Что же такое менеджмент, что входит в это понятие? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что же такое менеджмент, что входит в это понятие?



"Получение результатов посредством труда других людей" или “Процесс, в котором достигаются цели организации”

Дэвид Холт. "Менеджмент. Принципы и практика".

«Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу»

П.Друккер

Управление – это умение правильно определять, формулировать и анализировать проблемы, возникающие в процессе развития фирмы, разрабатывать программы, ставить перед подчиненными конкретные задачи, принимать рациональные решения.

В. Глухов

Большинство англо-русских и русско-английских словарей связку " управление – management " ставят на первое место среди возможных вариантов перевода. В основном контексте мы также будем считать слова " управление " и " менеджмент " синонимами, уточняя при необходимости их смысловые оттенки.

Сущность управления составляет деятельность по координации работ, направленная на достижение целей при определенной организации ресурсов.

Сточки зрения технологии управление - это процесс переработки информации.

Существуют различные подходы к определению содержания управления и его роли, которые в наиболее полном виде представляют его сущность.

1. Менеджмент как функция

Предполагает реализацию управления через выполнение ряда специфических управленческих действий (функций управления). Это предполагает выявление состава, содержания видов управленческой деятельности и их взаимосвязей (руководство, контрольное наблюдение за любым бизнес - процессом)

2. Менеджмент как процесс

Менеджмент фиксирует внимание на взаимосвязи отдельных функций в производстве и времени. Процедуры управления рассматриваются при этом как взаимосвязанные действия, задачей которых является принятие решений для реализации целей организации (технический аспект).

3. Менеджмент как профессиональная сфера деятельности

Это категория людей, занятых управлением (менеджеры), задачей которых является реализация целей организации, которую они решают, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации (руководство).

4. Менеджмент как организующее начало

Аппаратный подход к управлению фиксирует внимание на иерархическом структурном составе управления, степени централизации и децентрализации, полномочиях и ответственности работников. По сути, формируется структура управления как организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений. В этом смысле обычно используется термин " администрирование ".

5. Менеджмент как наука и искусство

Как наука менеджмент имеет свой предмет изучения (деятельность по управлению), свои специфические проблемы и подходы к их решению на базе разработанных законов, принципов, методов применительно к процессу управления. Менеджмент - это искусство, т.к. принятие управленческих решений происходит в условиях действия множества факторов внешней и внутренней среды сложнейшего и динамического объекта управления - класса организационно-технических систем.

Наиболее широким и универсальным представляется определение менеджмента: "Менеджмент – это организационно-управленческая деятельность руководителей и наука об этой деятельности".

 

Виды менеджмента.

Это специальные области управленческой деятельности, связанные с решением специфических задач менеджмента. В зависимости от определенной сферы деятельности фирмы или ее подразделений менеджмент подразделяется на следующие виды.

 

Объекты и виды менеджмента

Объект менеджмента Вид менеджмента
Фирма в целом Общий (генеральный, стратегический)
Функциональный (специальный) менеджмент
Персонал Персональный (кадровый) менеджмент. Управление персоналом
Производство Производственный менеджмент
Снабжение Менеджмент снабжения (логистика, управление материальными потоками)
Сбыт Менеджмент маркетинга
Инновации Инновационный менеджмент
Качество Менеджмент качества
Финансы Финансовый менеджмент
Внешнеэкономическая деятельность Международный менеджмент
Экология Экологический менеджмент

Подобная классификация находит широкое практическое применение.

 


 

Категории менеджмента – это наиболее общие, фундаментальные понятия теории управления, раскрывающие в единстве сущность управленческой деятельности. Их состав можно представить в виде схемы (рис. 6.1).

 


Рис. 6.1 Категории менеджмента

 

Мы рассмотрим все три категории, акцентировав внимание на категории ”процесс управления”, поскольку процессный подход к управлению позволяет выявить:

1. содержание управленческой деятельности как последовательности управленческих функций. (Что делать?)

2. технологический аспект управления как процесса принятия решений и коммуникации. (Как делать?)

[Содержание]

Принципы и организационная структура менеджмента

Принципы менеджмента

Принципы менеджмента - это основные руководящие правила и положения, нормы поведения, руководствуясь которым органы управления обеспечивают эффективное развитие организации.

 

К числу наиболее важных принципов менеджмента относятся:

1. Принцип системности предусматривает необходимость рассмотрения организации как единого целого, состоящего из взаимодействующих, часто разнокачественных, но с единой целевой ориентацией, элементов.

СИСТЕМА - упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих единое целое, обладающая свойствами, отсутствующими у ее элементов.

Примеры систем:

- машина, собранная из деталей и узлов

- живой организм, образуемый совокупностью клеток

- предприятие, объединяющее множество производственных процессов, коллективов людей, различные виды ресурсов, готовую продукцию.

Важнейшее свойство системы любой природы - это эмерджентность: наличие качественно новых свойств, приобретенных системой во взаимосвязи элементов, но не свойственные ни одному из ее элементов в отдельности.

Практический вывод:

1) необходимо рассматривать организацию как систему во взаимосвязи, единстве всех функциональных сторон, компонентов и частей.

2) нельзя сводить организацию к простой совокупности элементов с изучением каждого в отдельности, т.к. таким образом не познать свойства системы в целом (Индийская притча о слепцах и слоне).

ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ – внезапность, неожиданность (явления). (emergence, emergency).

ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (от англ. emergent — внезапно возникающий), философская концепция, рассматривающая развитие как скачкообразный процесс, при котором возникновение новых, высших качеств обусловлено идеальными силами. Развита в сочинениях С. Александера и К. Ллойда Моргана (Lloyd Morgan).

2. Принцип иерархической упорядоченности предусматривает наличие отношения соподчиненности между элементами системы и, соответственно, определяет общую закономерность построения многоуровневой и многоступенчатой структуры управления. Согласно этому принципу осуществляется организация управления.

Напомнить уже известную терминологию:

ü организационные структуры управления

ü организационно -правовые формы

3. Принцип целевой направленности предусматривает наличие цели деятельности организации. Целеполагание - обязательное условие любой управленческой деятельности. При создании системы (подсистемы) необходимо:

§ четко определить цель функционирования системы;

§ установить состав элементов для достижения цели;

§ разработать план функционирования системы, позволяющий установить порядок взаимодействия элементов для выполнения функции по достижению цели.

ЦЕЛЬ, идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность. В условном смысле (т.е. "при условии") термин «цель» используется в биологии и кибернетике. [Словарь Кирилла и Мефодия].

 

Рассмотрение этого принципа дает одно из определений понятия "управление", принятое в кибернетике.

Управление – это процесс целенаправленного воздействия на систему для поддержания её в устойчивом состоянии или перевода из одного устойчивого состояния в другое.

Под устойчивым состоянием понимается состояние не разрушения, целостности системы.

4. Принцип научной обоснованности и оптимальности менеджмента. Содержание принципа заключается в требованиях:

§ применение научных методов и подходов (комплексность, системность, ситуационный подход);

§ выбор эффективных управленческих решений на основе анализа и рассмотрения множества вариантов (максимум результата при минимуме затрат ресурсов).

ОПТИМАЛЬНЫЙ (от лат. optimus — наилучший), наилучший, наиболее соответствующий определенным условиям и задачам.

В качестве примера можно упомянуть использование в теории принятия решений понятия "оптимальности по Парéто", отражающего идею экономического равновесия. В её основу положен закон Парéто для модели распределения доходов, согласно которому оптимальное состояние системы достигается тогда и только тогда, когда улучшение состояния любого участника может быть улучшено только за счет ущемления интересов хотя бы одного другого участника.

ПАРÉТО (Pareto) Вильфредо (1848-1923), итальянский экономист и социолог, представитель математической школы в политэкономии, один из основателей функционализма. Пытался математически обосновать концепцию взаимозависимости всех экономических факторов, включая цену. Сформулировал закон распределения доходов (т. н. закон Парéто). Выдвинул концепцию «циркуляции (смены) элит», согласно которой основа общественных процессов — творческая сила и борьба элит за власть.

5. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в менеджменте. Предусматривает рациональное делегирование полномочий при решении задач управления. Определяет оптимальную организационную структуру управления.

Полномочияограниченное право распоряжаться ресурсами с целью выполнения возложенных задач.

Средством распределения полномочий является делегирование. Оно осуществляется по иерархической структуре "сверху вниз" в порядке прямой подчиненности, т.е. от руководителя ближайшему подчиненному (конечному исполнителю или руководителю следующего, более низкого уровня).

Делегирование полномочий означает:

ü передачу задач и определение ответственности за результаты их выполнения;

ü выделение ресурсов с правом распоряжения и определение ответственности за их использование;

Ответственность – обязательство выполнить поставленные задачи и отвечать за результат. Ответственность возлагается, но не делегируется. Любой работник при приеме на работу принимает на себя определенную ответственность за определенное вознаграждение. Полномочия делегируются должности, но ответственность несет человек, занимающий эту должность.

Чем больше задач передается низшим уровням, тем более децентрализовано управление.

Критерий оптимальности организационной структуры управления состоит в максимизации результатов деятельности организации (фирмы) при минимизации доли затрат ресурсов на управление в общих затратах организации (фирмы).

[Содержание]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.016 с.)