Глава 1. Системная организация школьного воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Системная организация школьного воспитания



МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «ВГСПУ»)

Факультет математики, информатики и физики

Кафедра педагогики

 Школа как воспитательная система

Курсовая работа

по дисциплине «Педагогика»

направления 44.03.01 «Педагогическое образование»

Профиль «Математика»

«Прошла защиту»   Оценка __________________ «____» _____________ 2021 г.   Исполнитель: Накаева Марьям Сайпудиновна (МИФ-МБz-31) ________________________________
Преподаватели _____________________________   _____________________________   Научный руководитель: Романов Сергей Владимирович,  доцент кафедры педагогики,  кандидат педагогических наук ________________________________

 

 

Волгоград – 2021

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава 1. Системная организация школьного воспитания……………..…...5

1.1. Система воспитательной работы школы или школа как воспитательная система…………………………………………………….…..5

1. 2. Системно-феноменологический подход и проблема системного развития школы воспитания…………………………………………...….....12

Глава 2. Этапы развития и основные принципы системного развития школы воспитания……………………………………………………………..17

2.1. Этапы развития воспитательной системы школы……………………17

2.2. Основные принципы системного развития школы воспитания……22

Заключение……………………………………………………………………...32

Список литературы……………………………………………………………33

Введение

У многих школ России на сегодня встает одна из актуальных задач -  развитие их как воспитывающих организаций, и, в связи с этим, - поиск способов грамотного управления этим развитием.

Воспитательная система школы представляется известным в педагогической среде явлением. Но, надо сказать, что о широте распространения данного явления в практике, к сожалению, говорить не приходится. Хотя, и несмотря на то, что теориям воспитательных систем на день сегодняшний и проработана довольное глубокое и тщательно, практика их создания остается до сих пор проблемной территорией современного образования.

Хочется отметить, что многие специалисты исследовали вопросы воспитания в самых различных образовательных организациях. Среди этих специалистов можно отметить Н. М. Борытко, Л. В. Байбородову, И. А. Колесникову, С. Д. Полякова, И. С. Марьенко, М. И. Рожкова, Н. Е. Щуркову Е. В. Титову, и некоторых других. Только А. В. Мудриком[11] была предложена идея рассмотрения таких организаций как воспитательных организаций, затем эта идея развивалась в исследованиях его коллеги и учеников.

Кроме того, в исследованиях В. А. Караковского[7], Н. Л. Селивановой[17], А. М. Сидоркина[18], С. Д. Полякова и других авторов происходило становление и развитие теории воспитательных систем образовательных организаций.  А. В. Гаврилин[1], Р. А. Валеев и Т. И. Кислинская рассматривали исторический аспект проблемы становления воспитательных систем.

В настоящее время в нашей современной Российской Федерации идет становление новой системы образования и воспитания, что сравнима с мировой педагогической практикой, и рассчитана на вхождение в мировое образовательное пространство. Те изменения, которые возникают в связи с этим в учебно-воспитательном процессе, очень значительны и принципиальны, новые и философски обоснованы. Сейчас происходит смена авторитарной образовательной парадигмы. Все это, предполагает новое содержание воспитания, другие подходы и отношения, совершенно другой  педагогический менталитет.

Объект работы составляет организация воспитательного процесса.

Предметом являются образовательные организации,

Цель работы заключается в исследовании вопроса школы как воспитательной системы.

Для раскрытия данной цели, в работе нужно решить следующие задачи:

-охарактеризовать систему воспитательной работы школы или школа как воспитательная система,

- раскрыть системно-феноменологический подход и проблему системного развития школы воспитания,

- показать этапы развития воспитательной системы школы,

-рассмотреть основные принципы системного развития школы воспитания.

Методами исследования стали: - теоретический анализ литературы по теме, а затем обобщение полученного материала.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Заключение

Итак, в заключении можно подвести некоторые итоги.

Личность ребенка стоит в центре воспитательной системы школы стоит. Поэтому и воспитательная система школы рассматривается как признание νценности личности ребенка, νего прав на свободу, на социальную защиту человека, счастье, на развитие и проявление его способностей и индивидуальности. ≡

Очень велико значениеα воспитательной системы, ее основных направлений, αкоторые она реализует в педагогической практике. αОднако создание воспитательной системы не является самоцелью. Она создается в целях αоптимизации условий развития и самореализации личности как воспитанника, αтак и педагога, а также их социально- психологической защищенности.≡

Как доказал коллектив научной школы Л. И. Новиковой[2], что воспитательная система школы имеет довольно сложную структуру. Ее компонентами являются:≡

-цели, которые выражены в исходной концепции (то есть, для чего система создается), ≡

-системообразующая деятельность, которая обеспечивает реализацию целей, ≡ цели

-субъекты деятельности, которые организуют ее и участвуют в ней, ≡

-отношения, которые интегрируют субъектов в некоторую общности,

-среда, что освоена субъектами, ≡компоненты

-управление, которое обеспечивает интеграцию всех компонентов в целостность. ≡

Все перечисленные компоненты свойственны одинаковоν и школе как обучающей системе, и νшколе как социализирующей системе, и νшколе как воспитательной системе. νХарактер системы определить можно только проанализировав ее по таким критериям:≡

-какие цели являются приоритетными в школе;

-каков νхарактер совместной деятельности взрослых и детей; ν дети

-каков характер νвзаимоотношений между субъектами νсистемы;

-каков характер взаимоотношения школы и окружающей средой; среда

-каковы приоритетные направления управленческой деятельности в школе.

Если ответить на все эти главные вопросы, можно выделить те показатели, которые и будут характеризовать школу как воспитательную, обучающую или социализирующую систему.

Воспитательную систему невозможно представить без идей, задач. При определении задач предусматриваются актуальные проблемы воспитания, вытекающие из нормативных документов, итоги анализа за прошедшие учебные года, научно-методическая проблема образовательного учреждения, достижения психолого-педагогической науки и инновационный опыт работы.

Сами воспитательные системы и их внедрение в воспитательный процесс должны тщательно прорабатываться с учетом целей воспитательных систем и требований общества.

Список литературы

1. Гаврилин, А. В. Концепция адаптивного управления воспитательной системой школы [Электронный ресурс]/ А. В. Гаврилин. - URL: wiki.vladimir.iedu.ru. (Дата обращения 1.06.2021). www

2. Григорьев, Д. В. Воспитательная система школы от А до Я / Д. В. Григорьев, Д. В И. В. Кулешова, И.В.Степанов П. В. – Москва: Просвещение, 2006. – 208 с. vita

3. Гуманистические воспитательные системы сегодня: сборник. статей / ред. Н. Л.Селиванова. Е. И. Соколова. – Москва:[Б. и.], 2011. – 300 с.

4. Звонок для учителя: новое поколение педагогов[Электронный ресурс] //http://w-o-s.ru/article/16493(Дата обращения 1.06.2021). www

5. Изменяющаяся теория воспитания: проблемы и перспективы развития: монография. / под ред. Н. Л.Селивановой и П. В.Степанова. - Москва: АНОИздательский Дом«Педагогический поиск», 2017. – 406 с.

6. Қарақовсқий, В. А. Воспитание для всех / В. А. Караковский. – Москва: НИИшкольных технологий, 2008. - 56 с. / ≡Ό

7. Қараковский, В. А. Воспитание? Воспитание...Воспитание!: теория и практика школьных воспитательных систем / В. А Караковский, В.А., Л. И. Новикова Л.И, Н. Л. Селиванова Н.Л.; Под. ред. Н. Л. Селивановой. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Москва:Новая школа, 2000. – 166 с. қ≡

8. Лазарев, В. С. Системное развитие школы / В. С. Лазарев. – Мосқва: Педагогиқа, 2003.- 326 с. ≡

9. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. Т. 2. / А. Н. Леонтьев. - Москва: Педагогика, 1983. ≡

10. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания: учебники. / Л. И. Маленкова. – Мосқва: Педагогическое общество России, 2004 – 480 с.

11. Мудриқ, А. В. Социальная педагогика: учебник для студентов пед. вузов / А. В. Мудрик.  – Москва, Москва: Академия, 2000. - 206 с.≡

12. Научно-методическое пособие / под ред. Н. Л. Селивановой, П. В. Степанова. – Москва: НОУЦентр«Педагогический поиск», 2013 – 96 с. ≡

13. Новикова, Л. И. Воспитательная система школы: исходные позиции  / Л. И. Новикова // Советская педагогика. – 1991.- № 11. – С. 22-25.

14. Новикова, Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды / Л. И. Новикова; под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика; сост. Е. И. Соколова. - Москва:ПЕР СЭ, 2010. - 336 с. ≡

15. Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально-педагогической реальности (концепция) / ред. Н. Л. Селиванова. - Москва: ИТИП РАО, 2009. – 146 с. ≡

16. Ромм, Т. А. Социальное воспитание / Т. А. Ромм Т.А. // Вопросы воспитания. - 2010. - № 4. - С. 50-57. ≡

17. Селиванова, Н. Л. Что мы знаем сегодня о воспитательной системе / Н. Л. Селиванова // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2005. - № 5. – С. 34-40.

18. Сидоркин, А. М. Система В. А. Караковского: модель гуманистической воспитательной системы современной массовой школы [Электронный ресурс]/ А. М. Сидоркин. - URL: https://lektsii.org/1-6406. html. (Дата обращения 1.06.2021).

19. Степанов, Е. Создание системы воспитания: формы, методы и приемы / Е. Степанов // Директор школы. – 2000. - № 2. – С. 23-27.

20. Степанов, П. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П. В. Степанов П, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова. - Москва: Академия: АПКиПРО, 2003 – 83 c.

21. Степанов, П. В. Как создать воспитательную систему школы: возможный вариант. / П. В. Степанов. – Москва.:Педагогическое общество России, 2006. – 122 с. ≡

22. Степанов, П. В. Развитие школы как воспитательной системы / П. В. Степанов. – Москва: Центр«Педагогический поиск», 2009. – 241 с.≡

23. Стратегия воспитания в образовательной системе России. - Изд. 2-е, доп. и перераб. / под общей редакции И. А.Зимней.- Москва: Издательский сервис, 2004.- 478 с.

24. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. / под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. – Москва:Издательский сервис, 1999. – 300 с.≡

25. Школа воспитания: системное развитие: монография / под ред. Н. Л. Селивановой. – Москва: АНО Издательский Дом«Педагогический поиск», 2018. – 204 с.≡

26. Хеллингеρ Б.А. Порядки любви: Разρешение семейно-системных конфликтов и пρотивоρечий. - Москва:Изд-во Института Психотеρапии, 2003. – 239 с.≡

27. Стили педагогической деятельности: доминирование, равноправие и безразличие. [Электронный ресурс]// URL: http://igiuv.ru/obrazovanie/473-stili-pedagogi-cheskoj-deyatelnosti-dominirovanie-ravnopravie-i-bezrazlichie.html(дата обращения: 02.06.2021)

 

 

МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «ВГСПУ»)

Факультет математики, информатики и физики

Кафедра педагогики

 Школа как воспитательная система

Курсовая работа

по дисциплине «Педагогика»

направления 44.03.01 «Педагогическое образование»

Профиль «Математика»

«Прошла защиту»   Оценка __________________ «____» _____________ 2021 г.   Исполнитель: Накаева Марьям Сайпудиновна (МИФ-МБz-31) ________________________________
Преподаватели _____________________________   _____________________________   Научный руководитель: Романов Сергей Владимирович,  доцент кафедры педагогики,  кандидат педагогических наук ________________________________

 

 

Волгоград – 2021

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава 1. Системная организация школьного воспитания……………..…...5

1.1. Система воспитательной работы школы или школа как воспитательная система…………………………………………………….…..5

1. 2. Системно-феноменологический подход и проблема системного развития школы воспитания…………………………………………...….....12

Глава 2. Этапы развития и основные принципы системного развития школы воспитания……………………………………………………………..17

2.1. Этапы развития воспитательной системы школы……………………17

2.2. Основные принципы системного развития школы воспитания……22

Заключение……………………………………………………………………...32

Список литературы……………………………………………………………33

Введение

У многих школ России на сегодня встает одна из актуальных задач -  развитие их как воспитывающих организаций, и, в связи с этим, - поиск способов грамотного управления этим развитием.

Воспитательная система школы представляется известным в педагогической среде явлением. Но, надо сказать, что о широте распространения данного явления в практике, к сожалению, говорить не приходится. Хотя, и несмотря на то, что теориям воспитательных систем на день сегодняшний и проработана довольное глубокое и тщательно, практика их создания остается до сих пор проблемной территорией современного образования.

Хочется отметить, что многие специалисты исследовали вопросы воспитания в самых различных образовательных организациях. Среди этих специалистов можно отметить Н. М. Борытко, Л. В. Байбородову, И. А. Колесникову, С. Д. Полякова, И. С. Марьенко, М. И. Рожкова, Н. Е. Щуркову Е. В. Титову, и некоторых других. Только А. В. Мудриком[11] была предложена идея рассмотрения таких организаций как воспитательных организаций, затем эта идея развивалась в исследованиях его коллеги и учеников.

Кроме того, в исследованиях В. А. Караковского[7], Н. Л. Селивановой[17], А. М. Сидоркина[18], С. Д. Полякова и других авторов происходило становление и развитие теории воспитательных систем образовательных организаций.  А. В. Гаврилин[1], Р. А. Валеев и Т. И. Кислинская рассматривали исторический аспект проблемы становления воспитательных систем.

В настоящее время в нашей современной Российской Федерации идет становление новой системы образования и воспитания, что сравнима с мировой педагогической практикой, и рассчитана на вхождение в мировое образовательное пространство. Те изменения, которые возникают в связи с этим в учебно-воспитательном процессе, очень значительны и принципиальны, новые и философски обоснованы. Сейчас происходит смена авторитарной образовательной парадигмы. Все это, предполагает новое содержание воспитания, другие подходы и отношения, совершенно другой  педагогический менталитет.

Объект работы составляет организация воспитательного процесса.

Предметом являются образовательные организации,

Цель работы заключается в исследовании вопроса школы как воспитательной системы.

Для раскрытия данной цели, в работе нужно решить следующие задачи:

-охарактеризовать систему воспитательной работы школы или школа как воспитательная система,

- раскрыть системно-феноменологический подход и проблему системного развития школы воспитания,

- показать этапы развития воспитательной системы школы,

-рассмотреть основные принципы системного развития школы воспитания.

Методами исследования стали: - теоретический анализ литературы по теме, а затем обобщение полученного материала.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Системная организация школьного воспитания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.116.146 (0.055 с.)