Теоретические аспекты проблемы моделирования Как средства развития дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические аспекты проблемы моделирования Как средства развития дошкольников



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проходящая реформа в системе дошкольного образования в Донецкой Народной Республике нацеливает педагогическую науку и дошкольную практику на осуществление интеграции теоретических знаний и углубления взаимоотношений детей с жизнью. Это особо важно при изучении окружающей среды. К важнейшим целям экологического образования относятся: развитие экологического сознания, формирование умений понимать и ценить красоту окружающей природы, бережно относится к природе, выражая свои активные жизненные взгляды и проявляя нетерпимость к безответственному отношению к природе.

Вышеназванные цели способствуют формированию: желания узнать больше о живой природе и их закономерностях; развития интересов и мотивов деятельности, которые направлены на понимание ценности природы; воспитания принципов бережного отношения к природе и сохранения своего и общественного здоровья; пропаганды экологических идей.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, в труде, быту).

Метод моделирования как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой несёт в себе огромное образовательное значение. Происходит непосредственное знакомство с миром природы, ее закономерностями во взаимодействии с человеком, с экологическими проблемами в процессе организованной образовательной деятельности.

 Использование в дошкольном учреждении метода моделирования дает вероятность заметить полную, целостную картину закономерностей в природе и взаимосвязи с человеком, вероятность заметить не отдельные формы и явления, а единое целое, в котором все отдельные части тесно соединены.

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов, таких как: П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, Н.И. Ветрова, В.И. Логинова, С.Н. Николаева, И.А. Хайдурова показывают, что использование технологии моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. С помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется всестороннее развитие дошкольников.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что выбранная тема работы: «Моделирование как средство формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста» является актуальной и требует дальнейшего изучения.

Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние моделирования на формирование представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о насекомых.

Предмет исследования – моделирование как средство формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста.

Поставленная цель работы решалась в ходе следующих задач:

1. Раскрыть сущность, функции и принципы метода моделирования.

2. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме использования метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников.

3. Рассмотреть классификацию моделей и видов моделирования, применяемых в ДОУ.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста и проанализировать результаты эксперимента.

Гипотезой исследования является предположение о том, что использование моделирования в образовательном процессе поможет сформировать представления о насекомых и улучшить экологическую культуру детей старшего дошкольного возраста.

При выполнении работы использовался комплекс методов:

1) общетеоретические (анализ понятийно-терминологической системы, изучение и анализ методической литературы по проблеме, построение гипотез, прогнозирование, моделирование);

2) эмпирические (наблюдение, беседа);

3) прогностические (моделирование);

4) Статистическая и математическая обработка экспериментальных данных

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации теоретических положений касающихся формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста средствами метода моделирования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что быларазработана система занятий с детьми старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования для ознакомления детей с насекомыми.

Объем и структура работы. Выпускная работа, объемом 54 страницы текста, состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников и литературы из 68 наименований и 4 приложений.


 ГЛАВА 1

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

При рассмотрении понятий модель и моделирования нами было раскрыто значение использования инновационных технологий, а именно метода моделирования. Выяснили, что данный метод выступает одним из наиболее перспективных методов развития детей дошкольного возраста, а также несет в себе огромное образовательное значение. А сама модель является удобной формой воспроизведения отражающей существенные значимые особенности натуры, которая несет в себе способность открыть для ребенка способ познания явлений и закономерностей природы, жизни животных и растений.

При рассмотрении исторических фактов проблем воспитания и подходов, изучаемых по проблеме метода моделирования, нами было выделено, что многие выдающиеся мыслители прошлого рассматривали моделирования как перспективный метод, а также современные педагоги, придающие большое значение использованию метода моделирования как средству воспитания детей, затрагивая вопросы ознакомления с объектами и явлениями природы.

В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников, в том числе и метода моделирования.

Нами били, рассмотрена различная классификация моделей и выявлена значимость их использования, которая выражается в неоценимом значении, открывая возможность детям наглядно демонстрировать закономерности, причинно-следственные связи природных объектов. 

Использование модели в познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с природой можно заинтересовать и в ненавязчивой форме ознакомить детей с явлениями в природе и её многообразием, что порой является затруднительным для восприятия.

 

ГЛАВА 2

Представления о природе.

А) Живая природа.  

Задание 1. Материал. 7 – 8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, автомобиль, самолёт.

Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком. Ребёнку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:

Как ты догадался, что все это живое?

Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?

Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни?

Без чего он не может прожить?

Задание 2. Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.

Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу.

Задание 3. Цель. Выяснить, знает ли ребёнок части растений и их функции.

Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод.

Задание 4. Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представления о стадиях роста растений.

Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

Задание 5. Цель. Выявить представления ребёнка о многообразии животных и местах их обитания.

Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоём, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3 – 4 вида домашних и диких животных, 3 – 4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка.

Методика. Ребёнку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.

Задание 6. Цель. Выявить представления ребёнка об основных стадиях роста животных.

Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы, птицы. Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

Задание 7. Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времён года и видов труда людей в разные сезоны года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком по сюжетным картинкам:

- Какое это время года?

- Почему деревья так выглядят?

- Как изменяется жизнь животных (называется время года)?

- Почему люди так одеты?

- Чем они занимаются?

Задание 8. Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому.

Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.

Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:

- Как поступил мальчик (девочка)?

- Почему?

- Как бы ты поступил на его (ее) месте?

- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?

Б) Неживая природа.

Задание 9. С ребёнком проводится беседа по следующим вопросам:

О воде:

- Какого цвета может быть вода?

- Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?

- Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку?

- Как называется это свойство воды? (текучесть)

- Зачем нужна вода?

О песке:

- Чем отличается сухой песок от влажного?

- Что произойдёт, если наступить на влажный песок?

- Зачем нужен песок?

- О природных явлениях (ветер, дождь, небо):

- Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?

- Что происходит с деревьями, когда дует ветер?

- Зачем нужен дождь в природе?

- Что было бы с растениями, если бы не было дождя?

- Что появляется после дождя на городских улицах?

- Как меняется небо весной, летом, зимой?

- Почему небо иногда кажется белым или серым?

- Что может «застилать» небо?

- Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?

Оценка деятельности:

1. Балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.

2. балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2 – 3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.

3. балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

Отношение к природе.

Задание 10. Цель. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводится наблюдение за отношением ребёнка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребёнок должен будет осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в уголке природы находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные – в кормлении, растения – в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребёнок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:

- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?

- Как ты это узнал?

- Как ему можно помочь?

- Хотел бы ты ему помочь?

Почему ты хочешь ему помочь?

Оценка деятельности:

1. балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.

2. балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.

3. балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.

На констатирующем этапе эксперимента нами было проведено диагностическое обследование детей старшей группы, так как в дошкольном образовательном учреждении нет больше такой возрастной группы, для проведения эксперимента старшую группу было поделено на две подгруппы: экспериментальную группу (ЭГ) – 12 человек и контрольной группы (КГ) – 12 человек – воспитанников старшей группы «Пчелки». Общая численность детей, задействованных в исследовании, составила 24 человека.

Для того чтобы оценить степень освоения экологических знаний детей провели беседу с детьми старшей группы. При помощи диагностического материала в индивидуальной работе выявили уровень сформированных знаний детей о живой природе, в какой степени у ребёнка сформированы разные виды отношения к природе, и в сводной таблице были занесены результаты исследования (см. приложение Б). 

Кроме того, на этом этапе было проведено наблюдение за деятельностью старших дошкольников на занятиях по познавательной деятельности, во время дежурства в уголке природы с целью определения их активности и заинтересованности по отношению к объектам природы.

После обработки данных результатов изучения показателей уровня развития экологических представлений (методика С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой) в экспериментальной группе на основе полученных результатов была построена диаграмма.

Результаты исследования уровня сформированности экологических представлений детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе, представленные на рисунке 2.1.

 

 

Рис. 2.1 – Результаты исследования уровня сформированности экологических представлений детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента

по методике С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой

 

Таким образом, из диаграммы следует, у 25% (3-е детей) группы низкий уровень формирования экологических представлений, у 67% (8 детей) средний уровень формирования, у 8% (1 ребёнок) высокий уровень.

Помимо количественной обработки результатов полученных данных, мы можем дать и качественную характеристику уровня детей.

При низком уровне познавательной активности представления окружающей природе дети демонстрируют недостаточные знания, отвечают на вопросы неправильно, путаются в ответах, допуска много неточностей, или совсем не отвечают на вопросы, поставленные перед ними.

 У детей с средним уровнем развития экологических представлений сформированы существенные представления о живой природе, при выполнении заданий допускают некоторые неточности иногда ошибаются, могут сами исправить свои ошибки, при ответах на поставленные вопросы отвечают правильно, но не всегда может аргументировать свой ответ.

Дети с высоким уровнем знаний широкий круг представлений об объектах живой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

Так же было поведено исследование в контрольной группе, используя диагностический материал по методике исследования С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой, результаты также были занесены в сводную таблицу, показатели исследования уровня развития экологических представлений в старшей группе.

После обработки данных результатов изучения показателей исследования уровня развития экологических представлений (методика С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой) в контрольной группе.

Результаты исследования уровня сформированности экологических представлений детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе, представлены на рисунке 2.2.

 

Рис. 2.2. – Результаты исследования уровня сформированности экологических представлений детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе на констатирующем этапе эксперимента

 по методике С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой

Таким образом, в контрольной группе детей с высоким уровнем сформированности экологических представлений 2 чел. – 17%, со средним уровнем 7 чел. – 58%, с низким уровнем 3 чел. – 25%.

По результатам констатирующего эксперимента, из построенных диаграмм можно сделать вывод, что по сравнению с экспериментальной группой в контрольной группе детей с низким уровнем сформированности экологических представлений одинаковое количество, со средним уровнем на 8% меньше (1 ребёнок), с высоким уровнем сформированности на 8% больше (1 ребёнок).

Из описанных выше данных видно, что у детей в обеих группах преобладает средний уровень экологических представлений. Это говорит о том, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированы представления об окружающем. Знания детей не всегда точные, поверхностные, ответы детей неполные, небольшой словарный запас по теме. Многие дети при выполнении заданий действуют интуитивно, что говорит о неуверенности в знаниях детей.

 

Занятие №1

Тема: «Насекомые на нашей планете»

Цель: Формировать у детей ответственное отношение к родной природе, уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни, познакомить детей с влиянием человека на природу и с какой целью создана Красная книга.

Задачи:

Обучающие:

- Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ природы весной, ассоциации с собственным опытом восприятия весенней природы.

- Формировать у детей представление о окружающей природе, мире насекомых, их строении, закрепить обобщающее понятие «насекомые».

- Формировать умение выделять общие признаки, учить схематично зарисовывать и составлять графическую модель внешнего вида насекомых.

- Расширять словарный запас по теме, познакомить с профессией энтомолог, с значением Красной книги в жизни человека.

- Побуждать детей к изучению мира насекомых с помощью моделирования.

- Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста.

 Развивающие:

- Развивать интерес к жизни насекомых, желание узнать новую информацию.

- Развивать связную речь, словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, обосновывать свой ответ.

- Развивать зрительную и слуховую память.

- Продолжать развивать двигательные навыки, общую моторику, координацию.

Воспитательные:

- Воспитывать гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы и мира насекомых.

- Воспитывать интерес к познанию природы через художественную литературу.

- Воспитывать желание замечать красоту окружающей природы;

Материал для занятия: иллюстрации с насекомыми и дикими животными; нарисованная на ватмане формата А-1 лесная поляна весной;вырезанные из бумаги насекомые; простые карандаши на каждого ребенка; шаблон для зарисовки схемы на каждого ребенка;лэбук «Красная книга глазами детей».

Предварительная работа: Чтение М. Л. Михалкова «Лесные хоромы»; Разучивание с детьми отрывка стихотворения «Муха села на варенье...»

Геннадий Шмоновскороговорки, рассматривание иллюстраций насекомых, театрализация сказки М.Л. Михалкова «Лесные хоромы».

Занятие № 2

Занятие № 3

Тема: «Редкие насекомые»

Цель: Дать детям представление о редких насекомых занесённых в Красную книгу Донбасса, расширять знание детей о пчёлах.

Задачи:

Образовательные:

- Обогащать знание детей о охраняемых насекомых, закрепить знания о учёных энтомологах, обогащать и активизировать словарный запас детей.

- Знакомить детей с особенностями жизни пчел и природных взаимосвязях.

- Продолжать совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ с помощью опорной модели.

- Закрепить навыки и умения конструирования из бумаги, пользоваться ножницами.

Развивающие:

- Развивать мышление, восприятие, память, слуховое внимание, воображение речь.

- Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику пальцев рук.

- Развивать умения работать в команде.

Воспитывающие:

- Воспитывать умение прийти на помощь.

- Учить бережно относится к окружающему миру насекомых.

- Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Материал для занятия: письмо с загадками;иллюстрации с изображением насекомых;графическая модель (мнемотаблица) для описания насекомых;схема модель строение пчелы; заготовки из картона желтого цвета на каждого ребекка; картонная коробка; ножницы на каждого ребёнка; клей ПВА; кисточка для клея на каждого ребёнка; салфетка; подложки.

Предварительная работа: Чтение сказки: «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки, «Муха Цокотуха» К. Чуковского; совместная работа с детьми во второй половине дня: рассматривание жизненного цикла насекомых: бабочки, жука Оленя, пчелы, дидактическая игра «Найди тень».

Занятие № 4

Тема: «Береги природу и насекомых в ней!»

Цель: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе.

Задачи:

Образовательные:

- Обогащать словарь детей, расширять знания о заповеднике и его назначении.

- Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих.

- Формировать знания детей о проблемах загрязнения окружающей среды, влияние этого на численность насекомых.

- Закрепление и систематизирование знаний детей о природе,

- Совершенствовать умения детей лепить из пластилина, пользоваться приемами лепки для передачи объектов живой природы (насекомых).

- Учить достигать единой цели при создании коллективной работы (предметной модели «Лесные хоромы»).

Развивающие:

- Развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения, память воображение, речевые навыки, мелкую и общую моторику мышц.

Воспитывающие:

- Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе, животному и растительному миру.

Материал для занятия: мольберт, письмо, картинки с изображением поведения в природе, модель бабочки для игры, экологические знаки, элементы мусора на модели поляны (обвёртки от конфет, крышки от пластиковых бутылок, полиэтиленовая обвёртка и др.); пластилин, доска для лепки, стека на каждого ребёнка,

Предварительная работа: раскрашивание раскрасок насекомых по цветовой схеме, игры с лабиринтами на тему насекомые, игры с настольным театром сказок о насекомых, изготовленным совместно с родителями, рисование насекомых с опорных схем, изготовление с родителями экологических знаков и беседа детей. 

2.  Организовать совместную деятельность с детьми в течении дня, используя в работе с детьми дидактического пособия – лэпбук «Насекомые красной книги».

3. Активизировать работу с родителями: изготовление настольных видов театра по сказкам о насекомых, изготовление совместно с детьми экологических знаков и обсуждение о значении знаков.

Таким образом, метод моделирования способствует развитию познавательных способностей у детей 5-6 лет, предполагает постепенное освоение экологических знаний о мире насекомых. Использование в сочетании разнообразных видов моделирования и поступательной подачи знаний способствует созданию целостного образа о закономерностях и особенностях мира насекомых.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

При подборе диагностического материала нами были учтены возрастные особенности детей старшей группы. После проведения диагностирования, на начальном констатирующем этапе эксперимента, с помощью диагностики по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой, выявлено, что у детей старшей группы преобладает средний уровень экологических представлений.

Созданные совместно с детьми, при организации образовательной деятельности взрослыми, моделей окружающих объектов и явлений, способствует развитию восприятия и понимания окружающего, повышению познавательного интереса, расширению знаний о мире насекомых о взаимосвязях в природе. При таком условии работа педагога превращается из рутинной в интересную, наглядную деятельность, во время которой детям некогда скучать.

Использование лэпбука как вспомогательная модель при ознакомлении детей с насекомыми в свободной деятельности ненавязчиво расширяет и закрепляет имеющиеся знания детей старшего дошкольного возраста. 

У ребёнка постепенно и незаметно для себя происходит овладение знаниями о взаимосвязях в природе насекомых, образе жизни, о необходимости беречь и сохранить природу такой прекрасной, какой она создана для жизни на Земле.

После окончания формирующего эксперимента на основании контрольного этапа проведенной диагностики можно сделать вывод, что у детей контрольной группы появился познавательный интерес к природе, склонность к творческой деятельности при изучении окружающего мира к оригинальным, необычным способам решения проблем. Детей стал больше интересовать окружающий их мир, появилось больше самостоятельности в организации своего свободного времени. При сравнении с экспериментальной группой результаты диагностики экологических представлений практически не изменился.

В процессе эксперимента, нами было выявлено, что во время использовании готовых моделей и их созданные в совместной деятельности помогают, в экспериментально-практической деятельности, ребёнку выразить: свои эмоции, своё видение окружающего мира и своё отношение к нему. Сформировать экологические представления, развить координацию, мелкую моторику пальцев рук. Что в свою очередь способствует всестороннему, познавательному развитию ребенка как личности.

 

 

 

 

                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1.  При рассмотрении метода моделирования нами были определенны: сущность которая состоит в извлечении из объекта познания системы наиболее существенных в каждом конкретном случае отношений и представление данной системы в доступном для восприятия и осмысления виде, заключаемая в методе познания и учебной деятельности, придерживаясь определенным принципам.

Также при рассмотрении модели как предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, выяснили, что она является удобной формой воспроизведения отражающей существенные значимые особенности натуры, которая несет в себе способность открыть для ребенка способ познания явлений и закономерностей природы, жизни животных и растений.

Было отмечено, что метод моделирования применяется в разнообразных видах детской деятельности, таких как: наблюдении, образовательной, игровой, трудовой, самостоятельной, поисковой деятельности. Но чаще всего модель используется во время организованной образовательной деятельности и в специально организованной совместной с взрослыми деятельности.

2.  При рассмотрении теоретических и практических аспектов метода моделирования дает нам научное обоснование системы взаимосвязей знаний детей старшего дошкольного возраста, отражая закономерности той или другой области действительности, при условии, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме использования метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников показал, что использование такой методике как моделирование выступает средством формирования разнообразных знаний, умений и навыков оказывает положительное влияние на познавательное развитие детей. Моделирование дает возможность детям в максимальном объеме познавать с явлениями окружающего, способствуя развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.

3.  При рассмотрении видов моделирования и применении в дошкольной образовательной организации отметили, что работа с моделями несет в себе неоценимое значение, открывая возможность детям наглядно демонстрировать закономерности, причинно-следственные связи природных объектов. Рассмотренные нами классификации моделей по принципам, при применении в работе с дошкольниками не могут исключать друг друга. Одна модель может выступать как настольной, так и динамичной, различаться размерами и местом своего расположения и др..

Использование модели в познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении с природой можно заинтересовать и в ненавязчивой форме ознакомить детей с явлениями в природе и её многообразием, что порой является затруднительным для восприятия.

4.  Для проверки гипотезы, выдвинутой в начале исследования, нами были определены цель и задачи исследования была определена работа, состоящая из 3-х этапов. На констатирующем этапе эксперимента подобран диагностический материал С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой, и проведена диагностика, которая выявила уровень экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.

Результат подобранных методик диагностики экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе показали, что сформированные экологические представления в основном количестве детей располагаются на среднем уровне.

5. Для достижения определённой заданной цели детей дошкольного возраста, было определено подобрать комплекс мероприятий в образовательной деятельности по повышению уровня экологического воспитания. Которым может выступить метод моделирования при организации организованной познавательной и исследовательской деятельности, что может дать определённые положительные результаты.

Анализ проведённых исследовательских мероприятий показал, что мероприятия, организованные на этапе формирующего эксперимента, содействовали формированию представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста с помощью моделирования.

6.  В процессе контрольного этапа эксперимента, с помощью повторного диагностирования детей старшей группы нами было выявлено, что во время использовании готовых моделей и их созданные в совместной деятельности помогают, в экспериментально-практической деятельности, ребёнку выразить: свои эмоции, своё видение окружающего мира и своё отношение к нему. Что в свою очередь способствует всестороннему, познавательному развитию ребенка как личности.

Можно сделать вывод что, цели и задачи, поставленные в ходе исследования, достигнуты, гипотеза подтверждена.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Консультация для педагогов

«Моделирование как средства развития экологических представлений детей дошкольного возраста»

 

Актуальность вопросов использования инновационных технологий в дошкольном образовательном учреждении возрастает год от года. В настоящее время педагоги дошкольных учреждений внедряют в работу инновационные технологии, которые заключается в целенаправленном внедрении новых методов, способствующих эффективному развитию познавательных интересов детей дошкольного возраста.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причина возникновения этой проблемы – в деятельности человека, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению равновесия в природе, что в первую очередь требует повышению экологической грамотности. Этого можно достичь только через воспитание подрастающего поколения.

Метод моделирования как средство ознакомления детей дошкольного возраста может нести в себе огромное образовательное значение происходящее через непосредственное знакомство с миром природы в процессе организованной образовательной деятельности.

Исследованиями многих отечественных и зарубежных педагогов, таких как: Ж. Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, А.В. Запорожец, А.А. Венгер и др., подтверждена эффективность использования метода моделирования в развитии детей дошкольного возраста.

Так как современное образование находится на переломном этапе развития, являясь зеркалом общества, постоянно ищет новые пути и технологий способные активизировать помощь педагогу в достижении образовательной цели. Термин «моделирования» характеризуется как: «Опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не интересующий нас объект, а вспомогательная, искусственная или естественная система, находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом, способная его замещать в определённом отношении и дающая при его исследовании в конечном итоге информацию о самом моделируемом объекте».  

Данный метод в педагогической практике пока недостаточно используется, при этом обуславливаясь рядом преимуществ:

- её можно применять для детей разного возраста;

- моделирования как средства формирования разнообразных знаний, умений и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей;

- моделирующая деятельность на занятиях может оказать большую помощь в познании дошкольниками окружающего мира, явлений природы;

- моделирование положительно влияет на развитие продуктивной и интеллектуальной деятельности.

А также обуславливается следующими компонентами:

- аксиологической – которая ставит в основу воспитания овладение духовными ценностями общечеловеческой культуры, когнитивный (познавательный);

 - деятельностной – личностной, который отражает взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без этого не может быть достигнут конечный результат.

При рассмотрении метода моделирования в воспитании детей дошкольного возраста используются разные виды моделей:

Оконча



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.134 с.)