Традиционные поселения и жилища 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционные поселения и жилища



Для сельских поселений удмуртов сначала была характерна кучевая планировка, со 2-й пол.19 в. – уличная. Размеры их были обычно невелики – несколько десятков дворов. В поселениях находились постройки общественного назначения – святилища, зерновые склады, гумна, колодцы, большую часть территории занимали семейные усадьбы. Родственные группы занимали отдельные улицы или концы деревни. Выделялось два типа застройки усадьбы - П-образная в северных районах и свободная – в южных. Традиционным жилищем удмуртов была бревенчатая изба с холодными сенями под двускатной крышей. Зажиточные семьи жили в домах-пятистенках с зимней и летней половинами или двухэтажных домах с кирпичным низом. Печь была глинобитной с вмазанным или подвешенным котлом, по диагонали от нее располагался красный угол, где ставили стол. Летом переселялись в неотапливаемую одно- или двухэтажную клеть (кенос, чум) с галереей, там выделялись помещения для семейных пар. Во дворе была культовая постройка для семейных молений (куа, куала), которая служила и летней кухней. Она имела небольшие размеры, двухскатную крышу и земляной пол, окна и потолок отсутствовали. В центре находился очаг с котлом над ним, дым выходил в щель между скатами крыши. В постройке была полочка, на которую складывали кости и перья жертвенных животных и птиц. В состав дворовых построек входили также хлева, сараи, навесы для хозяйственного инвентаря, погреб и т.д.

Традиционная одежда

Удмуртская одежда шилась в основном из холста, сукна и овчины, до начала 20 в. почти вся она была домашнего производства. В ней выделяется два варианта – северный и южный, которые в свою очередь состояли из локальных костюмных комплексов. Северноудмуртский женский костюм состоял из белой туникообразной холщовой рубахи со съемным вышитым нагрудником, поверх рубахи одевался холщовый белый халат с поясом и передник без грудки. Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый в талию камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носились штаны. Поверх этой одежды женщины носили шерстяные и полушерстяные кафтаны и овчинные шубы. Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки. Девичьи и женские головные уборы отличались большим разнообразием, они отражали возрастное и семейное положение – платки, шапочки, повязки и др. Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет и т.п. Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе, головными уборами были валяная шляпа или овчинная шапка, а обувью – лапти, сапоги, валенки. Мужчины носили кожаную сумку (тылдурсы) с огнивом, трутом и другими вещами. Верхней мужской одеждой были белый холщовый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.

Пища

В традиционном питании удмуртов преобладали продукты земледелия и животноводства – кислый подовый хлеб, который раньше пекли обычно из ячменной муки с добавлением различных суррогатов, другие хлебные изделия – блины, блины, лепешки, пресные ватрушки, пироги, пельмени. Разнообразны были супы, например, шид – похлебка с крупой и горохом, каши, напитки – квасы, пиво, медовуха. Мясо употреблялось в качестве приправы, после забоя скота делали кровяную колбасу. В небольшом количестве потреблялось молоко и молочные продукты. Среди напитков надо отметить щербет – воду, подслащенную медом, сур – домашнее пиво.

Социальные отношения

До начала 20 в. общественной жизни сельского населения большую роль играла земледельческая община соседского типа, во главе которой стоял совет – кенеш. Существовали как большие (до 50 человек), так и малые семьи, и наряду с ними гнезда родственных семей (боляк, иськавын), которые имели общие поля, гумна, бани, широко использовали разные формы взаимопомощи. Долгое время сохранялись родовые подразделения удмуртов – воршуды. Названия воршудов часто совпадали с названиями птиц и других живых существ, что обычно объясняется тотемистическими представлениями. Каждый род имел свою куалу, где совершались моления, роды имели тамги – знаки собственности, которыми отмечались лесные делянки, домашние животные, вещи и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.004 с.)