Система воспитательной работы школы или школа как воспитательная система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система воспитательной работы школы или школа как воспитательная система



Во все времена перед педагогической наукой стояла такая задача как поиск и нахождение эффективных механизмов воспитания. И решение данной задачи было невозможно без выявления эффективных способов преодоления неполноты воспитательной работы школы, которая распространена в современных образовательных организациях. Здесь, надо отметить, принципиально важны изучение как способов системной организации воспитания в школе, так и способов управляемого системного развитиям самой школы как воспитывающей организации.

В педагогической литературе дается определение системы воспитательной работы школы (общеобразовательной организации) как системы взаимосвязанных воспитательных мероприятий, событий, дел, акций, адекватных поставленной цели. В массовой практике система воспитательной работы школы, как правило, означает организацию воспитательной работы со школьниками во внеурочное время.[25]

Система воспитательной работы представляется в виде замкнутого цикла. Этот цикл: цель воспитания – средства воспитания – результат воспитания – цель воспитания. Таким образом, система воспитательной работы – это системная организация деятельности педагогов. В тех школах, которые сумели достичь системности в воспитательной работе, компоненты деятельности педагогов, которые указаны в этой схеме связаны и вытекают один из другого. А есть и работа фрагментарная. Таких школ совсем немало. В них происходит следующее.

Так, во-первых, цели предстоящей воспитательной работы со школьниками формулируются не исходя из результатов, которые получены на данный момент их воспитания улицей, семьей, школой и т. п., а исходя из совсем других, как правило, ситуационных соображений. Формулировка цели может быть такой, какую, например, настоятельное рекомендует начальство, или под которую можно получить гранты, а то и вовсе такой, которую педагоги вычитали в той или в какой-то другой умной книжке. Дом

Во-вторых, средства воспитания, куда входят различные мероприятия, дела, акции события, также подбираются далеко не на базе поставленных целей воспитания, хотя это было бы правильно и логично. Их, увы, опять-таки подбирают по разным соображениям: поскольку эти мероприятия, например, требует провести тот или другой орган управления образованием или потому что у педагогов есть определенные готовые и уже испытанные ранее сценарные разработки таких дел. И получается, что цели и средства в таких школах существуют друг от друга независимо, сами по себе..[25]

В-третьих, педагоги этих школ результаты своей воспитательной работы никак не соотносят с поставленными целями. Возможно, целью может провозглашаться развитие личности школьника, формирование гражданина или адаптация ребенка к жизни в постоянное меняющемся обществе, а вот результат или совсем не отслеживается, или за него выдаются высокая активность школьников в общественной жизни, победы во всевозможных викторинах и олимпиадах, творческих конкурсах, места, грамоты, призы, завоеванные детьми. И, рассматривая это, можно сказать, что это все-таки не одно и то же.[15]         школа

Поэтому и получается из всего этого фрагментарная и бессистемная работа. Система воспитательной работы представляется далеко явлением не повсеместном. Для создания ее необходимо  все-таки приложить некоторые усилия. Но если эта система и создается, то она занимает свое место среди других существующих в школе систем. Это системы методической работы педагогов, системы обучения, системы управления образовательным учреждением. Каждая из этих систем также представляет собой системную организацию той или определенной деятельности, которая осуществляется в рамках школы. Система воспитательной работы вместе с ними становится одной из составных частей, одной из подсистем еще более широкой системы, а это система – школа. И когда главные компоненты уже этой широкой системы под названием «школа» становятся связанными приоритетной идеей воспитания детей, можно говорить уже о собственно воспитательной системе. Система воспитания

Следующий объект внимания – воспитательная система. Оно более объемно. Понятием «воспитательная система» обозначают не деятельность педагогов, а все учреждение: гимназию, школу, лицей, колледж, дворец творчества, вуз и т. п. В связи с этим, возможно, правильнее было бы говорить школа как воспитательная система», а не «воспитательная система школы». Колледжи школы

Школа (общеобразовательная организация) как воспитательная система, как пишет Селиванова Н. Л., «представляет собой комплекс взаимосвязанных блоков- компонентов: цели; деятельность, обеспечивающая их реализацию; субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие; отношения, интегрирующие субъектов в некую общность; среда системы, освоенная субъектами; внутреннее управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов системы в целостность» [17, с. 7]. Так определяют Это понятие, кроме нее, определяют и другие создатели теории воспитательных систем –В. А. Караковский и Л. И. Новикова. Иногда к этому определению добавляют еще: это целостный социальный организм, который обладает такими интегративными характеристиками как образ жизни коллектива, его психологический климат [14]. Все компоненты, что указаны свойственны не только школе как воспитательной системе, в равной мере они характерны и для школы как обучающей системы - более распространенного в массовой практике типа системной организации школы.

Различение здесь можно произвести по таким критериям: приоритетные в школе цели; характер взаимоотношений школы с окружающей средой; характер совместной деятельности детей и взрослых; характер взаимоотношений между субъектами системы; приоритетные направления управленческой деятельности в школе. Критерии

 

Опираясь на указанные критерии, можно охарактеризовать школу или как воспитательную систему, или как обучающую. [22, с. 22-23]. Школа

Итак, в школе, которая развивается как воспитательная система, считается, что интеллигентность, порядочность, благородство гораздо важнее академических знаний. А потому ее приоритетной целью здесь признается создание благоприятных условий для развития ценностных отношений ребенка к другим людям, к окружающему миру, к самому себе. В такой школе приобретают воспитывающий характер самые разные виды совместной деятельности детей и взрослых. То есть, инициируя или поддерживая тот или определенный вид деятельности, взрослые стараются извлечь из него воспитательный потенциал. Так, например, организуя и придумывая игру вместе со школьниками, педагог может так задавать параметры игрового пространства (сюжет, действующие лица, характер их взаимоотношений, контекст игрового действия, место время, и т.д.), чтобы насытить его смыслами, которые имеют определенную воспитательную ценность. Педагог, проводя урок, должен стремится сделать его таким, чтобы он давал ребенку пищу для нравственных размышлений ставил перед ним моральные проблемы. Спортивные состязания, досугово-развлекательные дела, трудовые акции организуются в школе воспитания так, чтобы они способствовали развитию ответственности, самостоятельности, гуманности, формированию их здорового образа жизни, дружелюбия школьников. Урок

В процессе становления школы как воспитательной системы та или какая-то другая совместная деятельность школьников и педагогов становится системообразующей, то есть такой, вокруг которой собственно и складывается система, вокруг которой налаживаются связи между другими ее компонентами. Спортивно-оздоровительная, учебно-познавательная, трудовая или еще какая-либо деятельность может стать системообразующей, если она привлекательная для большого количества и педагогов и школьников, если она умелое организуется детьми и взрослыми и если через нее решается большое количество воспитательных задач. [24]

Надо отметить, что в такой школе педагоги являются воспитателями в первую очередь. Позиция воспитателя сформирована у большинства из них. То есть воспитание для них является о не возложенная обязанность администрацией и  не повинность, которая задана должностной инструкцией, а деятельность уже сознательно выбранная.. В ней происходит их профессиональная самореализация.[21]  Профессия педагогика

В школе как воспитательной системе пытаются создать атмосферу идеальных отношений между людьми. В некоторых отношения хотя бы приближенные к таким. Как правило, школы воспитания, можно  характеризовать особой атмосферой романтики. Здесь одинаково развиты и неформальные и деловые отношения между взрослыми и детьми В такой школе стараются создать единый общешкольный коллектив, в который входили бы и педагоги, и школьники, и родители, которые активно участвуют в ее жизни, а, возможно, и выпускники других лет. Здесь преобладают коллективистские отношения, сотрудничество, сотворчество, событие взрослых и детей. Школа воспитания, как правило, открыта окружающей ее среде. Но, надо отметить, что  налаживает связи только с теми социальными институтами, которые способствуют реализации ее целей. В то же время она выступает своеобразным буфером, который сглаживает отрицательные влияния общества на ребенка. Школа старается задать некие нравственные рамки его самоопределения, не желая оставлять школьника один на один с социальной стихией. [12]

Управленческие шаги приоритетные в школе воспитания направлены на то, чтобы использовать максимально воспитательные возможности различных видов совместной деятельности взрослых и детей, их делового и неформального общения, предметно-эстетической среды образовательного учреждения, природного и социокультурного окружения школы. Для решения таких главных управленческих задач и происходит мобилизация материально-технических, кадровых, финансовых, информационных ресурсов такого образовательного учреждения.[12]

Итак, школа воспитания, как правило, открыта окружающей ее среде. Однако налаживает связи только с теми социальными институтами, которые способствуют реализации ее целей. В то же время она выступает своеобразным буфером, который сглаживает отрицательное влияние общества на ребенка.

 

предложения

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.217 (0.009 с.)