Основные философские направления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные философские направления



С гносеологической стороны в философии выделяются основные направления – эмпиризм, рационализм, гностицизм, агностицизм.

Материализм – направление в философии, признающее первичным материю, физическое, природу и вторичным, производным – сознание, духовное, идеальное.

- теория эволюции

- философски вопрос не разработан

- безусловный приоритет общественного над личным

- воинствующий атеизм

Идеализм – направление в философии, признающее первичным сознание, духовное, идеальное и вторичным, производным – материю, физическое, природу.

- теория сотворения мира

- душа человека бессмертна и самоценна

- Бог и человек не противостоят друг другу – это взаимное единство

Дуализм – направление в философии, сторонники которого в отношении материи и сознания считали, что материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

- существуют две независимые субстанции – материальная и духовная

- материя и сознание – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия

- основного вопроса философии в действительности не существует

Классический пример философии дуализма – Декарт.

 

Разновидности идеализма:

Объективный - направление в философии, признающее первичным сверхиндивидуальное сознание (число – Пифагор, Абсолютная идея – Гегель).

Субъективный: - направление в философии, признающее мир как конструкцию элементов человеческого сознания. (Беркли, Юм).

 

II. Античная философия

1. Раннегреческая философия. Заполните таблицу, соотнесите имя философа с выдвигаемым им первоначалом.

Философ   Первоначало мироздания («архе»)  
  1. Гераклит Первоначало мира - огонь. Принцип существования мира является изменчивость. Возникновение и уничтожение вещей происходит благодаря борьбе противоположностей. В мире действует скрытый источник порядка – Логос.
  2. Фалес Основополагающим началом считал воду, жидкость. Вселенная, по представлению Фалеса, представляет жидкую массу, посередине которой находится воздушное тело, имеющее форму чаши, повёрнутой открытой стороной вниз. Вогнутая поверхность этой чаши – небо; на нижней поверхности, в центре её, плавает диск, обтекаемый водой. Звёзды – боги, плавающие по небесному своду.
  3. Пифагор Всё на свете, решительно всё на свете гармонично " "Космос - небесное живое существо, негибнущее, начало и причина устроения всего миропорядка " "Бог един... он всецело пребывает во всем небесном круге, обозревая все порождения " "Бог - это число чисел " "Число - начало всего". "Начало всего – единица ”  
  4. Анаксимен Первоначалом всего сущего Анаксимен считал воздух, путём сгущения или разрежения которого возникают все вещи: «Подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю. Сама человеческая душа есть только воздух и дыхание, потому что жизнь обнаруживается только посредством вдыхания и выдыхания. Первоначало Анаксимен признавал бесконечным и вслед за Анаксимандром учил о бесчисленных мирах. Анаксимен часто прибегал к образным сравнениям. Сгущение воздуха, «порождающее» плоскую землю, он уподобляет «валянию шерсти»; Солнце, Луну – плавающим посреди воздуха огненным листьям. Беспредельный воздух у Анаксимена объемлет собой весь мир, является источником жизни и дыхания живых существ.
  5. Анаксимандр Субстанциальное начало космоса – апейрон. К наибольшим обобщениям «прорывается» Анаксимандр. Апейрон не похож ни на воду, ни на воздух. Пытаясь отойти от чувственно-конкретных образов, он полагал апейрон (греч. – безграничное) общим основанием, единым безграничным вместилищем, откуда обособляются имеющие свои границы Космос, Солнце, Земля, вещи.
  6. Демокрит Основополагающим началом считал атом. Бытие мыслится как совокупность мельчайших частиц, которые взаимодействуют между собой, вступают в различные отношения, передвигаются в пустоте. Атомы представляют собой мельчайшие, неделимые, неизменяемые и непроницаемые, абсолютно плотные, бесконечные по числу первотельца, которые, отличаясь друг от друга размерами, формой и положением, сталкиваясь и сплетаясь, образуют тела Демокрит допускает небытие, которое «существует нисколько не менее, чем бытие». Под ним он подразумевает пустоту.

2. Этическое учение и философский метод Сократа. Поясните, в чем сходство и отличие позиции Сократа и позиции софистов?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.005 с.)