Работа с преградами для творчества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с преградами для творчества



 

Художники, музыканты, танцоры и писатели считают экспрессивные искусства мощным средством для высвобождения спонтанности и креативности. Оно может быть особенно ценным в периоды, когда человек чувствует себя заблокированным, застрявшим или опустошенным, когда у него складывается ощущение, что он выдохся, что в нем больше нет творчества, что он попал в колею и за долгие годы его живопись (хореография, музыка, манера писать) не изменилась.

Несмотря на то что столкновение лицом к лицу с пустотой представляет собой часть жизни художника, это бывает пугающим. Многие художники склонны думать, что они сами должны найти выход из этой пустоты. Однако при проведении нашей человекоцентрированной программы по экспрессивным искусствам мы были свидетелями проявлений исключительной креативности: художники продвигались в области своего бессознательного, чтобы обнаружить новый материал для художественной экспрессии. Один из самых полезных экспериментов состоит в том, чтобы станцевать, нарисовать или описать застой, как это отражено в следующей выдержке из студенческой работы.

 

Самое сильное переживание в процессе творческой связи я испытала, когда изобразила в танце три нарисованных мной рисунка, называвшиеся «Застой», «Творчество» и «Открытие». Когда нам было предложено выполнить это упражнение, я даже представить себе не могла, каково это будет – может, как первое погружение в воду с аквалангом с лодки, когда просто делаешь это в надежде, что все будет хорошо! …Я представляла, что, когда попытаюсь станцевать «Застой», мне просто нечего будет делать. Сначала я чувствовала себя несколько неловко и думала, что делать дальше. Я особенно не двигалась, поскольку изображала застой. Через несколько мгновений я забыла все свои мысли и просто чувствовала «застой». Я была поражена тем, насколько сильно его ощущала и как легко было просто давать этому ощущению быть и плыть вместе с ним. Когда я двигалась, изображая остальные рисунки, то чувствовала, как мое тело рассказывает мне о том, чего я не знала. По окончании меня переполнило чувство удивления, было хорошо и интересно. И очень свободно. Совсем не важно, как я все себе представляла… Я поняла, что в танце «Застой» я обнаружила очень много энергии, а затем я ее высвободила в последующих танцах. Мне никогда и в голову не приходило, что в застое может быть столько энергии и интенсивности. Я всегда думала о нем как о безжизненности и неподвижности[62].

 

Художники могут выполнять любое из упражнений, описанных в этой книге, дома или с друзьями, чтобы найти новые пути для своей спонтанности. Художники и певцы зачастую замечают, что, двигаясь, они начинают чувствовать себя свободнее. Музыкантам покажется стимулирующим визуальное искусство. Писатели обнаружат, что на их креативность влияет как движение, так и визуальные искусства.

Музыканты, художники, писатели, танцоры, артисты знают, что вдохновение приходит из глубинного внутреннего источника. Для того чтобы быть творчески продуктивным, необходимо иметь доступ к этому источнику. Способность воспринимать окружающий мир с помощью всех чувств – слуха, обоняния, осязания, зрения и вкуса – помогает нам использовать самих себя в качестве этого внутреннего источника. Осознанное и поочередное фокусирование внимания на каждом из телесных ощущений пробуждает их. Музыка, движение, голос и визуальные искусства тоже будят эти чувства.

Правое полушарие головного мозга имеет наиважнейшее значение для креативности. Экспрессивные искусства стимулируют работу этой части мозга. Спонтанность, непосредственность, интуиция и способность терпимо относиться к неопределенности – все это составляющие творческого процесса, которые стимулируются творческой связью.

Одна учительница, работавшая в области специального образования, никак не могла продвинуться в написании магистерской диссертации. Она работала над сложными философскими вопросами, такими как: какова моя философия образования? Существует ли наилучший способ обучения, в который я по-настоящему верю? Как мое преподавание связано с тем, во что я верю? Я предложила ей использовать экспрессивные искусства, чтобы посмотреть, помогут ли они в написании диссертации. В первой главе своей работы она описала этот процесс:

 

Первоначально я пыталась организовать и осмыслить эти вопросы с помощью продумывания и описания, но выходила какая-то мешанина; слова не давали никаких ключей для поиска ответов на мои вопросы. Я почувствовала себя расстроенной из-за того, что слова не ладили между собой и не могли помочь мне описать мою философию, так что с чувством негодования я отвергла их и вместо этого обратилась к рисованию.

Схватив лист бумаги и коробку, полную цветных карандашей, левой (неведущей) рукой я начала изливать свою фрустрацию и гнев на бумагу. Когда первый лист был заполнен цветными линиями, я взяла другой, потом еще и еще. Постепенно, по мере того как фрустрация и гнев были высвобождены, на рисунках стали проступать несколько очень ясных образов, непосредственно связанных с моими вопросами. Я продолжала рисовать, и мысли прояснялись. И очень скоро я уже оказалась погруженной в свободное письмо (записывание всего того, что приходит в голову, без интерпретации) по поводу каждого из моих рисунков. Рисунки соединили мои чувства и мысли со словами и предложили способ, позволяющий ответить на многие мои вопросы[63].

 

Это живое описание того, как творческая связь высвобождает фрустрацию и привносит материал из бессознательного. По мере того как она изучала нарисованные образы и писала о них, возникал новый когнитивный материал. Прояснились не только ее мыслительные процессы, но создавались наглядные образы, которые очертили и определили проблемы, над которыми она размышляла.

 

Резюме

 

Контекст, в котором можно предлагать экспрессивные искусства, – это среда, в которой протекает процесс учения, обнаружения и познания нового. Индивида выслушивают с эмпатией, а к его способности к самопониманию и выбору собственного направления развития относятся с уважением. Ставя себя на место другого человека, вы можете представить мысли и чувства, которые, возможно, у него есть, и благодаря этому организовать соответствующий опыт с использованием экспрессивных искусств. Всегда полезно спросить, воспринимает ли человек предлагаемое ему упражнение как уместное, считает ли, что оно может помочь в его ситуации. Если он отвечает «нет», значит, следует еще раз подумать о том, что вы ему предлагаете.

Многие проекты с использованием экспрессивных искусств легко приспособить для работы с различными группами людей. Вы можете использовать собственную креативность при разработке таких проектов, исследуя потребности тех, с кем работаете.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.006 с.)