Психодиагностика при нарушениях пищевого поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психодиагностика при нарушениях пищевого поведения



Обработка результатов

Под каждой из букв впишите сумму (∑) набранных ответов:

Е = Еа в первом столбце;    I = Eb в первом столбце.

S = Еа во 2-м и 3-м столбцах;    N = Zb во 2-м и 3-м столбцах.

Т = Za в 4-м и 5-м столбцах; F = Xb в 4-м и 5-м столбцах.

J = Ха в 6-м и 7-м столбцах; Р = Zb в 6-м и 7-м столбцах.

В каждой паре (E-I, S-N, T-F, J-P) выделите букву, которой соответствует большее число баллов (если в какой-либо паре числа равны, то выделите правую букву). Эти четыре выделенных буквы образуют формулу психологического типа респондента (см. таблицу 2.4).

ОПРОСНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ

Отношение к себе — это сложная, многоуровневая система эмоциональных оценок. Оно отражает смысл собственного Я для субъекта, это устойчивое чувство по отношению к собственному Я, содержащее ряд специфических модальностей (измерений), различных как по эмоциональному тону, так и по семантическому содержанию.

Для разработки опросника в качестве исходных было отобрано девять измерений (модальностей), которые наиболее существенно характеризуют отношение к своему Я:

1) осознанность Я;

2) самоуважение и уверенность в себе;

3) саморегуляция и целостность Я;

4) ожидаемое отношение других;

5) безусловное принятие себя;

6) ценность собственной личности;

7) чувство привязанности к своему Я;

8) непонимание себя, внутренний конфликт Я;

9) самообвинение.

Шкала 1 отражает внутреннюю честность. Шкала включает 11 утверждений, связанных с такими аспектами образа Я, отношения к себе, поведения, которые трудно осознаются, хотя и значимы для личности. Низкие значения по шкале говорят о глубокой осознанности Я, повышенной осознанности и критичности, о способности не скрывать от себя и других

317


Глава 2

значимую информацию, хотя бы и неприятную. Крайне низкие значения могут свидетельствовать о чрезмерной откровенности, порой граничащей с цинизмом. Высокие значения говорят о закрытости, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую информацию о себе. Крайне высокие показатели — о прямой лжи и фальсификации результатов в сторону социально желательных ответов.

Шкала 2 отражает уверенность в себе, она содержит 14 утверждений, отражающих представление о себе как о самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать. Положительный полюс шкалы соответствует высокому самомнению, самоуверенности, отсутствию внутренней напряженности. Низкие значения говорят о неудовлетворенности собой и своими возможностями, о сомнении в праве на уважение.

Шкала 3 — саморегуляция — содержит 12 утверждений. Шкала позволяет исследовать представление о том, насколько сам субъект является основным источником своей активности, деятельности, личности. Человек с высокими показателями по шкале отчетливо видит в собственном Я внутренний стержень, интегрирующий личность и жизнедеятельность, ощущает, что его судьба находится в его собственных руках, и испытывает чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей. Низкие баллы отражают веру в то, что Я подвластно временным обстоятельствам, неспособность противостоять судьбе, недостаток саморегуляции, размытый локус Я, тенденцию искать причину поступков и событий вне себя. Конструкт, лежащий в основе данной шкалы, близок по содержанию к понятию локус контроля.

Шкала 4 — отношение других — включает 11 утверждений, связанных с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей. Высокие значения по шкале соответствуют представлению человека о том, что его личность, характер и деятельность способны вызывать уважение, симпатию, одобрение и понимание со стороны обобщенного другого. Низкие значения говорят о противоположных ожиданиях.

Шкала 5 — ценность Я — содержит 14 утверждений. Высокие оценки по шкале отражают интерес к собственному Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности. Это эмоциональная оценка своего Я по внутренним интимным критериям, таким как любовь, духовность, богатство внутреннего мира. Низкие баллы по шкале говорят о недо-

318


Психодиагностика при нарушениях пищевого поведения

оценке своего Я, о сомнении в ценности собственной личности, об отстраненности, граничащей с безразличием к Я, о потере интереса к своему внутреннему миру.

Шкала 6 — принятие себя — включает 12 утверждений. Высокие показатели соответствуют дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, способности одобрять свои планы и желания, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков я есть, несмотря на недостатки. Низкие показатели свидетельствуют об отсутствии перечисленных качеств — о недостаточном принятии себя, что является важным симптомом внутренней дезадаптации.

Шкала 7 — привязанность к себе — содержит 11 утверждений. Высокие показатели по шкале говорят о ригидности Я-концепции, о нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Это часто сопровождает привязанность к неадекватному Я-образу. В таком случае тенденция к сохранению такого образа — один из защитных механизмов самосознания. Низкие показатели свидетельствуют о противоположных тенденциях: желании что-то в себе изменить ради большего соответствия идеальным представлением о себе, о неудовлетворенности собой.

Шкала 8 — внутренний конфликт — содержит 15 утверждений. Высокие показатели по данной шкале свидетельствуют о внутренних конфликтах, сомнении, несогласии с собой, тревожно-депрессивных состояниях, сопровождаемых чувством вины. Умеренное повышение показателей говорит о повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе Я и отсутствии вытеснения. Крайне низкие значения свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, поверхностном самодовольстве.

Шкала 9 — самообвинение — включает 10 утверждений. Высокие показатели говорят об интрапунитивности, самообвинении, готовности поставить себе в вину свои промахи, неудачи и недостатки, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, даже при высокой оценке собственных качеств и достижений.

В целом опросник дает информацию о трех аспектах отношения человека к себе.

Первые четыре шкалы отражают самооценку испытуемого в связи с социально-нормативным критерием моральности, успеха, воли, целеустремленности, социального одобрения и т. д.

319


Глава 2

Это дает основание сказать, что это исследование самоуважения.

Шкалы 5, 6 и 7 не связаны с социально-нормативными критериями. Они отражают эмоциональное отношение субъекта к своему Я в наиболее чистом виде, что можно назвать симпатией к себе.

Наконец, последние две шкалы исследуют негативное отношение к себе, то есть самоуничижение.

Проведение опроса и интерпретация результатов

Испытуемому предъявляются 110 утверждений, инструкция подразумевает два варианта ответов: «согласен» — «не согласен». Ответу «согласен» присваивается значение 1, «не согласен» — 0.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.007 с.)