Сша в конце 1940-х – 1950-е гг. : президентства Г. Трумэна и Д. Эйзенхауэра 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сша в конце 1940-х – 1950-е гг. : президентства Г. Трумэна и Д. Эйзенхауэра



Реакционный курс Гарри Трумэна:

Смерть Рузвельта в апреле 1945 г. и окончание войны привело к падению авторитета Демократической партии, что поставило вице-президента Гарри Трумэна, вставшего во главе государства, в сложную ситуацию.

Перед новым «хозяином» Белого Дома встало сразу 2 внутриполитические проблемы, определившие весь его курс:

1. Сохранение экономической активности США в период реконверсии.

 

2. Уменьшение размаха демократического движения.

Решение экономических проблем виделось в продолжении либерального курса, начатого Рузвельтом.

В 1945 г. Трумен выступил с предложениями социальных реформ (так называемый «Экономический билль о правах»), среди которых и повышение оплаты труда, и ликвидация дискриминации при найме на работу по расовому и религиозному признаку, и меры по жилищному строительству и т.п.

Дискриминация (от лат. discriminatio – различение) – умаление прав какой-либо группы граждан в силу их национальности, расы, пола, вероисповедания и т.п.

Но Конгресс США отверг эти предложения, как слишком дорогостоящие, и согласился лишь на принятие в 1946 г. Закона о занятости, по которому правительство брало на себя ответственность за обеспечение полной занятости.

В 1949 г. Трумен предложил новый пакет социальных предложений «Справедливый курс», но и из него конгрессмены реализовали только увеличение минимальной з/платы, расширение круга получающих социальные выплаты по старости и программу строительства дешёвого жилья для малоимущих.

Положительное влияние на экономику и социальную обстановку оказал переход к «холодной войне», что привело к отказу от повальной реконверсии и сохранению крупной военной промышленности. «маккартизм» В отношении демократического рабочего движения администрация Трумэна заняла жёсткую позицию, хотя иногда взгляды президента оказывались более умеренными, чем у конгрессменов.

Прежде всего, сенаторы стремились ограничить деятельность рабочих профсоюзов. В июне 1947 г. Конгресс США, преодолев вето президента, принял антипрофсоюзный Закон Тафта – Хартли, предусматривавший:

· лишение государственных служащих права на забастовки;

· ограничение прав рабочих на проведение стачек, обязанных уведомлять предпринимателей за 60 дней до начала стачки;

· право суда отложить начало стачки на 80 дней;

· наделение законодательных палат штатов правом отменять профсоюзные гарантии, закреплённые федеральным законодательством;

· обязанность лидеров профсоюзов регулярно отчитываться перед министром труда и давать письменные показания под присягой о наличии среди их членов коммунистов.

В 1947 г. Трумэн издал Приказ о проверке лояльности государственных служащих, в результате которой лица, заподозренные в связях с коммунистами, попадали в своеобразные «черные списки», что означало их автоматическое увольнение и крест на карьере.

В 1949 г. над Компартией США был организован судебный процесс, на котором коммунистов обвинили в пропаганде насильственного свержения правительства США.

 

Разгул антикоммунистической реакции связан с именем сенатора Джозефа Маккарти, заявившего в 1950 г. о наличии у него списков коммунистических агентов в государственном департаменте США.

И хоть списки так и не подтвердились, это заявление спровоцировало новый виток шпиономании, вошедший в историю под названием «маккартизм».

В этом же году был принят Закон о внутренней безопасности, обязывавший всех членов Компартии США зарегистрироваться в Министерстве юстиции в качестве агентов иностранных держав.

Начались массовые проверки лояльности граждан, под подозрением оказывались все левые организации и лица, положительно отзывающиеся о СССР. В средствах массовой пропаганды началась кампания запугивания «коммунистической угрозой».

В 1952 г., опять же преодолев вето президента, Конгресс принял Закон об ограничении эмиграции, позволявший выдворить из страны всех «политически опасных лиц».

Основой внешней политики Трумэна стало противоборство возрастающему влиянию в мире СССР.

«Доктрина Трумэна», выдвинутая в 1947 г., провозглашала право США на вмешательство в одностороннем порядке во внутренние дела любой страны, где возникла угроза капиталистическим устоям.

В русле этой доктрины был принят «План Маршалла», предусматривающий не только экономическую помощь странам Европы, но и создание там сети американских военных баз.

В период монополии США на атомное оружие Вашингтон пытался использовать политику «атомного шантажа».

Именно тогда на вооружение была принята военная «доктрина упреждающего удара» и разработан план атомной бомбардировки СССР.

Но после успешных испытаний в 1949 г. советской атомной бомбы основой внешней политики США стала «доктрина сдерживания».

Отказавшись от прямого конфликта с СССР, Соединенные Штаты противодействовали продвижению коммунизма в третьих странах. Именно по этой причине в 1950 г. США ввязались в Корейскую войну.

Республиканское правление Дуайта Эйзенхауэра:

Война в Корее была непопулярна в обществе, что сказалось на результатах президентских выборов 1952 г.

После более чем 20-летнего правления демократов, президентом был избран республиканец Дуайт Эйзенхауэр. Герой Второй Мировой войны, главнокомандующий силами НАТО, Эйзенхауэр шёл на выборы под антивоенными лозунгами, обещая покончить с Корейской войной.

Для крупного капитала приход республиканца в Белый дом ассоциировался с осуществлением их планов на сворачивание «Нового курса» и уничтожение государственного регулирования экономики.

Но надежды эти не оправдались.

В результате экономических кризисов 1953-54 и 1957-58 гг. меры государственного регулирования были даже усилены.

Эйзенхауэр пошёл лишь на отмену ограничений цен и з/платы, введённых в годы Корейской войны.

В отношении профсоюзов и коммунистов республиканское правительство продолжило политику «маккартизма».

В 1959 г. был принят новый антипрофсоюзный Закон Лэндрэма – Гриффина, поставивший профсоюзы под жёсткий контроль государства.

Их лишили независимости в финансовой деятельности и выборах лидеров, обязав отчитываться и утверждать решения в государственных органах. Все профсоюзные должности были закрыты для коммунистов.

Особо громким делом в 50-е гг. было расследование проникновения коммунистов на радиостанцию «Голос Америки», завершившееся увольнением 830 сотрудников.

Параллельно проходила массовая проверка книжных фондов в библиотеках. На книги авторов-коммунистов был наложен запрет, а часть книг пошла в огонь.

50-е гг. ознаменовались началом существенных сдвигов в расовой проблеме.

Предпосылки к этому родились в годы Второй Мировой войны, когда резкая потребность военной промышленности в рабочих руках привела к массовому притоку чернокожих в северные штаты, где они обладали избирательным правом. Увеличение чернокожих избирателей побудило власти обратить внимание на расовую дискриминацию в США.

Особенно сильна расовая дискриминация была в южных штатах, где чернокожие не имели права голоса, не могли рассчитывать на престижную работу или достойное положение, не имели права пользоваться с белыми одним транспортом, магазинами и т.п.

В некоторых штатах свирепствовал Ку-клукс-клан, а полиция закрывала глаза на преступления против чёрных.

Первыми наступление на привилегии белых начали демократы, отменив в 1948 г. дискриминацию при найме на государственную службу и начав подобную реформу в армии.

Но южане всячески сопротивлялись изменениям в их собственных штатах.

В 50-е гг. негритянское движение за гражданские права приняло организованный характер.

Общепризнанным лидером этого движения стал баптистский пастырь доктор Мартин Лютер Кинг, начавший кампанию против сегрегации на Юге. Сегрегация (от позднелат. segregatio – отделение) – политика разделение жителей страны по расовому признаку (одна из форм расовой дискриминации).

Кинг проповедовал ненасильственные методы борьбы, организовав целый ряд массовых акций бойкота.

В результате этих акций в 1954 г. Верховный суд признал сегрегацию в школе и транспорте антиконституционной.

Это решение вызвало возмущение южан, прибегших к акциям саботажа. Родители окружали школы, не допуская в классы чернокожих, а настырным смельчакам угрожали физическими расправами и «судом Линча».

В этих условиях правительство пошло на демонстрацию силы. В 1957 г., для обеспечения права 9 чернокожих школьников посещать школу, в городок Литтл-Рок штата Арканзас было послано 1 тыс. солдат.

Во внешней политике Д. Эйзенхауэру приходилось ориентироваться на глобальные процессы и изменения, происходящие в мире:

· СССР провёл успешные испытания водородной бомбы, в очередной раз лишив американцев монополии на новое сверхоружие;

· после смерти Сталина в 1953 г. новое советское руководство выступило с рядом мирных предложений по урегулированию спорных международных проблем;

· в странах Западной Европы расширялось движение за мирное сосуществование государств с различными системами.

Складывались все условия для разрядки международной напряжённости, что устраивало Эйзенхауэра, ответившего на мирное наступление Кремля речью «Шанс для мира». Результатом наметившейся разрядки стало заключение в 1953 г. мира в Корее.

К началу правления Эйзенхауэра относится 1-ая крупная внешнеполитическая операция, проведённая ЦРУ (Центральное Разведывательное Управление) возглавляемым Аленом Даллесом.

Важнейшую роль в борьбе за мировые позиции играл ближневосточный регион, где западные страны стремились осуществлять контроль над нефтяными компаниями.

В 1953 г. в Иране произошёл антимонархический и антибританский переворот. Захвативший власть премьер-министр Махаммед Мосаддык конфисковал англо-иранскую нефтяную компанию, разорвав все отношения с Англией.

Подкупив офицеров иранской армии, ЦРУ спровоцировало новый переворот в пользу шаха, заключившего с США ирано-американское соглашение, предоставлявшее американским нефтяным компаниям 40 % иранской нефти.

С этого момента начинается взлёт ЦРУ, начавшего играть важную роль во внешней политике и вопросах национальной безопасности США.

Стремясь сократить военные расходы и направить финансы на социальную сферу, Эйзенхауэр выступал за сокращение присутствия американских сил в Западной Европе, которая должна взять на себя расходы по собственной обороне.

Между тем в самой Западной Европе ширилось общественное движение за мирное сосуществование государств с различными системами.

Всё большую популярность завоевывала идея созыва совещания на высшем уровне, и Эйзенхауэр, несмотря на противодействие Госдепартамента, решил принять в нём участие.

Женевское совещание 1955 г. глав правительств США, СССР, Англии и Франции явилось первой встречей бывших союзников по антигитлеровской коалиции.

Совещание не привело к каким-либо конкретным решениям, но сам факт встречи за одним столом мировых противников воплотился в «духе Женевы», благотворно сказавшемся на ослаблении международной разрядки.

Вся 2-ая пол. 50-х гг. ознаменовалась улучшением американо-советских отношений:

· во время Суэцкого кризиса 1956 г. США заняли нейтральную позицию, не оказав помощи Англии и Франции (правда, ослабление англо-французских позиций на Ближнем Востоке было выгодно США, которые и заполнили образовавшийся в этом регионе «вакуум силы»);

· в 1958 г. заключён Договор о сотрудничестве и регулярных обменах в области науки, культуры и образования;

· визит 1959 г. Хрущёва в США.

Но это ослабление во внешней политике не означало полного отказа США от планов расширения своего влияния и завоевания лидирующего положения в мире.

Однако агрессия 1958 г. в Ливан вызвала столь мощный протест широкой общественности, что американцы вынуждены были вывести оттуда свои войска.

1960 г. ознаменовался серьёзной попыткой Эйзенхауэра перейти к разрядке международной напряжённости.

К майской встрече на высшем уровне в Париже он готовил целый ряд предложений.

Одной из главных целей Эйзенхауэра было заключение Договора о запрещении ядерных испытаний, за которым должно было последовать разоружение.

В качестве добавления к договору Эйзенхауэр планировал предложить программу «Открытое небо», предусматривающую открытие друг для друга воздушного пространства в отдельных районах США и СССР, имеющих стратегическое значение (напр. Сибири и Аляски).

Возможность воздушной инспекции исключило бы возможность подготовки неожиданного ядерного удара.

На международной арене предложения Эйзенхауэра были восприняты с воодушевлением. Западные союзники и СССР дали предварительное согласие, а Хрущёв даже прислал американскому президенту официальное предложение посетить СССР.

Внутри же США против планов Эйзенхауэра выступила довольно влиятельная оппозиция в лице ряда политикой и Пентагона.

За продолжение ядерных взрывов выступали и американские учёные из Комиссии по атомной энергии, предлагавшие грандиозные проекты использования ядерной энергии в мирных целях: туннель через территорию Мексики и параллельно Панамскому каналу, аккумуляцию тепловой энергии от ядерных взрывов в пещерах и т.п.

У Эйзенхауэра хватило воли преодолеть их сопротивление, но за 2 недели до парижской встречи разразился политический скандал.

После запуска в 1957 г. первого спутника Земли и разработки межконтинентальных баллистических ракет ЦРУ особое внимание уделяло разведывательным данным о строительстве в СССР ракетных баз.

С этой целью с одобрения Эйзенхауэра над территорией Советского Союза осуществлялись разведывательные полёты самолётов У-2.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.016 с.)