Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй в эпоху Нового царства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй в эпоху Нового царства.



Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй в эпоху Нового царства.

Государство Древнего Египта - одно из древнейших государств в мире. Оно сложилось к III тысячелетию до н. э. в Северо-Восточной Африке. Во второй половине IV тысячелетия до н. э. в Древнем Египте складываются первые государственные образования - номы. Они также возникли вследствие развития поливного земледелия: сельские общины объединялись вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ. Номов ко времени образования единого египетского царства было на его территории около сорока. Они первоначально объединились в два самостоятельных государства - Верхний (Южный) Египет и Нижний Египет. К концу IV тысячелетия до н. э. цари Верхнего Египта завоевали и объединили под своей властью весь Египет.

Периодизация истории Древнего Египта

· период Раннего царства (3100 - 2800 гг. до н. э.);

· период Древнего царства (около 2800 - 2250 гг. до н. э.);

· период Среднего царства (около 2250 - 1700 гг. до н. э.);

· период Нового царства (около 1575 - 1087 гг. до н. э.). В конце Нового царства Египет приходит в упадок, его завоевывают сначала персы, затем римляне, включившие Египет в состав Римской империи (1575 н.э. — I в. до н.э)

Общественный строй В период Нового царства продолжает развиваться рабство, чему способствуют многочисленные войны. Рабовладельческие отношения глубоко проникают в общество. Труд рабов не только широко использовался в домашнем хозяйстве, из их среды выходили ремесленники - каменотесы, перевозчики камня, кузнецы, ткачи, строители и др. Основная масса общинников-земледельцев беднела. Земледельцев в принудительном порядке использовали на царских и храмовых землях. С целью наложения различных повинностей ежегодно проводились смотры людей, скота, птицы. Продолжается возвышение жречества. Оно превращается в замкнутую наследственную касту. Растет богатство высшего жречества, и происходит его освобождение от зависимости по отношению к центральной власти.

Основные группы населения:

1. Господствующий класс:

1) Придворная знать, жречество

2) Служилая знать

3) Мелкие рабовладельцы

2. Свободные рабовладельцы

3. Рабы.

Государственный строй

Во главе государства стоял обожествляемый фараон, которому принадлежала высшая законодательная и религиозная власть (т.е. ТЕОКРАТИЯ, форма правления, при которой глава государства является одновременно его религиозной главой).

В осуществлении своей власти фараон опирался на громадную армию чиновников. Государственный аппарат был организован бюрократически: все управление велось из одного единого центра, и главой этого централизованного аппарата являлся джати(принадлежала высшая исполнительная и судебная власть)

Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым, из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон.

Армия. Первоначально регулярной армии в Древнем Египте не существовало. В период Нового царства создается постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, находящаяся на полном содержании фараона. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников.

Полицейские функции сначала выполняла армия, а в эпоху Нового царства - специальные полицейские отряды, которые несли охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.

Образование государственности в Древней Месопотамии. Усиление Вавилона. Государственный строй Вавилона. Нововавилонское царство.

Периодизация.

1.7 – 4тыс. до н.э. – распад родового строя, возникновение древнейших государств.

2. XXVII – XXIVвв. до н.э. – номовые государства шумеров.

3. XXIV –XXII вв. до н.э. – Шумеро-Акадское государство

4. XIX – XVI вв. до н.э. – Старовавилонский период

5. 626 – 539 г. до н.э. – Нововавилонское царство.

В Азиатском Междуречье, между реками Тигр и Евфрат, первые государства возникли в начале III тысячелетия до н. э.Народа шумеров -древнейшего населения страны, заложившего основы цивилизации в Междуречье. Захватили

проживавшие к северу от шумеров аккадцы, создав могучее Шумеро-Аккадское царство.В общественном и государственном строе небольших городов-государств долго сохранялись черты родоплеменной организации.

Около 2000 г. до н. э. Междуречье захватили кочевники-амореи, которые победили Шумеро-Аккадское царство и расселились на его территории. Одним из опорных пунктов кочевников был Вавилон. При 6-м царе Хаммурапи (1792-1750) Старо-Вавилонское царство переживает расцвет,становится столицей. VII-VI вв. до н. э. было образовано Ново-Вавилонское царство, но просуществовало недолго – в VI в. до н. э. оно было завоевано персами. Возвышению Вавилонаспособствовало удобное географическое положение, и при царе Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.)

Государственный строй Вавилона

По своему государственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством.Зак, исп.и суд. власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника.

К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть.

Судебную функцию выполняли чиновники, назначаемые царём: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь.ВВавилонии имелась регулярная армия.

Нововавилонское царство (626 – 539 г. до н.э.)

В 626 году до н. э. в Вавилонии началось восстание против ассирийцев. В нем участвовало местное население - халдеи.В Вавилоне воцарилась нововавилонская халдейская династия. Вавилонские правители завоевали не только Ассирию, но и Сирию, Палестину.В период правления НавуходоносораНововавилонское царство достигло наивысшей точки своего развития. Деньги, которые стекались из захваченных стран в виде налогов, шли на строительство новых городов.

Вавилон превратился в самый могущественный центр торговли, культуры и искусства. Для того, чтобы защитить город от возможных посягательств, вавилоняне создали очень мощные стены, которыми был окружен город. Судя по историческим источникам, ширина стен достигала 300м.Однако это не смогло защитить Вавилон от падения. Царь Валтасар был уверен в нерушимости Нововавилонского царства и не обращал должного внимания на развитие армии. Город часто оставался без прикрытия войсками.

Положение варн.

Положение шудры правом не регулировалось, тогда как положение раба вполне четко определено. Раб, как и в римском праве - вещь, говорящее орудие. Неприкасаемые - рожденные в низших кастах, иностранцы, незаконнорожденные, преступники, сектанты. Им было запрещено селиться в местах обитания “дважды рожденных”, проходить через поселок арийцев они могли только ночью. Хранить пищу разрешалось только в разбитой посуде, одеваться - только в лохмотья.Выполняли самую грязную работу. Правовой статус = статусу собаки и не мог быть изменен. На одежде особые знаки, чтобы было видно издалека. Могли служить в армии.

Тяжесть наказания за совершение тех или иных преступлений определяется в строгом соответствии с принадлежностью к той или иной варне.

(В семейном праве вполне утвердилось господство мужчины (мужа, отца). Развод для жены невозможен.Наследство делится между сыновьями поровну, и ни один из них не может быть обойден.)

Брахманы –жрецы, занимает высшее место на земле как владыка всех существ. Запрещено богатеть, чтобы не отвлекаться от своего предназначения. Запрещено касаться оружия не для защиты.

Кшатрии – варна воинов и правителей. Занимаются охраной подданных, раздачей милостыни, изучением Вед. Царь должен быть из варны кшатриев. В мирное время должны совершенствовать свое искусство. Идеал – пасть на поле боя. Начинал изучение Вед с 11 лет.

Вайшьи пасли скот, раздавали милостыню, приносили жертвы, изучали Веды с 12 лет, торговали, занимались земледелием.

Шудры образовались позже остальных варн. Предназначение – служить трем другим варнам. Юр. свободные, но положение переходное от свободного к рабу. Запрещено изучать Веды. Не мог делать подарки брахману, приближаться к нему, говорить с ним. Наказание – строже, чем у других. Из варны шудр вышло много низших каст.

Уголовное право

Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:

· формы вины;

· рецидив;

· соучастие;

· тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

Это указывает на довольно высокий уровень развития. Пережитки старины - сохранение следующих понятий:

· принцип талиона ("мера за меру");

· ордалии (суд богов);

· принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Процесс по законам Ману

Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой не могли быть свидетелями, также в качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица. Женщины могли свидетельствовать только против

женщин, относительно “дважды рожденных” - только “дважды рожденные”. Законы детально регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне.

При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п.

Образование государства в Древнем Китае. Реформы Шан Яна. Объединение Китая в эпоху Цинь.

История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий:

· период Шань (Инь) (XV—XI вв. до н. э.);

· период Чжоу (XI—III вв. до н. э.)

Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае возникли во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ.

Создание государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства - вана.

В истории Древнего Китая V в. до н. э. был во многих отношениях переломным. В это время зарождается действие тех факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией стало конфуцианство.

Со временем происходит разложение общинной и утверждение частной собственности на землю, создание крупного частного землевладения. В 221 г. до н. э. царство Цинь победоносно закончило борьбу за объединение страны.

Складывающиеся сословно-классовые границы проходили между двумя социальными слоями: родовой аристократией и свободными крестьянами-общинниками. Бесправные рабы, которых было явное меньшинство, вообще не входили в социальную лестницу.

Позднее формируется еще одно привилегированное сословие - сословие чиновников различных рангов

Разложение общинной собственности на землю, присвоение общинной земли знатью, верхушкой чиновничества приводит в VI, V в. до н. э. к росту частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становились, как правило, арендаторами-издольщиками на частновладельческих и государственных землях, а потом пополняли ряды попавших в долговое рабство.

Высший социальный слой был также неоднороден. Он состоял из титулованной знати, из ранжированного чиновничества и из незнатных крупных землевладельцев и купцов.

На протяжении всей истории рабовладельческого Китая существовала монархическая форма правления. Зарождается идея неограниченной власти правителя – вана. Ван называет себя «единственным и первым человеком». Утверждение династии Цинь резко усиливает могущество верховного правителя. Древнекитайская монархия была наследственной и по форме являлась типичной восточной деспотией. В руках вана находился обширный и разветвленный аппарат управления. Должностные лица подразделялись по их функциям на три категории: гражданские, помогающие вану в различных видах административной деятельности; военные; всевозможные советники и прорицатели. Непосредственное управление государством осуществлялось высшими чиновниками, подчиняющимися непосредственно вану.

Низшей административной единицей на всем протяжении истории рабовладельческого древнекитайского государства оставалась сельская территориальная община, имевшая свои органы самоуправления.

Суд в Древнем Китае не был отделен от государственной администрации. Судебные функции выполняли многочисленные представители государственного аппарата. Верховным судьей являлся ван. С образованием империи Цинь была введена должность окружного судьи. Окружному судье подчинялся особый уездный чиновник, в ведение которого были все местные тюрьмы.

Образование Афинского государства. Реформы Тезея. Органы власти. Законодательство Драконта.

Древние Афины - город-государство в Аттике, которое с 5 века до н. э играло наряду со Спартой ведущую роль в истории Древней Греции. В Древних Афинах сформировалась демократия. В социальном отношении каждое племя состояло из больших кланов, которые разделялись на больших семей-родов. Семьи в произвольном порядке группировались во фратрии - особые религиозные объединения со своими культовыми праздниками и церемониями. Фратрии складывались в филы, которые после стали чисто территориальными подразделениями общей территории полиса, причем не только город, но и вся Аттика соответственно делилась на 4 филы.Территорию Аттики населяло в конце 2 тыс до н.э. 4 племени, каждое из которых имело свои народное собрание, совет старейшин, выборного вождя – базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуальностью труда привел к разделу общинной земли на участки с общественным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и массы свободных общинников. Эти процессы ускорялись развитием ремесла, торговли, чему способствовала приморское положение Афин. Богатые семьи стали первыми собственниками рабов. Первобытное об-во превращалось в совет старейшин. Географические условия, развитие связей между племенами – все это предпосылки для объединения Аттики под единой властью. В микенскую эпоху афиняне платили позорную дань юношами и девушками критскому царю Миносу. От нее их освободил выходец из пенелопского города Тесей. Именно ему приписывается слияние отдельных поселений Аттики в город Афины. И после Тесея продолжительное время Афины управлялись царями. Одному из них, Кодру, удалось, пожертвовав жизнью, защитить город от вторгшихся в Аттику воинственных дорийцев.После этого решено было больше царей не иметь, ибо на появление лучшего, чем Кодр, не надеялись. Общество состояло из:1)эвпатриды – монополия на занятие государственных должностей.2)Геоморы – землевладельцы, ремесленники, метеки – выходцы из других общин.


Высшая власть принадлежала археопагу, заменив совет старейшин. Дальнейшее развитие связано с борьбой широких народных масс с господством родоплеменной аристократии. Решающим этапом стали реформы Солона – отмена долгового рабства, изменение политической структуры общества.Произошло разделение на 4 категории: пятисотники – занимали любые должности, всадники, зевгиты- не могли избираться лишь в архонты и феты могли только избирать. Клисфен – демократизация афинского политического строя. Было изменено административное деление, в основе лежал территоривальный принцип. Новые государственные органы – совет, коллегитя стратегов. Сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики. Право участия в политике имели все полноправные граждане, не моложе 20 лет: они обсуждали вопросы законодательства, внутренную политику, международные отношения, выборы должностных лиц. Совет 500 являлся исполнительным органом. Избирался путем жребия от 30-50. Срок полномочий – 1 год: привлечение к суду долж лиц, заслуш их отчеты


Образование этого древнего гос-ва связано с греческим героем Тезеем. Знаменитые реформы Тезея были проведены в 13 веке до н.э.Одной из основных нововведений было объединение всех частей Аттики в единое целое – с центром в Афинах. Этот процесс получил название «синойкизм». В основе объединения лежали две основные причины: экономическая и внешнеполитическая; во-первых, с развитием частной собственности началось развитие ремёсел и отделение ремесла от земледелия, что в свою очередь вызвало рост торговли. В этих условиях члены родов, фратрий и племён должны были перемешиваться друг с другом, а во-вторых необходимо было противостоять внешней агрессии против дорийцев во второй половине II тыс. до н.э. Была создана единая система управления – Совет. Также всё население страны было разделено на три категории: эвпатриды – родовая знать, геоморы – земледельцы, демиурги – ремесленники. Реформы Тезея способствовали: 1) Созданию центрального управления, в рассмотрении которого оказались дела, до того находившиеся в ведении племён; 2) Была предпринята первая попытка разорвать родовые связи путём деления населения на привилегированное и непривилегированное; 3) Возникает «общеафинское народное право», возвышающееся над обычаями отдельных племён. Несмотря на это дальнейшее развитие было обусловлено усилением родоплеменной знати, власть сосредоточилась в руках 9 архонтов (после 683 года), что привело к сильному социальному «перекосу» в пользу эвпатридов, также серьёзные изменения происходили в городе. Благодаря развитию ремёсел, стала складываться городская рабовладельческая знать, что привело к новому роду противоречий. Между родовой и городской знатью. Огромное количество противоречий социально-экономического характера привело к реформам Солона.

Афинский морской союз

 

Пятый век до н. э. начался гре­ко-персидскими войнами. Победа над персами стала возможна также благодаря объеди­нению греческих полисов. Представители ряда греческих городов на острове Далос заключили союз, получивший название Далосского военного союза. Была учреждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Делами Союза управлял совет из представителей всех городов — членов Союза. Весьма скоро обозначилось главенство Афин в этом Союзе, поэтому он получил название Первого Афинского морского союза. Афи­няне одержали над персами ряд блестящих побед, что усилило их мощь и обеспечило ведущую роль в Союзе. В 454 г. до н. э. отношения между Афинами и их союзниками ухудшились. Общая казна, хранившаяся прежде на острове Далос, была перенесена в Афины и стала частью собственно афинской казны. Афины стали тратить союзнические деньги на собственные нужды. Некоторые члены Союза высту­пали против гегемонии Афин, но эти восстания были подавлены. В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, положивший конец греко-персидским войнам. Таким образом, Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу. Но Союз не ограничивался военными задачами. Это было объединение не только военно-политическое, но и экономическое, в частности, в рамках Союза успешно развивалась торговля.

 

В 412 г. до н. э. ряд городов вышел из Афинского морского союза. Чтобы не допустить его полного распада, Афины приняли ряд мер: некоторые города получили автономию, был отменен обя­зательный взнос в общую казну, но это ненадолго продлило жизнь Союза. Поражение Афин в Пелопоннесской войне привело к пре­кращению существования Первого Афинского морского союза. Пелопоннесская война, завершилась победой Спарты. С целью противостояния Спарте в 378 г. до н. э. был создан Второй Афинский морской союз. Члены этого Союза сохраняли свою автономию и на добровольных началах де­лали взносы в общую казну. Органом управления Союза являлось собрание, в котором каждый город имел один голос. Афины взяли на себя обязательст­во не вмешиваться во внутренние дела союзников. Таким образом, новый Союз был построен на началах равенства. В 60—50-е гг. IV в. до н. э. Второй Афинский морской союз стал крупной политической силой в Греции, но Афины вновь пред­приняли попытку возродить свое господство в Союзе. Это приве­ло к Союзнической войне, и все попытки Афин подавить восста­ния своих союзников потерпели неудачу. Второй Афинский мор­ской союз распался.

Сенат.

С IV в. до н.э. сенат стал высказывать своё согласие или несогласие с законопроектом, вынесенным на утверждение комиций предварительно. Сенаторы назначались цензорами, затем – из высших магистров.

Сенат:

- Утверждал решение народного собрания.

- Определял чеканку монеты

- Назначал созыв войска и его роспуск

- Распределял командование войском

- Назначал триумф полководца

- Объявлял войну и заключал мир, принимал послов

- Вводил чрезвычайное положение

Формирование сената из бывших магистров, делало его независимым от воли большинства граждан Рима.

Падение роли сената началось в эпоху гражданской войны (II-I в. до н.э.), когда государственные дела вершились сильными личностями – Марий, Сулла, Цезарь.

Магистратура.

Высшими должностными лицами были консулы, преторы, народные трибуны.

Магистратура:

1) Экстраординарные магистраты(в ЧС):

- Диктатор(сенатом по предл.консула на 6 месяцев)

- Начальник конницы (помощник диктатора)

- Децемвиры – для записи законов

- Триумвиры – для устройства государства

2) Ординарные магистраты(обычные):

- 2 консула-1год

- 2 предора-1 год

- 4 эдила-1г

- 4 квестора-1 год

- 2 цезора-5 лет

3) Курульные(имелправо сидеть в кресле с украшениями)

- Диктатор

- Консулы

- претор

4) Некурульные(сидел в обычном кресле)

Общие черты магистратуры:

1) коллегиальность при принятии решения

2) срочность – на 1 год

3) отчётность

4) безвозмездность

5) Были выборные кроме диктатора

Консулы занимались всеми первостепенными делами по гражданской и военной части; во время войны один из них оставался в Риме, а другой – командовал войском.

Преторы занимались судебными спорами. Не получали заработную плату.

Диктатор.

Лицо, назначенное диктатором, обладало высшей гражданской, военной и судебной властью одновременно; диктатор имел законодательную власть, ему не страшны были никакие законные способы противодействия, включая вето плебейских трибунов. Диктатор избирался на полгода.

ПОДРОБНЕЕ – учебник Крашенниковой, стр. 170 – 175

Вещное право

Законы XII таблиц строго ограничивали способы приобретения вещных прав, среди них:

1) манципация - воображаемая продажа, происходившая в присутствии 5 свидетелей и весовщика. Нарушение обряда манципации влекло за собой признание сделки недействительной;

2) традицио - простая передача неманципируемой собственности за деньги, под поручительство или залог;

3) спецификация - создание новой вещи из чужого материала или соединение нескольких вещей в одной - главной;

4) уступка права -фиктивный судебный спор перед претором, при котором покупатель заявлял о своем праве собственности на отчуждаемую вещь, а ее владелец не возражал;

5) наследование;

6) давность владения.

Особым видом вещного права были сервитуты - фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью. Сервитуты вырастали вместе с частной собственностью в связи с необходимостью юр. урегулирования взаимоотношений собственников (или владельцев) соседних участков. В силу их хоз-ной важности древние сервитуты относились к категории манципируемых вещей. Существенными из них были следующие: право прохода через соседний участок, право прогона скота, право провозить груженые повозки, право отвести воду с участка соседа. Эти сервитуты прямо предусматривались Законами XII таблиц.

Виндикация – иск собственника об истребовании вещи из чужого незаконного владения. Иными словами, виндикационный иск — это иск собственника о признании его права собственности на вещь и о передаче ему на этом основании его вещи.

Нексум - в древнейшем римском праве долговое обязательство под залог личной свободы, т.е. самозаклад должника. По истечении законной просрочки платежа кредитор был вправе арестовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни, кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что кто-нибудь (родные, близкие или посторонние) выкупит его из неволи, уплатив долг. Н. был отменен в 326 г. до н.э.

Деликт — такое правонарушение, которое рассматривалось как нарушение прав и интересов отдельных частных лиц (а не прав и интересов государства в целом), и потому порождало обязательство виновного уплатить штраф или возместить убытки. Деликтом считалось всякое правонарушение, причиняющее вред отдельному лицу, его семье или имуществу, всякое нарушение права или запрета. В результате деликта возникали новые права и обязанности. К числу деликтов в римском праве относились такие правонарушения, как кража, причинение увечья и т.п., которые в современных правовых системах считаются тяжкими уголовными преступлениями.

Деликтные обязательства являлись древнейшим видом обязательств, их санкцией была частная месть со стороны потерпевшего и его родичей. По мере укрепления государства стали практиковаться соглашения между виновным и потерпевшим о замене мести денежным штрафом. Дальнейшее развитие права привело к запрету мести вообще и установлению имущественной ответственности за частное правонарушение, выражавшееся в уплате штрафа и вознаграждении потерпевшего за вред и обиду.

Образование государства в Древней Спарте. Реформы Ликурга. Общественный строй. Органы власти.

Спартанское гос-во возникло в южной части Греции в IX в. до н.э. в результате завоевания дорийцами обширной территории Лаконики, где проживали ахейские племена. Судя по всему, в архаическую эпоху, до начала VII в. до н. э., спартанская община находилась в стадии военной демократии и развивалась, как и другие дорийские племенные образования. В каждой из 3 ее фил были свои базилеи, народное собрание, Совет старейшин. Косвенно формирование гос-ва подтверждается тем, что деление жителей по родам, филам постепенно заменяется территориальным. Появилось 5 областей. Спартанские деревни из резиденции родовых общин превратились в подобие мелких административных центров.

Общественный строй

1) Спартиаты – господствующий класс. Только они считались полноправными жителями.

2) Гипомейоны (опустившиеся спартиаты). Теряли право участвовать в народном собрании и сисситиях.

3) Илоты – государственные рабы. Они предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая. Илоты практически самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся у них частью урожая.

4) Периэки – неполноправные жители. Они были лично свободны, обладали имущественной правоспособностью, но не пользовались политическими правами и находились под надзором особых должностных лиц - гармостов. На них распространялась военная обязанность: они должны были участвовать в сражениях в качестве тяжеловооруженных воинов. Основное занятие периеков - торговля и ремесло.

Органы власти

1) Народное собрание - апелла (один раз в месяц):избрание должностных лиц, выбор главы военного похода, участвовало в законотв.деят-ти, вопросы войны и мира,

2) Герусия (2 царя и 28 старцев) военные, финансовые, судебные вопросы.

3) 5 эфоров с контрольными функциями

Голосование «детским способом»

Образование феодального государства в Германии. «Священная Римская империя германской нации». «Золотая булла» 1356 г.

 После короткого периода относительного единства в X—XII вв. в Германии начался закономерный процесс феодальной раздробленности. Однако в отличие от Франции он принял здесь необратимый характер. Это объясняется целым рядом причин, среди которых важную роль сыграли внешнеполитические факторы. Два основных направления внешней экспансии феодальной Германии (в Италию и на славянский Восток) привели к искусственному объединению германских герцогств, насильственно присоединенных славянских земель и Северной Италии в империю, получившую в XV в. название Священной Римской империи германской нации.

Германские императоры унаследовали не только титул "короля франков", но и короновались в Риме как "императоры римлян", получая корону из рук папы и претендуя тем самым на духовное и светское лидерство в христианском мире. Этим объясняется то особое значение, которое приобрели в истории Германии взаимоотношения между государством и церковью, в том числе ее центром в Риме.

Смена форм феодального государства прослеживается здесь не столько в масштабе всей империи и собственно Германии, сколько по отдельным германским княжествам, землям. С XIII в. они постепенно превращались в самостоятельные государства, лишь формально связанные между собой императорской властью. Что же касается Германского феодального государства в целом, то его историю можно условно разделить на два больших этапа:

I. Становление и развитие относительно централизованного раннефеодального государства в Германии в рамках империи (X—XII вв.).

II. Территориальная раздробленность в Германии (XIII — начало XIX в.) и развитие автономных германских княжеств — государств.

После образования самостоятельных княжеств и юридического оформления олигархии крупнейших князей-курфюрстов (XIII— XIV вв.) Германия вплоть до XIX в. не представляла собой единого государства и сохраняла форму сеньориальной монархии с отдельными элементами сословно-представительной монархии. Различные стадии развития феодального государства могут быть выявлены здесь только в пределах локальных территорий, государств-княжеств. В XIV—XVI вв. в княжествах Германии устанавливаются сословно-представительные, а в XVII—XVIII вв. абсолютные монархии. В 1806 году под ударами войск Наполеона "Священная Римская империя" пала.

"Золотая булла" закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов: трех архиепископов — Майнцского, Кельнского и Трирского, а также маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского. Князья- избиратели большинством голосов определяли выбор императора. "Золотая булла" подробно регламентировала процедуру выборов императора курфюрстами. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому. Он подавал голос последним, был председателем коллегии курфюрстов и должен был созывать собрание всей коллегии во Франкфурте-на-Майне. Архиепископ Майнцский мог испрашивать заранее согласие других курфюрстов на ту или иную кандидатуру. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения.

"Золотая булла" признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству. Курфюрсты сохранили за собой захваченные ими регалии, в особенности такие, как собственность на недра и эксплуатация их, взимание пошлин, чеканка монеты. Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях. Вассалам было запрещено вести войны против сеньоров, городам — заключать союзы против курфюрстов. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до "Золотой буллы". Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами.

С XIV—XV вв. в Германии помимо императора существовали еще два общеимперских учреждения — рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг был общеимперским съездом (букв, "имперский день"), который с XIII в. созывался императором достаточно регулярно. Его структура окончательно оформилась в XIV в. Рейхстаг состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Характер представительства этих имперских сословий, или чинов, отличался от представительства трех сословий других западноевропейских государств. Прежде всего в рейхстаге отсутствовали представители мелкого дворянства, а также бюргерства неимперских городов. Духовенство не образовало отдельной коллегии и заседало в первой или во второй коллегии постольку, поскольку крупные прелаты входили в состав княжеского слоя. Все три коллегии заседали отдельно. Вместе собирались иногда только палаты курфюрстов и князей.

Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы; указы, изданные императором совместно с членами гофрата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций.

В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Эти попытки отразили обеспокоенность некоторой части феодальной знати ослаблением центральной власти в условиях возрастания социальной напряженности в обществе. Вормсский рейхстаг 1495 года, провозгласивший "вечный земский мир" (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель — императором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Им предоставлялись для этого воинские контингенты. Кроме того, была введена особая подать на нужды управления империей — "общеимперский пфенниг". Однако значительная часть этих мероприятий так и не была проведена в жизнь.

Слабость центрального аппарата нашла отражение и в принципах создания армии империи. Империя не имела постоянного войска. Военные контингенты в случае нужды поставлялись имперскими чинами по особым решениям сообразно с силами страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.092 с.)