Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Социальные и генетические основы здоровьяСтр 1 из 8Следующая ⇒
Раздел I. СОЦИАЛЬНЫЕ И ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ Тема 1. Социальная медицина как наука и учебная дисциплина История становления социальной медицины как науки и учебной дисциплины. Социальная медицина как наука. Объект, предмет и методы социальной медицины. Междисциплинарный характер социальной медицины. Здоровье: определение, составляющие. Факторы, влияющие на здоровье, и их характеристика. Социальные факторы, влияющие на здоровье, и их характеристика. Факторы и группы риска заболеваний. Социально-гигиенический мониторинг. Социальная сущность наиболее распространенных и значимых болезней. Генетические факторы как общебиологические константы. Группы заболеваний, обусловленные генетическим риском. Хромосомные и генные наследственные болезни. Заболевания с наследственным предрасположением. Организация медико-генетического консультирования населения. Здоровье индивидуальное и общественное: определение, взаимосвязь, различия. Уровни изучения здоровья. Показатели оценки индивидуального здоровья. Показатели оценки общественного здоровья: методики вычисления и оценки. Характеристика демографической ситуации в современной России. Комплексная оценка состояния здоровья населения. Группы здоровья, их характеристика. Системный подход в решении проблем здоровья. Междисциплинарные аспекты здоровья: общенаучный, социально-гигиенический, медико-биологический, психологический, педагогический, экономический, правовой, технологический, теологический. Форма проведения занятий: Лекция-смысловое погружение Практическое занятие Тема 2. Организационно-правовой механизм охраны здоровья населения РФ История и формирование правовых основ охраны здоровья населения. Охрана здоровья: понятие, характеристика, принципы. Структура законодательства Российской Федерации в области охраны здоровья граждан и характеристика отдельных его блоков. Права граждан на охрану здоровья в Конституции РФ (1993), их характеристика. Ответственность за охрану здоровья граждан государства, юридических и физических лиц в кодексах Российской Федерации. ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (2011) как основной законодательный акт в сфере охраны здоровья граждан в РФ. Основные положения и их
содержание. Закон «Об охране здоровья в городе Москве» (2010). Основные положения и их содержание. Перспективы развития законодательства Российской Федерации и г. Москвы в области охраны здоровья населения. Сравнительная характеристика понятий «охрана здоровья» и «здравоохранение». Место и роль здравоохранения в охране здоровья населения. Системы здравоохранения в РФ. Государственная система здравоохранения: принципы, финансирование и организационно-правовая структура. Учреждения: номенклатура, задачи и основные направления деятельности, роль в оказании населению высокотехнологичных видов медицинской помощи. Муниципальная система здравоохранения: принципы, финансирование и организационно-правовая структура. Учреждения: номенклатура, задачи и основные направления деятельности, роль в оказании населению первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи. Частная система здравоохранения Принципы, финансирование и организационноправовая структура. Учреждения: номенклатура, задачи и основные направления деятельности, роль в оказании населению различных видов медицинской помощи. Реформирование системы здравоохранения г. Москвы: цель, задачи, основные направления, ожидаемые результаты. Инновационные структуры и перспективы развития систем здравоохранения в Российской Федерации и г. Москве. Форма проведения занятий: Лекция-смысловое погружение (2 час.) Семинар (2 час.) Тема 3. Содержание и организация медико-социальной помощи Населению Медико-социальная помощь: понятие, виды, место в охране здоровья граждан, роль социальных работников. Организация лечебно-профилактической помощи населению. Основные виды лечебно-профилактических учреждений. Амбулаторно-поликлинические учреждения: номенклатура, основные направления деятельности, роль в оказании населению первичной медико-санитарной помощи. Городская поликлиника: структура, принципы и основные направления деятельности. Новые формы организации деятельности
амбулаторно-поликлинических учреждений. Организация амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению, беременным женщинам. Стационар: виды, структура, принципы и основные направления деятельности, виды оказываемой помощи. Стационар замещающие технологии. Особенности организации стационарной помощи детям, беременным женщинам и родильницам. Детская больница. Родильный дом. Санаторно-курортные учреждения и их роль в организации восстановительного лечения, реабилитационной помощи. Специализированная и высокотехнологичная виды медицинской помощи: понятие, организация, учреждения, нормативное правовое обеспечение. Диспансер: задачи и основные направления деятельности. Реабилитационные учреждения: задачи, организация работы. Служба скорой и неотложной помощи населению: история, структура и организация деятельности. Лекарственное обеспечение населения: организация, проблемы, перспективы. Место и роль профессиональных социальных работников в оказании медикосоциальной помощи населению в лечебно-профилактических учреждениях. Социальное обслуживание: понятие, содержание, принципы, формы, место и роль в системе оказания населению медико-социальной помощи. Категории лиц, подлежащих социальному обслуживанию. Виды, структура и основные направления деятельности учреждений социального обслуживания населения. Особенности социального обслуживания отдельных категорий лиц: инвалидов, несовершеннолетних, престарелых, одиноких граждан и др. Нормативное правовое обеспечение социального обслуживания населения в РФ. Роль профессиональных социальных работников в организации социального обслуживания населения. Форма проведения занятий: Лекция-смысловое погружение (2 час.) Практическое занятие (4 час.) Охране здоровья Медицинское страхование как часть правового механизма обеспечения охраны здоровья населения в новых условиях хозяйствования. Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ как юридическая, экономическая и организационная основа конституционного права граждан на медицинскую помощь. Виды, субъекты и объект медицинского страхования. Договор медицинского страхования. Права граждан в системе медицинского страхования. Права и обязанности страхователя. Страховые взносы на медицинское страхование. Деятельность страховых медицинских организаций, их права и обязанности. Страховой медицинский полис. Медицинские учреждения в системе медицинского страхования: права, обязанности, лицензирование, аккредитация. Базовая программа обязательного медицинского страхования. Территориальные программы обязательного медицинского страхования. Базовая и территориальные программы обязательного медицинского страхования: порядок формирования и реализации. Программа государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью: содержание, механизмы принятия и реализации. Состояние и перспективы развития системы медицинского страхования в современной России. Роль профессионального социального работника в обеспечении прав гражданина в сфере медицинского страхования. Форма проведения занятий: Лекция-смысловое погружение (2 час.)
Семинар (2 час.)
Воспитания Философские, социологические, медицинские и правовые аспекты гигиенического воспитания населения. Гигиеническое воспитание и гигиеническая культура. Цель, задачи, принципы, направления гигиенического воспитания. Характеристика деятельности учреждений медицинского и немедицинского профиля по гигиеническому воспитанию населения. Основные направления гигиенического воспитания: пропаганда факторов, способствующих сохранению и укреплению здоровья, пропаганда профилактики факторов, негативно влияющих на здоровье. Методы гигиенического воспитания: устный, печатный, изобразительный. Их характеристика и особенности использования в процессе гигиенического воспитания. Формы проведения гигиенического воспитания: индивидуальная, групповая, массовая. Их характеристика и особенности применения в процессе гигиенического воспитания. Средства гигиенического воспитания: лекция, беседа, выступление, викторина, конференция, дискуссия, инструктаж и др. Особенности использования различных средств гигиенического воспитания при применении отдельных его методов. Организация и проведение гигиенического воспитания. Создание проблемной ситуации. Знания, необходимые для решения проблемных ситуаций в гигиеническом воспитании. Выбор основного направления, форм и средств гигиенического воспитания в практической деятельности специалиста. Характеристика деятельности профессионального социального работника в области гигиенического воспитания населения. Форма проведения занятий: Лекция-дискуссия (1 час.) Практическое занятие (2 час.) НАСЕЛЕНИЯ Государственная задача Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и основы его обеспечения. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999): цель принятия, основные разделы и статьи. Характеристика системы мер санитарно-гигиенического характера по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Права и обязанности граждан по вопросам обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и
потребительского рынка. Структура и основные полномочия Роспотребнадзора: надзор и контроль за исполнением требований законодательства РФ в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. Задачи Роспотребнадзора: контроль и надзор в сфере санитарноэпидемиологического благополучия, предупреждение вредного для здоровья граждан воздействия факторов окружающей среды, профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний. Правовые основы деятельности Роспотребнадзора. Учреждения Роспотребнадзора: территориальные управления, Центры гигиены и эпидемиологии, противочумные станции, организации дезинфекционного профиля. Основные задачи и направления деятельности. Форма проведения занятий: Лекция-смысловое погружение (2 час.) Семинар Тема 8. Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека Климат и здоровье. Понятие о биологических ритмах человека. Влияние воздушной среды на здоровье населения. Показатели оценки качества, основные источники загрязнения и мероприятия по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха. Роль жилища в обеспечении комфортных условий жизни человека: основные характеристики комфортности жилья, санитарно-гигиенические требования к жилищу. Питьевое водоснабжение: источники, требования, контроль. Значение питьевого водоснабжения для здоровья населения. Федеральные законы, обеспечивающие права граждан на благоприятные условия жизни: «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «О радиационной безопасности» (1996), «О питьевой воде». Влияние условий и характера труда на здоровье работающих. Опасные и вредные производственные факторы: классификация, характеристика, влияние на организм работающих. Гигиена труда женщин и подростков. Классификация труда по степени вредности, опасности, тяжести и напряженности. Законодательство в области охраны труда: Конституция Российской Федерации (1993), ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации (2003), Трудовой кодекс Российской Федерации (2005). Профессиональные заболевания: понятие, характеристика. Организация и особенности питания организованных групп населения. Оценка и контроль общественного питания. Пищевые отравления, их происхождение, классификация, характеристика и меры профилактики. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (2000): основные положения. Характеристика деятельности социального работника по защите прав граждан на безопасную среду обитания. Форма проведения занятий: Лекция-дискуссия Практическое занятие ЗАБОЛЕВАНИЙ Раздел VI. СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ Тема 11. Охрана материнства и детства, планирование семьи как социальномедицинская проблема Охрана материнства и детства как совокупность государственных и общественных
мероприятий, направленных на сохранение здоровья матери и ребенка. Состояние здоровья девушек-подростков и женщин в современных условиях: показатели оценки, тенденции и закономерности. Группы риска перинатальной патологии. Скрининговое обследование беременных. Система организации этапной медико-социальной помощи беременным и женщинам с гинекологической патологией. Женская консультация, родильный дом, гинекологический стационар перинатальный центр, санаторий для беременных: задачи и основные направления деятельности. Законодательство в сфере охраны здоровья и социальной защиты беременных. Состояние и тенденции здоровья детского населения. Группы здоровья: принципы формирования, характеристика. Система организации этапной медико-социальной помощи детям. Организация и основные направления деятельности детской поликлиники. Диспансеризация детского населения, иммунопрофилактика инфекционных заболеваний, деятельность дошкольношкольного отделения, кабинета здорового ребенка. Организация стационарного и санаторно-курортного этапа лечения детей с различными видами патологии. Новые формы организации медико-социальной помощи детям. Охрана здоровья школьников. Здоровьесберегающие технологии обучения. Государственная политика в области социальной защиты материнства и детства. Государственные программы в сфере охраны здоровья матери и ребенка: цель и задачи, порядок формирования, нормативная правовая база, показатели эффективности. Планирование семьи как совокупность социально-экономических, правовых и медицинских мероприятий: исторические аспекты, цель и задачи. Состояние репродуктивного здоровья и особенности репродуктивного поведения населения в РФ. Цель, задачи, нормативное правовое обеспечение и основные направления деятельности учреждений службы планирования семьи в РФ. Бесплодие и бесплодный брак как важнейшая медико-социальная проблема в сфере охраны репродуктивного здоровья: понятие, характеристика, организация этапной медико-социальной помощи, меры профилактики, нормативное правовое обеспечение. Новые репродуктивные технологии в лечении бесплодия: характеристика, этические и правовые аспекты. Форма проведения занятий: Лекция-смысловое погружение (2 час.) Семинар Человека Биомедицинская этика как междисциплинарное научное направление и социокультурный феномен. Феномен возвышения ценности здоровья в современном обществе. Страдание - пограничная проблема медицины и философии. История этики как уроки отношения человека к страданию. Ценностное отношение к болезни. Конкретный ценностный подтекст отношения населения к душевным болезням, алкоголизму, наркоманиям, онкологическим, венерическим, кожным, наследственным болезням, аборту, ВИЧ-инфекции. Современные биоэтические проблемы современной медицины. Этические проблемы генетики. Основные задачи медицинской генетики. Этические аспекты точности прогноза в практике медико-генетического консультирования. Проблема «информированного согласия». Этические проблемы трансплантологии. Право на проведение пересадки органов (учреждения, врача). Права донора и реципиента. Трансплантология и проблема справедливого распределения ограниченных ресурсов здравоохранения. Правовые аспекты трансплантологии.Определение понятий «народная медицина», «традиционная медицина», «знахарство», «парамедицина», «медицинский оккультизм», «альтернативная медицина». Причины бума альтернативного врачевания в современном мире. Наука и паранаука. Наука как знание и паранаука как квази (псевдо) знание. «Экстрасенсы» - пример паранауки в медицине. Предыстория проблемы. Объяснение фактов исцелений в практике экстрасенсов. Альтернативная медицина как «дополнительная медицина». Проблема юридического регулирования практики альтернативной медицины. Форма проведения занятий: Лекция-смысловое погружение (2 час.) Семинар (2 час.) Тема 18. Современные проблемы биомедицинской этики Классические критерии смерти. Понятия «клиническая смерть» и «биологическая смерть». Проблема «права на смерть». История решения проблемы смерти мозга в нашей стране. Эвтаназия как важнейшая проблема современной биоэтики. Отношение к умирающему человеку и эвтаназии в различные исторические эпохи. Движения за права пациентов. Общественные движения за легализацию эвтаназии. Классификация эвтаназии. Этико-юридический анализ активной добровольной и недобровольной эвтаназии. Отношение к пассивной эвтаназии в современном обществе. Хосписы - этически безупречная альтернатива активной эвтаназии. Принципы и организация деятельности хосписов. Научно-медицинские и морально-этические аспекты вскрытий. Культуральные аспекты отношения населения к вскрытиям. Искусственный аборт как типичная проблема биоэтики. Этическая позиция сторонников аборта. Право женщины на свободное ответственное материнство. Легализация аборта и демографические интересы общества. Позиция противников аборта. Моральный статус эмбриона. «Право плода на жизнь». Этические проблемы проведения медицинских экспериментов на эмбрионах и эмбриональной ткани. Искусственный аборт как моральный выбор врача. Этический аспект ограничения аборта сроком беременности. Искусственный аборт как моральный выбор самой женщины. Методы искусственного оплодотворения. Медико-научные аспекты экстракорпорального оплодотворения. Юридическая регуляция практики искусственного оплодотворения. Суррогатное материнство. Правовой статус «ребенка из пробирки». Форма проведения занятий: Лекция-дискуссия (2 час.) Практическое занятие
Раздел X. ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ Реанимация Экстремальные состояния и их виды. Коллапс: причины, проявления, исходы, мероприятия первой медицинской помощи при различных видах коллапса. Шок: причины, проявления в стадиях возбуждения и торможения, особенности болевого, анафилактического и ожогового шока, Кома: основные признаки диабетических, печеночной, почечной, травматической и мозговой ком. Принципы оказания первой медицинской помощи при шоке и комах. Стресс: причины, стадии развития, основные проявления, последствия, принципы профилактики. Значение работ Г.Селье в понимании биологического значения стрессорной реакции для человеческого организма. Терминальные состояния как стадии умирания организма: агония и клиническая смерть. Признаки клинической смерти у человека. Признаки биологической смерти. Показания к проведению сердечно-легочной реанимации. Методики исследования зрачковых реакций, определение частоты сердечных сокращений, дыхательных движений. Факторы, влияющие на эффективность реанимации. Подготовка пострадавшего к проведению сердечно-легочной реанимации. Способы искусственной вентиляции легких. Техника непрямого массажа сердца. Методика сочетанного проведения искусственной вентиляции легких и наружного массажа сердца. Особенности проведения реанимации у детей. Возможные ошибки при проведении сердечно-легочной реанимации. Технические средства сердечно-легочной реанимации. Форма проведения занятий: Лекция-смысловое погружение (1 час.) Практическое занятие (3 час.) Тема 20. Первая медицинская помощь при кровотечениях и травмах Анатомо-физиологическая организация сердечно-сосудистой системы. Наружное и внутреннее кровотечение. Признаки артериального, венозного и капиллярного наружных кровотечений. Общие проявления внутренних кровотечений у пострадавших. Кровопотеря и ее последствия для организма человека. Способы временной остановки кровотечений. Мероприятия по улучшению состояния пострадавших от кровопотери. Основные причины и проявления повреждений опорно-двигательного аппарата. Иммобилизация травмированных структур. Первичная обработка ран при открытом переломе кости. Особенности транспортировки пострадавших с травмами опорнодвигательного аппарата. Основные виды проникающих ран. Понятие о сочетанных повреждениях вследствие травм и ранений. Причины и основные проявления черепно-мозговой травмы и перелома основания черепа, травм грудной клетки, живота и таза. Особенности транспортировки, принципы и содержание первой медицинской помощи. Нарушение проходимости дыхательных путей: причины и признаки. Методики удаления инородных предметов из дыхательных путей. Судорожные состояния: причины и виды. Основные признаки эпилептического припадка, содержание первой медицинской помощи. Химические и термические ожоги: причины, проявления, классификация по тяжести поражения, мероприятия первой медицинской помощи. Природные и техногенные факторов, вызывающи перегревание организма. Причины и основные проявления теплового и солнечного ударов. Профилактика перегреваний и содержание первой медицинской помощи. Причины и условия переохлаждения организма. Проявления местного (обморожение) и общего переохлаждения. Методика согревания замерзающего. Первая медицинская помощь при переохлаждении. Проявления острой и хронической лучевой болезни. Профилактика лучевых поражений и принципы первой медицинской помощи. Причины и условия развития электротравмы. Факторы, определяющие ее тяжесть («петли тока»). Местные и общие проявления. Отравления: причины, пути проникновения в организм ядовитых веществ. Неспецифические и специфические проявления отравлений. Содержание первой медицинской помощи. Профилактика отравлений. Понятие об антидотах Раздел I. СОЦИАЛЬНЫЕ И ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ Тема 1. Социальная медицина как наука и учебная дисциплина История становления социальной медицины как науки и учебной дисциплины. Социальная медицина как наука. Объект, предмет и методы социальной медицины. Междисциплинарный характер социальной медицины. Здоровье: определение, составляющие. Факторы, влияющие на здоровье, и их характеристика. Социальные факторы, влияющие на здоровье, и их характеристика. Факторы и группы риска заболеваний. Социально-гигиенический мониторинг. Социальная сущность наиболее распространенных и значимых болезней. Генетические факторы как общебиологические константы. Группы заболеваний, обусловленные генетическим риском. Хромосомные и генные наследственные болезни. Заболевания с наследственным предрасположением. Организация медико-генетического консультирования населения. Здоровье индивидуальное и общественное: определение, взаимосвязь, различия. Уровни изучения здоровья. Показатели оценки индивидуального здоровья. Показатели оценки общественного здоровья: методики вычисления и оценки. Характеристика демографической ситуации в современной России. Комплексная оценка состояния здоровья населения. Группы здоровья, их характеристика. Системный подход в решении проблем здоровья. Междисциплинарные аспекты здоровья: общенаучный, социально-гигиенический, медико-биологический, психологический, педагогический, экономический, правовой, технологический, теологический. Форма проведения занятий: Лекция-смысловое погружение Практическое занятие
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.191 с.) |