, часть из которых могут выполняться различными исполнителями (организациями) независимо и параллельно.

 

[Содержание]

 

Система СЕТЕВОГО планирования и управления:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.027 с.)