Особенности информационного вещания радиостанции «Говорит Москва» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности информационного вещания радиостанции «Говорит Москва»



Мы были созданы в 1997 году как городская станция, ориентиро­ванная на обслуживание информационных нужд столицы.

Но в 1998 году руководство концерна «Радио-Центр», в который мы входим, решило, что необходимо сделать еще одну радиостанцию, которая будет вещать на российские регионы. Так появилось «Обще­ственное российское радио» («ОРР») — параллельный проект, кото­рый транслируется в пятнадцати крупных городах России.

В какой-то момент положение нашего холдинга подорвали сначала финансовый кризис 1998 года, затем выборы в Государственную Думу. Некоторым государственным радиостанциям не хватало частот для распространения влияния, поэтому у «Говорит Москва» была отобрана FM-частота, в связи с чем мы потеряли очень большую часть ауди­тории, сохранив за собой слушателей третьей кнопки городской ра­диотрансляционной сети и аудиторию «Общественного российского радио». У холдинга появились проблемы с финансированием. Было принято решение на 80% заполнить «Общественное российское ра­дио» информационно-развлекательным продуктом радио «Говорит Москва».

Так был создан монстр, который должен решать две абсолютно раз­ные задачи — информационное обслуживание Москвы с ее проблема­ми, задачами и реализацией так называемого социального городского


Ильмира Маликова закончила Московский государственный университет им. М. В. Ло­моносова (филологический факультет). На радио с 1992 года. Работала выпускающим редактором службы информации радиостанций «Надежда» и «Радио 101». С 1998 года руководитель информационной службы радиостанции «Говорит Москва».


заказа и вещание на регионы. Люди других городов должны были не выключаться, а слушать московских чиновников, которые обсуждали проблемы дворов, подъездов, помоек, в общем, того, что интересно столичному пенсионеру или домохозяйке, но не нужно жителю про­винции.

И это сегодня главная особенность нашей работы. С вопросом: «Как вести этого кентавра по волнам радиоэфира?» — мы сталкиваем­ся ежедневно, ежечасно.

Мы решили, что московская тематика должна обязательно присут­ствовать в выпусках новостей и основных информационных програм­мах, которые транслируются как на «Говорит Москва», так и на «ОРР» и, соответственно, на регионы. Москва — столица России, колоссаль­ный мегаполис и очень сложно развести и вычленить общественно-политические и социальные проблемы, значимые и характерные для всей России и волнующие только жителей нашего города.

Поэтому всю московскую проблематику мы попробовали разделить на «крупные новости» и «новости местного значения».

К первой категории мы отнесли: новости, которые могут оказать влияние на жизнь всей страны в целом, информацию о каких-то нашу­мевших и известных всей стране событиях, интервью с московскими крупными чиновниками, освещение значительных акций или мероп­риятий, опыт проведения которых может быть интересен и полезен для регионов России. Например, реализация жилищно-коммунальной реформы в столице, нововведения в уставе города, схемы финансиро­вания городского строительства.

Мы неоднократно задавались вопросом: «Не переключатся ли реги­ональные слушатели во время таких «московских трансляций» на дру­гую станцию?» Результаты социологических опросов показали, что этого не происходит. Региональная аудитория прирастает стабильно. Во многом это, конечно, связано с отсутствием на российском ра­диорынке формата социального радио, в котором работает «Говорит Москва».

Но также, как оказалось, узко столичный опыт взаимодействия всех ветвей власти, те мероприятия, инновации, которые реализуются в столице, интересны региональным слушателям тем, что дают возмож­ность узнать, как решаются городские проблемы в Москве. Тем более, что вопросы городского хозяйства по большей части типичны и отли­чаются только масштабом катастрофы и ценой вопроса. Снегопады, отключения электроэнергии, сезонные профилактические работы — они и в Африке испытание для простого человека.


В категорию «новостей местного значения» или так называемых «московских сюжетов» мы отнесли мелкие, сугубо московские но­вости.

Слушать всей России о том, что в северо-восточном округе столи­цы появились такие-то ясли — неинтересно. Но городские проблемы актуальны для Москвы, и многим москвичам важно, что пункт собеса открылся на этой улице, переехав с той.

Поэтому в рамках нашего новостного вещания мы придумали про­ект — «Время московское», который рассказывает только о городских новостях с репортажными вставками и интервью. Эта программа выхо­дит за пять минут до конца каждого часа и транслируется только на Москву. В это время друзья-регионалы выключаются и через джингл дают какую-то песенку или свою рубрику в завершение часа. А все московские чиновники, с которыми мы активно работаем и которые являются основными поставщиками средств для существования стан­ции, без пяти минут каждого часа включают радио и слушают всю ту информацию, которую они прислали нам по факсу для обязательного освещения. Таким образом, у нас и волки сыты, и овцы целы. Более того, в целях экономии средств на эфирное время и корреспондент­ские материалы, мы делаем в день по четыре сюжета, которые за­тем ротируются. Скажем, прошло четыре сюжета без пяти минут шесть, какая-то часть аудитории их прослушала, другие проснулись без пяти минут одиннадцать, и они могут прослушать те же сюжеты в повторе. И мне не шестнадцать раз платить за разные передачи, а че­тыре.

В другое время, когда в эфире «Говорит Москва» выходят передачи детально разбирающие отдельные частные сюжеты с приглашением глав управ, чиновников среднего звена, депутатов Мосгордумы — на волнах «ОРР» звучат информационные и развлекательные программы.

В остальном мы работаем с информацией так же, как и другие ра­диостанции.

Построение выпусков новостей

«Говорит Москва» позиционируется как социальное радио. Поэто­му при подборе новостей, корреспондентских сюжетов, гостей на эфир приоритеты отдаются тем вопросам, которые обсуждаются на кухне, в метро, у подъезда. Скажем, проблема реформы жилищно-коммунального хозяйства, индексации пенсий и детских пособий на­шему слушателю гораздо важнее, чем тема палестино-израильских пе­реговоров, слушаний по проблеме свободы слова в ПАСЕ и смены


руководства в Газпроме. Но это не значит, что мы вообще этих тем не касаемся. Все это присутствует в информационных выпусках, но в раз­ных пропорциях и последовательности.

Новостной выпуск формируется исходя из общепризнанных клас­сических правил, когда новости следуют друг за другом согласно их общественной значимости. В начале главная новость дня или ча­са, далее — федеральные, международные, социальные, культурные, спортивные.

Безусловно, в выпуск новостей включаются новости или материалы наших корреспондентов из регионов вещания «ОРР». При программи­ровании информационных выпусков сотрудники службы информации держат в голове то, что важные сообщения, связанные напрямую или опосредованно с жизнью того или иного региона, обязательно должны быть в эфире. Но и здесь мы отдаем приоритет не узко региональным новостям, а имеющим влияние или интерес для всей федерации. На­пример, трагическая история гибели атомной подлодки «Курск» — не сугубо мурманский сюжет, а выборы губернатора Краснодарского края —типичная история времен демократии в России.

При этом выборы мэра города Сочи — вроде вполне локальный сюжет. Однако Сочи были, есть и остаются всероссийской здравницей на Черноморском побережье, а глава города имеет все рычаги влияния на ситуацию в регионе — и новость уже выходит за рамки местечко­вой. В таком материале нас особенно будут привлекать предвыборные тезисы. Что и в какие сроки будет сделано, чтобы вернуть Сочи ком­фортабельность и доступность отдыха для большинства россиян? А потом уже — какой договор о сотрудничестве накануне выборов под­писали мэр Москвы Лужков и и.о. мэра Сочи Мостовой, в каких сана­ториях, согласно документу, будут отдыхать москвичи? Будут ли по­ставляться в столицу сезонные фрукты и какие заказы Сочи разместит на столичных промышленных предприятиях.

Поэтому для нас важно иметь корреспондентов в регионах вещания и ориентировать их на подготовку оперативных, социально направлен­ных материалов. Их сюжеты входят в состав выпусков новостей (опе­ративные) или информационных программ (спецрепортажи, аналитика).

Важно отметить, что нельзя раз и навсегда присвоить порядковые номера новостным рубрикам. Например, однозначно решить, что фе­деральные идут первыми, международные вторыми, спортивные пос­ледними и т.д.

Если наша сборная по футболу стала чемпионом мира, то сообще­ние об этом откроет выпуск новостей. Если Президент России принял в Кремле членов Госсовета и обсудил с ними вопросы реформирова-


ния ЖКХ — это также важно для нашего слушателя, впрочем, как и то, что сегодня происходит в Чечне, как борются с паводком на Лене.

Так, например, сообщения о судебном процессе по делу полковни­ка Буданова, передаваемые нашим ростовским корреспондентом, в первый день возглавляли выпуски, затем переместились в середину, поскольку процесс стал рутинным, а на первое место вышла информа­ция о взрыве насилия в Иерусалиме или визите Президента в Индию и о подписании там важных документов.

В основном, новостные блоки строятся на информации централь­ных агентств, сообщений собственных корреспондентов в регионах, а также источников в разных государственных и общественных струк­турах.

Концепция информационного вешания

Концепция нашего информационного вещания подразумевает, что новости — это оперативно, актуально и интересно.

Нужно с самого начала определиться: для чего я работаю? Я хочу напугать людей тем, что происходит? Хочу загнать их в депрессию, чтобы люди боялись выходить из дома и никому не верили? Или я хочу, чтобы люди все знали, но продолжали жить, и эти знания не ломали бы кардинально их психику?

Характерный пример — освещение СМИ взрыва на Пушкинской площади. Подтекст сообщений и комментарии этих событий заключа­лись, по сути, именно в запугивании. К нам поступали нервные сооб­щения из правоохранительных органов: «Нужно обратить внимание, чтобы нигде не было мешков с гексагеном!», «Не ходите по улицам!», «Не спускайтесь в переходы!». Специалисты, которые приглашались в эфир, говорили, что каждый переход может быть заминирован, что мы не можем глобально предотвратить угрозу новых взрывов. Создавался массовый психоз. Мы пригласили в эти дни в студию директора Ин­ститута судебной психиатрии им. Сербского, и она рассказала, что именно на эти дни пришелся пик обращений к психиатрам. Люди на­ходились в кризисных состояниях. Они просто смотрели телевизор, слушали радио и читали газеты.

Главное в работе службы информации — сообщать информацию, не комментируя ее и не отбирая ничего в личных интересах. Мы обя­заны информировать, мы не можем молчать, но не нужно комменти­ровать факты в выпусках новостей. Здесь очень важен личностный фактор журналиста. Необходимо каждый раз задумываться: как я лич­но отношусь к событию, имею ли я моральное право на комментарии. Хотя мораль журналистики сейчас очень размыта и не является акту- 207


альной проблемой для журналистского сообщества, стоит помнить о том, что комментарий — жанр иных программ.

Работая с информацией, следует идти от концепции станции и ин­тересов тех людей, которым ты хочешь что-то сообщить. Когда работа­ешь, не думаешь о том, что тебя слушает очень большое количество людей. Мы — специалисты, которые сидят на новостной ленте и в курсе колоссального объема информации, начинаем работать ради са­мих себя. Нам это интересно. Но в журналистике очень важно опреде­лить не только свой интерес, но и интерес аудитории.

В подборе тем и людей, которые приходят на интервью, очень важ­но удержаться от ненужной информации, задавать те вопросы, кото­рые прояснят ситуацию для слушателей, а не выяснять что-то лично для себя. «Вот я что-то не поняла в 155 пункте, вот с этого вы начните, а я попробую вас понять». Многие политические персонажи, которые очень интересны журналисту, могут быть не востребованы аудиторией, и слушатели просто выключают приемник или настраивают его на дру­гую программу.

На самом деле простых людей интересует очень немногое. Их вол­нует, чтобы им платили зарплату, было тепло, не было войны, чтобы не было стыдно за Президента, чтобы дети учились и все были здо­ровы.

Пять раз в неделю ты должен думать о том, какого человека зака­зать продюсеру для интервью, чтобы это действительно было интерес­но слушателю. И всегда помнить о том, что слушатель хотел бы узнать из всего сказанного приглашенным.

Мы домашнее радио. Наша аудитория — люди 40 лет и старше. Это домохозяйки, люди, которые работают дома, у кого-то включена наша кнопка на работе, в парикмахерской, в поликлиниках, магазинах и так далее — там, где человек готов слушать только то, что он понимает, что затрагивает знакомую ему тему.

Какую музыку мы любим? Ту, которую знаем. Потому что новое всегда необычно, и нужно послушать его пять раз, чтобы привыкнуть и полюбить. Человек, который включает ту или иную радиостанцию, ожидает услышать то, что ему интересно, понятно и имеет какое-то отношение к его жизни.

Надо задавать себе вопрос, какое отношение эта информация имеет к жизни конкретного слушателя. Например, задержан известный пред­приниматель, которого в свое время доставили из Венгрии. Интерпол его искал. Его выпустили под поручительство, потом опять забрали. Слушатель, который привык смотреть фильмы типа «Бандитского Пе­тербурга», вовлечен в эту проблематику. Для него это очередная серия


детектива, где зло должно быть наказано, и он готов к восприятию всех этих перипетий.

Или взять важную, на взгляд довольно большого числа людей, акту­альную тему о продаже акций какого-то большого нефтяного концер­на другому. Говоря об этом, нужно построить логическую цепочку, которая бы объясняла аудитории, зачем ей эта информация. Напри­мер, в случае продажи этих акций подорожает бензин, соответственно продукты в магазине тоже подорожают. А говорить о том, что в резуль­тате этой перепродажи акции на Нью-Йоркской фондовой бирже под­нимутся на столько-то — не важно, так как это не имеет отношения к нашему слушателю.

Новости в сетке вешания

Новости в течение дня выходят в эфир с периодичностью раз в полчаса. Открытие часа — это основной пятиминутный выпуск. Он начинается «Шпигелем» (кратким перечислением основных тем выпус­ка) и включает в себя один-два корреспондентских материала, хроно­метражем не более 1 минуты. Это могут быть «синхроны» известных политиков по актуальной теме (30 секунд), репортаж с места события или обобщающий материал по тому или иному вопросу с обязатель­ным включением не только голоса корреспондента, но и какого-либо фрагмента синхрона.

Второй выпуск выходит в середине часа. Его хронометраж 2,5 ми­нуты. Это краткое перечисление основных информационных тем дня без включения корреспондентских материалов и особых подробнос­тей. Подробности можно узнать в расширенном выпуске в начале каж­дого часа.

В краткий выпуск включается также московская локальная инфор­мация, поскольку в это время некоторые региональные партнеры «ОРР» включают собственные выпуски местных новостей. Таким об­разом, выпуски в середине каждого часа наиболее удобны для разме­щения региональной информации, как собственно московской, так и провинциальной.

Кроме выпусков новостей служба информации готовит несколько информационно-аналитических программ. Это «Крупным планом», «Актуальное интервью», «Мы и власть», «Сей час» и другие.

Если проанализировать расстановку новостей и информационных программ по сетке, то можно увидеть, что день делится на четыре эфирных блока.

Для службы информации утро длится с 6:00 до 10:00. Оно построе­но по дробному принципу. У слушателя нет возможности внимательно


слушать большие информационные и развлекательные программы, поэтому мы стараемся ими не увлекаться.

Новости выходят с получасовым шагом. Их формат и время выхода в эфир не меняются в течение дня. Может быть, это наивно, но нам хочется давать с утра установку на «хорошие» новости. Если их нет, то, по крайней мере, «нейтральные». Как можно меньше криминала и прочей чернухи. Конечно, мы не можем себе позволить не рассказы­вать о ЧП в выпусках новостей (наш слушатель узнает и о ночных взрывах, и о пожарах, и об убийствах и т.д.), но мы стараемся не ста­вить в утренний эфир специальные материалы на эту тему.

Считается, что утро — для новостей время мертвое. Однако, во-пер­вых, ресурсы, которые предоставляет интернет, неисчерпаемы, во-вто­рых, у нас в эфирной папке всегда есть корреспондентские материалы «на черный день» — так называемые «вечно зеленые» (или «консервы»), которые можно ставить в выпуск, не привязывая к какой-то дате (напри­мер: «В январе свое 100-летие отмечает Ростовский музей игрушки...»).

Наша утренняя задача — сделать как можно больше полезных пере­дач. За новостной службой — подготовка «Экономического обозре­ния», обзор утренних газет в 7:40 и 8:40 и по два сюжета для каждого информационного часа. Они могут представлять анонсные материалы начавшегося дня, подведение итогов предыдущего. Например, «Сегод­ня Госдума рассмотрит в последнем чтении проект закона о захоронении ядерных отходов...» Или: «Реформа ЖКХ все-таки начнется с 1 января будущего года, это накануне подтвердили члены Госсовета...» Хрономет­раж таких материалов — полторы минуты. Здесь же — московские репортажи о городских событиях (открытие памятников, новые прави­ла получения жилья и т.д.), интересные региональные репортажи по социальной, культурной, спортивной тематике.

Аналитическая программа «Экономическое обозрение» выходит каждый день по будням. С 8:10 в течение 7 минут обозреватель нашей радиостанции рассказывает слушателям об основных тенденциях, су­ществующих в экономике. О новостях, конфликтах, скандалах и т.д. В программу включены короткие интервью с экспертами и ньюсмейке­рами в этой области. И вновь основной акцент делается на социальной значимости вопросов. Приведет ли встреча Президента с руководите­лями автомобильных российских предприятий к повышению цен на новые и старые машины отечественного производства? Можно ли та­кой вывод сделать из желания повысить на нашем авторынке сто­имость подержанных и новых иномарок?

Утро должно быть наполнено активно потребляемым информаци­онно-развлекательным продуктом. В 9:00 самое позднее — слушатель


уходит на работу, поэтому до этого времени надо сделать так, чтобы он был в курсе всех основных событий, и у него не возникло желания переключиться на наших конкурентов.

С 10:00 до 15:00 динамика работы службы информации связана со сменой нашей аудитории. В 10:00 начинается либо «офисное время» нашего слушателя, либо активное время другой категории потребите­лей нашего эфирного продукта — домохозяек и пенсионеров.

Новости, как уже говорилось, остаются на получасовом шаге.

С утра по будням выходит программа «Открытый эфир», в которой принимают участие префекты, главы управ, представители среднего звена московских чиновников. В этой интерактивной передаче они отвечают на вопросы жителей своего района или округа. Несмотря на огромный интерес к этой программе, мы не рискуем транслировать ее на регионы, поскольку разговор в ней узкоспецифический и полезен лишь тем, кто живет на ограниченной московской территории. Имен­но в это время наши партнеры по «ОРР» транслируют на своих часто­тах похожие по тематике, но региональные программы.

Итоги утра подводятся в выпуске новостей в полдень. Здесь, в связи со сложившейся информационной картиной, хронометраж выпуска может быть расширен до 6—8 минут и включать в себя корреспонден­тские материалы.

В 13:10 — программа «Пресса. Как это делается». Разговор об ос­новных событиях страны с журналистами разных изданий. Уже прочи­таны основные газетные материалы, начались сегодняшние события и тем более интересно, что по этому поводу думают те, кто о них пишет.

В 15:00 — основные итоги первой половины дня подводит инфор­мационная программа «Сей час». Каждый день по будням она выходит в 15—20-минутном формате. По сути, это расширенный выпуск ново­стей с десятью репортажными материалами, подробностями главных событий, прямыми включениями с мест важных акций. Информаци­онная программа «Сей час» — одна из ключевых в эфире. Выходит три раза в день — 15:00, 19:00, 23:00. Концепция программы обозначена в ее слогане — «Всегда подробно о жизни страны и ее столицы». «Сей час» — это горячие новости из политической и общественно-социальной жизни страны и мира. К 15:00 уже в общих чертах понят­но, как будет складываться день. Наши корреспонденты и обозревате­ли с утра или накануне получают задания для того, чтобы включить в эту программу аналитические материалы, объяснить слушателям, что происходит.

В 15:30 идут рубрики «Крупным планом» или «Актуальное интер­вью». Они выходят каждый день по будням в 15:30 хронометражем 21


десять минут. Их жанр определяется названиями. «Крупным планом» — обозначение важной для сегодняшнего дня темы или проблемы с включенным комментарием специалиста и текстом корреспондента или обозревателя. Например, о введении новой схемы сдачи вступи­тельных экзаменов в вузы. «Актуальное интервью» — интервью с изве­стным человеком по событиям дня сегодняшнего. К примеру, в Чечне расстрелян глава администрации района. Ситуацию и пути выхода из нее в нашем эфире комментирует полномочный представитель Чечни в России. В ежедневной сетке в 15:30 зарезервировано время для одной из этих программ. И они чередуются в соответствии с информацион­ной картиной дня. Если она спокойная, идет программа «Крупным планом», если полна событий, то «Актуальное интервью».

В 15:40 выходит ежедневная программа «Дикси» (6 минут). Это на­резка из высказываний известных людей по тому или иному поводу, их оговорки, парадоксальные мнения. И здесь очень важно не скатить­ся на постоянную рекламу двух персонажей — Василия Ивановича Шандыбина, а также Владимира Вольфовича Жириновского, потому что все остальные очень аккуратны в своих высказываниях. Программа лю­бопытная — это не голый синхрон, а еще и некий комментарий к словам человека. Это одна из рейтинговых информационных программ.

Вечер у наших слушателей начинается в 18 часов. Выходит выпуск новостей, после которого в 18:06 начинается программа «Мы и власть». В ней подводятся итоги дня с известным политиком или экс­пертом. В течение 25 минут в студии прямого эфира находится высо­копоставленный государственный чиновник (федеральный министр, депутат Государственной Думы, член московского правительства, экс­перт), который отвечает на вопросы ведущего программы и анализиру­ет ситуацию в той или иной сфере. Особо отмечу, что гость программы также приглашается в связи с важным информационным поводом, об­щественно значимым и интересным для аудитории. (Еще раз напом­ню, что в связи с концепцией общественного радио основной акцент все же делается на социальную проблематику.)

В 19 часов начинается информационная программа «Сей час». Вновь за 15—20 минут мы даем информационную картину дня. Это своего рода итоговый выпуск новостей с подробностями. Здесь дается больше аналитики, так как основная масса событий уже прошла, и у наших корреспондентов-обозревателей было время подготовить раз­вернутый комментарий. Если какой-то материал кажется нам очень важным (в выпуске мы можем уделить одному материалу максимум полторы минуты) и достойным того, чтобы раскрыть его более под­робно, эта тема выносится за рамки новостей. Мы анонсируем ее в


выпуске новостей, но говорим, что об этом вы услышите в рубрике «Подробности» после выпуска в 19:15.

В 19:35 идет программа, которая называется «Человек дня. Событие дня». Она уже делается ведущим эфира, а не новостником.

Это не означает, что программа повторяет то, о чем мы говорим в новостях и в рубрике «Подробности». Каждый день происходит что-то интересное, забавное и привлекающее внимание. Поговорить об этом очень интересно. Более того, не новостная, бесстрастная подача мате­риала, а собственная стилистика ведущего создает дополнительный шарм программе. Этот человек — голос радиостанции, известный аудитории, ему доверяют, он может где-то неловко пошутить, расска­зать историю, разрядить обстановку.

Новостной вечер продолжают информационные выпуски.

В 21:10 выходит обзор завтрашних газет.

В 23:00 итоги дня подводит в пятнадцатиминутном формате завер­шающая программа «Сей час», принцип верстки которой повторяет дневной и вечерний.

Рекомендации по работе службы информации

Одна из проблем деятельности службы информации — нескоорди-нированность работы. Например, когда ведущие между собой не дого­вариваются, кто будет гостем их программы. И получается, что в тече­ние одной недели в студию приходят два человека, которые говорят на одну и ту же тему. Или одного и того же человека приглашают в раз­ные программы.

Здесь очень важно отладить координацию службы информации и состыковать ее со всеми структурами радиостанции. В какой-то мо­мент мы были вынуждены создать так называемую «настенную обяза­тельную сетку» или «обойную сетку». Мы берем кусок обоев, вешаем на стену в доступном для всех месте и расписываем на нем программы. Потом заполняем эту сетку: например, на программе «Крупный план» все темы и гости указаны по датам. Эти сетки вешаются друг под дру­гом и можно, подняв отдельные листы, посмотреть кто, кого и когда приглашал. Вся информация пишется разными карандашами, марке­рами, создается такое пособие для первоклассников, чтобы было на­глядно, весело и, главное, крупными буквами. Претензии на тему «Я не знал» не проходят, потому что ты был обязан это знать. Все нахо­дится в открытом доступе.

Это, конечно, можно делать в компьютере, но в него не всегда залезешь, а все должно быть быстро и просто, потому что люди все творческие, гениальные, и времени у них, естественно, нет.


Очень важным фактором работы службы информации является база данных. Следует сразу установить правила игры: никто на станции не работает на себя и на свое имя. Ты делаешь здесь общий эфирный продукт, и у тебя, Вася Пупкин, нет своей авторской программы, есть авторская программа радиостанции «Говорит Москва».

Потому что часто бывает так: люди, которые специализируются на той или иной теме, собирают телефоны, контакты, а после конфликта разворачиваются и уходят, забирая с собой базу данных, которая в записной книжке. А вся работа делалась за зарплату и от имени радио­станции.

Поэтому обязательно нужно создать в общем компьютере базу дан­ных, которая должна публично обновляться. Нашел кого-то — оставь его координаты. Не ты звонишь, и не тебе дают интервью, а это звонит радиостанция, и ей дают интервью.

Структура службы информации

На службу информации работает около 20 человек.

Пять выпускающих редакторов. Они работают по три человека в день. Смена каждого шесть часов: с 6 до 12, с 12 до 18, с 18 до 24. Они выходят в эфир раз в полчаса. Человек отчитал новости, передал сме­ну, рассказал об основных событиях, показал последний выпуск редак­тору, который вступает в свою смену. Все выпуски архивируются.

У нас 10 корреспондентов, плюс внештатные. Это собственные корреспонденты, у которых свои темы: политика, экономика, эколо­гия, культура и пр. Но все-таки практика показывает, что узкая специ­ализация по темам непродуктивна. И при том, что некие темы все же закреплены за корреспондентами, каждый из сотрудников должен быть готов работать в смежной проблематике. Конечно, не доводя этот принцип до абсурда. Спортивный комментатор не пойдет на заседание правительства по бюджету, а военный обозреватель не будет писать рецензию на премьеру в консерватории. Но каждый готов выехать на место ЧП, или митинга, или какого-то важного события, которое про­изошло только что и не было запланировано накануне.

Отмечу специфику работы с региональными корреспондентами. Работа с ними ведется в трех направлениях.

1. Оперативно. В случае разного рода ЧП или местных информаци­онных поводов они сами выходят на связь с нами и сообщают подроб­ности происходящего. Например, итоги выборов губернатора Тульс­кой области или пожар в Калуге на военной базе.

2. На заказ. Наша редакция заказывает корреспондентам на местах материалы по интересующим темам. Например, организация летнего


отдыха детей, отношение в регионе к пенсионной реформе, отклики на введение реформы ЖКХ.

3. По графику. У каждого из наших региональных корреспондентов есть график «созвона» с нашей редакцией, когда они надиктовывают свои «вечнозеленые» материалы или репортажи, в основе которых ле­жит некий информационный повод, который может быть использован для разбавления утреннего эфира.

Естественно, все эти материалы проходят отбор, и речи о том, что­бы все полученное из регионов ставилось в программы безоговорочно, быть не может.

На сегодняшний день мы имеем собственные корпункты во всех городах вещания «ОРР», а также в Ростове, Волгограде и Санкт-Петер­бурге. В случае необходимости при освещении важных событий или мероприятий мы связываемся с местными средствами массовой ин­формации в регионе и просим коллег с телевидения, радио или из газет сообщить нам нужные сведения.

Среди сотрудников службы информации есть еще один важный че­ловек — это продюсер. Он определяет насыщенность информацией всех программ, рассылает и расставляет корреспондентов, звонит в Думу, посылает факсы, приглашает, договаривается, ведет гостей, нужных для эфира до того момента, пока те не вошли в студию.

Бывает такое, что иногда звонит какой-нибудь интересный для нас человек и говорит: «Я могу приехать к вам и дать интервью». Во-пер­вых, это заслуга продюсера и сотрудников станции — значит, нас це­нят и нам хотят предложить эксклюзив. А во-вторых, квалификация продюсера должна быть такой, что, если в настоящее время под рукой нет свободного ведущего или обозревателя, он может сам сделать это интервью с гостем.

* * *

Подытоживая все сказанное, отмечу — ваш личный опыт в таком сложном деле, как создание службы информации, незаменим. И хоро­шо, если чужое знание поможет вам не совершать собственных глупых ошибок. А вообще рецепта успеха нет — есть рутинная кухня.


Вячеслав Умановский

первый заместитель генерального директора

«Радио России»*

«РАДИО РОССИИ». НОВЫЙ ОБЛИК

Государственной радиокомпании, федеральному государственно-унитарному предприятию «Радио России» десять лет. Чтобы в декабре 1990-го года за восемь месяцев до ГКЧП открыть станцию явно демок­ратического, а если говорить точнее, антикоммунистического толка — стоило иметь не только гражданское мужество, но и определенную прозорливость. Тем не менее, это произошло. И первые годы своего десятилетнего существования «Радио России» не только делало исто­рию, но и само было частью этой истории.

А затем произошло то, что и должно было произойти. Станиславс­кий говорил, что «каждому театральному коллективу отведено двад­цать лет». Учитывая темпы нашего времени, за десять лет творческий коллектив редакции «Радио России» прошел все этапы своего разви­тия — от безудержной политической активности начала 90-х, через культурно-просветительскую позицию середины 90-х, и, к сожалению, до полного старения конца 90-х. В результате к концу 90-х «Радио России», так называемая «первая кнопка», утратило свои лидирующие позиции не только на рынке масс-медиа, но и на рынке радиовеща­ния. Почему это произошло?

Причин этому несколько.

Во-первых, радио, строящееся на 90% на долгих разговорах «за жизнь», увы, было обречено.

' Вячеслав Умановский окончил Московский государственный университет им. М. В. Ло­моносова (факультет журналистики). Писал для газет тюменской области «Правда Севе­ра» и «Тюменский комсомолец». С 1990 года работал в детской редакции Гостелерадио СССР. В 1993 году перешел на «Радио России» ведущим музыкально-развлекательного канала «Четыре четверти». Там работал до 1999 года сначала руководителем студии «Че­тыре четверти», потом главным редактором дня, затем заместителем директора. С 1999 года — начальник управления общественных связей и специальных программ Концерна «Радио-Центр». С 2000 года первый заместитель генерального директора «Радио России».


Во-вторых, наблюдался явный дефицит свежих творческих идей, новые формы в эфире не появлялись годами.

И, наконец, сильно отставало от времени оформление канала.

Именно поэтому возникла необходимость придать государствен­ному «Радио России» иной облик, как тематический, так и оформи­тельский.

Первое, с чего начала новая команда «Радио России» в июле 2000 года — с отмены так называемого орбитального вещания, когда каждая программа передавалась в эфир пять раз: премьера для Москвы и Цен­трального региона, а затем четыре повтора для разных часовых поясов.

Сейчас «Радио России» вещает лучом, и наша основная слож­ность — построить сетку так, чтобы одна и та же передача адекватно воспринималась, скажем, в Москве в 8 часов утра и во Владивостоке в 16 часов, а в Якутске детская сказка не выходила в эфир в 22:30. Нам удалось решить эту задачу. Хотя это потребовало определенных усилий.

Во-первых, понадобился более тщательный подход к программиро­ванию. Во-вторых, сами передачи теперь записываются с поправкой на данное обстоятельство.

Что сегодня представляет собой эфир государственной радиостан­ции «Радио России»?

Если начинать с включения радиоточек по московскому времени, то с 6 до 9 утра выходит в эфир то, что условно можно назвать инфор­мационно-развлекательным каналом. Утро для любой радиостанции — не важно, как она называется: частная, коммерческая, общественная, общественно-политическая, информационная, государственная и так далее — это прайм-тайм в любом случае. Несмотря на рост благососто­яния наших сограждан и появление вторых и третьих телевизоров, ут­ренняя аудитория радио пока еще опережает телевизионную. Именно поэтому утром по московскому времени мы стараемся делать эфир, во-первых, как можно более дробным, чтобы программы не превы­шали 15 минут, во-вторых, как можно более информационно насы­щенным.

Традиционная утренняя пятнадцатиминутка — это обязательно ко­роткие новости, какая-то постоянная рубрика, репортерский сюжет на тему дня и набор информации, которая необходима слушателю в лю­бом городе — прогноз погоды для всех регионов, курс доллара и, как правило, в конце пятнадцатиминутен — музыка.

Потом эта схема повторяется. Таким образом, в утреннем часе у нас
четыре выпуска новостей, четыре песни, четыре репортажа, четыре
рубрики. 217


Утренние рубрики постоянные. Это исторический календарь «Что было, то было — этот день в истории», всевозможные полезные советы (от кулинарных до медицинских), информация Службы спасения и т.д. Кроме того, этот отрезок эфира, безусловно, отличается более дина­мичным, соответствующим общему настрою канала оформлением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.092 с.)