Метод ы воспитания личности в коллективе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод ы воспитания личности в коллективе



 

Дети, школьники,  учащиеся являются обязательно членами какого-нибудь коллектива (группы, класса, школы, кружка, сек­ ции), а подчас  и не одного.  В коллективе ребенок включается в общественную жизнь,  совершает первые  шаги  социализации.

 

1  См.:   Маслова  Н.Ф.   Рабочая книга социального педагога. — Орел, 1994.


Вопрос  отношения личности и коллектива занимает и педаго­ гов и психологов и в разные  времена, в разных государственных системах  он решался по-разному — от пропаганды индивидуализ­ ма в раннекапиталистическом обществе до полного подчинения личности государству  в тоталитарных системах.  .„•

Советской  педагогикой "была  поставлена  цель всестороннего воспитания развитой личности,  нового  человека (в  первую  оче­ редь коллективиста), строителя коммунизма. Но практика показа­ ла, что  нового  человека не  получилось, точно  так же как  200 лет назад не удалось Екатерине II и И. И. Бецкому в закрытых учебно- воспитательных заведениях создать  «новую  породу  людей».  Хоро­ шая  идея  была  доведена  до  абсурда.  От воспитания отодвигалась семья, «материнская школа», которая является первостепенной в воспитании ребенка.

Однако не следует отбрасывать все то, что накоплено в практи­ ке отечественной школы. В опыте коллективистского воспитания много  ценного, того, что никоим образом не противоречит, а бо­ лее того, способствует развитию личности ребенка. Замечательный советский педагог А. С. Макаренко говорил  о единстве  коллектива и индивидуальности воспитанника, Л^авной их ценности для вос­ питателя. Его идея «педагогического проектирования» опиралась на творческие возможности как  того, так  и другого.

Особая  роль в коллективистском  воспитании отводилась труду. Опыт  Макаренко показал, что труд (как  сельскохозяйственный  в колонии им.  Горького, так и в мастерских и на заводе  в колонии им.  Дзержинского) способен преобразовать человека.

Социальному педагогу полезно обратиться к опыту замечатель­ ного отечественного педагога В. Н. Сороки-Росинского, описанно­ му в повести  Л. Пантелеева «Республика ШКИД». В школе  социаль­ но-индивидуального воспитания имени Достоевского для  трудно­ воспитуемых труд был  основным методом  нравственного и обще­ ственного воспитания. Главной особенностью и принципом этого труда были  его добровольность и полезность для всех.  Ребята  созда­ вали  артели  по  ремонту  и пошиву  одежды, починке валенок и др.

«Доброе  дело по секрету»  было  одним  из принципов скаутских и тимуровских отрядов.

Важным  направлением работы  социального педагога  с коллек­ тивом  является организация   самоуправления как  один  из методов влияния коллектива на личность.

В статье А. С. Макаренко «О моем  опыте»  этот метод характери­

зуется  исчерпывающе. Приведем отрывок из этой  статьи.

 

Переход от коллективного воздействия, от организации коллекти­ ва к личности, к организации личности особым способом мною в пер­ вые годы моего опыта был понят ошибочно. Я полагал, что нужно иметь в виду воздействие на целый коллектив, во-первых, и воздействие на отдельную личность как корректив к развитию коллектива, во-вторых.


Было подтверждено практикой, что непосредственного перехода от целого коллектива к личности нет, а естьчгояько переход посред­ ством первичного коллектива, специально организованного в педа­ гогических целях.                                          %

Первичным коллективом нужно называть такой коллектив, в кото­ ром отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дру­ жеском, бытовом и идеологическом объединении. Это тот коллек­ тив, который одно время наша педагогическая теория предлагала назвать контактным коллективом.

Коллектив, составленный из ребят одного возраста, всегда имеет тенденцию замыкаться в интересах данного возраста и уходить и от меня, руководителя, и от общего коллектива. Если все малыши ув­ лекаются, допустим, коньками в зимнее время, то это коньковое ув­ лечение, естественно, их замыкает в чем-то отдельном, обособлен­ ном. Но если у меня составлен коллектив из разных возрастов, то там типы увлечений разные, жизнь первичного коллектива организу­ ется более сложно, требует больше усилий от отдельных его чле­ нов, и старших и молодых, предъявляет к тем и другим большие тре­ бования, следовательно, и дает больший воспитательный эффект.

Такой коллектив, составленный из разных возрастов, я организо­ вывал в последнее время по принципу «кто с кем хочет». Сначала я сам испугался этого принципа, а потом увидел, что это наиболее ес­ тественная и здоровая постановка, при том условии, что в таком ес­ тественном первичном коллективе у меня будут представители раз­ ных групп и разных школьных бригад.

Мы имеем дело только с отрядом. Мы с личностью не имеем дела. Такова официальная формулировка. В сущности, это есть форма воз­ действия именно на личность, но формулировка идет параллельно сущности. На самом деле мы имеем дело с личностью, но утвержда­ ем, что до личности нам нет никакого дела.

Каким образом это получается? Мы не хотели, чтобы каждая от­ дельная личность чувствовала себя объектом воспитания. Я исхо­ дил из тех соображений, что человек 12-15 лет живет, он живет, на­ слаждается жизнью, получает какую-то радость жизни, у него есть какие-то жизненные впечатления1.

 

Для  социального  педагога  представляют интерес  обозначен­

ные А. С. Макаренко этапы  развития детского  коллектива.

Н а первом этапе главную роль  играет  воспитатель, идет  про­

цесс создания социальной и психологической общности.

Н а втором этапе появляется актив, который выражает мнение коллектива, возникает коллективное единство, и задача педагога — воспользоваться этим единством. Здесь часто возникают противо­ речия  между коллективом и личностью.

 

 

1  См.: Макаренко А.С. О моем опыте // Пед. соч.: В 8 т. — М.,  1983. — Т. 4. — С. 248-267.

 

38


 

На третьем этапе достигается высокая требовательность членов коллектива друг к другу и к самим себе, причем преобладают нрав­ ственные требования. Педагог влияет на личность  воспитанников опосредованно, через коллектив, на этом этапе'воспитание пере­ ходит в самовоспитание.  .,

Теория перспективных средних и близких целей А. С. Макарен­ ко была направлена на вовлечение личности в общественную де­ ятельность, решение проблемы «личность и коллектив». На тре­ тьем этапе развития коллектива перспективы усваиваются воспи­ танниками как личные.

К методам коллективного воспитания мы можем отнести   тра­ диции, о которых А. С. Макаренко писал как о важном методе вос­ питания.

Правила педагогического руководства детским  коллективом могут быть сформулированы следующим  образом:

не подавлять, а направлять инициативу ребят;

развивать  их общественное мнение, развивать  детское самоуп­

равление;

опираться на учителей,  работаюцик с этим коллективом детей;

не формализовать отношения с детьми;

создавать  общее  мнение  коллектива о деятельности коллек­

тива;

контроль должен  совершенствовать деятельность коллектива;

создавать  добрые  отношения между ребятами;

создавать  временные коллективы, определять в них «трудных»;

возвести  в абсолют ответственность ученика за порученную работу;

придерживаться единых  педагогических требований,  учредить ежедневный контроль за выполнением законов и требований кол­ лектива;

систематически оценивать деятельность каждого члена коллек­

тива.

При  педагогическом руководстве детским  коллективом важно учитывать возраст его членов.  В начальных классах решающее воз­ действие  на ученика  имеет учитель.  Но с возрастом большее  вли­ яние на подростка оказывает среда; мнение  одноклассников, кол­ лектива  класса  оказывается для него решающим. Для актуализа­ ции  общественного мнения организуется, например, дискуссия на волнующую тему.

При  педагогическом руководстве коллективом педагог должен стараться, чтобы все были вовлечены в коллективную деятель­ ность,  при  этом  важно,  чтобы  интересы коллектива и личности совпадали.

И  конечно же,  педагогу  нужно  помнить, что прежде  всего  от его мастерства зависит то, какие сложатся  взаимоотношения между воспитанниками в коллективе и насколько благотворно они ска­ жутся на их личностном становлении.


Метод перспективных линий. А. С. Макаренко считал, что вос­


 

Временный отряд в течение 2-х часов собирал беспризорных с


V
питательная работа  не достигает цели. «OT


слабости*  и неясности


крыш, из уборных, вытаскивал из-под вагонов. Они умели собирать


перспектив». Он выделял близкую, среднюю,"далекую перспекти­ вы. «Первая линия заключается в организации самой радости, в подборе  ее внешних форм и выражений. Вторая состоит в регуляр­ ном настойчивом претворении более простых видов радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит самая инте­ ресная линия:  от примитивного удовлетворения каким-нибудь де­ шевым праздником до глубокого чувства долга».

Метод перспективных линий дает возможность создать коллек­

тив и  направить  личность  на самовоспитание  и  самореализацию.

«Учение о перспективе», — писал А. С. Макаренко, — сделает­ ся когда-нибудь самым  важным отделом  коллективного воспита­ ния и жизни  коллектива вообще».

Метод взрыва. Этот метод был также  разработан А. С. Мака­

ренко.  Приведем  отрывок из его работы «О моем опыте».

 

Под взрывом я вовсе не понимаю такого положения, чтобы под человека подложить динамит, поджечь и самому удирать, не дожи­ даясь, пока человек взорвется.

Я имею в виду мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления...

Еще в 1931 г. я должен был пополнить свою коммуну (где было

150 человек) новыми 150 ребятами, многих я должен был принять в течение двух недель. У меня уже была очень хорошая организация коммунаров. Из 150 человек 90 были комсомольцами в возрасте от

14 до 18 лет, остальные были пионерами.

Все были крепко связаны, были очень дружны, обладали очень красивой, точной, бодрой дисциплиной,: прекрасно умели работать, гордились своей коммуной и своей дисциплиной. Им можно было поручать довольно ответственные задания, даже физически труд­ ные, даже трудные психологически.

Вот какой метод я применял для того, чтобы произвести наиболее сильное впечатление на мое новое пополнение. Конечно, этот прием был многообразен, он заключался и в самой подготовке помещения: спальни, рабочих мест, класса, в подготовке внешней обстановки в виде цветов, зеркал. Коммуна жила богато, потому что была на хозрасчете.

Мы так принимали детей. Мы их собирали всегда в скорых поез­ дах. Это было в Харькове. Ребята, ехавшие в скорых поездах, был наш контингент, мы имели право на этот контингент. Скорые поезда Москва-Минеральные Воды, Москва-Сочи, Москва-Кисловодск пе­ ревозили кандидатов в мою коммуну. Все эти скорые поезда прохо­ дят через Харьков ночью, и мы этих ребят тоже собирали ночью.

Семь-восемь коммунаров, один из которых назначался времен­ ным командиром на одну ночь, отправлялись для того, чтобы собрать этих ребят. Этот временный командир всегда отвечал за работу от­ ряда и всегда сдавал рапорт после окончания задания.

 

40


этих «пассажиров». Я никогда не сумел бы их найти. Сотрудники НКВД - стрелки отводили мне комнату на вокзале. В этой комнате проходил первый митинг.                                     *-'

Этот митинг заключался не в уговаривании ребят идти в коммуну, а носил такую форму. Наши коммунары обращались к ребятам с та­ кими словами: «Дорогие товарищи, наша коммуна испытывает силь­ ные затруднения в рабочей силе. Мы строим новый завод, мы при­ шли к вам с просьбой помочь нам». И беспризорные были уверены, что это так.

Им говорили: «Кто не хочет - может ехать дальше скорым поез­ дом». И дальше начинался тот метод удивления, который я назвал взрывом.

Обычно ребята соглашались помочь нам в нашем строительстве. В этой комнате они оставались ночевать. А на другой день в 12 часов вся коммуна с оркестром - у нас был хороший большой оркестр - 60 белых труб - со знаменем, в парадных костюмах с белыми ворот­ ничками, с наивысшим шиком, с вензелями и т.д. выстраивалась в шеренгу у вокзала; когда этот отряд, запахивая свои кафтаны, семе­ ня босыми ногами, выходил на площё^, сразу раздавалась музыка, и они видели перед собой фронт. Мы их встречали звуками оркест­ ра, салютом, как наших лучших товарищей.

Потом впереди выстраивались наши комсомольцы, девочки, сле­ дом за ними шли беспризорные ребята, а потом шел еще взвод. И вся эта группа шествовала торжественно по восемь человек в ряд, граждане плакали от умиления, но мы видели, что это только техни­ ка и ничего сентиментального.

Когда их приводили в коммуну, они отправлялись в баню и выхо­ дили оттуда подстриженные, вымытые, одетые в такие же парадные костюмы с белыми воротничками. Затем на тачке вывозилась их пре­ жняя одежда, поливалась бензином и торжественно сжигалась. При­ ходили двое дежурных по двору с метлами и сметали пепел в ведро.

Многим моим сотрудникам это казалось шуткой, но на самом деле это производило потрясающее материальное, если не символичес­ кое впечатление. Из этих беспризорных, которых я собирал с поез­ дов, я мог бы назвать только двух-трех человек, которые не стали на надлежащие рельсы. Но эти ребята никогда не забудут их приема на вокзале, этого костра, новые спальни, новое обращение, новую дис­ циплину, и навсегда у них останутся сильные впечатления.

Я привел один из примеров того метода, который я называю ме­ тодом взрыва. Этот метод продолжается и развертывается дальше во всей моей системе. Эта система прежде всего заключалась в кол­ лективе1.

 

 

1   Макаренко А. С. О моем опыте // Пед. соч.: В 8 т. - М.,  1983. - Т. 4. — С. 248 -

255.

 

41


 

Итак,  коллектив — действенное средство  воспитания личнос­ ти. Именно в коллективе наиболее ярко проявляется уникальность каждого ребенка, наиболее  интенсивно развиваютея его личност­ ные качества, происходит его социализация. Современный соци­ альный педагог может многому научиться, прибегая к опыту, на­ копленному советской педагогикой, особенно к опыту А. С. Ма­ каренко. Его наследие  — прекрасное учебное пособие, в котором представлена методика:

создания детского коллектива, содружества ребят разного воз­ раста,  объединенного разумным, творческим производительным трудом,  с четкой  сознательной дисциплиной. Коллектива, кото­ рый  действительно становился  воспитательной средой,  школой для личности, для трудного  ребенка;

организации детского самоуправления, различные формы кото­ рого были школой для каждого воспитанника. «Конституция» ком­ муны,  законы, традиции и совет командиров, общее  собрание и участие в различных комиссиях, система ответственных — все это несло  огромную  воспитательную нагрузку;

создания отношений взаимопонимания и доброжелательности между воспитанниками и воспитателями.

 

Рекомендуема я литература

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М., 1990. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. — М., 1998. Виноградова М.Д., Гордин Л.Ю., Фролов А.А. О педагогическом насле­

дии А.С. Макаренко: Предисловие // Пед. соч.: В 8 т. — М., 1985. — Т. 8.

Жураковский Т.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко. — М., 1963. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М., 1990. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса //

Соч.: В 7т. -М., 1951.-Т. 5,

Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. — М., 1983—1986.

Максакова В.И. Дифференцированный подход в воспитании // Ма­

гистр. — 1992. — Февраль.

Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога.  — Орел, 1995.

МудрикА.В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.

Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. — М., 1983.

Новикова Л.И. Педагогика коллектива. — М., 1977.

Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого — М., 1995. Рабочая книга социального педагога. — М.; Орел, 1995. Семенов В.Д. Социальная педагогика. — Екатеринбург, 1995.

Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. — М., 1991. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. — Сверд­

ловск, 1989.

Теория и практика воспитательных систем. — М., 1993. — Кн. 2. Шацкий СТ. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1960. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1994.


РАЗДЕ Л I I

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.97.219 (0.041 с.)