Principles of additional online education in higher education institutions 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Principles of additional online education in higher education institutions



Abstract: This article examines various online educational resources, including foreign ones, that exist in the higher education system, analyzes the degree of student involvement in the learning process, and, based on the analysis, suggests ways to improve online education

Keywords: e-learning, self-education, students, personal educational trajectory, educational resources, COVID-19.

 

В 2021 году весь мир был вынужден приспосабливаться к новым условиям жизни, которые продиктовала нам пандемия COVID-19. Людям пришлось отказаться от многих привычек, пересмотреть формы общения с окружающими и, хотя бы на время, изолироваться от общества. В результате подобных перемен студенты со всей планеты на практике испытали, что такое дистанционный формат обучения и какие новшества он принес в образовательный процесс. Согласитесь, период самоизоляции многому нас научил. Главное, что из этого опыта вынесли авторы, студентки российских университетов – это необходимость использования новых технологий в образовательном процессе. Авторы настоящей статьи поняли, что время не стоит на месте, и прежние методы получения знаний не всегда отличаются максимальной эффективностью в условиях быстро меняющегося мира. Поэтому возникла идея, которая, по мнению авторов, позволит усовершенствовать систему ВУЗовского образования, сделать ее более удобной и доступной.

Авторы осознали, что иногда (особенно при онлайн-формате) занятия не затрагивают некоторые аспекты дисциплины, а при самостоятельном поиске ресурсов студент не всегда находит корректные источники, что может привести к формированию ложных представлений о том или ином вопросе. Несомненно, литературу можно попросить у самого преподавателя, но книги, рекомендуемые наставником, не всегда полностью соответствуют тому, что хотелось бы узнать студенту, а перечитывать кипы литературы по одному предмету не всегда возможно.

Начиная обсуждать данную тему, авторы считали, что проблема недостатка корректных информационных ресурсов касается только их, однако при обсуждении с другими студентами поняли, что ошибались. Хотелось понять, насколько актуален данный вопрос. Для этого был проведен опрос среди нынешних студентов нескольких современных российских ВУЗов, с помощью которого удалось собрать дополнительную информацию и хотя бы частично понять, чего не хватает образовательным интернет-платформам институтов. В настоящем опросе участвовали учащиеся нескольких университетов (в основном из РАНХиГС, РЭУ им. Плеханова и МГТУ им. Н.Э.Баумана). Всего было 60 респондентов [см. Приложение 1].

Для начала следует сказать о том, что ответы студентов из одного университета о наличии онлайн системы дополнительного образования разнились. Большая часть респондентов говорили о присутствии таковой, однако до 40% опрошенных не знали о её существовании в своём учебном заведении. Также стоит отметить то, что не все преподаватели и кафедры в целом уделяют внимание составлению материалов для онлайн платформы, поэтому не призывают студентов к ее использованию. Также, согласно опросу, многие студенты всё же иногда применяют онлайн-платформы своих университетов в процессе обучения, однако это происходит достаточно редко. Насколько стало понятно авторам статьи, в систему, в основном, выкладывают задания для самостоятельного решения, краткое содержание лекций (о такой практике говорят 67,5% респондентов) и в некоторых случаях (около 40%) проводятся тестирования.

Проанализировав ситуацию, у нас появилось осознание того, что было бы неплохо создать универсальную для всех российских университетов онлайн-систему, которая бы стала источником дополнительного образования для активных, заинтересованных в обучении студентов. Было бы неплохо усовершенствовать уже существующие платформы для большей полезности информации, а также внести некоторые изменения в функционал системы.

По нашему мнению, размещение действующих ссылок на научные работы, видео-лекции, книги и авторов интересных публикаций очень удобно для любого студента. Согласно опросу, подобной точки зрения придерживаются около 80 процентов учащихся различных университетов, 65% которых хотели бы видеть большее количество полезных материалов в системе дополнительного образования. Также стоит отметить, что 60% опрашиваемых периодически остаются не удовлетворены существующей подборкой ресурсов (при условии ее наличия).

Обучение во многих российских вузах происходит по общей для всех студентов траектории, по единому для всего направления плану, что практически исключает возможность удовлетворять интересы студентов с разными потребностями, перспективами и способностями, т.е. персонализировать процесс получения знаний

 [1,с. 6-9]. Совершенно другая практика реализуется во многий европейских и американских учебных заведениях поэтому авторы проанализировали зарубежный опыт.

К примеру, американская школа идет шаг за шагом за тенденцией индивидуализации обучения. Студент может выбирать уровень сложности заданий, перед ним есть выбор: изучать необходимый минимум дисциплин или взять планку выше и изучить предметы более углублённо, рассмотреть дополнительные материалы, решить дополнительные задания. В США присутствуют бихевиористические идеи Д. Брунера и В. Скиннера, которые означают создание персонального плана обучения в высшей школе для каждого студента, создав, таким образом – Personalized System of Instruction. Данная система обучения предполагает погружение в предмет различными способами, их совмещение. Сложность самого образовательного процесса определяется индивидуальными качествами конкретного студента, которые позволяют добиться наибольшей эффективности. В Европе в большей степени распространен термин “blended learning”, что предполагает сочетание различных методик и схем управления процессом обучения: обучение непосредственно в аудитории с преподавателем, дистанционное синхронное и асинхронное обучение. При данной системе студент не только получает знания из взаимодействия с педагогом и одногруппниками, но и самостоятельно изучает материал, обобщает и анализирует его, использует для решения поставленных задач [2, с. 110-113].

Вдохновляясь примером европейского и американского индивидуального подхода к образовательному процессу, а также руководствуясь тенденцией к индивидуализации, мы предлагаем внедрить в образовательный процесс российских университетов методы для персонализированного подхода к обучению с использованием интернет-ресурсов. Их целью станет расширение знаний студента, который проявляет повышенный интерес и активность в изучении предмета, поощрение его инициативности, предоставление дополнительных заданий и литературы.

У нас есть представление о том, какая структура должна быть у новой системы дополнительного образования. Каждый ВУЗ обладает собственной стратегией (а иногда и не одной) изучения каждой дисциплины, своеобразным планом проведения занятий, рассказывающим об объеме изучаемого предмета, количестве рассматриваемых тем, соотношении лекционных и семинарских занятий. Например, в РЭУ им. Г.В.Плеханова совмещают очные занятия с преподавателем, дистанционное синхронное и асинхронное образование [3]. Мы предлагаем создать образовательные материалы в онлайн системе на основе данного плана. Каждый раздел будет соответствовать одной из изучаемых тем и состоять из краткого содержания лекции со ссылками на используемую литературу (желательно с указанием страниц), дополнительного списка проверенных книг и статей по смежным темам (которые были затронуты на занятии, но не были освещены в рамках базового курса), ссылок на бесплатные курсы в открытом доступе по указанной тематике (например, на платформе «Открытое образование» или «Coursera»), интересных кейсов.

Авторы обращают особое внимание на то, что смежные темы так же важны, как и темы основного курса. Они способствуют расширению знаний студента о предмете, дают многостороннее представление о них, позволяют изучить исследовательские работы и другие материалы по теме на стыке с другими науками, проводить анализ и участвовать в дискуссии на тему предмета, а также заставляют студенту полностью погрузиться в сферу изучаемой дисциплины.

Также в данном случае важно создать общую структуру и базовый функционал данной системы, однако оставить выбор формы представления информации на усмотрение университета. В начале подобная платформа может иметь вид списка изучаемых тем с функцией поиска, по которому студент может перейти на страницы с подробной информацией, списком литературы и полезными ссылками. При дальнейшем развитии платформа может принять вид Mind-map (от англ. “интеллектуальная карта”), которая будет представлена в виде очень удобного навигатора по темам. В «корне» Mind-map будет стоять название дисциплины, а темы и многочисленные подтемы будут ответвляться от нее. Студенту будет достаточно кликнуть на одну из надписей, и он перейдет далее по ссылке. В идеальном виде нам представляется такая интеллектуальная карта по предмету, которую периодически будут обновлять и дополнять новыми ссылками на примере подобной карты в учебном центре Специалист.ру при МГТУ им. Н.Э.Баумана [4].

Подобная система не создается в один момент, поэтому мы решили подробнее остановиться на том, как воплотить описанные выше идеи в реальность.

Шаги, которые необходимо предпринять для реализации проекта:

· Определить основные составляющие элементы системы: литература, ссылки, файлы, видео-лекции, презентации с занятий и т.д. Проанализировать необходимость создания дополнительного контента, сравнить качество и количество уже существующих материалов с необходимыми параметрами. Проводить это необходимо, опрашивая студентов и преподавателей.

· Разработать финансовую модель проекта с опорой на пункт 1.

· Подобрать требуемые материалы из пункта 1, опираясь на учебный план студентов: тщательно проработать основные направления, добавить к обязательным темам смежные.

· Разработать визуальную составляющую платформы, выбрать дизайн, удобный способ представления материала: в виде списка, в виде Mind-map и другие.

· Создать обучающую платформу с видео, действующими ссылками и рабочими переходами между страницами.

· Получить обратную связь от студентов и преподавателей (оттестировать платформу).

· Внести необходимые усовершенствования в соответствии с полученной обратной связью.

Однако, проект достаточно сложный и, в процессе реализации могут возникнуть существенные проблемы, такие как: сложности с финансированием, сложности с мотивацией преподавателей и методологов, постоянная необходимость изменения контента и пр. Пути решения данных проблем, это тема для отдельной статьи.

Не смотря на сложности реализации данного проекта авторы работы смогли показать, что объединение человеческих способностей может привести к поразительным результатам: сообща проще предотвратить ошибки, реализовать самые смелые идеи и достичь небывалых высот. Почему бы не использовать эти принципы для реализации настоящей идеи по усовершенствованию дополнительного онлайн образования в России? Авторы считают, что, объединив усилия российских университетов получится многократно увеличить эффективность образования. Учреждение многофункциональной онлайн-платформы позитивно повлияет на результаты обучения студентов, сделает вузовское образование интереснее, качественнее, а опыт зарубежных коллег может стать отличным фундаментом для дальнейших преобразований.

Список литературы

1. Современные технологии обучения в вузе (опыт НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург) [Текст]: учебно-методическое пособие // Нац. исслед. ун-т "Высш. шк. экономики", Спб.; под ред. М. А. Малышевой. - Москва; Санкт-Петербург: Нац. исслед. ун-т "Высш. шк. экономики", 2011. - 124, [1] с.: ил.; 21 см.; ISBN 978-5-7598-0924-1 URL:https://www.hse.ru/data/2011/12/13/1258883547/учеб_мет_пособ_Совр_техн_обуч_11_04_2011.pdf

 2. Толчина, С.И Зарубежный и отечественный опыт индивидуализации обучения в высшей школе // Спирина Т.А., Сагоякова Н.Ф., Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск: Редакция международного научного журнала Мир науки, культуры, образования, 2014. С. 110-113.

3.Положение об интерактивных формах обучения в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Дата утверждения 21 апреля 2011 г., Протокол Методического совета № 8, Даты внесения изменений: 18 ноября 2013 г., Протокол Методического совета № 3, 15 февраля 2016 г., Протокол Методического совета № 6.

4.Учебный центр при МГТУ им.Н.Э.Баумана. Курс «Предпринимательство». [Электронный ресурс]. Сайт. URL: https://www.specialist.ru/course/guide/12 (дата обращения: 13.02.2021)

5. Вишяков В.А, Ковалев А.П. Онлайн-сервисы и информационные технологии в дистанционном обучении // Системный анализ и прикладная информатика. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-servisy-i-informatsionnye-tehnologii-v-distantsionnom-obuchenii (дата обращения: 18.02.2021).

 

Приложение 1

Результаты опроса студентов


      Рис.1                                                       Рис.2

 

Рисунок 1. Есть ли у Вас система дополнительного онлайн-образования?

Рисунок 2. Часто ли Вы используете эту систему в рамках образовательного процесса?

 

Рис.3                                                                  Рис.4

 

Рисунок 3. Используете ли Вы эту систему для тестирования знаний?

Рисунок 4. Есть ли в этой системе краткое содержание лекций?

      Рис.5                                                               Рис.6

 

Рисунок 5. Есть ли в этой системе дополнительные материалы?

Рисунок 6. Хотелось бы видеть больше дополнительных материалов по проходимым дисциплинам?

Рис.7                                                                  Рис.8

 

Рисунок 7. Устраивает ли Вас качество дополнительных материалов?

Рисунок 8. Насколько удобно пользоваться навигацией по этим материалам?

 

Приложение 2

Интервью со студентом мехмата МГУ Данилой N., 1 курс.

 

Как ты думаешь, нужна ли эта система дополнительного образования, если ты студент?

Это действительно очень полезная практика - после лекционных и семинарских занятий узнавать больше. Однако, не совсем понимаю, зачем студенту система дополнительного образования, если он еще не прошел основное?

Это, бесспорно, но в ситуации, когда студент захочет изучить чуть больше базы, которую ему дали, у него могут возникнуть сложности с поиском таких материалов. Ты с этим сталкивался?

Интересно, что я с этим ни разу не сталкивался. У нас всегда есть записи лекций, презентации по лекциям, да и студенты всегда выкладывают свои конспекты на сайте, делятся полезными ссылками. Даже я сам пару раз что-то добавлял полезное в эту систему. Кому-нибудь пригодится так же, как и когда-то пригодилось мне. В самом деле, сейчас инициативность идет именно от студентов, а не от университета.

Часто студентам не хватает собственной мотивации в изучении дополнительных материалов, в особенности, в начале обучения на 1-2 курсах. Как у тебя обстоят дела с мотивацией?

У нас большинство студентов самостоятельно изучает дополнительные материалы к лекциям и семинарам, с этим проблем не возникает. У меня так же. Нам достаточно изучить то, что уже есть на сайте вуза и то, что добавили мои одногруппники.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.024 с.)