Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Левый поворот» в Латинской Америке в начале XXI века
Начало нового тысячелетия в Латинской Америке было ознаменовано политическим феноменом, получившим название «левый поворот». Латиноамериканские страны одна за другой начали менять политическую окраску. Сначала Венесуэла (Уго Чавес в декабре 1998 г.), затем в 2002—2003 гг. Бразилия, Аргентина и Уругвай электоральным путем обрели руководство, отрицавшее прошлый неолиберальный опыт и декларировавшее социальную ориентацию своей политики. На президентских выборах в Боливии победил левый радикал — индеец Эво Моралес. В 2006 г. в Чили одержал верх кандидат от социалистической партии Мишель Бачелет, в этом же году левые силы пришли к власти в Коста-Рике, Никарагуа и Эквадоре. «Левый поворот» по своему значению вышел за рамки Латинской Америки, поскольку дистанцировал регион от США и сблизил его с государствами социал-демократической ориентации.
Левые латиноамериканские лидеры XXI века (страна, годы правления, партия): · Уго Чавес - Венесуэла, 1999-2007, Движение за Пятую республику (1997-2006), Единая социалистическая партия Венесуэлы (2007—2013) · Эво Моралес - Боливия, 2006-н.в., Движение к социализму · Мишель Бачелет - Чили, 2006-2010, 2014-2018, Социалистическая партия Чили · Луис Инасиу да Силва - Бразилия, 2003-2011, Партия трудящихся
< Рост ВВП Латиноамериканских стран в 21 веке
В контексте поворота «влево» происходили и экономические перемены. В 2004—2006 г. Латинская Америка продемонстрировала самые высокие за последнюю четверть века темпы экономического роста — в среднем порядка 5% в год. При этом Аргентина и Венесуэла, страны, где государственное регулирование экономики особенно заметно, развивались рекордными темпами — от 9 до 18% в год. Динамичный рост позволил латиноамериканцам не только укрепить и модернизировать хозяйственные структуры, расширить инновационный сектор экономики, но и продвинуться вперед в борьбе с бедностью и нищетой, сократить безработицу и понизить градус социальной напряженности.
Рост ВВП Аргентины и Венесуэлы в XXI веке
В 2005 г. лидеры латиноамериканских стран заблокировала попытку США создать Зону свободной торговли стран Америки (АЛКА) с участием всех латиноамериканских государств. Тем самым Вашингтон планировал прочно закрепить южную часть континента в качестве неисчерпаемого экономического резерва американского бизнеса и обеспечить свои транснациональные корпорации весомыми и долгосрочными преимуществами в острейшей глобальной конкуренции с европейскими и азиатскими корпорациями. Ведущие государств региона (Аргентина, Бразилия, Венесуэла) взяли курс на преимущественное развитие не панамериканской, а латиноамериканской интеграции, в частности, на основе расширения МЕРКОСУР, и на диверсификацию экономических и политических связей за пределами Западного полушария.
За 20 лет МЕРКОСУР превратился в наиболее динамично развивающееся объединение стран Западного полушария. На его долю приходится почти 60% территории Латинской Америки, около 50% населения и более 75% совокупного ВВП. В результате либерализации активизировалась внутризональная торговля, ее объем увеличился к докризисному 2008 г. в несколько раз. На повестке дня организации стоят вопросы углубления интеграции, распространения ее на область инвестиций, валютную и общеэкономическую политику.
Новым шагом в развитии интеграционных процессов на континенте стало подписание в декабре 2004 г. главами 12 южноамериканских государств Декларации о создании Южноамериканского сообщества наций (ЮАСН). В новый блок вошли страны МЕРКОСУР, Андского сообщества наций (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор), Чили, Гайана и Суринам. Провозглашалась решимость стран развивать политическую, социальную, экономическую, экологическую и инфраструктурную интеграцию пространства Южной Америки, способствовать повышению их роли в мире, укреплению позиций на международных форумах. В апреле 2018 года шесть стран — Аргентина, Бразилия, Чили, Колумбия, Парагвай и Перу — приостановили свое членство. По заявлению аргентинского МИД, причиной выхода Аргентины стал кризис внутри организации. В августе того же года Колумбия объявила о выходе из этой организации. В марте 2019 года президент Бразилии Джейр Болсонаро объявил о намерении своей страны выйти из организации. 13 марта 2019 года Эквадор объявил о выходе из организации. Президент страны Ленин Морено также попросил блок вернуть здание штаб- квартиры организации, базирующейся в Кито.
Еще одним шагом в направлении строительства единой Латино-Карибской Америки (ЛКА) на основе в чем-то разных политических ценностей, но общих торгово-экономических интересов и целей, явилось образование в феврале 2010 г. Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛ А К), в которое вошли 33 страны. Их общая территория — почти 20,5 млн кв. км, население — свыше 600 млн человек, а доля в мировом ВВП превышает 8%. Особенностью Сообщества стало то, что в нем участвует Куба, но не присутствуют США и Канада.
Сопряжение внутренних усилий и внешних факторов привело к тому, что в 2000—2014 гг. региональный ВВП вырос в 2,5 раза, в 3 раза увеличился товарный экспорт, в 4 — накопленный объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ), более чем в 5 раз — валютные резервы. В эти годы латиноамериканские страны настолько экономически и финансово окрепли, что сами превратились в заметных экспортеров капитала, а Бразилия, Мексика и Аргентина вошли в число крупнейших экономик мира («G20»).
В заключение, можно сказать, что тенденция «левого поворота» прослеживается в большинстве государств, попавших в поле зрения исследователей еще в начале XXI в. В 5 государствах «левые» сдали свои позиции в ходе выборов — в Гватемале, Гондурасе, Колумбии, Коста-Рике и Чили. Сохранение положения «левых» на политическом небосклоне остальных государств может говорить о том, что регион по-прежнему видит разрешение проблем политического, экономического и социального плана в программах политиков «левой» ориентации. Вероятно, что в ходе выборов ближайших лет социалисты вновь получат поддержку избирателей, прежде всего, в силу причин социального характера — подавляющее большинство жителей таких государств находятся в бедственном положении и могут хоть как-то существовать, лишь опираясь на помощь, оказываемую государством. /Если спросят, что в Венесуэле сейчас (числа): «По нашим подсчетам, 7 миллионов жителей Венесуэлы нуждаются в гуманитарной помощи. Это 25 процентов населения. Помощь необходима людям по всей стране, но в первую очередь – в трех южный штатах, а также в штатах Сулия и Лара на западе страны», – сообщил Локок, Заместитель Генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам и Координатор чрезвычайной помощи.
Он напомнил о последствиях экономического кризиса и гиперинфляции. «Венесуэла всегда импортировала 75 процентов продуктов питания. В результате кризиса еда стала гораздо менее доступной, импорт сократился, сократилось и местное производство, снизилась покупательная способность населения. Многие в венесуэльцы зависят от государственной продовольственной помощи. 6 миллионов семей по всей стране получают такую помощь от правительства», – сказал Локок./
Образование КНР и ее социально-экономическое и политическое развитие в 1950-е - первой половине 60-х годов После Второй мировой существовало фактически два Китая: это территории,который контролировались гоминьданом (консервативная политическая партия) иосвобожденные районы, руководимые Коммунистической Партией Китая.
В результате трех крупнейших сражений в Северо-Восточном, Северном и Восточном Китае (осень 1948 - январь 1949 г), а также освобождений Южного и Юго-Западного Китая власти гоминьданов пришел конец. ПровозглашениеКитайской Народной Республики (1 октября 1949 г.) было победой народно-демократической революции. В новых условиях (1949-1957 г.) происходит обострение борьбы внутри КПК по вопросам путей развития страны после взятия власти. Политическая позиция Мао Цзэдуна изменилась -он считал, что пришло время для осуществления целей коммунистического движения, для реализации по сути дела коммунистической казарменной утопии. Однако многие партийные деятели (Лю Шаоци, Дэн Сяопин, Чжоу Эньлай и др.) высказались за использование концепции «новой демократии», рассчитанной на обновление Китая в течение довольно длительного времени. Восстановление хозяйства КНР происходило в русле рыночных (хотя и ограниченных) процессов, в условиях многоукладной экономики. Политика КПК заключалась в том, чтобы одновременно с восстановлением хозяйства добиваться, опираясь на экономическую помощь СССР (лозунг «Учиться у СССР»), укрепления госсектора, способного обеспечить переход к строительству социализма. Политика в отношении национальной буржуазии заключалась в использовании частного капитала для восстановления экономики и увеличения контроля над ним. В результате аграрной реформы (1950 - 1953 г.) было ликвидировано помещичье землевладение, подорвано влияние кулаков, началось развитие кооперации. Успехи в восстановлении народного хозяйства были использованы Мао для навязывания партии своих авантюристических взглядов на ускоренную модернизацию Китая. В 1953 г. Мао впервые высказался за немедленный переход к социалистической революции. Его противники продолжали отстаивать выдержанную генеральную линию на длительный переход к социализму (1953- 1967 г.), постепенно завершая преобразования сельского хозяйства, промышленности и торговли. Идейно-политическая победа Мао во внутрипартийной борьбе привела кпринципиальным переменам в социально-экономической политике КПК и преждевсего в аграрной сфере: введены хлебная монополия, карточная система. Китай резко повернул на путь командно-административного функционирования народного хозяйства и сделал это в кратчайшие сроки. Проведение преобразований в первой половине 50-х годов выявило такие черты в политике КПК, как представление о решающей роли политических и идеологических кампаний, военно-административных методов, ускорение темпов преобразований и нарушение постепенности, нехватка опыта и кадров, неподготовленность к управлению огромной страной, принудительный характер мер, отсутствие технической базы для повышения производительности труда. Чертой всего политического развития КНР было все возраставшее насаждение идейи культа личности Мао Цзэдуна. В обществе складывается система идеологического контроля и политического манипулирования, проводятся кампании перевоспитания интеллигенции, навязываются представления об обострении классовой борьбы. Внутри КПК продолжалось столкновение двух идейно- политических тенденций - умеренно-прагматической и радикально- утопической.
Ориентация на дружбу с СССР стала главной чертой внешней политики Китая. В 1950 г. подписаны договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, соглашение о безвозмездной передаче прав СССР по управлению КВЖД. Помощь СССР сыграла большую роль в строительстве нового государства и в восстановлении народного хозяйства. В конце 50-х годов страна стала ареной рискованных экспериментов Мао для форсированного развития социалистических процессов. Первым из них был «большой скачок в промышленности и сельском хозяйстве» (1958 г.), в ходе которого Мао стремился противопоставить новому курсу КПСС (после XX съезда) собственную политическую линию. Суть ее - опередить время и обогнать СССР в строительстве новой жизни. Не имея возможности за короткий срок создать в стране развитую экономическую базу, Мао решил свести скачок в будущее к реформе человеческих взаимоотношений, к стимулированию трудового энтузиазма в условиях эгалитарного быта, казарменных форм существования и при крайней степени официализации жизни. В «народных коммунах» совмещались промышленность, сельское хозяйство, торговля, просвещение и военное дело, обобществлялись труд и основные средства производства, вся собственность крестьян, вводилось уравнительное распределение доходов, ликвидировался принцип материальной заинтересованности и распределения по труду. Энтузиазм трудящихся подогревался лозунгом «Три года напряженного труда - десять тысяч лет счастья». Результаты проявились быстро. Уже в конце 1956 г. и еще более остро в 1959г. страна стала испытывать голод. Трудовая активность лишенных земли и всякой собственности крестьян снизилась. Производство было дезорганизовано, причем не только в деревне, но и в городе. Нарушен принцип планирования в промышленности, образовались диспропорции в экономике, разрушено оборудование, впустую растрачен энтузиазм людей. К 1965 г. разногласия в руководстве КПК достигли большой остроты. Они касались методов, целей и перспектив развития КНР, ее внутренней и внешней политики. Конфликт привел к новому грандиозному социальному эксперименту - «культурной революции», под знаменем которой прошло десятилетие - последнее в жизни Мао (1966-1976 г.).
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1007; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.10 (0.018 с.) |