Implementation of the compliance function in PJSC «NK «rosneft» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Implementation of the compliance function in PJSC «NK «rosneft»



Abstract: the consistent tightening of both international and national legislation, the strict requirements of regulators and the complex structure of business processes increase the importance of the corporate compliance system for large business entities every year. The article examines the aspects of the implementation of the compliance function on the example of PJSC «NK «Rosneft».

Keywords: compliance, compliance risk, corporate compliance system, corporate fraud, corruption, policy, standard.

 

«Комплаенс» до сегодняшнего дня остается термином, понятным далеко не всем. Данный термин, очевидно, знаком не всем российским предпринимателям, и уж тем более редко употребляется в обиходе. И всё же процессу внедрения комплаенс-функции сегодня уделяется всё большее внимание, особенно в крупных организациях, и российские компании, например, выбранное в качестве объекта исследования ПАО «НК «Роснефть», не являются исключением.

Определение в оригинале представлено в международном стандарте ISO 19600 «Compliance management systems — Guidelines» и переводится на русский язык как «соответствие каким-либо внутренним или внешним требованиям или нормам». Здесь также представлены и другие термины и понятие, связанные с комплаенс: комплаенс-функция, комплаенс-риск, требования соответствия, обязательства в сфере комплаенс, комплаенс-культура и другие[1].

Эти и другие термины в адаптированном виде, но без изменения сути, представлены в подавляющем числе крупных российских компаний. Это свидетельствует об углублении международной интеграции, в связи с чем возросла роль имплементации норм международного законодательства и стандартов в национальное и локальное нормативно-правовое поле. Особенно это касается публичных акционерных компаний, чьи акции торгуются на биржах. Это означает, что на деятельность организации будет распространяться законодательство о коррупции за рубежом, в первую очередь, Закон США FCPA и Закон Великобритании UKBA, что существенно повышает требования в части прозрачности и подотчетности. К публичным акционерным обществам, действующим на территории многих государств мира, относится и ПАО «НК «Роснефть», поэтому внедрение комплаенс-функции и ее реализация – стратегически важная задача для компании.

Существует и ряд сугубо национальных причин, по которым развитие комплаенс крайне важно для «Роснефти» и других крупных компаний, особенно государственных и с государственным участием:

-стремительная монополизация рынков на фоне ужесточения требований Федеральной антимонопольной службы;

-большой объем закупок и крупные суммы выявленных хищений в ходе их подготовки и проведения;

-вред, наносимый окружающей среде в ходе осуществления деятельности;

-существенная налоговая нагрузка, социальная и корпоративная ответственность компании, являющейся одним из крупнейших налогоплательщиков и работодателей страны;

-пристальное общественное внимание, прикованное к деятельности компании, в связи с чем важнейшую роль приобретают вопросы защиты конфиденциальной информации и коммерческой тайны.

На сегодняшний момент политика непосредственно в области комплаенс в ПАО «НК «Роснефть» ещё не внедрена и находится в разработке. В это же время локальная нормативно-правовая база компании достаточно зрелая и представлена рядом важнейших для реализации комплаенс-функции документов, таких как:

- политика противодействия корпоративному мошенничеству и коррупции;

- положение о порядке управления конфликтом интересов;

- положение о порядке проверки информации, поступающей на горячую линию;

- стандарт в области охраны сведений конфиденциального характера;

- положение о порядке обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства;

- положение о порядке оказания спонсорской помощи;

- положение о порядке осуществления благотворительной деятельности;

- регламент предоставления работниками этической декларации.

Данный перечень не является исчерпывающим и формировался в процессе имплементации норм, правил и рекомендаций как международного, так и национального уровня в деятельность «Роснефти».

Что касается приоритетных направлений комплаенс в деятельности компании, то наибольшее внимание, разумеется, уделяется вопросам противодействия коррупции и корпоративному мошенничеству. Так, в политике «В области противодействия корпоративному мошенничеству и вовлечению в коррупционную деятельность» содержатся следующие определения:

Группа по развитию корпоративной системы комплаенс ПАО «НК «Роснефть» – действующий на постоянной основе исполнительный и совещательный коллегиальный орган. Данная структура подотчетна Совету по деловой этике ПАО «НК «Роснефть» и осуществляет координационную и методологическую функцию в развитии корпоративной системы комплаенс.

Комплаенс-риск – риск, который возникает в результате несоблюдения компанией требований действующего законодательства, отраслевых и этических норм, и может привести к таким негативным последствиям, как существенный финансовый убыток, применение правовых санкций и потеря деловой репутации. В политике приводится примечание, что риск корпоративного мошенничества и коррупции является составной частью комплаенс-риска и возникает в результате несоблюдения норм законодательства в этой сфере.

Корпоративная система комплаенс – комплекс профилактических мероприятий, направленных на недопущение нарушений действующего законодательства и отраслевых норм для обеспечения высоких этических и профессиональных стандартов, предотвращения финансовых и репутационных потерь и минимизации рисков несоблюдения законодательства[3].

Таким образом, на основе политики противодействия корпоративному мошенничеству и коррупции в ПАО «НК «Роснефть» создан достаточно прочный фундамент для минимизации коррупционных рисков, которые являются частными случаями комплаенс-риска.

Если же продолжать речь о специфических документах в области комплаенс, которые уже существуют, то необходимо также отметить брошюру ПАО «НК «Роснефть» «Комплаенс. Краткое руководство». Она имеет более упрощенный для восприятия вид, чем обычные локальные нормативные документы, и составлена на основе вышеперечисленных документов компании в области этического менеджмента и соблюдения требований комплаенс.

В данной брошюре, как и в политике противодействия корпоративному мошенничеству и коррупции, указаны основные понятия в области комплаенс, а также перечислены основные преимущества корпоративной системы комплаенс для компании:

-является гарантией защиты репутации компании;

-повышает уровень инвестиционной привлекательности компании;

-позволяет предупредить и минимизировать комплаенс-риск (применение штрафов и санкций к компании со стороны регулирующих органов за нарушение требований применимого законодательства);

- формирует понятные и разумные «правила игры», что позволяет работникам эффективно и уверенно выполнять свои трудовые обязанности.

Кроме того, указаны каналы обратной связи для сотрудников по различным комплаенс-вопросам и конфликтным ситуациям:

1. Горячая линия безопасности (представлен в форме телефона, электронной почты и адреса для почтовой корреспонденции);

2. Служба безопасности ПАО «НК «Роснефть» / Общества Группы;

3. Непосредственный руководитель сотрудника;

4. Консультационная линия по вопросам применения и соблюдения Кодекса деловой и корпоративной этики.

Наконец, указаны права и обязанности работников в контексте ключевых направлений комплаенс, а также порядок их действий и взаимодействия с ответственными подразделениями в различных рисковых ситуациях[2]. Эта информация является особенно ценной и полезной в контексте разработки комплаенс-политики, которая ведется в компании в настоящее время.

Итак, как уже было сказано выше, имеющиеся на данный момент локальные нормативные документы ПАО «НК «Роснефть» являются крепким фундаментам для разработки и внедрения полноценного документа в области комплаенс.

Если смотреть на данный вопрос глобально, то руководство компании, по мнению автора, могло бы пойти двумя путями:

1) выбрать приоритетные направления комплаенс и разработать отдельные политики по каждому из направлений;

2) взять за основу имеющиеся локальные документы и на их основе составить новую общую комплаенс-политику.

Так как в рамках выполняемой работы акцент делается на антикоррупционном направлении комплаенс, предпочтительнее выбрать второй путь: фундаментальные аспекты, заложенные в политике противодействия корпоративному мошенничеству и коррупции, следует дополнить спецификой приоритетных для компании бизнес-процессов. 

 

Список литературы

1. ISO 19600. Compliance management systems — Guidelines [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://portaldagestaoderiscos.com/wp-content/uploads/2017/12/ISO_19600_2014en.pdf (дата обращения: 19.02.2021)

2. Брошюра ПАО «НК «Роснефть» «Комплаенс. Краткое руководство» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.tektorg.ru/document.php?id=4249737 (дата обращения: 19.02.2021) 

3. Политика ПАО «НК «Роснефть» в области противодействия корпоративному мошенничеству и вовлечению в коррупционную деятельность [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rosneft.ru/upload/site1/document_file/Company_Policy_on_Combating_Involvement_in_Corruption_Activities.pdf (дата обращения: 19.02.2021)

Тюфякова К.С.,

Аграновская И.С.

Научный руководитель: Рыкалина О.В.

РЭУ имени Г.В. Плеханова

 

ПРИНЦИПЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация: В этой статье были рассмотрены различные, в том числе зарубежные, образовательные онлайн ресурсы, существующие в системе высшего образования, проанализирована степень вовлеченности студентов в процесс обучения и, на основании проведенного анализа, предложены пути совершенствования онлайн-образования.

Ключевые слова: онлайн-обучение, самообразование, студенты, индивидуальная образовательная траектория, образовательные ресурсы, COVID-19.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.017 с.)