Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Category management as a tool for improving the company's efficiency
Abstract: This article discusses various approaches to the concept of category management. The prerequisites for the introduction of category management in the company are listed. The most well-known model of the category management process is presented. The advantages of using the category management system in the company are also considered. Keywords: Category management, trade, retail, product category, assortment.
Термин "категорийный менеджмент" (далее "КМ") в последние годы все чаще употребляется среди ритейлеров и производителей. Актуальность темы работы состоит в том, что КМ является молодым, но эффективным направлением, и сегодня, с развитием информационных технологий и в условиях жесткой конкуренции, позволяет компаниям получить конкурентное преимущество и укрепиться на рынке. За последние десятилетия был существенно изменен принцип организации торговли. Появление и развитие КМ в России существенным образом изменило существовавшую систему. Основные причины изменений: смена государственного строя и формирование рыночной экономики. На российском рынке появились зарубежные компании, которые применяли и адаптировали свой опыт категорийного менеджмента под условия существующей среды. Это привело к тому, что и российские компании начали перенимать и использовать их наработки в своей деятельности [4]. Началу формирования концепции категорийного менеджмента послужили исследования профессора Б.Харриса. Впервые была предложена идея группировки "родственных" товаров на основе общности удовлетворяемых потребностей. Товары начали выделять в категории, которые управлялись как стратегические бизнес-единицы, а не отдельные товары/бренды [6]. КМ, известный сегодня, был создан из концепций "эффективного отклика на запросы потребителей". До сих пор нет единого понятия в определении КМ. Ассоциация КМ делает упор на сотрудничестве партнеров [2]. А. Нильсен отмечает, что основой управления является товарная категория, а его целью - удовлетворение покупательских потребностей и их лояльность в отношении торговой компании. Сторонники третьего мнения определяют КМ как сотрудничеством между торговыми сетями и компаниями-производителями. Наиболее полное понятие можно сформировать, объединив все подходы: "КМ - это стратегический подход к процессу управления категориями товаров, направленный на удовлетворение потребностей покупателей, увеличение прибыли организации, путем сотрудничества между сетями и поставщиками в рамках политики развития категории, определяемой категорийным менеджером" [2].
Наиболее известной моделью категорийного менеджмента является 8-ми ступенчатая система Б.Харрисона, состоящая из следующих шагов [6]: 1. Формирование категории - объединение товаров с общей целью потребления, на основе изучения и анализа потребностей покупателя и его поведения. 2. Определение роли категории. Основано на анализе продаж товаров, их выручки, доли каждой категорий в общем объеме [6]. 3. Анализ категории - регулярная оценка текущего состояния категории на основании показателей продаж, оборота, прибыли и др. 4. Установление целей и задач - отслеживаются с помощью системы показателей категории, соответственно они должны быть достижимы и измеримы. 5. Построение стратегии категории. Цель - желание получить максимальную выгоду, путем творческого и оптимального использования ресурсов. 6. Определение тактики категории - процесс выбора действий, направленных на реализацию выбранной стратегии 7. Реализация плана - является завершением предыдущих 6 этапов. Это принятие решений о том, кем план будет выполняться, когда, где и что это за план [7]. 8. Анализ результатов - позволяет оценить эффективность реализации предыдущих шагов, при необходимости, скорректировать или полностью их изменить. Процесс внедрения категорийного менеджмента долгий и нестандартный. Но при правильной его организации компания приобретает ряд преимуществ: продуктивность рабочего процесса, жизнеспособность системы, точность решений, достоверность информации. Предпосылками к внедрению КМ в компании могут служить [3]: медленный/незначительный рост товарооборота; снижение количества покупателей или несущественное их увеличение; несбалансированный ассортимент, нехватка товарного запаса; обострение конкуренции; возникновение разногласий с контрагентами; низкая отдача промо-мероприятий. Успешное использование КМ позволяет максимизировать эффективность взаимодействия отделов компании, улучшить связи между поставщиком и ритейлером, что и обуславливает необходимость его внедрения, а применение дает возможность получить преимущество над конкурентами в управлении ассортиментом, торговым пространством, взаимодействии с покупателями, партнерами и т.д. Это способствует росту дохода, количества покупателей, развитию товарных категорий и повышению общего уровня менеджмента [1]. Использование КМ позволяет оперативнее и эффективнее реагировать на изменения внешних условий. На примере пандемии можно привести несколько примеров тенденций и решений, осуществленных на их фоне:
· Закрытие непродовольственных магазинов на время карантина - компании стали активнее развивать свои сайты по продаже товаров, также сотрудничать с мультибрендовыми интернет-платформами, для перераспределения и реализации остатков товара (особенно активно проявлялось в сфере одежды и обуви). · Ограничения на передвижение во время карантина - сложилась новая поведенческая модель покупателей, они стали посещать меньше магазинов и выбирали точки, расположенные рядом с домом. Необходимо было быстро оптимизировать ассортимент, чтобы покупатель мог удовлетворить максимальное число потребностей в одной точке. Кроме того, на основе увеличившегося спроса, необходимо было пересмотреть объемы и частоту пополнения товарных запасов. · Закрытие кафе и ресторанов привело к тому, что люди были вынуждены питаться дома. Торговые сети развивали категорию готовой еды и организовали сотрудничество с кофейнями и ресторанами. Примеры: Вкусвилл организовал проект к которому подключилось около 90 кофеен; сотрудничество Ленты и Шоколадницы, а также Перекрестка и АндерСон [5]. Эти примеры показывают, что несмотря на трудность условий, при правильном подходе, их можно обернуть на пользу компании. Таким образом можно сделать следующие выводы: 1) КМ — это инновационная систему управления ассортиментом в производственных и торговых компаниях. Наиболее полным определением которого является: "процесс, осуществляемый при сотрудничестве с поставщиками, направленный на максимизацию прибыли и удовлетворенности покупателей". 2) Наиболее известной моделью категорийного менеджмента является 8-ступенчатый цикл Харриса, но многие компании применяют более упрошенную модель. Правильное использование КМ позволяет увеличить товарооборот, прибыль, число покупателей и их лояльность, развивать категории. 3) Правильная постановка целей, верно выбранные направления работы с ассортиментом, комплексный подход и ориентированность на покупателя в рамках системы категорийного менеджмента позволяют повысить эффективность работы компании и быстрее адаптироваться у изменяющимся условиям среды. В заключении необходимо отметить, что сегодня поведенческие сценарии покупателей быстро меняются. Ранее ключевым фактором покупки была низкая цена, сегодня целью большинства покупателей является приобретение всего списка товаров в одном месте, на лучших условиях. Только внедрение категорийного менеджмента не может дать компании преимуществ, но они являются следствием его правильного использования и изменения структуры процессов.
Список литературы: 1. Еремеева А. Использование инструментов категорийного менеджмента для повышения результативности FMCG-компаний./А.Еремеева// Стратегии бизнеса. Электронный научно-экономический журнал.-2017.- №12(44)- с.3.
2. Ильенкова К.М. Особенности и основные проблемы внедрения категорийного менеджмента в России./ К.М. Ильенкова // Вестник Института экономики Российской академии наук.-2019.- №2- с.151-164. 3. Лунина Е. Управление товарными категориями в розничной сети. /Е.Лунина// Новый маркетинг.-2008.- №12- [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.marketing.spb.ru/ (дата обращения: 15.10.2020). 4. Ручьева А.С. Категорийный менеджмент в розничном канале продаж: сущность концепции и актуальные направления исследований/ А.С.Ручьева// Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. - 2015 -№.3- с.84-115. 5. Российские рестораны начали продавать блюда через торговые сети. [Электронный ресурс] / ТАСС, информационное агентство. - 2020. - Электрон, дан. - Режим доступа: https://tass.ru/(дата обращения: 23.10.2020). 6. The Ultimate Guide to Category Management [Электронный ресурс] / Making Business Matter (MBM) - 2020. - Электрон, дан. - Режим доступа: https://medium.com (дата обращения: 15.10.2020). 7. Category Management: Definitions, Significance and 8-Steps Process [Электронный ресурс] / YourArticleLibrary. The Next Generation Library- 2020. - Электрон, дан. - Режим доступа: https://www.yourarticlelibrary.com/(дата обращения: 17.10.2020).
Бурутина Н.В. Научный руководитель Пехташева Е.Л. (РЭУ им. Г. В. Плеханова)
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.008 с.) |