Игры, направленные на формирование сложных форм фонематического анализа и фонематического синтеза. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игры, направленные на формирование сложных форм фонематического анализа и фонематического синтеза.



 

1. «Вот что с буквами случилось» (по С.Погореловскому).

Цель: формирование навыка полного фонематического анализа слов.

 

Описание:  Логопед рассказывает сказку:

«Нарисовал Карандаш лужайку. На ней машину «ПОБЕДА». Написал под картинкой буквами слово ПОБЕДА (логопед может предложить выложить из букв это слово). Заглянул на лужайку Ежик. Понравилась Ежику буква «П». «Поставлю ее,- думает, - перед своим домом.- Хорошие будут ворота». Взял букву и унес ее (другой ребенок снимает букву «П»).

Пришел хмурый Медведь и жаловаться стал: - нет у меня сегодня…

- ОБЕДА – подсказали буквы

- Верно! – рявкнул Медведь.- Эх, меду бы поесть! Да на зиму запасти! Вот, кстати, и обруч для кадки. Взял букву «О» под мышку и потопал на пасеку (третий ребенок снимает букву «О»).

А на лужайку прыгнул Зайчик. Дрожит, озирается. Он увидел страшное слово БЕДА

- Ой! Где беда? – заметался Зайчик. Налетел с перепугу на букву «Б». Отскочила она, за рябину упала. А Зайчик умчался в лес (четвертый ребенок снимает букву «Б»).

Прилетел Аист. Вкусное слово увидел – ЕДА. А в траве, и правда, еда: лягушек – сколько хочешь. Приделал Аист к букве «Е» палочку. Получилась вилка. Поел Аист и унес вилку с собой (пятый ребенок снимает букву «Е»).

 

 

2. «Наборщик».

 

Цель: - закрепление навыка полного фонематического анализа и синтеза слов;

 - совершенствование фонематических представлений.

 

   Описание: Ребенку предлагается из букв исходного длинного слова придумать как можно больше других слов. Можно использовать только буквы, которые есть в исходном слове и только в том количестве, в котором они представлены в нем.

 

Если взять большое слово,

Вынуть буквы –

Раз и два,

А затем собрать их снова –

Будут новые слова!

 

Например:

СМОРОДИНА: род, дом, сор, мина, народ, рис, мода, родина, сом, один, мир…

 

4. «Путаница».

Цель:  - закрепление навыка фонематического синтеза слов;

 - формирование фонематических представлений.

 

Описание: Ребенку объясняется, что Незнайка перепутал все буквы в слове. Необходимо переставить буквы таким образом, чтобы получилось слово. Начинать следует с трехбуквенных слов, затем четырехбуквенные слова, состоящие из двух открытых слогов; другие четырехбуквенные слова и далее по нарастанию количества букв.

Например: У, П, С = СУП

                 О, И,К,Н = КОНИ…

 

5. «Живые буквы».

Цель: закрепление навыка фонематического синтеза слов.

 

   Описание: Каждому ребенку выдается по одной букве слова. Дальше детям называется слово и предлагается встать в таком порядке, в каком идут буквы в этом слове.

 

6. «Морской бой».

Цель: - закрепление навыка фонематического синтеза слов;

- закрепление навыков чтения.

 

   Описание: Ребенку предлагается поле для морского боя, в котором на пересечении квадратов находятся буквы. Ребенку задаются определенные квадраты, из букв которых он должен составить слово.

 

  А Б В Г Д Е
1 Ж Ю И Ь Щ Д
2 Ы А М О Б С
3 Е З У А М Л
4 З П Г Е Н Ж
5 Ф И А Ц Р Т
6 К Я Й Э Ч Д
7 Р В Н С Ш Ъ

 

Например: А6, Г2, Е5 – КОТ.

 

 

 

7. «Чудесные превращения».

Цель: - закрепление сложных форм фонематического анализа и синтеза слов;

- формирование фонематических представлений.

 

Описание:

Из данных ниже слов получить другие, путем последовательной замены одной буквы в слове.

 

Точка – кочка, качка, каска, кашка, кошка, мошка, мишка, миска…

Балка - …

Лук - …

Ком - …

День - …

Педаль - …

Сыр - …

Кот - …

 

 

8. «Найди спрятавшееся слово».

Цель: - закрепление сложных форм фонематического анализа и синтеза слов;

- формирование фонематических представлений.

 

   Описание:  Логопед предъявляет детям написанные слова. Задание: «В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Попробуйте найти его».

 

Хлев – лев

Столб - …

Щель - …

Укол - …

Зубр - …

Коса - …

Полк - …

Волк - …

 

9. «Умные часы».

Цель: Учить находить картинку, название которой состоит из трех (четырех, пяти) звуков и найти ей пару.

 

Описание: На циферблате часов вместо цифр расположены картинки, названия которых состоят из разного количества звуков. Установив одну стрелку против картинки, название которой состоит из трех (четырех, пяти) звуков, предлагается ребенку найти ей пару: установить стрелку против другой картинки, название которой состоит из такого же количества звуков.

 

10. «Пирамида».

Цель: Формирование умения определять последовательность и количество звуков в слове.

 

Материал: Предметные картинки: миска, носок, сумка, каска, слива; лиса, весы, мост, стул; сыр, нос, суп.

 

Описание: Перед каждым ребенком рисунок пирамиды. В основании пирамиды — пять квадратов, выше — четыре, потом — три. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Педагог раздает детям предметные картинки и предлагает их разложить в пирамиде соответственно количеству звуков в слове: в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из пяти звуков, выше — из четырех и, наконец, — из трех.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.008 с.)