Курский областной дом народного творчества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курский областной дом народного творчества



КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА

В КЛУБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Курск – 2020

Методические рекомендации по организации семейного досуга в клубных учреждениях. Сборник для специалистов культурно-досуговых учреждений. Курск: ОБУК «Курский Дом народного творчества», 2020 г., 64 с.

Уважаемые коллеги!

       В данном сборникеметодические материалы направлены на возрождение отечественных семейных традиций, затрагивают проблемы чувства долга, уважения и любви к своей семье, дому, Родине.

                   Использование методических материалов и реализация данных программ позволит сформировать у молодежи положительный образ семейной жизни, культуру и этику супружества и родительства, нравственные обязательства по отношении к детям и близким людям, а также будут воспитывать у молодежи положительные установки на брак и семью, как выдающиеся ценности жизни и культуры.

       Данные методические разработки предлагают не только традиционные формы проведения мероприятий, но и использование активных методов социо-культурной работы с семьей, среди которых ролевые игры, конкурсы, круглые столы, шоу-программы и т.д.

       Соединение всех имеющихся форм и направлений работы культурно-досуговых учреждений с семьей в целостную единую систему даст положительные результаты.

Над сборником работали: Л.А. Трофимова, О.С. Долженкова

Ответственный за выпуск: В.В. Русанов

 

 

Введение

       В современных условиях совместное проведение свободного времени дает возможность семье заниматься разнообразной деятельностью.

       Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Эти интересы, как правило, бывают различными, однако часто даже внешние разные интересы можно объединить одной идеей. Все будет зависеть от умения и профессионализма работников культуры  с каким настроем семья будет участвовать в досуговых мероприятиях, насколько ее члены будут увлечены процессом подготовки и проведения праздников или просто тихого семейного вечера.

       Одной из важнейших социально-культурных задач культурно-досуговых учреждений в настоящее время  является разумный выбор форм и методов организации семейного досуга. Семья не всегда готова к осознанному выбору досуговых видов деятельности. Совместный семейный досуг должен не только доставлять удовольствие каждому члену семьи, но и оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их общий культурный уровень. В традиционной культуре регулятором устойчивости досугового выбора семьи служили религиозные и культурные нормы, а также большое значение имела существующая модель родительской семьи.

       Сегодняшняя семья утратила складывавшиеся веками традиции семейного уклада  и совместного времяпрепровождения, направленные на генерацию, хранение и развитие нравственных и культурных ценностей.    

Здесь и требуется профессиональная помощь и поддержка специалистов культурно-досуговых учреждений.

 

           

      

ПРАЗДНИК КАК ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ

СЕМЕЙНОГО ДОСУГА

Тематический план мероприятий

Под общим названием

«Семья – это значит мы вместе»

       В течение многовековой истории человечества рушились империи, одна общественно-политическая формация сменяла другую, исчезали государства и народы, но через все катаклизмы тысячелетий прошла и сохранилась единственная человеческая общность – семья. На протяжении всей жизни наши души согревает тепло родного очага, тепло нашей семьи и дорогих нам людей.

       Кем бы ни стал каждый из нас: учителем или президентом, рабочим или политиком, дворником или юристом – придя в этот мир, мы сразу же становимся сыном или дочерью, братом или сестрой, а потом – родителями.

       Отчий дом, семья, атмосфера, в которой прошло детство, во многом определяют всю последующую жизнь ребенка: его отношение к близким и чужим людям, к своему городу», стране, и, наконец, определяют смысл всей его жизни.

       Среди всех полезных дисциплин, которым нас учат в школах и институтах, нет самой главной – «семьеведения». Нас никто не учит умению создавать дом и сохранять семью, воспитывать детей, создавать тепло и уют в доме.

       Восполнять отсутствие таких знаний и умений призвана социокультурная деятельность культурно-досуговых учреждений, опираясь на блоки данного тематического плана. Мероприятия данного плана направлены на создание семейных ритуалов и праздников.

 

 

№ п/п Задачи Форма Название мероприятия Социальный адрес
1 2 3 4 5
1. Использование классических примеров родительской и сыновней любви и преданности, уважения и почтения к своим корням Литературно-музыкальные вечера, тематические встречи «К святым причисленные двое – мать с отцом, родившие меня» Родители, дети, семьи
2. Показать высоту материнского долга, воспитать уважение к матери Цикл праздников, бесед, конкурсов «Все в имени твоем» «Рожденное любовью слово «Мама» Родители и дети, подростки, молодые семьи
3. Повысить роль мужчины в семейных отношениях Праздники, видеопоказы, выставки, творческие мастерские «Отцы – в наследие сыновьям» Семьи, дети, подростки, отцы, дедушки, братья
4. Побуждение к совместному творчеству. Поиск путей взаимопонимания Праздники, конкурсы, игры, соревнования «Папа может все, что угодно» Папы, сыновья, деды, внуки

5.

Развивать умение ладить, общаться, творить.

Развивать умение ладить, общаться, творить

Праздник - конкурс «Мы с бабулею вдвоем» Бабушки и внучки.
Праздник - конкурс «Очень я похож на друга, потому, что он мой дед» Дедушки и внуки
6. Расширение культурного пространства, реализация творческого потенциала семьи, межсемейное общение, обмен творческим семейным опытом Тематические дни отдыха, фестивали по жанрам: театральные, песенные, художественно-поэтические. Вечера семейного музицирования «Семейные ассамблеи» и «Семейные галереи», Дни семейных талантов, Семейные советы Семьи, семейные ансамбли, династии, семейные творческие коллективы
7. Получить навыки семейной дипломатии (по книге И. Желдак) Педагогические встречи, круглые столы «Искусство быть семьей» Семьи, родители, дети
8. Научить заботиться о родных через игру и игрушки Фестивали домашних кукольных театров «Театр любимой игрушки» Малыши, бабушки, мамы, папы
9. Приобщение к семейным ценностям, помощь молодым в налаживании взаимоотношений в семье Встречи – парады, праздники «золотых семейных пар» «Любви и счастья благодать» (Семейные юбилеи) «Золотые», «Серебрянные» семьи, молодежь, молодые семьи
10. Возрождение старинных застольных домашних игр Посиделки, вечера, игровые соревнования «Семейная игротека» Родители и дети
11. Совместное размышление о ценностях любви Музыкально-развлекательное шоу-программа на постоянной основе «Выбери меня» Молодежь, молодые семьи
         
12. Развитие глубокого понимания главенствующей роли любви, воспитание ответственности за любимого человека. Профилактика разводов Помолвки, ток-шоу, телепрограммы, конкурсы, встречи со специалистами «Двое в этом мире» Пары молодых людей, подающих заявления во Дворец бракосочетания
13. Вооружить знаниями и умениями создавать и сохранять в семье атмосферу добра, любви, взаимопонимания, милосердия Цикл бесед, встреч с психологами и авторами книг по семейному воспитанию и построению позитивных взаимоотношений в семье «Семья – убежище души» Молодежь, старшеклассники, родители
14. Определение роли отца-мужчины в семье Цикл бесед, встреч, праздников «Звание отца – выше звания генеральского Родители, отцы
15. Умение формировать и рассчитывать семейный бюджет Экономические игры, семинары, практикумы «Кубышка» Молодые семьи
16. Содействие семейному бизнесу, создание бизнес-клуба для семейных предпринимателей Конференции, семинары-практикумы, встречи, совместные праздники «Семейная биржа» Семейные предпринима тели

 

      

       Сценарий праздника, посвященного Дню семьи

«Мы семья – это значит - мы вместе»

       Перед входом в семейную гостиную ярко оформлена площадка. Гостей встречает артист в образе «Мамонтенка»..

       Помещение празднично украшено воздушными шарами, звучат веселые мелодии. Гости праздника проходят и занимают свои места за столиками, с детьми работают костюмированные персонажи («Красная шапочка», «Пеппи»). Торжественные фанфары. Гостей приветствуют ведущие.

 

1 Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Рады видеть вас здесь, на семейном празднике «Мы семья – это значит мы - вместе». Сегодня вы пришли к нам в гости не поодиночке, а целыми семьями.

       «На Руси это издавна чтимо,

       Это в нашей, наверно, крови;

       Чтобы женщина шла за мужчиной

       В испытаньях, скитаньях, любви.

       Чтоб его, признавая начало,

       Все тревоги в себе затая,

       Все же исподволь напоминала:

       Мы не просто вдвоем, мы семья.

       Мы – семья – это значит – мы вместе.

       Кто напросится к нам во враги?!

       Дети вырастут, сложатся песни

       Только ты себя побереги.

       Мы – семья. По-отечески строги

       К нам бывают родные края.

       И отечество тоже в итоге –

       Нет, не просто народ, а семья».            Т. Кузовлева

 

2 Ведущий. Потому что «Семья – это значит - мы вместе», об этом и поется в песне, которой мы с удовольствием открываем наш праздник. Звучит песня в исполнении автора А. Леванькова.

           

Каждый день мы с улыбкой встречаем,

Друг без друга не можем нигде,

Мы – семья, и всегда замечаем,

Если вместе мы – праздник везде.

Припев: И в театре, и на речке,

Ив гостях, и во дворе,

И на лыжах, и на печке,

И в жару, и в декабре.

Мы друг другу всегда помогаем,

И без дела в семье не сидим,

Оптимизма нигде не теряем

И традиции наши храним.

Припев.

Пусть всем вам будет радостно вместе,

Пусть вас греет домашний уют.

Пусть в Москве, Петербурге и Бресте

Вас счастливой семьей назовут.

Припев.

2 Ведущий. Дорогие друзья, предоставляю слово для приветствия официальным лицам.

1 Ведущий. Особо хотелось бы порадовать наших маленьких гостей. С радостью объявляю выступление циркового коллектива «Звездная улыбка».

2 Ведущий. Дом для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. И если в нем царят взаимопонимание и доверие, тепло и уют, - это настоящее счастье. Мы рады, что сегодня в гости к нам пришли именно такие семьи.

1 Ведущий. Сегодня на нашем празднике присутствует семья Куликовых. 55 лет вместе Любовь Федоровна и Андрей Германович, живут в любви и радости, поддерживая друг друга.

2 Ведущий. Скажите, пожалуйста, уважаемые супруги Куликовы, что именно помогает Вам сохранять долгие годы теплые отношения в вашей семье? Куликовы отвечают на вопрос.

1 Ведущий. Спасибо. Пусть рецепты нашего семейного счастья станут примером для молодых семей. Для вас прозвучит романс «Осенняя роса» в исп._________.

2 Ведущий. Семейное счастье – одно из главных стремлений человека. Но как его обрести? Думаю, с нами поделятся секретом семейного счастья большая и красивая семья Елизаровых, где воспитываются пятеро прекрасных детей. (Семья Елизаровых отвечает на вопрос).

1 Ведущий. Нам было очень приятно познакомиться с удивительной семьей Елизаровых.

2 Ведущий. Удачи вам во всех добрых делах. Для вас поет ______.

1 Ведущий. Семья – это родители и дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, радости и печали, привычки и традиции.

2 Ведущий. Замечательные традиции существуют в семье Киселевых. Вся семья, собравшись вместе с удовольствием музицирует.

1 Ведущий. Предлагаем нашим гостям послушать выступление семьи Киселевых.

2 Ведущий. Один в поле не воин.

1 Ведущий. Когда семья вместе, и душа на месте - гласит русская народная пословица.

2 Ведущий. Не нужен и клад – коли в семье лад.

Какой глубокий смысл в этих пословицах и поговорках, которые складывались веками. Я уверена, что они отражают семейные ценности присутствующих здесь гостей.

1 Ведущий. И, несомненно, это хорошо знают в семье Ивановых.

Расскажите, пожалуйста, что нужно делать для того, чтобы жить в ладу со своими родными? (Семья отвечает на вопрос).

2 Ведущий. Мы с радостью дарим вам выступление скрипача __________. Он исполнит для вас и всех наших гостей удивительное произведение «Аве Мария»

1 Ведущий. Семья – это много понятий разных,

Семья – это будни, дом – это праздник.

          Семья – это радость – твоя и моя.

              Семья – это ты и я.

                   МИР ВАШЕМУ ДОМУ!

       Завершение праздника.

       Звучит песня «Родительский дом». Вручение памятных сувениров всем участникам праздника.

 

Сценарий праздника

«Аллея счастья»

       Сцена зрительного зала оформлена так, что напоминает аллею парка. Банер «Счастливая аллея».

       В 15 часов к танцевальному фойе подходят члены жюри. Вход в зал, на аллею счастья, открывается процедурой разрезания ленточки, и члены жюри идут к эстраде. Приветствует участников председатель жюри, коротко сказав о том, что конкурс начался «В добрый путь! Удачи!»

       В зале звучит музыка. Занавес закрыт. На авансцену выходят ведущие. – Он и Она.

Он. Добрый день, дорогие гости!

Она. Здравствуйте, дорогие друзья! Позвольте именно так называть вас, не взирая на возраст и ранги, ведь сегодня здесь собрались друзья семьи.

Он. Все, кто убежден в серьезности мнения о том, что семья – это наша пристань, крепость, рай земной, который защищает нас от многих невзгод и дает отдохновение душе!

Она. Суть сегодняшней встречи в том, чтобы семьи, которые прибыли к нам, познакомились, подружились и поделились секретами своего семейного счастья.

Он. Я вижу в зале много счастливых людей, это видно по добрым глазам и улыбкам!

Она. Вот и прекрасно! Значит сегодняшняя встреча на конкурсе «Семья года» должна пройти легко, как бы играючи.

Он. А достичь этого нам поможет «волшебный ключик» игры». Как только я прикоснусь «ключиком» к занавесу, он откроет нам место, где мы будем играть весело и непринужденно. Внимание!..

 

       Занавес открывается. Звучит музыка. Мелькание стробоскопа создает ощущение произошедшего «чуда».

Она. Чудесно! Дима! Ты настоящий волшебник!

Он. Теперь мы с тобой, Ольга, не просто ведущие семейного конкурса, а хозяева этого милого уголка – семейного парка, где царят взаимопонимание и любовь!

Она. Дима! Как же нам повезло, что мы можем пригласить в наш парк на «Аллею счастья» сразу 16 семей  и в одночасье с ними познакомиться!

Он. Да! Только я предлагаю знакомиться как бы от сердца к сердцу, переходя от одной семьи к другой, чтобы внимательно изучить их «визитки», т.е. рассказы, отражающие духовный мир семьи.

Она. Мы приглашаем на нашу «Аллею знакомств» семьи из … (называет первые три семьи). Располагайтесь, пожалуйста, поудобнее!

Он. Я прошу первой рассказать о себе семью… (называет фамилию).

       Семьи представляют свои «визитки». Так называется этот конкурс. А помощник режиссера раздает журналы для конкурса эрудитов.

Она. Очень приятно, что знакомство состоялось, удачи вам в дальнейшем. А для поддержания духа оптимизма мы открываем эстрадную площадку нашего парка.

Он. На эстраде – ансамбль _______________.

 

       Исполняется песня «Счастья вам, люди добрые».

Она. Спасибо ансамблю. Кажется, всем захотелось побывать на эстрадной площадке парка, не правда ли?

Он. Это мы с вами сейчас и сделаем, только подобные площадки в парках – платные, и мы для облегчения задачи обратимся к «музыкальной шкатулке». Откроем ее и достанем контрамарки. По одной для каждой семьи. (Помощник раздает их.)

Она. Но, Дима, они почему-то разных цветов?

Он. Все правильно! Потому что на эстраду семьи будут выходить парами. Внимание, сейчас на эстраду можно будет выйти семьям, у которых голубые контрамарки, но прежде выслушайте вопрос, на который нужно ответить немедленно. И кто вперед это сделает, тот получит дополнительное очко.

 

       Звучит музыкальный фрагмент танца. Семьи угадывают, какой это танец, затем представители семей выходят танцевать на площадку парами.

Она.  А что же означают контрамарки красного цвета?

Он. Это значит, что сейчас прозвучит песня и нужно будет назвать ее автора и название.

 

       Звучит фрагмент песни, семьи отгадывают.

Она. Вы правильно отгадали. Это очень известный и многими любимый автор песен о любви.

       Предлагаю песенный марафон. Я запеваю первый куплет песни о любви, а затем это делаете вы, и пока не истечет одна минута, мы будем соревноваться. Начали.

Он (по окончании песенного конкурса): На эстрадно-танцевальной площадке часто играют в подвижные игры. Думаю, что правильно делают. Чтобы за оградой площадки не повздорить, лучше здесь поиграть.

       (Можно предложить любую игру).

Она. Наша шкатулка волшебная, она и в будущее умеет заглядывать. Может это и есть танец завтрашнего дня? Кстати, а чья музыка звучала и кто ее исполнял?

Он (на фоне музыки). В парк семьи приходят в разное время. Кто утром, кто днем, а кто и вечерком. Утренние гости, купив в киоске свежую газету и журнал, отправляются домой полежать на диване и почитать после обеда. Кстати, у каждой семьи есть по журналу. Так вот это очередное задание.

Она (показывает журнал). В журнале есть заголовки статей. В подтверждение того, что журнал Вами прочитан, составьте из заголовков информацию на тему журнала «Здоровье». Через 15 минут эту информацию нужно подать в жюри, т.к. у них тоже есть эти журналы, и они их уже читали. Спасибо за внимание!

Он. Но вход в парк открыт и днем, и к нам спешат в гости семьи… (называет три следующие семьи).

Она. Добро пожаловать! Давайте знакомиться! Первое слово для приветствия и представления берет семья… (называет фамилию).

Он. На сегодняшний день программа в парке одна. То есть, после прогулки по «аллее знакомств» мы открываем эстрадно-танцевальную площадку. Только поет для вас, кто бы вы думали? Это моя очаровательная партнерша Ольга. (После песни.) Спасибо! По-моему, ты пела замечательно, и мы опять с помощью музыкальной шкатулки можем пройти на эстрадную площадку. (Помощник раздает контрамарки.) По цвету контрамарок вы определили себе партнеров и жанр, в котором будете проявлять свои таланты.

Она. Итак, голубая контрамарка приглашает нас танцевать.

 

       Звучит музыкальный фрагмент. Участники называют танец. Затем под этот фрагмент ими исполняется танец.

Он. Красная контрамарка просит нас сначала ответить на вопрос о песне. (звучит фрагмент песни, семьи угадывают автора). А теперь давайте споем песню о любви.

Она. Для третьей пары семей предстоит бой, переходящий в танец будущего, с определением исполнителей музыки. (По окончании). Наши дневные гости покидают наш парк. И я надеюсь, что они приобретут в нашем киоске журналы, чтобы почитать их перед ужином. Через 15 минут жюри ждет вашу информацию, составленную из заголовков статей журнала. В добрый час!

Он. О, наконец, вечером мы принимаем тех, кто уже поспал после обеда, поужинал и предпочитает вдохнуть вечерней прохладой парка, нежели вдыхать у экрана телевизора над бесконечными сериалами. Таковых смельчаков осталось меньше, но зато посмотрите, как они смело поднимаются на сцену. Это семьи… (называет оставшиеся семьи).

Она. Несмотря на то, что уже вечер, мы рады видеть вас в нашем парке и давайте знакомиться!

Он. Предоставляем слово для приветствия семье… (называет фамилию).

Она (после «визиток»). Наша эстрада к вечеру подготовила приятный танцевальный подарок (номер в исполнении группы «Данс-Ретро»).

Он. Мы опять обратимся к помощи нашей музыкальной шкатулки и попросим у нее контрамарки.

       Разыгрываются 2 цвета.

Она. «Бой петухов» не состоится, так как петухи вечерами должны спать. Поэтому, надеясь на то, что наши вечерние гости уже ознакомлены с дневной прессой, мы дарим им наши журналы и ждем информацию через 15 минут в жюри. Спасибо! Желаем удачи!

       Звучит музыка.

Он. Друзья, мы с вами не прощаемся! Наша эстрадная площадка еще работает. Для вас поет ансамбль «Нежность». А жюри удаляется на совещание. Отдыхайте, друзья! Ансамбль ____________.

       После выступления ансамбля, через двадцать минут.

Она. Спасибо ансамблю __________.  Даже если у кого-то и появился дефицит хорошего настроения, они его поправили!

Он. Вот мы познакомились и подружились. Настала пора закрывать наш семейный парк. Но скажу Вам по секрету, что на завтра несколько семей пригласили нас к себе в гости на любимый семейный праздник!

Она. Твой секрет скоро раскроется?

Он. А вот сейчас мы возьмем волшебный ключик, закроем парк. (Закрывается занавес, звучит волшебная музыка.) Порядок. Теперь представим слово уважаемому жюри для раскрытия секрета.

       Жюри оглашает подсчет голосов. В зале включается свет.

Она. Уважаемые семьи, победившие в конкурсе, мы принимаем ваше приглашение и завтра в 12 часов прибудем на ваш любимый семейный праздник.

Он и Она. До скорой встречи! До свидания!

 

       Звучит песня Винни-Пуха и Пятачка «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПОД ОБЩИМ НАЗВАНИЕМ

«Свет родного очага»

       Много ли на свете людей, для которых дом не является чем-то важным в их жизни? Наверное, нет. У каждого из нас есть потребность в собственном доме, спасающем нас в дни непогод, согревающем нашу душу, наш милый сердцу уютный дом. Наша маленькая Родина.

       Дом – это счастье ежедневное, полное, безграничное, всеобъемлющее. Самая великая ценность для человека – его дом и семья. Для человека беззаветно любящего свой дом естественно сказать: «Мой дом – моя крепость».

       Дом – крепость потому, что дает человеку устойчивость и силу жить. Пока жив дом, жива и душа. «Худу быть, кто не умеет домом жить» - В.И. Даль.

       Счастлив тот, кто может сказать: мой семейный очаг – это место где находится мое сердце.

       Домашний очаг в старину считался священным. В его огне видели силу, не только дававшую человеку тепло и пищу, но и отгонявшую от жилища всю нечесть, всякую болезнь лютую. Очаг был первым жертвенником славянина – язычника; пылающее на нем дерево – первой жертвой повелителю огней небесных – Перуну-громовнику. Вокруг очага собирались в былую пору совещания родичей. Выселяясь из дедовского гнезда, молодые непременно брали с собой к своему новому очагу горящие уголья со старого. Только это по верованиям древних предков и могло сохранить родственные связи.

       Если огонь в чьем-нибудь очаге погасал, это сулило суеверному воображению всякие беды и слыло предвестником умирания, угасания семьи. Даже рассыпавшиеся с очага дрова не обещали ничего доброго для хозяев. Плюнуть на очаг почиталось за великий грех. Если кто-нибудь заливал водой чужой очаг, это было выражение непримиримой вражды. Зола, взятая с домашнего очага в праздничные дни, служила целебным средством. Его использовали от самых разнообразных болезней. Отправляясь в далекий путь, древний славянин брал с собою не только горсть родной земли, но и щепоть золы с домашнего очага.

       Перед пылающим очагом произносились заговоры. По колебанию его пламени предсказывалась судьба и угадывался будущий урожай. В  стародавние года ни одна невеста не уходила перед венчанием из родительского дома не простившись с его очагом. Перед домом жениха невесту встречал огонь: дружка выбегал навстречу с горящей головней из женихова очага в руках. «Как берегла ты огонь у отца-матери, так береги его в мужнином доме!» - приветствовал он невесту троекратно, обегая вокруг нее. Только успевала она вступить в дом, как ее вели к пылающему очагу, и здесь осыпали тремя пригоршнями зерна  в знак того, что она присоединилась к семье, и в пожелание плодородия в супружеской жизни. С этой минуты невеста вступала под покровительство светлого духа, жившего в доме новых родителей.

       И начиналась жизнь новой семьи, совместно с родителями, с бабкой и дедом, с традициями и воспоминаниями, с отметками роста сынков и дочек на притолоках.

       В сегодняшних наших городских квартирах давно уже не очаги, а газовые и электрические плиты. Безжалостная цивилизация вытеснила из нашей жизни романтику древних верований, но до сих пор мы испытываем особое чувство, говоря об «огне родных очагов». «Нет на свете места, приятнее родного очага». Цицерон.

       Родной дом, что он значит для человека? Что значил дом для человека в старину? Традиции русского дома? Чем дорог и близок каждому из нас дом родной? Что навечно остается в памяти сердца и служит нам нравственной опорой в трудные дни разлук, невзгод, испытаний? Ласковые и добрые руки матери, ее все понимающая и все прощающая улыбка. Ощущение счастливой гордости, когда рядом с тобой отец – защитник и друг. Милые сердцу картины родной природы. Радость открытий и горькая боль неизбежных разочарований и потерь…

       Все это незримо живет в нас, присутствует в наших делах и поступках так же, как передаются от поколения к поколению традиции родного дома – сложный комплекс семейных устоев, взглядов, привычек. Они формируют наше мировоззрение, нравственные принципы и нас самих как личности, как граждан.

       Но многие из нас сегодня вместо Отчего дома оказались на жилплощади, на метрах квадратных, где прочно поселилось равнодушие и безразличие. Мы хотим разгрести золу черствости и зажечь очаг любви, добра и радости. Он прольет свет, даст тепло и душевный покой вашему дому, глядя на трепетные язычки пламени. Вы сможете обратить свой взор внутрь себя, а затем, ваша жилплощадь станет медленно превращаться в уютный Дом. На ваших губах засветятся вновь, когда-то погасшие улыбки, опустевшие и огрубевшие души наполнятся радостью. Это станет победой над суетой улицы и толпы. Вы, наконец, увидите, что рядом живут и ждут вашей заботы дети и родители ваши. Придите к мысли, чтобы  сделать их жизнь счастливой – безмерная радость прежде для вас самих. Сотворчество и уважение друг к другу сплотят ваш дом, поселят в нем покой и красоту, праздник и взаимопонимание.

№ п/п Название мероприятия Задачи Форма Социальный адрес
1 2 3 4 5
1. «У очага наших предков» Раскрытие смысла старинных верований, примет, обрядов и обычаев, связанных с понятием «дом» Вечера, спектакли, кино, видео показы, встречи Молодежь, родители с детьми
2. «Берегиня» Раскрытие старинных хитростей и секретов домоведения Беседы, встречи, семинары Старшеклассницы, организаторы внеклассной работы
3. «Домострой» Знакомство с тем, как устраивали свой дом в старину, воспитывали детей, жили в мире и согласии с многочисленными родственниками Беседы, встречи, спектакли, вечера, посиделки, семинары Родители и дети, молодежь, организаторы семейного досуга
4. «Тайны родного дома» (На основе книги А. Семеновой) Планирование пространства дома, создание в нем теплой и доброжелательной атмосферы Цикл бесед, встреч, киновидео показы, ток-шоу Для семей и молодежи

 

«МОЙ ДОМ – МОЯ КРЕПОСТЬ»

Праздник-конкурс

       В фойе культурно-досугового учреждения организованы и особым образом оформлены презентационные места для семей, участвовавших в конкурсе. Работает выставка «Чем богаты, тем и рады». Представитель каждой семьи рассказывает о семейных увлечениях, отвечает на вопросы.

       Здесь же участники фольклорного ансамбля «Рождество» поют, водят хороводы, играют.

       Персонажи сюжетно-игровой программы занимают детей конкурсами и затеями.

       Вход в большой зал открыт. На сцене перед закрытым занавесом для всех приглашенных поет хор ДК. Первые ряды занимают семьи, участники конкурса. В третьем ряду – жюри. Остальные места занимают гости.

       12.00. Звучат фанфары, на сцену выходят ведущие. Она – вялая, в раздумье о чем-то грустном поправляет цветы на сцене.

Он. Здравствуйте, дорогие гости! Вы пришли! Замечательно! Вот и мы тоже собрались побывать в гостях у семей-участниц конкурса «Семья года». (Обращается к партнерше). Что-то я не вижу радости от предстоящей встречи у моей партнерши? Оленька, что случилось?

Она. Да, Дима, я шла и рассуждала о том, как сложно и неуютно жить в сегодняшнем мире. Рушатся идеалы, сталкиваются мнения… Мы невнимательны друг к другу, спорим до хрипоты, жалеем душевного тепла…

Он (перебивает). И только от нас зависит, чем станет наш дом – продолжением этих проблем, неурядиц, неуверенности и беспокойства или источником бодрости, оптимизма, душевного тепла и терпимости.

Она. Правильно говорили англичане, запирая дверь: «Мой дом – моя крепость».

Он. А я предлагаю открыть ворота, опустить мосты, распахнуть окна и впустить в наши крепости побольше света и тепла.

 

       На сцене уютная домашняя обстановка: слева от зрителя на сцене стоит стол. На нем обрядовое угощение, т.е. то, что ели и чем угощали по традиции во время народного или православного праздника наши предки. Самовар украшает стол, символизируя своим блеском праздник. На столе стоит квасник, кувшин для меда, на блюдах – блины, крашеные яйца, пирог, козули (фигуры из теста в виде животных), кулич, кутья (каша с изюмом).

       На сцене вместе с танцующими участниками студии бального танца Дворца появляются семьи-конкурсанты. Музыка заканчивается. Все участники выстраиваются полукругом.

Он. А вот и хозяева, у коих доведется нам сегодня в гостях побывать.

Она. Здравствуйте, уважаемая семья…!

Он. Добрый день, дорогие…!

Она. Будьте здоровы, милые…

 

       Вдруг свет на сцене начинает мигать, слышится улюлюканье, звон разбитой чашки.

Она. Ой, что это? Раздается «покрякиванье» и на сцене появляется «Домовой».

Домовой (оглядывает дом, ведущих, изучает содержание стола). Неужто про меня забыли? Все хорошо знают, что домовой любит семьи, которые живут в полном согласии, и тех хозяев, которые рачительно относятся к своему добру, в порядке и чистоте держат свои дворы. Если кто и забудет замесить корм коровушкам, задать лошадям сено, то сам домовой за него позаботиться. Разве вы не согласны?

Он. Нет, нет, «Доброжил»! Знаем и верим, что ты свидетельствуешь о живучести домашнего духа и близок к добрым людским интересам!

Она (задабривая домового лентой). Сказка – ложь, да в ней намек – известно всем!

Домовой. Значит, становится лед на реках, становится и санный путь по всей России. Зима на морозы – мужик на праздники?

Он. Гляди, «Доброхот», нынче гостей – со всех волостей!

Домовой. Дык, коли такая компания собралась, без насмешек и крючков, когда самоварчик на столе, вот тогда отчего же не вспомнить старинушку? Тогда с обрядами праздничными в дом дети захаживали…

 

       Слышится шум, стук в дверь, входят дети с песней «Сеем-веем, посеваем, с праздником вас поздравляем». Они совершают обряды колядования, закликания весны волшебной.

Он. Чудесно. Пусть в этом событии будут заключены наши вопросы к семье…

Она. Скажите, пожалуйста, о каком празднике речь, когда проходил этот праздник?

       Что за обряд, какие подробности о нем вы еще знаете? Чем нужно угощать родных на этом празднике? Выбирайте из того, что приготовлено на столе. (Семьи отвечают на поставленные вопросы).

       Блинами угощали на масленицу. Кутьей (сочивом) на Рождество Христово. Яйцами и куличами на пасху.

Он. Молодцы-то какие наши семьи. Правильно на вопросы сложные ответили.

Домовой. Детки-то, какие смышленые!

Она. И талантливые.

Домовой. Испытание для них придумал.

Она. Сколько угодно!

Домовой. Есть у меня дудочка волшебная, если в нее заиграть, она может к кладу привести. Сейчас проверим. Кто смелый? (Играет на дудочке, обходит уголки, ведя за собой детей, доходит до стола и под скатертью находит сундучок.) Не подвела волшебная дудочка – это сундучок еще моей прабабушки. Я часто нахожу в нем подарки от хозяев: то ленточку, то табачку, то кусочек пирожка… Ой! Сколько здесь сюрпризов! Но так и быть, я с вами поделюсь. (Раздает содержимое сундучка детям.)

Он. Сдается мне, что это атрибуты сказочных персонажей. Но каких? Вот косынка с необычным веером – из карт.

Она. А эта кепочка и гармошка принадлежит другому герою.

Он. А этого «волосатика» в шляпке и в водорослях я, кажется знаю.

Домовой. Удовольствия не скрою, коль назовете мне героев. Не плохих, а просто славных, одним словом – самых главных!

 

       Дети отгадывают, кому принадлежат эти вещи: Атаманше из мультфильма «Бременские музыканты», крокодилу Гене из одноименного фильма, Водяному из мультфильма «Летучий корабль».

Он. Что скажешь, «Доброхот», смышленые дети?

Домовой. Это еще не все, сейчас мы должны их «на шустрость» проверить, и тогда можно к любому празднику их допускать.

Она. Иными словами мы сейчас представляем «Необыкновенный концерт».

      

       Дети объявляют сами себя. Затем поют и танцуют под фонограмму.

Она. По-моему, просто чудненько!?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.2 с.)