Левый поворот» в Латинской Америке в начале XXI века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Левый поворот» в Латинской Америке в начале XXI века



Начало нового тысячелетия в Латинской Америке было ознаменовано политическим феноменом, получившим название «левый поворот». Латиноамериканские страны одна за другой начали менять политическую окраску. Сначала Венесуэла (Уго Чавес в декабре 1998 г.), затем в 2002—2003 гг. Бразилия, Аргентина и Уругвай электоральным путем обрели руководство, отрицавшее прошлый неолиберальный опыт и декларировавшее социальную ориентацию своей политики. На президентских выборах в Боливии победил левый радикал — индеец Эво Моралес. В 2006 г. в Чили одержал верх кандидат от социалистической партии Мишель Бачелет, в этом же году левые силы пришли к власти в Коста-Рике, Никарагуа и Эквадоре. «Левый поворот» по своему значению вышел за рамки Латинской Америки, поскольку дистанцировал регион от США и сблизил его с государствами социал-демократической ориентации.

 

 

Левые латиноамериканские лидеры XXI века (страна, годы правления, партия):

· Уго Чавес - Венесуэла, 1999-2007, Движение за Пятую республику (1997-2006), Единая социалистическая партия Венесуэлы (2007—2013)

· Эво Моралес - Боливия, 2006-н.в., Движение к социализму


· Мишель Бачелет - Чили, 2006-2010, 2014-2018, Социалистическая партия Чили

· Луис Инасиу да Силва - Бразилия, 2003-2011, Партия трудящихся

 

< Рост ВВП Латиноамериканских стран в 21

веке

 

В контексте поворота «влево» происходили и экономические перемены. В 2004—2006 г. Латинская Америка продемонстрировала самые высокие за последнюю четверть века темпы экономического роста — в среднем порядка 5% в год. При этом Аргентина и Венесуэла, страны, где государственное регулирование экономики особенно заметно, развивались рекордными темпами — от 9 до 18% в год. Динамичный рост позволил латиноамериканцам не только укрепить и модернизировать хозяйственные структуры, расширить инновационный сектор

экономики, но и продвинуться вперед в борьбе с бедностью и нищетой, сократить безработицу и понизить градус социальной напряженности.

 

 

Рост ВВП Аргентины и Венесуэлы в XXI веке

 


 

В 2005 г. лидеры латиноамериканских стран заблокировала попытку США создать Зону свободной торговли стран Америки (АЛКА) с участием всех латиноамериканских государств. Тем самым Вашингтон планировал прочно закрепить южную часть континента в качестве неисчерпаемого экономического резерва американского бизнеса и обеспечить свои транснациональные корпорации весомыми и долгосрочными преимуществами в острейшей глобальной конкуренции с европейскими и азиатскими корпорациями. Ведущие государств региона (Аргентина, Бразилия, Венесуэла) взяли курс на преимущественное развитие не панамериканской, а латиноамериканской интеграции, в частности, на основе расширения МЕРКОСУР, и на диверсификацию экономических и политических связей за пределами Западного полушария.

 

 

За 20 лет МЕРКОСУР превратился в наиболее динамично развивающееся объединение стран Западного полушария. На его долю приходится почти 60% территории Латинской Америки, около 50% населения и более 75% совокупного ВВП. В результате либерализации активизировалась внутризональная торговля, ее объем увеличился к докризисному 2008 г. в несколько раз. На повестке дня организации стоят вопросы углубления интеграции, распространения ее на область инвестиций, валютную и общеэкономическую политику.

 

 

Новым шагом в развитии интеграционных процессов на континенте стало подписание в декабре 2004 г. главами 12 южноамериканских государств Декларации о создании Южноамериканского сообщества наций (ЮАСН). В новый блок вошли страны МЕРКОСУР, Андского сообщества наций (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор), Чили, Гайана и Суринам. Провозглашалась решимость


стран развивать политическую, социальную, экономическую, экологическую и инфраструктурную интеграцию пространства Южной Америки, способствовать повышению их роли в мире, укреплению позиций на международных форумах. В апреле 2018 года шесть стран — Аргентина, Бразилия, Чили, Колумбия, Парагвай и Перу — приостановили свое членство. По заявлению аргентинского МИД, причиной выхода Аргентины стал кризис внутри организации. В августе того же года Колумбия объявила о выходе из этой организации. В марте 2019 года президент Бразилии Джейр Болсонаро объявил о намерении своей страны выйти из организации. 13 марта 2019 года Эквадор объявил о выходе из организации. Президент страны Ленин Морено также попросил блок вернуть здание штаб- квартиры организации, базирующейся в Кито.

 

 

Еще одним шагом в направлении строительства единой Латино-Карибской Америки (ЛКА) на основе в чем-то разных политических ценностей, но общих торгово-экономических интересов и целей, явилось образование в феврале 2010 г. Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛ А К), в которое вошли 33 страны. Их общая территория — почти 20,5 млн кв. км, население — свыше 600 млн человек, а доля в мировом ВВП превышает 8%. Особенностью Сообщества стало то, что в нем участвует Куба, но не присутствуют США и Канада.

 

 

Сопряжение внутренних усилий и внешних факторов привело к тому, что в 2000—2014 гг. региональный ВВП вырос в 2,5 раза, в 3 раза увеличился товарный экспорт, в 4 — накопленный объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ), более чем в 5 раз — валютные резервы. В эти годы латиноамериканские страны настолько экономически и финансово окрепли, что сами превратились в заметных экспортеров капитала, а Бразилия, Мексика и Аргентина вошли в число крупнейших экономик мира («G20»).

 

 

В заключение, можно сказать, что тенденция «левого поворота» прослеживается в большинстве государств, попавших в поле зрения исследователей еще в начале XXI в. В 5 государствах «левые» сдали свои позиции в ходе выборов — в Гватемале, Гондурасе, Колумбии, Коста-Рике и Чили. Сохранение положения

«левых» на политическом небосклоне остальных государств может говорить о том, что регион по-прежнему видит разрешение проблем политического, экономического и социального плана в программах политиков «левой» ориентации. Вероятно, что в ходе выборов ближайших лет социалисты вновь получат поддержку избирателей, прежде всего, в силу причин социального характера — подавляющее большинство жителей таких государств находятся в бедственном положении и могут хоть как-то существовать, лишь опираясь на помощь, оказываемую государством.


/Если спросят, что в Венесуэле сейчас (числа):

«По нашим подсчетам, 7 миллионов жителей Венесуэлы нуждаются в гуманитарной помощи. Это 25 процентов населения. Помощь необходима людям по всей стране, но в первую очередь – в трех южный штатах, а также в штатах Сулия и Лара на западе страны», – сообщил Локок, Заместитель Генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам и Координатор чрезвычайной помощи.

 

 

Он напомнил о последствиях экономического кризиса и гиперинфляции.

«Венесуэла всегда импортировала 75 процентов продуктов питания. В результате кризиса еда стала гораздо менее доступной, импорт сократился, сократилось и местное производство, снизилась покупательная способность населения. Многие в венесуэльцы зависят от государственной продовольственной помощи. 6 миллионов семей по всей стране получают такую помощь от правительства», – сказал Локок./

 

Образование КНР и ее социально-экономическое и политическое развитие в 1950-е - первой половине 60-х годов

После Второй мировой существовало фактически два Китая: это территории,который контролировались гоминьданом (консервативная политическая партия) иосвобожденные районы, руководимые Коммунистической Партией Китая.

В результате трех крупнейших сражений в Северо-Восточном, Северном и Восточном Китае (осень 1948 - январь 1949 г), а также освобождений Южного и Юго-Западного Китая власти гоминьданов пришел конец. ПровозглашениеКитайской Народной Республики (1 октября 1949 г.) было победой народно-демократической революции.

В новых условиях (1949-1957 г.) происходит обострение борьбы внутри КПК по вопросам путей развития страны после взятия власти. Политическая позиция Мао Цзэдуна изменилась -он считал, что пришло время для осуществления целей коммунистического движения, для реализации по сути дела коммунистической казарменной утопии. Однако многие партийные деятели (Лю Шаоци, Дэн Сяопин, Чжоу Эньлай и др.) высказались за использование концепции «новой демократии», рассчитанной на обновление Китая в течение довольно длительного времени.

Восстановление хозяйства КНР происходило в русле рыночных (хотя и ограниченных) процессов, в условиях многоукладной экономики. Политика КПК заключалась в том, чтобы одновременно с восстановлением хозяйства добиваться, опираясь на экономическую помощь СССР (лозунг «Учиться у СССР»), укрепления госсектора, способного обеспечить переход к строительству социализма. Политика в отношении национальной буржуазии заключалась в использовании частного капитала для восстановления экономики и увеличения контроля над ним. В результате аграрной реформы (1950 - 1953 г.) было


ликвидировано помещичье землевладение, подорвано влияние кулаков, началось развитие кооперации.

Успехи в восстановлении народного хозяйства были использованы Мао для навязывания партии своих авантюристических взглядов на ускоренную модернизацию Китая. В 1953 г. Мао впервые высказался за немедленный переход к социалистической революции. Его противники продолжали отстаивать выдержанную генеральную линию на длительный переход к социализму (1953- 1967 г.), постепенно завершая преобразования сельского хозяйства, промышленности и торговли.

Идейно-политическая победа Мао во внутрипартийной борьбе привела кпринципиальным переменам в социально-экономической политике КПК и преждевсего в аграрной сфере: введены хлебная монополия, карточная система. Китай резко повернул на путь командно-административного функционирования народного хозяйства и сделал это в кратчайшие сроки.

Проведение преобразований в первой половине 50-х годов выявило такие черты в политике КПК, как представление о решающей роли политических и идеологических кампаний, военно-административных методов, ускорение темпов преобразований и нарушение постепенности, нехватка опыта и кадров, неподготовленность к управлению огромной страной, принудительный характер мер, отсутствие технической базы для повышения производительности труда. Чертой всего политического развития КНР было все возраставшее насаждение идейи культа личности Мао Цзэдуна. В обществе складывается система идеологического контроля и политического манипулирования, проводятся кампании перевоспитания интеллигенции, навязываются представления об обострении классовой борьбы. Внутри КПК продолжалось столкновение двух идейно- политических тенденций - умеренно-прагматической и радикально- утопической.

Ориентация на дружбу с СССР стала главной чертой внешней политики Китая. В 1950 г. подписаны договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, соглашение о безвозмездной передаче прав СССР по управлению КВЖД. Помощь СССР сыграла большую роль в строительстве нового государства и в восстановлении народного хозяйства.

В конце 50-х годов страна стала ареной рискованных экспериментов Мао для форсированного развития социалистических процессов. Первым из них был

«большой скачок в промышленности и сельском хозяйстве» (1958 г.), в ходе которого Мао стремился противопоставить новому курсу КПСС (после XX съезда) собственную политическую линию. Суть ее - опередить время и обогнать СССР в строительстве новой жизни. Не имея возможности за короткий срок создать в стране развитую экономическую базу, Мао решил свести скачок в будущее к реформе человеческих взаимоотношений, к стимулированию трудового энтузиазма в условиях эгалитарного быта, казарменных форм существования и при крайней степени официализации жизни. В «народных коммунах» совмещались промышленность, сельское хозяйство, торговля, просвещение и военное дело, обобществлялись труд и основные средства производства, вся собственность крестьян, вводилось уравнительное распределение доходов, ликвидировался


принцип материальной заинтересованности и распределения по труду. Энтузиазм трудящихся подогревался лозунгом «Три года напряженного труда - десять тысяч лет счастья».

Результаты проявились быстро. Уже в конце 1956 г. и еще более остро в 1959г. страна стала испытывать голод. Трудовая активность лишенных земли и всякой собственности крестьян снизилась. Производство было дезорганизовано, причем не только в деревне, но и в городе. Нарушен принцип планирования в промышленности, образовались диспропорции в экономике, разрушено оборудование, впустую растрачен энтузиазм людей.

К 1965 г. разногласия в руководстве КПК достигли большой остроты. Они касались методов, целей и перспектив развития КНР, ее внутренней и внешней политики. Конфликт привел к новому грандиозному социальному эксперименту -

«культурной революции», под знаменем которой прошло десятилетие - последнее в жизни Мао (1966-1976 г.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1007; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.10 (0.018 с.)