Методы  социального  воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы  социального  воспитания



 

Современная система  социального воспитания достаточно раз­ нообразна. Она включает приемы и методы, направленные на со­ циализацию личности; пути и способы, помогающие личности нормализовать отношения с окружающими людьми.

При  организации и выборе  методов воспитательной работы социальному педагогу  следует  помнить, что кроме  него  на ребен­ ка  влияют:

природа;

семья, школа,  среда;

собственная деятельность; средства  массовой информации; литература,  искусство;

образ  жизни ближайшего окружения, собственные планы, по­

ложение в коллективе.

Методы работы социального педагога могут быть групповые и индивидуальные,   но  и  работая  с  группой,  педагог  в  первую  оче­ редь  имеет  дело  с личностью ребенка. Ученые  классифицирова­ ли методы  социального воспитания, определив их как «способы целенаправленных действий в конкретной ситуации взаимодействия с личностью и ее культурно-образовательной средой, обеспечиваю­ щие формирование социально значимых отношений и качеств лич­ ности^.

 

1 Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. — Орел, 1994. — С. 12.

 

25


 

Методы  социального воспитания подразделяются: I. В зависимости от того, на что они направлены: формирование сознания (взглядов, оценок, понятий-, суждений); формирование эмоциональных чувств и стремлений (мотивов,

чувств,  стремлений, идеалов);                      *

самовоспитание личности (самооценки, самоконтроля, само­

организации);

формирование социально-приемлемого поведения и деятель­

ности  личности, привычек, отношения с окружающими.

II. В зависимости от характера отношений воспитателя и воспи­

танника:

организация деятельности;

метод общения;

опека;

самореализация и индивидуальная коррекция действий.

III.  В зависимости от характера влияния среды на личность:

общение, мнение, приучение, тренировка, организация дея­

тельности,  общение-диалог,  переучивание;

создание  новой  среды: новая  деятельность, изменение смысла жизни, отношений, деятельности, изменение поведения, изме­ нение  ситуации, изменение среды.

Из этого обилия  методов социального воспитания рассмотрим только сгруппированные учеными  по содержанию проводимой работы:

социально-экономические;

организационные;

психолого-педагогические.

Социально-экономические методы работ ы социального педагога близки  к работе социального работника. Это работа социального педагога  в  школе  с  нуждающимися детьми,  разносторонняя,  в

том числе  и материальная, помощь  семье и т.д.

Организационные методы направлены на организацию коллек­ тива,  отношений личности в коллективе, организацию помощи личности, семье,  различным неформальным объединениям; со­ здание  секций, клубов,  объединений и т.п.

Создание коллектива начинается с организации малого,  пер­ вичного  коллектива, на который опирается воспитатель в органи­ зационной работе.

Решению  воспитательных проблем  способствует организация детского самоуправления. Детское самоуправление, советы, ко­ митеты,  общее  собрание — это формирование детского  мнения, убеждений, воспитание чувства ответственности, навыков само­ стоятельно принимать решения.

Организационные методы направлены на нормализацию отно­ шений личности и общества.  Чаще всего социальный педагог стал­ кивается с ситуацией, когда эти отношения нарушены и его зада­ ча — организовать новые отношения.


К методам организации коллектива следует отнести   дисциплину

и режим.

Социальный педагог достигает  цели  в воспитательной работе, когда дисциплина становится организующим методом отношений личности и  коллектива.  Режим  достигает  цели,  когда  его  «точ­ ность,  общность,  определенность» (А. С. Макаренко) не  подме­ няются  муштрой,  а преследуют  разумные  цели.

Организационным методом является и наказание, которое при­ меняется, когда личность  противопоставляет себя обществу,  кол­ лективу.

К психолого-педагогическим методам относятся такие методы,

как  исследование, наблюдение, психологический диагноз,  бесе­ да и интервью. Самым  распространенным методщв работе соци­ ального педагога является метод наблюдения 1, который дает мате­ риал для  воспитательной работы.

Остановимся подробнее на отдельных  методах социальной ра­

боты.

Педагог  наблюдает  за  общением ребенка,  его  поведением  в семье, в школе,  со сверстниками, за его трудом. Начинающий социальный педагог ведет дневник, что помогает лучше изучить подопечного. К ведению дневника педагог должен готовиться, предварительно составив  план наблюдения за ребенком в разно­ образных  ситуациях.  Он анализирует школьные документы, ха­ рактеристики, медицинские выписки.

Существует  несколько видов  наблюдения:

включенное наблюдение, когда воспитанник и педагог в кон­

такте;

систематическое наблюдение — проводится длительно, непре­

рывно  или по циклам (день в неделю,  неделю  в году);

несистематическое  наблюдение — проводится в  экстремаль­

ных ситуациях;

ситуативное наблюдение — проводится в зависимости от ситу­ ации: в привычной обстановке (в семье, со сверстниками) и в экстремальной (при отмене уроков, болезни учителя). Педагог наблюдает за эмоциональной и нравственной реакцией воспитан­ ника,  за его привычками общения, отношением к людям,  кото­ рых он не принимает2.

Метод беседы дает возможность педагогу проникнуть в ду­ ховную жизнь  воспитанника, выяснить все трудности  его жиз­ ни. Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога,  его умения  выстроить беседу так,  чтобы  расположить к себе ребенка, а также  от заинтересованности в беседе воспи­ танника.

 

 

1  См.: Маслова Н.Ф. Рабочая книга  социального педагога. — Орел, 1995. — Ч. И. — С. 25-27.

2   См.  там же.


 

Педагог должен быть подготовлен к беседе.  Важно не только сформулировать вопросы, но и выстроить их в определенной по­ следовательности, логике,  расположить их такт чтобьГ ключевые вопросы  были в середине  беседы.  Ведение беседы требует от педа­ гога серьезного анализа  ее содержания и напряжения памяти.

Непременное условие  успеха беседы  — учет возраста  ребенка, его индивидуальных особенностей, задатков  и способностей.

Особо следует сказать об ознакомительной беседе 1. Она прово­ дится  в учреждениях  социальной помощи и поддержки, в при­ ютах, детских домах, в учреждениях  пребывания несовершенно­ летних  правонарушителей.

Чаще всего с ребенком знакомится комиссия в составе воспи­ тателя, психолога, социального педагога, врача, родителей. Пер­ воначально ребенка  знакомят с учреждением, воспитателями, показывают здание,  группу ребят,  с которыми он будет жить.  Бе­ седу ведет один член комиссии, продумав заранее  вопросы, их содержание и последовательность, чтобы достаточно  обстоятель­ но составить  представление о поступающем.

Успех ознакомительной беседы  зависит  от степени  ее довери­ тельности, от того, поверит ли ребенок новым  взрослым. Следует также учитывать,  что,  поступая  в эти учреждения, ребенок нахо­ дится в состоянии стресса.  Это требует особого  внимания к нему со стороны  психолога, врача и воспитателя.

Метод анкетирования. Собрать материал, характеризующий вос­ питанника, можно методом анкетирования. Из анкеты социальный педагог может узнать его интересы и особенности, определить пси­ хологические проблемы, представить его прежние поступки. Все это  помогает  составить  план  педагогической деятельности. Важ­ но, чтобы воспитанник отвечал  на вопросы  в естественных усло­ виях.  Составляя анкету,  необходимо проанализировать ее содер­ жание  и форму,  главные  вопросы  расширить дополнительными, которые  помогут  воспитаннику раскрыть главное.

Содержание вопросов в анкетах  можно  классифицировать по следующим  направлениям:

планы  на будущее; особенности поведения; социальное положение; уровень знаний;

уровень информационности2.

Методика выявления знаний близка  к методам  экзамена. Анкетирование может быть закрытым, при котором предпола­

гается  несколько ответов.  Один  из ответов  является ожидаемым

 

1  См.: Шульга Т.Н.,  Олиференко Л.Я. Психологические основы  работы с деть­ ми «группы риска» в учреждениях социальной помощи  и поддержки.  — М,  1997. — С. 35.

2  См.: Маслова Н.Ф. Рабочая  книга социального  педагога. — С. 29.


 

для педагога. При открытом анкетировании богашя информация собирается за счет обилия  вопросов.

Метод интервью дает возможность получить сведения на зара­ нее продуманные вопросы. Они должны быть точно сформулиро­ ваны.  Исследование ведется в разговорной форме по одной опре­ деленной теме.

При фиксированном интервью вопросы раздаются заранее.  Они позволяют исследовать личность в широком диапазоне. Практику­ ется объединение методов  анкетирования и интервью.

Метод тестирования. В практике работы социального педагога используются различные виды тестирования. Оно может проводиться в форме  опроса,  наблюдения, эксперимента, кра-пшсрочного за­ дания.  Чаще  всего к этому методу социальный педИЬг прибегает, чтобы установить, подвергался ли ребенок физическому насилию, как к нему относились взрослые. В комплексе с этим методом  ис­ пользуются наблюдение, беседа,  интервью, анкетирование. Такое глубокое исследование помогает  выявить  эмоциональное насилие. Сложнее  обнаружить сексуальное насилие,  так как даже для  ма­ леньких  детей это запретная тема,  и они уходят от нее.

В этом случае эффективны рисуночные тесты (например, рису­ нок себя в прошлом, настоящем и будущем),  которые  помогают определить отношение ребенка  к своей  жизни, к тем,  кто совер­ шил насилие. Дополнить рисунок может рассказ  ребенка.

Цветовые тесты (Люшера) (описание своей жизни в предпоч­ тительных  цветах) дают возможность определить эмоциональное состояние ребенка  после травмы,  кого он боится.  Ребенку задает­ ся  вопрос:  «Какой  цвет  ты дал  бы  маме,  папе,  родным, себе, друзьям?»  Вопрос  ставится  в зависимости от возраста.  Этот  тест дает возможность представить не только  эмоциональное состоя­ ние ребенка, но и его отношение к родителям, к себе, к род­ ственникам, к друзьям.

Применяется тестирование и при определении готовности ре­ бенка  к школе.  Д.Б.Эльконин разработал тест «графический дик­ тант»,  когда ребенок рисует  узоры  под диктовку  взрослого:  «На­ чинаем  рисовать.  Первый узор — поставьте карандаш на верхнюю точку.  Внимание! Рисуйте  линию:  одна клеточка  вверх. Не отры­ вайте карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка  направо. Одна клеточка  вниз.  Одна клеточка  направо. Продолжайте рисовать та­ кой узор сами».

Методы поддержки личности применяются, когда ребенок (под­ росток)  находится  в сложной ситуации. Педагог помогает ему про­ анализировать свое состояние, свое положение в жизни, сформу­ лировать, что нужно  в корне  изменить, в том числе цель жизни. Социальный педагог  помогает  наладить  бытовые  условия  жизни ребенка, отношения между членами семьи.  Изменив жизненные ориентиры подростка (ребенка), педагог  старается  убедить  его в

их реальности.


 

Методы преодоления конфликта. Социальному педагогу прихо­ дится разбираться в различных конфликтах: в школе,  в семье, между сверстниками:  учитель—ученик, родители—ребенок, родители— учитель, ученик—ученик. Прежде всего педагог выясняет, что при­ вело к конфликту. Следует представить себя в данной  ситуации  и постараться не делать поспешных выводов.  Нельзя втягивать в кон­ фликт  новых участников — это усложнит  решение проблемы.

Педагог  спокойно  анализирует мнения конфликтующих сто­ рон.  Продумывает этапы разрешения противоречий между ними. Находит положительные точки соприкосновения конфликтующих, чаще  — это  общая  деятельность. Важно  выбрать  момент, время, когда можно  провести  переговоры между конфликтующими.

Методы лечебной педагогики. К этим методам в своей практике обращались известные отечественные педагоги,  психологи, врачи (В.П.Кащенко, Л.С.Выготский, Я.Корчак, В.А.Сухомлинский, А. Г. Кочан, А.А. Дубровский и др.).

Методы лечебной  педагогики основываются на принципах, которые  отражают  особенности  работы  социального педагога  с этой  категорией детей.  Это ответственность за жизнь детей и бе­ режное  отношение к каждому  ребенку, сочувствие  и гуманность, учет возрастных особенностей детей,  их задатков  и способностей, характера  их отношения к жизни, учебе,  здоровью.

Методы лечебной педагогической деятельности с больными деть­ ми основываются на устоявшихся правилах:  не навреди  здоровью ребенка, научи заботиться о своем  здоровье,  уважай ребенка.

Приведем ряд методов,  которые  применяются в лечебной  пе­

дагогике,  исключая собственно лечебные  методы:

метод убеждения  — основательное разъяснение ребенку  необ­

ходимости  и важности лечения;

помощь в формировании навыков саморегуляции, самодисцип­


 

Определив степень  подготовленности ребенка, на  основе  об­ щей программы педагог составляет индивидуальную программу, которая  постоянно корректируется в процессе  ее усвоения.

Существует  масса дидактической литературы  по всем учебным предметам,  где  подробно  излагается методика  обучения,  в  том числе  и индивидуального.

Воспитание природой. Сегодня мы наблюдаем, как разрушают­ ся связи человека с природой. Это тревожно, так как именно при­ рода  помогает  сохранить  в  человеке  доброту  и  нравственность, техника  разрушает  естество  человека, и человек  переступает  гра­ ницы нравственности.

В 1922 г. вышел в свет рассказ Л. СейфуллинЩ «Правонаруши­ тели», в котором  автор выдвигает как главное в перевоспитании влияние на человека  природы  и труда. Труд воспитывает, а при­ рода отвлекает  человека  от преступления.

Известно, что природная среда благоприятно влияет  на фор­ мирование личности. Но природа по-разному влияет на формиро­ вание  городских  и сельских  ребят.  Городские школьники глубже осознают  познавательную и эстетическую ценность природы. Сель­ ские  — преимущественно видят  ее экономическую сторону,  ак­ тивно  участвуют в ее освоении, но меньше  замечают  и ценят1.

Важное значение в современном обществе имеет экологическое воспитание, которое  включает просвещение и практическую дея­ тельность детей по ознакомлению с миром  природы  и оздоровле­ нию окружающей среды.  Второе предполагает:

создание  мастерских по изготовлению поделок; организацию дальних походов  с детьми  и их родителями; выпуск  экономической газеты;

открытие консультативных пунктов  по выращиванию экологи­

чески  чистых продуктов;


лины,  самоанализа;


работу в лесничестве в летний  период  и т.п.2


укрепление здоровья  средствами искусства:  театра,  кино, му- зыкотерапии, пения, хореографии, библиотерапии, изобразитель­ ного  творчества;

организация подвижных и интеллектуальных игр  (имаготера- пия);

воспитание на  положительных примерах,  поступках,  идеалах

(аретотерапия);

использование природы  в лечебно-воспитательных целях.

Индивидуальное обучение. Работая  с семьей,  где больной  ребе­ нок,  социальный педагог осваивает  методы индивидуального обу­ чения, так как на практике эту проблему  приходится решать ему.

Исследовав физическое состояние ребенка, социальный педа­ гог определяет уровень его умственного развития, который харак­ теризуется  его обучаемостью, трудоспособностью и фондом  зна­ ний (З.И.Калмыкова). Показателем умственного развития в пер­ вую очередь является уровень знаний (Н. А. Никитина).


Использование народной педагогики. В последнее время в соци­ альном воспитании  используются методы  народной педагогики, накопленные человечеством на протяжении веков.  Среди этих ме­ тодов можно  назвать  следующие:

воспитание словом; воспитание делом; воспитание религией;

воспитание природой и искусством;

воспитание традициями;

воспитание игрой;

воспитание общественным мнением.

Одна из устойчивых  традиций народного воспитания — зака­

ливание  и укрепление здоровья  детей.

 

1 См.: Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. — Орел, 1995. — Ч. II. — С.136.

2  Там же.-С. 136-139.


а


 

В павлышской «Школе  радости» В. А. Сухомлинского на зака­ ливание  были направлены ряд мероприятий: походы босикрм, за­ нятия  на воздухе,  экскурсии здоровья  на луг, ночёвка  в шалашах летом,  сон  на сеновале, овощи  в питании.   • „

В детском саду № 7 г. Чайковского Пермской области для про­ филактики болезней  применяется чеснок, зубочек  которого  дети носят  на веревочке  на груди.

В приюте г. Клина  Московской области практикуется щадящее питание и траволечение.

В практике социального воспитания огромную роль играет при­ общение детей к народному творчеству.  Создание школьных музе­ ев народного творчества  не только  расширяет круг знаний ребят, но и влияет на их духовное развитие. Обучение  народному фольк­ лору в игровых формах помогает  в развитии творческой фантазии детей,  задатков  и способностей, певческих  навыков. Дети знако­ мятся с различными жанрами народной песни  (колыбельными, былинными, хоровыми, историческими, плясовыми, частушка­ ми и т.д.). Исполнение этих песен создает особое эмоциональное настроение, что тем более важно для детей,  переживших стрессо­ вые ситуации.

Разнообразные  народные игры  дают  детям  представление о быте, о нравственном поведении человека  в обществе, развивают организаторские способности детей, их инициативу и творческое отношение к жизни.

Методы коррекции развития. Так сегодня принято называть пе­ дагогическое воздействие на физически здорового  ребенка  (под­ ростка)  с отклонениями в поведении. Эти методы направлены на то,  чтобы  исправить недостатки ребенка, научить  его понимать окружающих, видеть в окружающей среде положительное и опи­ раться  на  него.  Педагог  помогает  ребенку  научиться  руководить своим  состоянием, общаться с людьми,  раскрепоститься, выра­ ботать  приемлемые в обществе  нормы  поведения, включиться в общественную жизнь.

Социальному педагогу важно знать причины отклонений в по­ ведении  ребенка  и постараться нивелировать их. Одна из причин нарушения поведения подростка-школьника — это отставание в учебе. С него начинаются неудачи в жизни.  Не каждый подросток в состоянии справиться с усвоением объема знаний, предусмот­ ренных  программой. Существующая практика механического за­ учивания, методы  коллективного обучения, ориентир на средне­ го ученика  не дают возможности отстающим учащимся подняться до общего  уровня.

Методы  коррекции в работе с семьей,  с родителями предпо­ лагают изменение отношений родителей  и детей, родителей  к процессу  воспитания.

Родители не всегда понимают особенности личности ребенка, завышая или занижая его возможности. Им необходимы квалифи-

 

3 2


 

цированные консультации врача, психолога, педагога. Только  при совместной работе  педагога  и родителей  методы  коррекции раз­ вития  детей  с отклонениями в развитии могут дать положитель­ ный результат.

Методы перевоспитания. Перевоспитание — это педагогичес­ кое  воздействие, направленное на  предупреждение и  преодоле­ ние отклонений в поведении личности.

Существуют  две разновидности этого педагогического процес­ са: собственно перевоспитание — перестройка всей структуры лич­ ности и исправление — преодоление отдельных недостатков.

Перевоспитание ставит цель сформировать личность, которая отвечала  бы требованиям общественной морали.

Перевоспитание осуществляется по следующим  направлениям:

восстановление положительных качеств;

вовлечение воспитанника в занятияЧ^юртом и трудом,  чтобы не оставалось времени на антиобщественные занятия;

стимулирование положительных поступков, вытеснение тем самым  отрицательных качеств;

создание  положительного опыта;

научение анализу  своих поступков.

Воспитатель составляет программу перевоспитания,  для этого изучает  среду,  в  которой  вращается подросток,  коллектив,  где будет проходить процесс  перевоспитания, а затем определяет кон­ кретные  меры воздействия на него.

В перевоспитании используются следующие  методы:

метод переубеждения. К нему следует хорошо подготовиться, что­

бы предоставить воспитаннику достаточно убедительные аргументы;

метод переучивания предполагает заполнение досуга воспитан­

ника  новым  нравственным опытом;

метод переключения требует вовлечения подростка в новую об­ щественную деятельность, занятия трудом,  полезным делом, спортом, туризмом;

метод «взрыва» по А. С. Макаренко состоит в сильном психоло­ гическом воздействии на. подростка, что в корне  изменяет пове­ дение личности.

Используя методы перевоспитания, социальному педагогу по­ лезно вспомнить слова И. Г. Песталоцци: «Чтобы изменить людей, их надо любить.  Влияние на них пропорционально любви к ним».

Метод самовоспитания. В процессе развития личности следует обратить внимание на важность самовоспитания. Самовоспитание — это процесс  сознательного преобразования человеком самого себя, своих телесных, душевных сил и свойств,  социальных качеств лич­ ности.

Это социальный процесс  изменения человека, его физическое, духовное,  нравственное, социальное и творческое совершенство­ вание. Поэтапно процесс  самовоспитания можно представить сле­ дующим  образом:

 

2  Василькова                                                                                                                                                              3 3


 

выяснение проблем, которые  мешают  человеку  в жизни, вы­

бор пути преодоления;

желание  выбрать  самому  эту цель,  т. е: освободиться от страха, что не достигнет  ее;

убедить себя,  что цель достижима, повер'ить в свои силы; сосредоточить все свои силы для достижения этой  цели; периодически оценивать достигнутое, исправлять ошибки и

неудачи;

четко контролировать свои поступки, свои отношения с окру­

жающими1.

Ф. Бэкон писал:  «Человеку  недостаточно познать  самого себя, нужно  найти  также  способ,  с помощью которого  он  сможет  ра­ зумно показать, проявить себя и в конце  концов изменить себя и сформировать».

Самовоспитание — сложный процесс.  Здесь происходит не толь­ ко познание самого  себя,  но  и стремление изменить себя.  При этом  действия  должны  быть  активны,  необходимы вера  в свои силы,  умение  сконцентрироваться, твердая  уверенность, что ус­ пех будет достигнут.

Соответственно, сложным является и педагогический процесс побуждения ребенка к самовоспитанию. Как заставить воспитанни­ ка взять ответственность за свое развитие  на себя?  Как побудить

его к деятельности по самовоспитанию?

Потребность в самовоспитании является высшей  формой раз­ вития  личности. Она не возникает одновременно у детей одного возраста, так как личность  не всегда готова воспринимать требо­ вания  общества.  Потребность в самовоспитании проявляется в подростковом возрасте.  Она зависит  от идеалов,  волевых свойств подростка и той значимости, которую он придает среде сверстни­ ков.  Важным  является умение  подростка анализировать, реально оценивать свои качества  и поступки. Но для этого процесс  соци­ ального  воспитания нужно  строить  так,  чтобы  он  способствовал накоплению у ребенка  положительного опыта и соответствующе­ го поведения. Педагог логикой убеждения заставляет подростка задуматься  над своим поведением, обликом, поступками; понять, что он должен измениться. А это значит включить  все механизмы личности — сознание, волю,  эмоции, — чтобы  человек  хотел и старался  быть лучше2.

В процессе самовоспитания важно уметь организовать свое вре­ мя. Человек  не может изменить заданные природой и обществом скорости, поэтому, стремясь  овладеть наукой  и искусством, впи­ саться  в  общий  ритм  жизни,  он  должен  овладеть  собственным ритмом  жизни, уметь организовать свое время.

 

 

1  См.: Орлов ЮМ. Самосознание и самовоспитание характера. — М., 1987.

2   См.: Поташник М.А., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. — М., 1983. — С. 30-31.

 

3 4


 

Все проступки подростка объясняются отсутствием жизненной перспективы. Многое  изменяется в его поведении, когда ставится цель,  определяется смысл жизни, когда он понимает цену време­ ни.  Он связывает время  со своей жизнью  и начинает ценить  его; составляет режим дня, пересматривает свои взгляды,  уточняет свои возможности.

Педагогическое руководство самовоспитанием должно  быть гибким. Трудных подростков следует убеждать в необходимости самовоспитания. И еще раз следует напомнить: важно, чтобы под­ росток  поверил  в свои  силы,  способности.

Методы самоорганизации 1. Чаще всего социальному педагогу при­ ходится сталкиваться с трудными, неорганизованными подростка­ ми, которые  не могут руководить  собственными поступками.

Широко применяемый в воспитании самоорганизации — ме­ тод воспитания культуры времени, который предполагает умение планировать свою жизнь,  наставшую  и будущую, оценивать свои возможности, принимать решения. Метод «перспективных линий»

А. С. Макаренко (ближняя, средняя  и дальняя  перспективы) был основан именно на воспитании культуры времени.

Методы, применяемые в воспитании самоорганизации, пред­ полагают изучение  ребенка:  его жизни, учебной деятельности, от­ ношения со сверстниками, увлечений, материального положения, ценностных ориентации — и далее постановку целей  и соотнесе­ ние их с фактором времени, организацию жизни  воспитанника.

Методы делового общения. Культура делового общения предпо­ лагает в первую очередь необходимость работать над собой,  своим умением  вести разговор, способность знать,  что, где, когда и как сказать.  Помнить о собственном достоинстве и достоинстве своего партнера  по общению и многое  другое.  Воспитанники педагога, придерживающегося этих  правил,  обычно  без  труда  овладевают культурой  делового  общения, которая  является весьма  ценным качеством в их дальнейшей социальной адаптации.

Метод тренинга. Этот метод предполагает развитие наблюда­ тельности, умения  разбираться в явлениях внутреннего мира че­ ловека. Самым распространенным является психологический тре­ нинг, во время которого  актуализируются переживания человека. Подросток  анализирует и  представляет самого  себя  в опреде­ ленной  деятельности («какой  я?»). Он узнает мнение  окружаю­ щих («какой  ты?»).  В результате  он изменяет свое поведение и отношения с окружающими, принимает и закрепляет новое по­ ведение.

Положительным в проведении психологического тренинга  яв­ ляется  то,  что подросток находится  в группе  сверстников и это дает возможность получения обратной  связи  и поддержки от тех, у кого  такие  же проблемы и кто  находится  в той  же ситуации.

 

1 См.: Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. — Орел, 1995. — Ч. II.

 

3 5


Подросток может  проверять верность выбранного стиля  поведе­

ния,  сопоставлять его  с поведением других-.-

В ходе тренинга проводится упражнение-игра на  развитие та­

ких качеств, как  самоанализ.                                   *

Существуют и другие методы тренинга. Так проводится проиг­ рывание  с детьми  экстремальных ситуаций и поведения в них  ре­ бенка; тренинг сложных социальных ситуаций, рефлексивный тре­ нинг  — снятие  стереотипа в формах  поведения, в отношениях с окружающими; организационный тренинг, направленный на раз­ витие  навыков подчинения и руководства другими.

Кроме методов, которые мы  разобрали относительно подроб­ но, перечислим еще  ряд  методов, которые также  могут быть  вос­ требованы социальным педагогом в его работе.  Некоторые из них являются частью  охарактеризованных выше.

Метод социометрии — применяется для специальной матема­ тической обработки данных  по конкретному вопросу. Этот  метод предполагает предварительный отбор материала бесед, опроса, анкетирования, оценки кризисного состояния ребенка и т.п.1 .

Метод  мониторинга   — отслеживание  информации,  наблюде­

ние, оценка, анализ  социально-педагогической ситуации.

Метод генерации настроений — метод диагностики, анализа при­ чин поступка и настроения, решение проблем психического со­ стояния ребенка.

Биографический  метод —   исследование жизненного  пути  вос­

питанника для  прогнозирования его дальнейшего развития.

Метод убеждения — эмоциональное и глубокое  разъяснение сущности проблемы, анализ  и выстраивание перспектив.

Метод  музыкотерапии,   в  том  числе  пение,  проведение  под музыку занятий по рисованию, игровой психотерапии, широко применяется в работе социальных педагогов  с детьми  в интер­ натных учреждениях, летних лагерях отдыха.  Пение и игра на музыкальных инструментах, прослушивание музыки  благопри­ ятно влияют на эмоциональное состояние детей, способствует снятию раздражительности и возбудимости. Они  способствуют самоутверждению ребенка,  преодолению неуверенности в себе. Этот метод относится к методам  лечебной педагогики, но его возможно использовать в обучении и воспитании здоровых детей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.118 с.)