Разработка предложений по совершенствованию стратегии утилизации пхб на предприятии пао «ржд» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка предложений по совершенствованию стратегии утилизации пхб на предприятии пао «ржд»



 

Аннотация: статья посвящена повышению эффективности проекта ЮНИДО, по утилизации полихлорированных бифенилов, экологически опасного вещества, путём распространения зоны реализации проекта на территорию СНГ и Восточной Европы, что позволит повысить качество переработки ПХБ и удешевить процесс.

Ключевые слова: железные дороги, ПАО «РЖД», полихлорированные бифенилы, ПХБ, стойкие органические загрязнители, Стокгольмская конвенция, технологические процессы, транспортная инфраструктура, утилизация отходов, экологические проекты.

 

DEVELOPMENT OF PROPOSALS FOR IMPROVING THE STRATEGY OF PCB DISPOSAL AT THE ENTERPRISE OF PJSC " RUSSIAN RAILWAYS»

 

Abstract: The article is devoted to improving the efficiency of the UNIDO project on the disposal of polychlorinated biphenyls, an environmentally hazardous substance, by extending the project implementation zone to the territory of the CIS and Eastern Europe, which will improve the quality of PCB processing and reduce the cost of the process.

Keywords: railways, Russian Railways PJSC, polychlorinated biphenyls, PCBs, persistent organic pollutants, Stockholm Convention, processes, transport infrastructure, waste management, environmental projects.

 

Сейчас в Российской Федерации ещё не разработана система по захоронению или утилизации опасных материалов и оборудования, которые содержат ПХБ. Однако на всей территории страны повсеместно используются большое количество электротехнического оборудования, содержащее масла с ПХБ. Согласно Стокгольмской Конвенцией о СОЗ [11], все комплектующие, содержащие ПХБ должны быть выведены из строя до 2025 года и до 2028 – утилизированы. Используемые в настоящее время единичные установки по обезвреживанию от масел трансформаторов, опасных отходов производства, пестицидов и ПХБ, не могут в полной мере закрывать имеющиеся потребности государства. А по большей части, такое оборудование ещё и не соответствует необходимым международным экологическим нормативным стандартам.

Данный проект создаётся с целью разработки в России системы обращения с полихлорированными бифенилами (ПХБ) в рамках исполнения требований Стокгольмской Конвенции о стойких органических загрязнителях (СОЗ) [11]. В Проект была заложена разработка системы идентификации ПХБ в изоляционных жидкостях электротехнического оборудования, а также последующая маркировка и утилизация ПХБ безопасным для окружающей среды и человека способом. В рамках российской программы по отказу от применения ПХБ, данный проект является первым этапом по её реализации.

Приоритетной задачей проекта является повышение компетенций сотрудников на всех стадиях утилизации ПХБ, в том числе забор образцов, химические качественно-количественные анализы загрязнённого масла в трансформаторных распределителях, процесс демонтажа устаревшего оборудования и его утилизация. Под этой задачей подразумевается в том числе и просвещение общества, а также обращение внимания органов власти к проблеме безопасной утилизации отходов по положениям Стокгольмской Конвенции о СОЗ.

Проектом Организации Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) предусмотрено создание на базе ПАО «РЖД» системы инфраструктуры, которая обеспечит организацию мощностями достаточными для полного вывода из строя и утилизации ПХБ [10]. Эксперты из ЮНИДО предварительно составили базу данных ПХБ-загрязнённого электротехнического оборудования в ПАО «РЖД». Проект адресован собственникам энергетического оборудования в других организациях к проведению переучёта и инвентаризации комплектующих с вредными веществами и их последующей утилизации.

Данный проект сейчас выполняется совместно с ПАО «РЖД», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии РФ, ФГУП «Российское энергетическое агентство» Минэнерго РФ. В рамках проекта были выделены три основные направления проводимых мероприятий [9]:

1.    Создать правовой, производственный и кадровый потенциал для использования экологически безопасных систем в области утилизации ПХБ.

2.    Проведение внутреннего аудита и учета оборудования и остатков химических отходов, содержащих ПХБ на территории государства.

3.    Регулирование в сфере экологии по безопасной ликвидации отходов с содержанием ПХБ.

В настоящее время выполняются мероприятия из первого и второго направлений, описанных выше. Таким образом были направлены на согласование в федеральные органы власти инициативные проекты нормативных актов, которые будут регулировать взаимодействие с ПХБ-содержащим оборудованием. Проведён отбор проб и реализованы химические исследования масел из системы электроснабжения ПАО «РЖД». На первом этапе аудита оборудования были охвачены 5 железных дорог. На переданном ПАО «РЖД» Научно-производственном центре, площадках РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина и ряда других организаций создаются лаборатории по проведению анализов ПХБ в специальных изоляционных жидкостях.

ПАО «РЖД» построил для нужд проекта специальный завод по утилизации отходов. Его мощности позволяют закрыть частично потребность ПАО «РЖД» в том числе и с сфере уничтожения ПХБ. Официально он был открыт в 2015 году в Ярославле.

В результате реализации первых двух направлений, к сотрудничеству в рамках проекта стали присоединяться новые партнёры. Огромную помощь в рамках продвижения значимости проекта и привлечения других владельцев подобного энергетического оборудования играет ФГУП «Российское энергетическое агентство».

Таким образом мы видим, реальные результаты работы по проекту. В данный момент он находится на важной стадии запуска производственных мощностей, которые впоследствии будут осуществлять переработку и утилизацию.

Предложена общая стратегия по дальнейшему продвижению проекта утилизации ПХБ в ПАО «РЖД» и других предприятиях, где используются данные вещества. Развивая стратегию утилизации ПХБ, в ПАО «РЖД», следует для начала выявить крупные скопления трансформаторов электроносителей и энергораспределителей. Для этого следует поручить Департаменту капитального строительства ПАО «РЖД» провести анализ плотности распределения таких трансформаторов и иного обеспечивающего оборудования с использованием ПХБ на всей территории пользования железной дороги в Российской Федерации. Получив примерные радиусы скопления трансформаторов с ПХБ, следующим шагом будет подбор малонаселённых городов в пределах обозначенных радиусов для оптимального выбора промышленной зоны для строительства перерабатывающих цехов. Данные заводы, по примеру того, что был возведён силами ПАО «РЖД» в 2015 году в Ярославле, должны выполнять роль не только утилизации ПХБ, но и других химических отходов.

Вместе с поиском районов для возведения производственных мощностей по переработке и утилизации отходов, параллельно в Научно-производственном центре по охране окружающей среды ПАО «РЖД» и РГУ им. Губкина необходимо проанализировать существующие технологии утилизации и переработки масел, содержащих ПХБ. При наличии технологии, позволяющей проводить замкнутый цикл утилизации и переработки масел, следует выбрать таковую, в противном случае до середины 2021 года она должна быть разработана с закладкой в неё мощностей выше, чем нынешние потребности ПАО «РЖД». Это позволит наладить в долгосрочной перспективе сбор отходов с ПХБ от других организаций, тем самым привлекая их к проекту и получая экономический эффект от сбора отходов. Такая технология также должна включать в себя возможность на возведённых впоследствии промышленных объектах обеспечивать переработку и утилизацию других химических отходов для повышения эффективности и конкурентоспособности объектов.

Учитывая задел по проекту ЮНИДО, разработаны предложения по дальнейшему его развитию:

1. Рассмотреть и выбрать территории с высокой плотностью трансформаторов;

2. В ближайших к этим крупным локациям найти небольшой город с промышленной зоной для создания перерабатывающих химических цехов;

3. Поручить выполнение технического задания Научно-производственному центру по охране окружающей среды ПАО «РЖД» совместно с РГУ им. Губкина по разработке технологии переработки масел с ПХБ во вторичное сырье с замкнутым циклом производства и утилизации отходов;

4. Разработать оперативный план по утилизации ПХБ до 2027 года с запасом производственных мощностей;

5. Оценить возможность проведения утилизации зарубежных отходов ПХБ с целью получения экономического эффекта;

6. Провести аудит потенциальных поставщиков ПХБ отходов в соседних государствах.

На основании результатов данного исследования, инвестиционный проект ЮНИДО может быть скорректирован. В технико-экономическом обосновании проекта должны быть учтены закупки необходимого промышленного оборудования, которого будет необходимо для удовлетворения потребностей партнёров по ликвидации отходов на мощностях ПАО «РЖД». Согласно одной из ключевых задач на 2021 год по словам генерального директора ПАО «РЖД» является: «укрепление мирового лидерства компании в вопросах защиты окружающей среды и энергоэффективности» [8]. Постановка этой задачи доказывает актуальность предложенных пунктов по совершенствованию экологического проекта ЮНИДО. Заинтересованность высшего руководства в таком вопросе лишь ускорит достижение результата для чего необходима корректировка проекта.

По данным Росстата, на территории Советского Союза было произведено более 35.000 тонн веществ содержащих ПХБ. Их применение сводилось в качестве охлаждающих жидкостей «Совтол», жидкости для заполнения конденсаторов «Совол» и «Гексол» – в качестве химической добавки при производстве покрышек. На данный момент такие составы уже не производятся, однако, большая их доля до сих применяется и работает. Международные оценки разнятся, однако они сходятся к тому, что сейчас в России лишь 8-15% маслонаполненных трансформаторов содержат ПХБ. В случае одобрения предложения руководством ПАО «РЖД понадобятся дополнительные мощности, которые обеспечат в долгосрочной перспективе должный экономический эффект и проект впоследствии должен окупиться. К нему уже присоединились другие собственники оборудования содержащего ПХБ, что в свою очередь лишь повышает заинтересованность потенциальных партнёров к сотрудничеству.

Таким образом, мы видим, что, применяя подобную стратегию, можно значительно расширить область использования данного проекта ЮНИДО. В рамках выполнения требований Стокгольмской конвенции о СОЗ, а также оценив возможность проведения утилизации зарубежных отходов ПХБ с целью получения экономического эффекта, можно привлечь к выполнению данной стратегии в том числе иностранные инвестиции. В случае отказа от рассмотрения пункта 6 Настоящей стратегии, актуальность привлечения зарубежных инвесторов не теряется.

Актуализация данной экологической проблемы в наличии трансформаторов, содержащих СОЗ в сочетании с отсутствием необходимой инфраструктуры по утилизации ПХБ в соседних странах. Одним из вариантов развития событий виднеется взаимодействие с местными экологическими организациями в странах, располагающих оборудованием с ПХБ. Вторым направлением международной деятельности является поднятие вопроса об утилизации в Greenpeace, Global Nest, Всероссийском обществе охраны природы, а также лоббирование данного проекта через профильные министерства стран потенциальных партнёров.

1. По результатам, достигнутым на предприятии ПАО «РЖД», возможна переработка отходов с техники других держателей похожих образцов оборудования. Этот момент в свою очередь показывает актуальность стратегии, разработанной после проведённой оценки эффективности.

2. Основным посылом предлагаемой стратегии является упор не столько на полную утилизацию масел, сколько на возможность их вторичного использования организацией в своей работе с пошаговым планом развития. Из предложенного варианта дальнейших действий, мы можем увидеть необходимость выбора локаций для сооружения перерабатывающих химических цехов с замкнутым циклом переработки и утилизации отходов. Такой подход обеспечит экологичность вновь производимого масла для заправки распределительных трансформаторов, а расположенность в малонаселённых городах – уменьшит вред населению от выбросов в атмосферу.

3. С точки зрения безопасности и эффективности, данная разработка, может быть, тиражирована для применения в реальных условиях на предприятии ПАО «РЖД». Это позволит получать в рамках проекта дополнительную прибыль, а кроме того, интегрированное развитие международных партнёрских отношений в сфере экологической безопасности.

 

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 01.04.2015);

2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов" (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 N ВК 477);

3. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

4. Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 N 1470 (ред. от 03.09.1998) «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счёт средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации»;

5. Беренс В. Хавранек П. М. Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований, АОЗТ «Интерэксперт» М. 1995. – 162 с;

6. Сидоров, М. Н. Стратегический менеджмент: учебник для среднего профессионального образования/ М. Н. Сидоров. — 2-е изд., испр, и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2019.— 158 с;

7. Области стратегических изменений в компании [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://studbooks.net/1211757/menedzhment/oblasti_strategicheskih_izmeneniy_kompanii, свободный (дата обращения 12.01.2020);

8. Олег Белозёров: «экологическая культура в «РЖД» должна стать частью всех производственных процессов» [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://globalmsk.ru/firmnews/id/30113, свободный (дата обращения 18.02.2020);

9. Проект UNIDO по экологически безопасной утилизации ПХБ [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.unido-russia.ru/archive/num16/art16_1/, свободный (дата обращения 11.01.2020);

10. Проект UNIDO / гэф «экологически безопасное регулирование и окончательное уничтожение ПХБ на предприятиях ПАО «РЖД» и других собственников» [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.unido.ru/programmes/projects_unido/regulirovanie_i_unichtozhenie_phb/, свободный (дата обращения 12.01.2020);

11. Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/pollutants.pdf, свободный (дата обращения 12.01.2020);

12. Установки обезвреживания трансформаторных масел загрязнённых полихлорбифенилами [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://mto.su/wp-content/uploads/2018/11/Презентация-ПХБ.pdf, свободный (дата обращения 14.01.2020)

 

 

Варава А. О.

Научный руководитель: Сибиряев А.С.

Финансового университета при Правительстве РФ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.019 с.)