Пенсионный туризм как потенциальный драйвер развития туристической сферы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пенсионный туризм как потенциальный драйвер развития туристической сферы



В статье автором рассматриваются социально-экономические условия российских пенсионеров и обосновывается необходимость внедрения туристических продуктов без использования значительного объема финансовых ресурсов органов государственной власти Российской Федерации.

Ключевые слова: пенсионный туризм, пенсионеры, туризм, государственно-частное партнерство, COVID-19.

 

RETIREMENT TOURISM AS A POTENTIAL DRIVER

OF TOURISM DEVELOPMENT

 

The author examines the socio-economic conditions of Russian pensioners and
substantiates the necessity of introducing tourism products without large expenditure of
financial resources.

Keywords: pension tourism, pensioners, tourism, public-private partnership, COVID-19.

 

Пенсионный туризм – плохо раскрытое и недооцененное направление для индустрии туризма. Пенсионеры – люди, в основном, с небольшим количеством денежных средств, которые имеют достаточно свободного времени и возможностей, чтобы путешествовать. Однако целый ряд факторов препятствует развитию данного сегмента:

- низкий уровень пенсионного обеспечения граждан – средний размер пенсии на 1 января 2020 г. составляет всего лишь 14 906,4 руб. при том, что прожиточный минимум пенсионера, который включает в себя не соответствующий действительности минимальный объем товаров и услуг для пенсионера, составляет 9 311 руб. [1];

- дороговизна поездок для бюджета пенсионеров – при низком уровне пенсии средняя стоимость проживания в санатории в 3 тыс. руб. в день является достаточно высокой. При этом в Российской Федерации реализуется набор социальных услуг, который включается в себя получение в натуральной форме санитарно-курортного лечения, однако пенсионеры не могут получать данный вид социальной поддержки, так как не относятся к числу получателей;

- низкие реальные доходы населения, которые по итогам 2020 г. отстают на 10,6% от уровня 2013 г., что снижает вероятность помощи старшему поколению от их детей в финансировании путешествий и отдыха [2];

- повышение пенсионного возраста так же негативно сказывается на данном сегменте туристического рынка, так как люди, которые позже выходят на пенсию, испытывают меньшее желание путешествовать, а некоторые, к сожалению, умирают через несколько лет после наступления пенсионного возраста, в большей степени мужчины [3];

- небольшое количество туристических компаний, которые имеют в перечне услуг туристические поездки для пенсионеров.

Данные препятствия, которые, по мнению автора, являются макроэкономическими, в первую очередь, должны быть решены государством. Именно поэтому Координационный совет по туризму при Правительстве России предложил создать государственную программу по развитию туризма для старшего поколения, которая предполагает выделение средств из федерального бюджета и проведение экскурсий по заранее готовым маршрутам, однако непонятен критерий выбора пенсионеров, которым будут предложены данные туристические программы [4]. Еще одним вариантом развития пенсионного туризма стало заимствование системы, популярной в Италии, Франции и Швейцарии – система отпускных чеков, которая предполагает их эмиссию, продажу предприятиям с последующей реализацией работникам предприятия, которые смогут их потратить на отдых [5]. Ключевой особенностью является то, что номинал чека не облагается страховыми взносами и налогами, кроме того, туры, предлагаемые в них, идут со скидкой, что снижает стоимость туристической путевки. Также были предложения о прямом финансировании туристических поездок пенсионеров из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [6].

Однако, каждое предложение имеет свои недостатки. Так, прямое финансирование с учетом усложнения демографической обстановки и увеличением числа людей старшего поколения становится дорогостоящей идеей, от которой придется отказаться. Создание государственной программы по формированию внутреннего туризма среди старшего поколения возможна, но только она должна распространяться на всех пенсионеров, так как введение льгот в туризме для определенной группы населения дискриминирует другую группу, которая не сможет воспользоваться данными льготами. Внедрение системы отпускных чеков, которая зарекомендовала себя за рубежом, не будет касаться всех пенсионеров, так как часть из них уже не работает, а не все компании в российском бизнесе будут готовы тратить собственные средства на покупку отпускных чеков для своих работников, так как это увеличивает издержки и, соответственно, снижает прибыль компании.

В условиях вышеперечисленных факторов, которые препятствуют развитию пенсионного труизма, а также учитывая предложения, которые имеют ряд недостатков для их реализации в Российской Федерации, по мнению автора, необходимо реализовать следующие мероприятия по увеличению сегмента пенсионного туризма:

- создание на постоянной основе программы «Пенсионный кэшбэк», которая дублирует основные характеристики уже созданной программы стимулирования доступных внутренних туристических поездок, однако она будет доступна для людей пенсионного возраста, но подобные поездки смогут оплачивать и ближайшие родственники пенсионеров в виде подарков или просто помощи, однако кэшбэк в данном случае будет выплачен пенсионеру совместно с выплатой пенсии, чтобы избежать злоупотребления со стороны родственников;

- к сожалению, создать результативную систему отпускных чеков по западному образцу, по мнению автора, не представляется возможным, однако было бы возможным разработать подобную систему для пенсионеров, которые уходят из компании на пенсию. Именно в этом случае компания смогла бы подарить пенсионеру возможность путешествия на протяжении от одного до нескольких лет, а государство будет способствовать за счет снижения налогообложения прибыли организации на сумму отпускного чека;

- развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) в целях увеличения внутреннего пенсионного туризма. В рамках ГЧП можно создать систему туристических клубов, которые разработали ряд маршрутов как внутри субъекта Российской Федерации, так и в пределах близлежащих с возможностью интеграции маршрутов, разработанных разными клубами. Данный вид туризма способствует не только ознакомлению пенсионера с «родными» местами, но и позволяет бесплатно исследовать и открывать новые места, в которые также доступно можно вернуться самостоятельно или с семьей.

- еще одним направлением туризма могли бы стать поездки по обмену, которые очень популярны у студентов. Многие пенсионеры ведут активный образ жизни, занимаются хобби, интересуются современной жизнью, поэтому общение, новые знакомства по интересам, возможность поделиться опытом с другими людьми старшего поколения или их семьями, а взамен получить новые знакомства, определенный опыт и новые эмоции. Для помощи пенсионерам в рамках логистики и других вопросах с ними могут поехать волонтеры или родственники, с которыми им будет приятно проводить время в дороге и не оказаться в беспомощном положении. В будущем представляется возможным развить подобный обмен между государствами, который способствовал не только личному развитию, но также возможность увидеть страны друг друга, познакомиться с культурой и особенностями быта, а также за небольшое количество средств побывать в странах мечты.

Еще одним вызовом 2020–2021 гг. стала пандемия коронавируса, которая не только вызвала кризис во многих странах мира и прекратила международный туризм, но также и привела к тому, что люди пенсионного возраста оказались «заложниками» собственного дома или были вынуждены самоизолироваться. Решением в данной ситуации может стать перенос части вышеперечисленных предложений в дистанционный формат по средствам онлайн-трансляции экскурсий/прогулок по туристическим маршрутам, созданием в рамках ГЧП клубов с видео-встречами для людей старшего возраста. Развитие видео-туризма во время пандемии и мировых ограничений на туризм, в том числе и для пенсионеров, в будущем можно было бы использовать для людей старшего возраста с ограниченными возможностями, а также для тех людей, которым по причинам здоровья или физической усталости будет невозможно посетить те места, в которых они хотели побывать.

В заключение хотелось бы отметить, что пенсионный туризм – важная часть развития индустрии, которая не требует большого количества финансовых ресурсов как от государства, так и от самого пенсионера. Однако внедрение сформулированных автором рекомендаций позволят вывести пенсионный туризм на принципиально новый уровень.

 

Список литературы

1. Федеральная служба государственной статистики. – URL: https://rosstat.gov. ru/ (дата обращения: 16.02.2021).

2. Росстат оценил масштаб снижения реальных располагаемых доходов Россиян. – URL: https://www.rbc.ru/economics/28/01/2021/60129a749a7947cf1ca85d53 (дата обращения: 16.02.2021).

3. Илькевич С. В. Перспективы туризма пенсионного возраста в контексте пенсионной реформы в России // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2018. – № 4. – С. 66–71.

4. Программу социального туризма для пожилых граждан разрабатывают в России. – URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/64836/ (дата обращения: 16.02.2021).

5. Фролова Е. В. Возможность применения мирового опыта развития социального туризма // Вестник университета. – 2014. – № 8. – С. 79–82.

6. Файзуллаев П. Развитие туризма в современном обществе и реализация его в России // Актуальные проблемы развития туристской инфраструктуры. – 2018. –
С. 205–214.

7. Балынин И. В. Новая пенсионная реформа в Российской Федерации: базовые принципы, этап и ключевые мероприятия // Финансы и кредит. – 2017. – № 16 (736). – С. 927–948.

8. Балынин И. В. Комплекс предложений по проведению пенсионной реформы в Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. – 2018. – № 6. –
С. 151–157.

 

 

Е. М. Кулешова

Научный руководитель М. М. Романова

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.008 с.)