Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Каковы внешние признаки совершенства?
नयनं गलदश्रुधारया वदनं गदगदरुद्धया गिरा । найанам̇ галад-аш́ру-дха̄райа̄
АНВАЯ (О мой Господь!) тава на̄ма-грахан̣е — во время повторения Твоего святого имени; (мама — мои); найанам — глаза; галад-аш́ру-дха̄райа̄ — переполняют потоки слез; ваданам̇ — мне горло; гадгада — перехватывает; руддхайа̄ гира̄ — прерывается голос; вапух̣ — по всему телу; пулакаих̣ ничитам — волосы поднимаются дыбом от экстаза; када̄ бхавишйати — когда же это произойдет?
ПЕРЕВОД «О Прабху! Когда из глаз моих польются потоки слез, когда голос мой прервется, а волосы на теле поднимутся дыбом от восторга при повторении Твоего святого имени?»
***
ШРИ САНМОДАНА БХАШЬЯ
В пяти первых шлоках описывалось последовательное развитие парама-дхармы. Это выражение означает «посредством бхакти как проявления хладини-шакти обнаружить изначальную вечную природу дживы». Этот процесс, начинающийся со шраддхи, описан в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.4.15—16): а̄дау ш́раддха̄ татах̣ са̄дху-сан̇го ’тха бхаджана-крийа̄ Вера приводит к общению со святыми, то есть садхусанге, и человек вступает на путь бхакти, состоящий из девяти анг, таких как шравана — слушание, киртана — повторение, смарана — памятование, пада-севана — служение лотосным стопам Господа, арчана — поклонение Господу в храме, вандана — вознесение молитв и предложение поклонов, дасья — беззаветное служение Господу, сакхья — дружба с Ним, атма-ниведана — полное предание Господу. Практикуя эти составляющие бхакти, можно достичь самоосознания, атма-сварупы, и избавиться от невежества в форме анартх (анартха-нивритти). После этого последовательно наступают ништха (непоколебимость), ручи (вкус), асакти (привязанность к Господу) и в итоге — бхава. Бхакти на уровне бхавы достигает своего чистого состояния, которое более не меняется. Бхаву также называют рати и сравнивают с ростком премы, а саму прему — с полностью распустившимся цветком бхакти. Если на стадии садхана-бхакти из всех составляющих бхакти наиболее важны шравана и киртана, то на стадии бхава-бхакти особое значение приобретает шри-кришна-нама-санкиртана.
ДЕВЯТЬ ПРИЗНАКОВ БХАВЫ
В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.3.25—26) описываются следующие девять признаков бхавы: кша̄нтир авйартха-ка̄латвам̇ вирактир ма̄на-ш́ӯнйата̄ 1) кшанти —преданный остается спокоен, несмотря на причину для волнения; 2) авьяртха-калатва — он не теряет понапрасну время, полностью посвящая себя бхакти; 3) виракти — он не привязан к объектам чувственного наслаждения; 4) мана-шуньята — он свободен от гордыни; 5) аша-бандха — он имеет нерушимую надежду достичь Бхагавана; 6) уткантха — он имеет сильное стремление к Господу; 7) нама-гане-сада-ручи — он испытывает сильный вкус к повторению святого имени; 8) асактис-тад-гунакхьяне — он имеет привязанность к слушанию и повествованию о качествах Бхагавана; 9) притис-тад-васати-стхале — он испытывает любовь к местам, где Господь проводил Свои трансцендентные игры.
ПРИРОДА БХАВЫ
Бхава-бхакти описывается в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.3.1): ш́уддха-саттва-виш́еша̄тма̄ према-сӯрйа̄м̇ш́у-са̄мйа-бха̄к Когда сердце тает под влиянием ручи, или сильного желания достичь Господа, садхана-бхакти сменяется бхавабхакти. Бхава представляет собой проявление вишуддхасаттвы. Это самопроявляющаяся функция чит-шакти, состоящей из энергий хладини, сандхини и самвит. Посредством этих энергий Господь являет Себя преданному вместе со всем Своим окружением. Это означает, что бхава не подвержена влиянию материальной природы и сравнивается с лучом (кираной) солнца према-бхакти. Из приведенного выше стиха следует, что бхава-бхакти, или рати, — это росток премы, ее частица. Это подтверждается следующими двумя стихами из тантры и «Падма-пураны», которые цитируются в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.3.2-3):
премн̣ас ту пратхама̄вастха̄ бха̄ва итй абхидхӣйате дхйа̄йам̇ дхйа̄йам̇ бхагаватах̣ па̄да̄мбуджа-йугам̇ тада̄ «Према на начальной стадии называется бхава, когда вызванные шуддха-саттвой проявления экстаза, такие как слезы, волосы, вставшие дыбом, и другие присутствуют в очень незначительной степени. Эти проявления экстаза берут начало в вишудха-саттве и называются саттвика-бхавами. Во время медитации на лотосные стопы Бхагавана на уровне бхавы, сердце тает, и слезы текут из глаз». Согласно этому утверждению, анубхавы и саттвикабхавы, с огромной силой проявляющиеся на уровне премы, на уровне бхавы выражаются в незначительной степени.
АНУБХАВЫ БХАВА-БХАКТИ
То, что служит внешним выражением духовных эмоций в сердце, называется анубхавами. Существует тринадцать анубхав, и все они описаны в «Бхакти-расамрита-синдху» (2.2.2): нр̣тйам̇ вилут̣хитам̇ гӣтам̇ крош́анам̇ тану-мот̣анам 1) нритьям — танцевать, 2) вилутхитам — кататься по земле, 3) гитам — петь, 4) крошанам — пронзительно кричать, 5) тану-мотанам — корчиться, 6) хункаро — рычать, 7) джримбханам — открывать рот, 8) шваса-бхума — вздыхать, 9) локанапекшита — не замечать окружающих, 10) лаласрава — пускать слюну, 11) аттахаса — хохотать, 12) гхурна — испытывать головокружение, 13) хикка — икать.
САТТВИКА-БХАВЫ БХАВА-БХАКТИ
В «Бхакти-расамрита-синдху» (2.3.16) описывается восемь саттвика-бхав, проявлений экстаза, вызванных вишуддха-саттвой: те стамбха-сведа-рома̄н̃ча̄х̣ свара-бхедо ’тха вепатхух̣ 1) стамбха — оцепенение, 2) сведа — испарина, 3) романча — волосы дыбом, 4) сварабхеда — прерывающийся голос, 5) кампа — дрожь, 6) вайварнья — бледность, 7) ашру — слезы, 8) пралая — прекращение всякой жизнедеятельности и потеря сознания. Из всех видов саттвика-бхав и анубхав на стадии бхавы особенно заметны танец, пение, слезы, волосы дыбом и прерывающийся голос. Драгоценный камень среди наставников, Шри Чайтанья Махапрабху, описал состояние бхавы: «О Кришна! О Нанданандана! Когда же потоки слез хлынут из моих глаз при повторении Твоего святого имени? Когда от волнения мне горло сдавит и голос прервется? Когда волосы на моем теле поднимутся дыбом? О Натха! Пожалуйста, яви свою милость, чтобы эти признаки экстаза поскорее проявились во мне при повторении Твоего святого имени».
ШРИ ЧАЙТАНЬЯ-ЧАРИТАМРИТА (Антья-лила, 20.37) «према-дхана вина̄ вйартха даридра джӣвана «Без богатства любви к Богу (према-дханы) эта жалкая жизнь не имеет смысла. О Прабху! Пожалуйста, прими меня Своим слугой и даруй сокровище премы».
ШИКШАШТАКА Песня шестая (Гитавали) апара̄дха-пхале мама, читта бхела ваджра-сама, дӣна дайа̄майа карун̣а̄-нида̄на кабе тава на̄ма учча̄ран̣е мора гадгада-свара кан̣т̣хе упаджаба пулаке бхараба ш́арӣра ха̄ма̄ра виварн̣а-ш́арӣре ха̄ра̄оба джн̃а̄на милаба ха̄ма̄ра кийе аичхе дина «О Прабху! В результате оскорблений мое сердце стало тверже, чем удар молнии. Оно не тает, когда я повторяю Твое святое имя. Я пребываю в глубоком унынии. Удрученный страданиями, я снова и снова взываю к Тебе, повторяя Твое имя: Ты необычайно милостив, даруй же мне каплю бхавы и спаси мою жизнь от тревог. Наступит ли тот благословенный день, когда потоки слез хлынут из моих глаз при повторении Твоего святого имени? Когда мне перехватит дыхание и речь станет невнятной? Когда волосы на моем теле поднимутся дыбом от экстаза? Когда же все мое тело покроется испариной? Когда меня охватит дрожь? О Прабху! Когда я замру в оцепенении? Когда, переполненный бхавой, я побледнею и потеряю сознание? Придя в себя, я буду поддерживать свою жизнь силой Твоего святого имени. Проливая потоки слез, этот Бхактивинода, утративший всякий разум, спрашивает: “Наступит ли такой день для этой несчастной души?”»
ВИВРИТИ
«О Гопиджана-валлабха! Когда же слезы любви потоком хлынут из глаз этой гопи, воспевающей Твое святое имя? Когда мой голос прервется, и волосы на теле поднимутся дыбом от экстаза? Когда меня охватит это состояние?» Такая молитва — это пример лаласамайи-вигьяпти. Слово вигьяпти означает один из видов просьбы или смиреной молитвы. Молитва бывает трех видов: 1) сампрартханатмика — молитва от чистого сердца, когда Господу предлагают свое тело, ум — все, чем человек обладает. Так молится тот, у кого еще не пробудилась рати, или бхава, но он жаждет ее обрести; 2) дайньябодхика — молитва, обнаруживающая собственную ничтожность и бесполезность;
3) лаласамайи — это молитва того, в ком пробудилась рати. Слово лаласа означает сильное желание. С появлением в сердце рати приходит сильное желание служить Господу определенным образом согласно своей стхайибхаве. Это молитва о служении, которое преданный всегда жаждет. Пример лаласамайи-вигьяпти дается в «Бхакти-расамритасиндху» (1.2.156): када̄хам̇ йамуна̄-тӣре на̄ма̄ни тава кӣртайан [Нарада Муни обращается к Господу]: «О Пундарикакша (лотосоокий Господь Кришна)! Когда же при пении Твоего святого имени мой голос прервется и горло сдавит от экстаза? Когда во власти глубоких духовных чувств я буду танцевать на берегу Ямуны, как безумный, не замечая никого вокруг?» Что же касается санкиртаны (повторения) второстепенных имен Господа, таких как Брахма, Параматма, Ишвара, Джаганнатха и так далее, то она не позволит испытать прему. Только главные имена Господа, такие как Кришна, Говинда и Рама, пробуждают прему. Поэтому Шри Гаурасундара сказал: ш́рутам апй аупанишадам̇ дӯре харикатха̄мр̣та̄т йан на санти дравач-читта-кампа̄ш́ру-пулака̄дайах̣ — «Упанишады не касаются исполненных нектара тем о Господе Хари. Поэтому они не могут растопить сердце живого существа или дать ему пережить экстатическую дрожь, слезы или поднимающиеся дыбом волосы».
КОММЕНТАРИЙ Повторение второстепенных имен (гауна-намы) не приносит премы, потому что в этих именах отсутствуют лилы и мамата, чувство близких отношений с Господом. Чувство маматы служит главной характеристикой премы. Близкие отношения влекут за собой множество прекрасных игр. Без этого чувство премы не приходит. Повторение мукхья-намы и медитация на игры Кришны с гопи даруют особый вид премы, под влиянием которой преданный забывает не только о своем теле, но и обо всем на свете. Иногда он катается по земле, иногда плачет, смеется, танцует или поет. Такого не происходит во время повторения гаунанамы, потому что эти имена не содержат лилы и маматы. Когда вы поете имя «Яшода-нандана»: ха̄ ш́рӣ йаш́ода̄танайа прасӣда — «О сын Яшоды, будь доволен мной», сердце переполяют многие чувства, которые не возникают, когда вы поете «Ишвара». * * *
Тема Брахмана, обсуждаемая в Упанишадах, неизмеримо далека от нектарных рассказов о Господе Хари. Во время хари-катхи сердце может растаять, и на теле проявятся восемь саттвика-бхав, таких как слезы, дрожь по телу, поднимающиеся волосы и так далее. Этот стих не относится к тем, кто плаксив по природе, как например, женщины, и тем, кто любит выставлять напоказ свои чувства, не находясь на уровне рати или бхавы. Такая демонстрация называется бхава-абхасой, а не шуддха-бхакти.
Но в сердце чистого преданного есть спонтанное желание служить Господу, и его ум и все тело, которые теперь доставляют удовольствие Кришне, подчиняются нитья-бхаве, переполняющей его. Его сердце, свободное от всех анартх, тает, и в теле проявляются саттвика-бхавы и другие признаки экстаза. Те, кому недостает веры, подражают поведению махабхагават и имитируют признаки экстаза, обманывая людей. Такие ложные чувства не имеют никакого отношения к шуддха-бхакти. У чистого преданного, в котором пробудилась рати и который практикует бхакти, идя по стопам своих учителей, саттвика-бхавы и анубхавы проявляются естественным образом.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.136.165 (0.038 с.) |