Франция в XXIвеке: президенты Н. Саркози и Ф. Олланд 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Франция в XXIвеке: президенты Н. Саркози и Ф. Олланд



Ключевым словом аналитических трудов по современной французской политике является понятие кризиса. Речь идёт о глубоких трансформациях всей общественно-политической сферы, затрагивающих как принципиальные основы режима Пятой республики, так и отношения между областью политики и

обществом. Главным толчком этих изменений явился затяжной мировой экономический кризис 70-х – 80-х годов. За ним последовал период

экономической нестабильности 90-х годов и вялого экономического роста начала ХХ1 века. Экономические трудности стали определяющими факторами

социального развития и правительственной политики в 90-е годы, что

соответствует хрестоматийным либеральным идеям о торжестве рыночных законов над политикой. Можно утверждать, что годы кризиса и поиски


эффективной антикризисной политики привели к признанию непреложности законов рынка французским обществом в целом, то есть к определённому общественному консенсусу по поводу оптимальной макроэкономической

стратегии.

На референдуме 24 сентября 2000 г. (который прошёл при 60%

воздержавшихся от голосования) большинство проголосовало за изменение срока президентского правления. Президентские выборы 2002 г. ознаменовали начало нового, пятилетнего срока президентства.

Николя Саркози и его президентство

В мае 2007 г на президентских выборах победил 52-летний Николя Саркози

—лидер партии"Союз за народное движение" Месяцем позже на парламентских выборах партия Н. Саркози завоевала большинство депутатских мест в.

Национальном собрании. Победе способствовала программа радикальных

перемен страны, предложенная. Н. Саркози. Она предусматривала восстановление экономического роста страны путем модернизации промышленности и

сельскохозяйственного производства, реформирования налоговой системы. Н.

Саркози выступал за государственный протекционизм с целью усиления

национального суверенитета. Предвыборная программа предусматривала также просмотр целесообразности 35-часовой рабочей недели, отмену помощи тем

безработным, которые дважды отвергали предложенные им вакансии. Первым шагом в реализации этой программы стала отмена налогов за сверхурочные рабочие дни.

В июле 2008 г по инициативе Н. Саркози в рамках "модернизации

институтов пятой Республики" проведена масштабная конституционная реформа - определено, что одно и то же лицо не может избираться президентом более, чем на два срока (продолжительность одного срока - пять лет) кандидаты на

государственные должности должны заслушиваться постоянными комиссиями парламента; президент больше не возглавляет Высший совет магистратуры (судейский орган).

Важной составляющей внутренней политики администрации Н. Саркози

стало преодоление экономического кризиса. Был принят пакет мер по поддержке потребительского рынка, оздоровления строительной отрасли (инвестирование 1, 8 млрд евро в жилищное строительство), оказания помощи финансовому сектору, в частности проведено рекапитализацию банков (на программу выделено 40 млрд евро). Перечисленные меры способствовали тому, что в первом в квартале 2010 г. экономика страны продемонстрировала рост на 1, 2%.

В конце XX - начале XXI в. Франция, по объему ВВП занимает четвертое место в мире, является постоянным членом Совета Безопасности ООН и, как

ядерная держава, занимает одно из ведущих мест в современной системе международных отношений, активно сотрудничает в крупнейших

межгосударственных объединениях и союзах.


Франсуа Олланд

На выборах в 2012 году президентом стал представитель Социалистической партии Франсуа Олланд. Большинство французов ожидали от нового главы государства изменений к лучшему, но этого не произошло. Финансовый и экономический кризис преодолеть не удалось, наоборот же, он вышел на более высокий уровень.

Также отрицательно на авторитете Олланда сказались попытки введения новых налогов, легализация однополых браков вызвала масштабные

демонстрации протеста во всей Франции и негативную реакцию католической церкви и правой оппозиции. В результате рейтинг президента оказался самым низким за всю историю Пятой республики.

Не снискал успехов курс президента и во внешнеполитической сфере.

Проявив солидарность с партнерами по НАТО и ЕС, Париж активно поддержал введение санкций против России в 2014 году. На региональных выборах в 2015 году социалисты потерпели поражение, а успеха добилась партия Саркози Союз за народное движение, позже Республиканцы.

 

 

Образование ФРГ и основные направления политики ХДС/ХСС

23 мая 1949 года в западной оккупационной зоне была основана Федеративная Республика Германии. В этот день Парламентский совет в Бонне торжественно провозгласил вступление в силу Основного закона страны.

Первоначально документ носил временный характер, что обосновывалось тем, что существовала надежда на создание единого немецкого государства. Поэтому вместо "Конституции" он получил название "Основной закон". Вместо Конституционного собрания был созван лишь Парламентский совет из представителей ландтагов.

Проект Основного закона ФРГ был подготовлен комитетом немецких специалистов конституционного права, действовавшим на основе указаний премьер-министров земель, в свою очередь уполномоченных губернаторами западных оккупационных зон. Проект был рассмотрен Парламентским советом из депутатов, избранных ландтагами земель. Окончательный проект был принят 8 мая 1949 года и вступил в силу 23 мая.

Основной закон провозгласил ФРГ как правовое, федеративное, демократическое, республиканское и социальное государство.

Название "Федеративная Республика Германии" было придуманное Теодором Хейсом, будущим первым президентом страны.


Решая вопрос о государственном флаге, Парламентский совет остановился на черно-красно-желтом триколоре, который был знаменем революции 1848 года, стягом борьбы за объединение Германии.

Что касается герба, то члены Парламентского совета не стали нарушать традицию: с XII века на золотом щите династии Штауфенов красовался черный орел с красными лапами и клювом, ведший свое происхождение от герба Карла Великого. Отцы конституции 1949 года лишь убрали из когтей орла свастику, которую он держал 12 лет при нацистском режиме.

О гимне в конституции решили вообще не упоминать, так как знаменитая "Германская песнь" начиналась словами "Германия, Германия, превыше всего", которые все человечество воспринимало как шовинистический клич. Гимн появился только в 1952 году: им стала третья строфа "Германской песни.

Согласно Основному закону, главой государства является Федеральный президент. Президент выполняет, прежде всего, представительские функции, избирается специально созываемым Федеральным собранием (в него входят депутаты бундестага и такое же число делегатов, избираемых земельными парламентами) сроком на 5 лет.

Верховным выборным законодательным органом ФРГ является бундестаг – германский парламент, избираемый на 4 года путем всеобщих прямых и тайных выборов (активное и пассивное избирательное право предоставляются по достижении 18 лет). Половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, другая половина – по партийным спискам.

В бундестаге могут быть представлены партии, набравшие на выборах не менее 5% голосов избирателей по партийным спискам. Если партия этот барьер не преодолела, однако получила три или более прямых мандата, поданные за нее голоса учитываются при распределении мест в бундестаге (в этом случае партия не имеет права образовать фракцию).

Принимая законы, бундестаг взаимодействует с представительным органом земель ФРГ – бундесратом, который не является выборным органом. Его члены (премьер- министры и министры земель ФРГ) назначаются земельными правительствами. Состав бундесрата меняется по мере проведения выборов в ландтаги (парламенты) земель. Каждая земля имеет в бундесрате от 3 до 6 голосов в зависимости от численности населения. В настоящее время в бундесрате 69 мест.

Президент и 3 вице-президента бундесрата избираются сроком на 1 год по принципу ротации из числа глав земельных правительств. С 1 ноября 2008 г. по 31 октября 2009 г. президентом бундесрата является премьер-министр Саара Петер Мюллер (ХДС).

Исполнительная власть на федеральном уровне представлена федеральным правительством, во главе которого стоит федеральный канцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли).


Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.

Конституция ФРГ, выработанная в 1948-1949 годах только для Западной Германии, в 1990 году стала Основным законом для всей Германии. Интеграция Германской Демократической Республики в состав ФРГ, осуществленная 3 октября 1990 года, была проведена путем присоединения. ГДР исчезла как юридический, в том числе и как международно-правовой, субъект. Присоединение произошло на основе ст. 23 Основного закона ФРГ в действовавшей в то время редакции. Эта статья, перечислявшая земли ФРГ, устанавливала, что "в остальных частях Германии он (Основной закон) должен вступить в силу по их присоединении".

Название «Федеративная Республика Германии» было придумано Т.Хейсом, будущим первым президентом страны. 23 мая 1949 года Основной закон (конституция) был опубликован и вступил в силу. Таким образом в западной оккупационной зоне была создана Федеративная Республика Германия (ФРГ) со столицей в Бонне. Этот день считается днем образования ФРГ.

Согласно Основному закону новое государство было открыто для присоединения остальных германских земель. Однако в советской зоне оккупации 7 октября 1949 года была принята своя конституция, и провозглашено второе германское государство – Германская Демократическая Республика (ГДР). Основной закон провозгласил ФРГ как правовое, федеративное, демократическое, республиканское и социальное государство. Он содержал подробный перечень гражданских прав и свобод, гарантированных государством, и исходил из принципов общечеловеческих ценностей: демократии, справедливости, равенства, разделения властей, гуманности. Основной закон ФРГ 1949 года – конституция Германии, в которой закреплены основы правовой и политической системы страны. Этот документ был задуман как переходный, а его официальное название – Основной закон – подчеркивало его временный характер, т.к. он вступил в силу только на территории западных оккупационных зон. Ведь существовала надежда на создание единого государства. Предполагалось, что после полного объединения Германии он будет заменен более обстоятельным документом, Конституцией, которую, в отличие от Основного закона, примут всенародным голосованием. Нормы Основного закона действовали в качестве обычного права ФРГ до конца 1980-х годов. Объединение страны произошло лишь 3 октября 1990 года, именно с этого момента Основной закон ФРГ стал конституцией объединенной Германии и всего немецкого народа. Хотя Основной закон принимался как временная конституция, однако время показало, что он был одним из самых удачных конституционных документов в истории Германии. Комиссия, приступившая к работе после присоединения ГДР к ФРГ в 1990 году, пришла к выводу о том, что необходимость принятия новой конституции отсутствует, и положение о временном характере Основного закона было удалено из текста.

Послевоенная история Германии предстает сложным переплетением интересов различных политических и социальных сил, организаций, партий, фракций,

действовавших под контролем оккупационных администраций стран-


победителей. В таких необычайно противоречивых условиях, как показано в данной статье, было создано два немецких государства ФРГ и ГДР, каждое из которых имело собственную конституцию, партийно-политическую систему, выборные органы власти, формировавшиеся гражданами этих государств. В

Западной Германии ключевую роль сыграли христианские партии ХДС и ХСС, объединившись на федеральном уровне в единую фракцию, которая сохраняется и в современной Германии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.011 с.)