Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологически е особенност и несовершеннолетни Х осужденны Х
При существующих социальных условиях увеличению преступ ности среди несовершеннолетних способствуют психологические особенности подросткового возраста. Они некритически относятся к себе, легковозбудимы, стре мятся к независимости, вместе с тем они легковнушаемы, склон ны к безоговорочному следованию авторитетам. Стремление к «легкой и красивой» жизни, неприятие морали общества приво дят их сначала к безнравственным поступкам, а затем к преступ лениям. Они стремятся выделиться, отвергают советы взрослых, бо ятся быть «хуже других», берут за идеал сильного человека, стремятся ему подражать, что часто приводит в уголовную сре ду. Большинство осужденных подростков дружили со сверстни ками, ранее осужденными или с теми, кто состоял на учете в милиции. По уровню образования такие подростки на 2—3 класса отста ют от сверстников, а в случае изоляции от общества это отстава ние усугубляется.
1 Социальная педагогика / Под ред. М.А.Галагузовой. — М., 2000. — С. 291. 2 Там же. - С. 293. ВОСПИТАТЕЛЬНА Я РАБОТ А В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 1
Появление теоретических обоснований исправления и пере воспитания несовершеннолетних преступников, исправительной педагогики относят в России к>Х1Х в., когда впервые в 1841 г. в Петербурге была создана колония для несовершеннолетних пра вонарушителей. На основе опыта педагогической деятельности в ней можно сформулировать следующие основные принципы пе ревоспитания: привлечение к труду; уважение личности воспитанника; самоуправление; сотрудничество педагогов и воспитанников. Впервые профессором Московского университета И.Я.Фой- ницким был разработан курс «Тюрьмоведение», в котором были сформулированы вопросы обращения с преступниками, охарак теризованы средства и методы воздействия на них в исправитель ных учреждениях. В 20-х гг. XX в. С. В. Поднышев в работе «Основы пенитенциар ной науки» (1923), давая определение педагогике перевоспита ния, выделяет такие понятия, как юридическое и нравственное исправление, общеобразовательное обучение, культурно-просве тительная работа, трудовое воспитание заключенных.
Л. В.Мардахаев выделил основные направления исправитель- но-педагогической работы в исправительных учреждениях: карательно-воспитательное, предполагающее исправление, пе ревоспитание в рамках Уголовного кодекса; исправительно-воспитательное; образовательное и трудовое. Работа социального педагога с заключенными осуществляется в несколько этапов. На перво м этап е при поступлении осуж денного в колонию педагог изучает его документы, документы суда, его личность и причины отклонения в поведении. На осно вании этого планируется воспитательная работа с осужденным, определяются формы и методы этой работы. На втором, главном этап е реализуется составленная про грамма. Прежде всего подопечному оказывается помощь в адапта ции к группе, предусматривается возможность возникновения кон фликта с другими воспитанниками. Постепенно он включается в ритм колонии, учебу и работу. Социальный педагог анализирует процесс исправления. Чисто умозрительно он распределяет воспитанников по группам:
1 См.: Мардахаев Л.В. Образовательно-воспитательные проблемы работы в пенитенциарных учреждениях // Социальная педагогика. — М., 1998. — С. 187— 212. первая группа — встали на путь исправления, учатся, получа ют профессию, выполняют все требования; вторая группа — твердо встали на путь исправления,, инициа торы в труде и выполнении режима, влияют на других, участвуют в самодеятельности, раскаиваются в содеянном; » третья группа — доказывают свое исправление, занимаются самовоспитанием и самообразованием, осуждают свое преступ ление; четвертая группа — «болото», по определению А. С. Макарен ко, поведение неопределенно; пятая группа — нарушители порядка, не подчиняющиеся тре бованиям администратора; шестая группа — злостные нарушители, лидеры преступных группировок. В соответствии с этой классификацией педагог осуществляет индивидуальный подход к воспитанникам. Группы подвижны, и педагог регулярно фиксирует переход подопечных из группы в группу, тем самым отслеживая процесс перевоспитания под ростков.
Эффективность выполнения программы перевоспитания зави сит от ряда причин: особенностей осужденного; срока пребывания в колонии; ^ коллектива, в который он попал; опыта воспитателей; воспитательных возможностей учреждений. На третьем, заключительном этап е по отбытии заклю ченным срока наказания оцениваются результаты всей работы кол лектива колонии по перевоспитанию. Эта оценка зависит от мно гих факторов: соблюдения правовых норм по отношению к осво божденному, от наличия у него жилья, от среды, в которой ему предстоит жить, ее нравственного климата и отношения к нему окружающих. Здесь огромную роль может играть попечительский совет колонии, который поможет освободившемуся в устройстве на работу, в приобретении жилья. Процесс перевоспитания в колонии характеризуется рядом осо бенностей. Это изоляция человека от общества, когда продолжи тельное время мужчины и женщины содержатся отдельно; жест кие режимные рамки — жизнь проходит в условиях уголовного наказания, регламентируемая правами и обязанностями; специ фический статус осужденного. В процессе перевоспитания заключенный постепенно подго тавливается к жизни на свободе посредством общеобразователь ной подготовки и получения профессии и освещения возможных вариантов жизнеустройства. Важным в процессе перевоспитания является вовлечение осуж денного в общественную деятельность колонии, жизнь коллекти-
ва. Важно, чтобы это был коллектив без «паханов», «главарей» и «авторитетов». Здесь следует опираться на опыт работы А. С. Ма каренко по созданию коллектива, его теорию малого коллекти ва, через который педагог проводит свои идеи и успешно влияет на личность. Его принцип воспитания личности «как можно больше требо ваний к воспитаннику, как можно больше уважения к нему» как нельзя более актуален в исправительном учреждении. В работе с преступниками социальному педагогу следует взять на вооружение и теорию А. С. Макаренко о перспективных линиях. Поставленная перед воспитанником близкая, средняя и дальняя перспектива — это своеобразное психологическое воздействие на него для изменения им своего статуса й подготовки к выходу из колонии. Важнейший принцип перевоспитания — опора на положитель ные качества личности воспитанника. Дифференцированный подход в воспитании осуществляется с учетом групповой принадлежности отбывающего срок. Группы различаются: по характеру преступлений; по количеству судимостей; по степени криминальной зараженности; по степени общественной опасности; по возрасту, полу, по образованию. Содержание воспитательной работы в колонии определяется следующими направлениями: правовое, нравственное, трудовое, физическое и санитарно-гигиеническое воспитание. В числе средств воспитательного процесса в качестве первосте пенного выделяется труд. Все заключенные обязаны работать. При чем, чтобы их труд способствовал их физическому и нравствен ному воспитанию, необходимо обеспечить культуру труда, орга низовать соревнование. Важным средством перевоспитания осужденных является ре жим — рамки поведения осужденных в колонии. Это запреты, правила, требования, которые ограничивают их быт, связь с вне шним миром, с родственниками, свободу передвижений. Воспи тательное значение режима — в изменении интересов осужденно го, разрушении старого стереотипа поведения, в формировании нравственных привычек и навыков поведения. Следует помнить, что излишне строгий режим ведет к иждивенчеству, приспособ ленчеству, безынициативности.
Обучение заключенных — тоже средство их воспитания. Оно осу ществляется по двум направлениям: общеобразовательная подго товка (посещение общеобразовательной школы) и профессиональ ное обучение (в процессе труда), которое направлено на получе ние профессии, необходимой заключенному после освобождения. В колониях существует индивидуальное и бригадное обучение, кур-
сы, школы передового опыта, классы мастеров, при некоторых колониях существуют ПТУ. Особого подхода требует процесс перевоспитания девушек, жен щин, у которых в силу их психофизиологических особенностей быстрее происходит процесс деградации личности. Особого внимания требуют лица с аномалиями психики. Это под ростки, перенесшие травмы головного мозга с отклонениями в психическом развитии, они вменяемы, трудоспособны, но в ус ловиях изоляции могут быть агрессивны. Для них ограничивается деятельность, некоторые из них нуждаются в изоляции, так как подвергаются насмешкам, а порой издевательствам со стороны осужденных. В работе с такими осужденными важно знать характер анома лии, рекомендации медиков, оградить их от негативного влияния других осужденных; важно регулярно проводить медицинские ос видетельствования. Ряд исправительных колоний учитывают, что среди осужден ных встречаются верующие и те, которые приобщаются к вере; они поддерживают связи с религиозными конфессиями, орга низуют посещение священнослужителей, ведут беседы с осуж денными, проводят религиозные службы. Социальный педагог должен помнить о свободе вероисповедания и предоставлять вос питанникам возможность выполнять религиозные обряды. Беседы верующего со священником только помогают в пере воспитании. Часто после освобождения верующие находят помощь, работу и приют в церкви.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.38.142 (0.017 с.) |