Мультикультурализм: плюсы и минусы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мультикультурализм: плюсы и минусы



Мультикультурализм проявляется либо посредством пропаганды культурных убеждений иммигрантов, либо путём эволюции тех, кто принадлежит разным этническим группам.

Плюсы:

  • иммигранты — источник знаний (инновации, творческие способности, новые навыки) и квалифицированной рабочей силы, что повышает уровень коммерции и экономический рост;
  • новые вкусы и стили — этнический бизнес (такие, как рестораны и магазины) добавляют оттенки сообществам и одновременно это привлекает туристов на их культурные праздники/фестивали;
  • мультикультурализм помогает узнать и понять различные культуры, так мы лучше понимаем друг друга и ладим между собой;
  • возможность узнать разные языки и страны, религии и традиции;
  • возможность выбрать другую культуру или использовать только какие-то части одной культуры в другой (например, отмечать праздники других стран/религий);
  • способствует ликвидации расовой дискриминации.

Минусы:

  • в начале ознакомления может присутствовать языковой барьер, который усложняет процесс;
  • иногда детям иммигрантов бывает сложно привыкнуть к местной культуре, что влияет на их успеваемость в школе;
  • религиозные столкновения и социальные конфликты между людьми с различными вероисповеданиями;
  • если иммигранты что-то привозят со своей родины, то они вносят изменения в общество, и это не нравится местным;
  • мультикультурным рабочим коллективом сложнее руководить, т. к. иметь дело с разными культурами — задача не простая, зачастую бывает сложно найти пути к взаимопониманию;
  • снижается зависимость индивидуума от своей первоначальной культуры и одновременно повышается зависимость от другой;
  • во многокультурном обществе, у некоторых людей может появиться страх потерять свою собственную, первоначальную культуру (происходит влияние других культур);
  • возможное прекращение определённых культур.

Мультикультурализм в России

Мультикультурализм проявился уже во времена СССР, когда народы разных республик получили свои автономные права. Из-за этого объединения множества различных культур и сложилась ситуация многонациональности внутри страны. Поэтому можно считать, что исторически сложилось, что для России должна быть характерна многокультурность.

По мнению отечественных учёных, российская модель мультикультурализма аналогична австралийской. Схожи они тем, что существует ясно видимое разграничение этих разделений, т. е. это федерация, в которой население выделятся по этническим показателям.

Понятие мультикультурализма

Идея становления мультикультурного общества находится сегодня в центре самых разных политических дебатов, и это, безусловно, оправданно. С одной стороны, количество этнических конфликтов, как внутригосударственных, так и во внешней политике, увеличивается, и это заставляет задуматься о правильности существующих подходов к урегулированию сложившейся ситуации. В качестве примера можно привести курс на укрепление национальной идентичности, избранный некоторыми государствами. С другой стороны, существует процесс глобализации, который классифицируется уже большинством исследователей как процесс необратимый, который должен вести к построению глобального общества. И здесь вопрос о защите культурных различий также встает очень остро. Процесс же культурной глобализации, который мог бы привести к возникновению системы общечеловеческих ценностей, пока находится лишь в начальной стадии, и поиск какого-либо общего решения этнических проблем представляется довольно сложной задачей.

Понятия “мультикультурное общество” и “мультикуль- турализм” возникли в XX в., но обозначаемый ими феномен известен с глубокой древности.

Мультикультурализм — комплекс разнообразных процессов развития, в ходе которых раскрываются многие культуры в противовес единой национальной культуре, что ставит под сомнение существование национальной идентичности. Понятие “мультикультурализм” используется, как правило, в двух основных значениях.

В первом значении мультикультурализм — это феномен этнокультурной фрагментации социума; по-другому и более точно его можно определить как “многокультурность”, в конечном счете направленную против культуры как общенационального явления. Таким образом, речь идет не о культурной автономии в рамках некой культурной общности, а именно об ее фрагментации. Во втором значении мультикультурализм выступает как идеология и политика, которые в значительной степени опираются на либеральные концепции “культурного разнообразия”, проповедующие этнические, расовые и субкультурные предпочтения в экономической, политической и культурной сферах общественной жизни. Их цель — искоренение дискриминации и достижение “равенства” различного рода меньшинств с национальным большинством.

Термин “мультикультурализм” появился в Канаде в 60-х гг. XX в. для обозначения состояния этнокультурного, расового, религиозного разнообразия населения страны. Официально он был признан в 1971 г., явившись при этом своеобразным актом признания государственными институтами неэффективности ассимиляционной политики, направленной на гомогенизацию культурно многосоставного населения страны[1]. Провозглашалась цель сделать государство более чувствительным к запросам своих граждан всех культурных и языковых групп. Неофициально считалось, что для правительства мультикультурализм был и остается способом увести политические дебаты от противостояния англофонов и франкофонов и тем самым избежать дальнейшей поляризации канадского общества.

Основными принципами данной идеологии являются:

  • • позитивное отношение к этнокультурным различиям. Признание того факта, что культурное многообразие обогащает данное общество, делает его более жизнеспособным;
  • • право на культурное отличие. Все члены и группы сообщества имеют право на сохранение и поддержание своих культурных особенностей;
  • • культурная равноценность и взаимная толерантность;
  • • иерархически структурированная двойная (множественная) идентичность. Каждый индивид по своему выбору может одновременно быть частью нескольких множеств, что делает их пересекающимися. Идентификация себя с государством (гражданская идентификация) является первичной, с той или иной группой — вторичной;
  • • единство во множественности. Культурная автономия той или иной группы признается в той мере, в какой она не противоречит общим базисным ценностям большинства, с которым идентифицирует себя государство (селективное сохранение культур);
  • • идентификация индивида с той или иной этнокультурной группой, которая формирует у него устойчивое самосознание, содействует его психологической защищенности, тем самым создавая предпосылки для открытости индивида по отношению к другим этнокультурным группам и воспитания в нем терпимости;
  • • право на равные шансы. Культурные различия дополняются принципом недискриминации и равенства в социальной сфере;
  • • политическая управляемость. Мультикультурализм не есть саморазвивающийся феномен, для его формирования и развития необходима политическая воля и поддержка[2].

Толерантность и ксенофобия в этнополитике.

Этнополитика

Национа́льная поли́тика — политика государства по отношению к различным национальностям внутри страны. В разное время и в разных странах может менять характер от национального террора (погромы, этнические чистки и т. п.), искусственной ассимиляции до предоставления полной культурной и частично политической автономии различным народам в рамках единого государства.

 

Толера́нтность (от лат. tolerantia — «терпение, терпеливость, способность переносить») — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением[1].

Философский энциклопедический словарь определяет это понятие так:

Толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции[2].

Толерантность означает принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям[3].

Одновременно признание толерантности в более широком смысле является условием эффективной борьбы с расизмом, так как гражданские, политические и экономические права человека тесно связаны с социальными и культурными правами.

Ксенофо́бия (от греч. ξένος «чужой» + φόβος «страх») — неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому; восприятие чужого как неприятного и опасного[1].

Ксенофобия, возведённая в ранг мировоззрения кем-либо, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей[1].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.37.240 (0.008 с.)