Блок 2 основные модели сестринского дела 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок 2 основные модели сестринского дела



На сегодняшний день в мире не существует единой модели сестринского дела, а принципы, на которых они основаны, различны. Модель (франц. — образец, стандарт) — абстрак­тное понятие эталона, образца. Но в основе многих предло­женных моделей —потребности чёловека. Во многих странах сестры используют одновременно несколько моделей, и зави­сит это исключительно от невозможности пациента удовлет­ворить свои те или иные потребности.

Значит, ядро каждой модели — различия в понимании по­требностей пациента, роли сестры на различных этапах сест­ринского процесса.

Модель Вирджинии Хендерсон (1966 г.)

Основные положения

Одной из первых медицинских сестер после Ф. Найтингейл, сумевшей четко сформулировать собственную теорию се­стринского дела, была американская медсестра В. Хенде рсон. В 1958 году она изложила ее в виде основных принципов ухода за больными.

Основу теории В. Хендерсон составляет понятие жизненных потребностей человека. Осознание этих потребностей” и по­мощь в их удовлетворении являются предпосылками для дей­ствий медсестры, обеспечивающих пациенту здоровье, выз­доровление или достойную смерть.

Согласно концепции В. Хендерсон, человек — это неза­висимый, активно действующий индивид сопределенными потребностями, которыё связаны с его социальной культурной принадлежностью согласно утверждёнию В. Хендерсон каж­дый человек создает такой образ жизни для себя, чтобы удов­летворить свои жизненные потребности и сохранить здоровье. В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потребностей. Здоровый человек не испытывает трудностей при удовлетво­рении этих потребностей. Но в период болезни, детства, ста­росту при приближении смерти человек зачастую не может удовлетворить их самостоятельно. В таком случае он прибега­ет к сестринскому уходу. И задача сестры — оказание помощи пациенту в осуществлении тех действий, которые он мог бы осуществить сам, будучи здоровым. Для этого сестра должна постараться поставить себя на место пациента и приложить все усилия, чтобы понять, в чем именно нуждается человек, вни­кая в проблемы пациента.

В. Хендерсон, разрабатывая свою модель, основывалась на теории американского психолога А. Маслоу об иерархии основных человеческих потребностей. Эта модель — одна из самых известных в настоящее время среди практикующих сес­тер. Она предусматривает непременное участие пациента на всех этапах СП. На этапе обследования сестра вместе с пациентом устанавливает, какие 14 фундаментальных потребностей следует удовлетворить в первую очередь. Сестра при­нимает решение за пациента только в том случае, когда он не в состоянии это сделать.

В соответствии с теорией В. Хендерсон высшая цель сестринского дела — удовлетворение жизненных потребностей пациента для достижения его выздоровления, улучшения состояния здоровья и обретения самостоятельности. Для не­излечимо больных — создание условий достойного ухода из жизни.

Цель сестринского дела состоит в помощи пациенту вести образ жизни, способствующий восстановлению или сохране­нию здоровья.

По данным модели роль сестры представлена двояко: с одной стороны, сестра — самостоятельный независимый спе­циалист, поскольку она выполняет те функции, которые не может выполнить пациент, чтобы чувствовать себя достаточно "независимым, а с другой — это помощник врача, выпол­няющий его назначения!

Вслед за теорией Хендерсон последовали десятки других моделей сестринского дела. Модели определяют потребности пациента, роль сестры, понимание и значимость СП в раз­личных условиях здравоохранения конкретной страны.

Модель Доротеи Орем (1971 г.)

Основные положения

Медицинские сестры Голландии в своей деятельности ис­пользуют теорию сестринского дела Д. Орем. Теория основа­на на принципе недостаточности ухода, поэтому она больше известна как «Сестринская теория недостаточности ухода». Со­гласно этой модели пациент — единая функциональная систе­ма, имёющая мотивации к самоуходу. Человек осуществляет “самоуход независимо от состояния здоровья: здоров или болен— возможности и потребности в самообслуживании дол­жны быть в равновесии

Теория сёстринского дела состоит из различных взаи­мосвязанных систем.

 

Д. Орем говорит, что уход за собой — это определен­ная, целенаправленная деятельность индивида либо на себя, либо на свое окружение во имя жизни, здоровья и благополучия

Каждый человек имеет потребности в уходе за собой для поддержания своей жизнедеятельности. Д. Орем выделяет тригруппы потребностей в уходе за собой:

1) универсальные, присущие всем людям в течение всего жизненного цикла;

2) потребности, связанные с фазой развития;

3) потребности, связанные с нарушением здоровья.

Каждый человек обладает индивидуальными способностями и возможностями по удовлетворению своих потребностей. Люди сами должны удовлетворять основные потребности, и в этом случае человек ощущает себя самодостаточным. Болезнь вызывает нарушение взаимосвязи двух систем — «Возможно­сти, способности ухода за собой» и «Потребности в уходе за собой». Таким образом, болезнь вызывает недостаточность в самоуходе, или дефицит самоухода. В этом случае человек ощущает себя бамонедостаточньгм. Дефицит самообслужива­ния определяет сестринскую помощь, или, иначе, возмож­ность сестринского ухода. В случае обращения человека за ме­дицинской помощью можно говорить о легитимности сестрин­ского дела.

Если пациент и его родственники и близкие не могут со­хранить равновесие между его потребностями и возможностими в самоуходе и потребности самоухода превышают возмож­ности самого человека, то возникает необходимость в сест­ринском вмешательстве.

Сестринское вмешательство должно быть направлено на выявление дефицита самоухода и его причины. Причинами дефицита самоухода могут быть недостаток знаний, умений, мотиваций, непонимание важности самоухода. Чтобы выя­вить способности и возможности своего пациента в самоухо­де, медицинская сестра должна:

Ø наблюдать за тем, что пациент может сделать самостоя­тельно;

Ø наблюдать за тем, как пациент это делает;

Ø рекомендовать, как лучше;

Ø создать условия;

Ø оказать помощь;

Ø сделать это за пациента.

Цель сестринского вмешательства — восстановление р авновесия между возможностями и потребностями в самоуходе. Д. Орем выделяет шесть способов сестринского вмеша­тельства:

Ø делать что-либо за пациента;

Ø руководить пациентом, направлять его действия;

Ø оказывать физическую поддержку;

Ø оказывать психологическую поддержку;

Ø создавать среду для обеспечения самоухода;

Ø обучать пациентов (или его родственников).

Д. Орем определяет три системы помощи:    

Ø консультативная (обучающая) — применяют при необ­ходимости обучения пациента (родственников) навыкам са­моухода

Ø частично компенсирующая — применяют по отношению к пациентам, граниченным в возможности самоухода;

Ø полностью компенсирующая — применяют в случаях бес­сознательного состояния пациента, невозможности передви­гаться, неспособности к обучению.

Д. Орем считает, что оценка качества ухода должна опре­делять возможность пациента и его семьи в последующем осу­ществлять самоуход.

В модели Д. Орем медицинской сестре отведена роль спе­циалиста, обеспечивающего независимость пациента. Сест­ринский уход считают эффективным при сохранении или вос­становлении равновесия между возможностями и потребнос­тями в самоуходе.

ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ

Концепция — система взглядов, определенный способ по­нимания каких-либо явлений, процессов, основная точка зрения, конструктивный принцип различных видов деятель­ности.

Легитимность — законность.

Модель — образец (эталон, стандарт).

Самоуход — уход за собой.

Уход за больным — совокупность санитарных мер и неко­торых медицинских процедур, направленных на облегчение со­стояния пациента и способствующих его выздоровлению.

Задания в тестовой форме

Выберите один правильный ответ.


 1. Автор теории недостаточности самоухода

a) А. Маслоу

b) В. Хендерсон

c) Д. Орем

d) Ф. Найтингейл

 2. Основоположник системы ухода за пациентами

a) Ю. Вревская

b) Ф. Найтингейл

c) Е. Бакунина

d) Д. Орем

3. Высшая цель сестринского дела — удовлетворение жиз­ненных потребностей пациента для достижения выздоровле­ния — согласно теории

a) А. Маслоу

b) В. Хендерсон

c) Д. Орем

d) Ф. Найтингейл

4. Цель сестринского вмешательства — восстановление равновесия между возможностями и потребностями в само- уходе — согласно теории

a) А. Маслоу

b) В. Хендерсон

c) Д. Орем

d) Ф. Найтингейл

5. Количество способов сестринского вмешательства по Д. Орем

a) 3

b) 4

c) 5

d) 6

6. При самоуходе по Д. Орем — человек

a) активный

b) здоровый

c) независимый

d) самодостаточный

7.В. Хендерсон разработала свою модель, основываясь на теории

a) А. Маслоу

b) С. Мухиной

c) Д. Орем

d) Ф. Найтингейл

1. Страна, где медсестры в своей деятельности руковод­ствуются теорией Д. Орем

a) Голландия

b) США

c) Германия

d) Англия

2. Модель сестринского дела по Д. Орем основана на прин­ципах

a) самоухода

b) иерархии потребностей

c) жизненных потребностей

d) самолечения

3. Осознаваемое и переживаемое человеком нужда в чем-либо — это

a) ответственность

b) потребность

c) обязанность

d) добродетель


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.017 с.)