Урок изобразительного искусства во 2 классе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок изобразительного искусства во 2 классе.



Тема: Полхов-Майданская роспись. Матрёшка.

Цель: познакомить учащихся с разнообразием Полхов-Майданской росписи.

Задачи:

· формировать навыки работы по мотивам Полхов-Майданской росписи;

· воспитывать любовь к Родине, её истории и национальной культуре;

· развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус;

· развивать умение учащихся работать в парах.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Введение в тему.

3. Беседа с использованием презентации.

Слайд 1.

Полхов-Майданская роспись – относительно молодой промысел, возраст которого едва перевалил за 90 лет. Тем не менее, благодаря яркому рисунку и необычной технике нанесения красок, Полхов-Майданская игрушка приобрела широкую известность и популярность среди жителей России, а также за рубежом.


Слайд 2.

Своим появлением Полхов-Майданская роспись обязана жителям села Полховский Майдан, что находится в Нижегородской области. Именно там ремесленники придумали обтачивать на станках дерево под определенную форму, покрывать его картофельным крахмалом и по сухой «грунтовке» расписывать анилиновыми красками. Для достижения большего контраста и глубины рисунка, мастера использовали чистые цвета, накладывая их один на другой по принципу лессировки.
История Полхов-Майданской росписи начинается с 20 годов 20 века. Именно тогда жители крупного нижегородского села Полховский Майдан впервые стали изготавливать деревянные заготовки на станках, а затем расписывать их на народный манер. К началу 1960 годов промысел распространился и на соседние земли, так, например, в поселке Крутец также имелись мастера, овладевшие Полхов-Майданской техникой.
До сих пор в селе помнят легенду о том, что в давние времена в войске Степана Разина была предводительница по имени Алена - бывшая крестьянка из-под Арзамаса. В ее отряде воевали и непокорные предки Полхов-Майданских кустарей. Под селом Темниковым, что в Мордовии, Алену взяли в плен и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре. А на том месте, где погибла крестьянка-атаманша, выросла и расцвела алая роза. Вот, якобы ту самую розу и перенесли на свои расписные игрушки мастера Полховского Майдана.


Слайд 3 – 4

Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные. Заготовки для Полхов-Майданской росписи можно условно разделить на две категории: игрушки и бытовые приборы. Исключение составляют расписные пасхальные яйца, которые идут отдельным пунктом.

Слайд 5 – 6.

Для Полхов-Майданского промысла характерно изготовление и роспись в основном декоративных предметов, которые редко имеют практическое предназначение. Это изделия, имеющие декоративную функцию. Прежде всего, это матрешки, а также детские игрушки, комплекты посуды, шкатулки, деревянные яйца и т.п.

При росписи применяют чистые яркие краски, например, синюю, красную, желтую, которые при смешивании и наложении друг на друга дают не менее яркие и красивые красные, зеленые и фиолетовые цвета. Роспись выполняется по предварительно выполненному контуру, который наносят при помощи туши.


Перед работой изделие проходит подготовку, которая сводится к грунтованию. Грунтуют его трижды с использованием клейстера из крахмала. Сначала наносят клейстер, имеющий консистенцию сметаны, после чего изделие сушат в течение 15-16 часов. Затем клейстер, уже более жидкий, наносят во второй и третий раз, отводя на сушку после каждого грунтования примерно 4 часа. После этого можно приступать к росписи.

В процессе росписи нужно следить, чтобы пальцы как можно меньше прикасались к загрунтованной поверхности. Дело в том, что следы от прикосновений могут проступить после того, как изделие будет расписано. Для этого изделие лучше держать за дно.

 

Слайд 7 – 8.

Для декорирования деревянных изделий чаще всего используют розы, которые для заполнения пространства соединяют веточками с небольшими цветами, листочками и ягодками. Контур росписи наносится на сухое изделие без шаблонов. Поэтому для выполнения росписи нужен опыт. Контур наносят свободно.

Краски при росписи следует наносить в один слой, не допуская многократного движения кистью по одному и тому же месту. Для получения цвета путем наложения красок их наносят в такой последовательности: сначала изделие раскрашивают более светлыми цветами, затем - более темными. Так для получения зеленого цвета поверхность сначала покрывают желтой краской, а затем синей.

После росписи изделие сушат в естественных условиях в течение 8-12 часов, а затем лакируют. При этом лакировка производится так же, как грунтовка - при помощи рук, которые обмазывают лаком. Лакируют изделие дважды. После первой лакировки изделие выдерживают 12 часов, после второй - 24 часа.

 

4. Знакомство с матрёшкой.

Слайд 9 – 10.

Первая русская матрёшка была выточена токарем Василием Звёздочкиным и расписана художником Сергеем Малютиным. Художник расписал кукол как стайку деревенских девочек – матрёшек. Первая матрёшка состояла из восьми фигур и изображала она девочку в сарафанчике и платке с чёрным петушком в руках. За девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они, чем-нибудь отличаются друг от друга. А последняя восьмая, изображала завёрнутого в пеленки младенца.

 

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут!

Кукла первая толста и внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки.

В ней живёт ещё одна кукла в серединке.

Эту куколку открой, - будет третья во второй!

Половинку отверти, плотную, притёртую

И сумеешь ты найти куколку четвёртую.

Вынь её и посмотри, кто там прячется внутри?

Прячется в ней пятая, куколка пузатая.

А внутри и та пустая, в ней живёт шестая.

А в шестой – седьмая, а в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд сестры – куколки стоят.

- Сколько вас? – у них мы спросим.

И ответят куклы – Восемь!

 

Сувениры и матрешки, которые здесь производят, отличаются от всех известных необыкновенной яркостью и оригинальностью. Матрешки имеют и специфические названия - тарарушки. В росписи тарарушек и сувениров полхов-майданские мастера используют разнообразные приемы: «цветы», «травки», «пестрение», «домики». Все это придает неповторимость не только знаменитым тарарушкам и сувенирам, но и другим изделиям мастеров, которые выпускают еще и посуду, и разнообразные предметы быта, например, вазы, поставки, бочонки, полочки и многое другое.


5. Последовательность росписи матрёшки.

Роспись матрешки выполняется при помощи минимальных выразительных средств. Лицо матрешки рисуют очень схематично - нос изображают в виде двух точек, контур глаз и брови наносят тонкими линиями, причем нижний и верхний контуры глаз по бокам не смыкаются. Губы у матрешки маленькие, по ширине не превышающие расстояние между точками ноздрей. На щеках обычно рисуют два небольших кружочка - румянец. Волосы также изображают очень схематично, в виде двух черных фрагментов, расположенных рядом с платком.

Спинку матрешки примерно на две трети окрашивают одним цветом. Руки изображают посредством полукругов, а кисти рук часто скрывают фартуком. На фартуке или платке рисуют цветы, чаще розы, листики и ягодки.


6. Самостоятельная работа.

Помните: ценность рисунка зависит от того, насколько он будет соответствовать материалу и форме. Нужно постараться представить, как будет смотреться возникший в вашем воображении образ матрёшки.

А сейчас создайте образ матрешки, который вам подскажет ваша фантазия.

7. Итог.

По окончании занятия дети располагают свои работы на коллективном панно. Дети вместе с учителем проводят анализ работ: что получилось, а что нет?

…Прекрасный мир

Вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Путь творчества людей прекрасно бесконечен,
В нем место есть всегда для наших малышей.
Желаю вам удач и говорю: “ До встречи, милые друзья!”

 


М Е З Е Н С К А Я Р О С П И С Ь

1. Место нахождения промысла: низовья реки Мезень

2.  Материал первоосновы: тип росписи домашней утвари (прялок, ковшей, коробов, братин)

3. Способы украшения, материалы: Предметы густо испещрены дробным узором (звёздами, крестиками, чёрточками), выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы. Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Как правило на мезенских прялках изображается один ряд оленей и ниже ряд коней, но встречаются изделия с большим количеством фризов и более сложным, сгущенным орнаментом. В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесённые одним мазком красной краски. Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика, датой изготовления или ценой прялки.

4. Виды продукции: Основными изделием палащельских мастеров, где в полной мере проявлено всё богатство росписи, являются прялки. Мезенской росписью, помимо прялок, украшали короба. В традиционных изделиях использовался для их украшения только геометрический орнамент. Из посуды расписывали ложки и ковши.

 

1. Цветовая гамма (закрасить):

 

Ф О Н     Р О С П И С Ь  

 

2. Зарисуйте основные элементы, символы Мезенской росписи

3. Изображение растительных мотивов:

 

 

4. Изображение зооморфных мотивов:

 

 

5. Композиция узоров:

 

 

 

6. Использование в начальной школе:

þ Класс …………………………………

þ Формы работы (конкретные названия, класс):

 

@ Конспект одной из форм работы приложить.

 

7. Игровые упражнения (название, класс)

Д/и «Узнай элементы узора»

Дидактические задачи: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал: большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями.

Игровые правила: определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.

Ход игры: получив большую карту и нескольких маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.

 

8.   

& Литература для чтения детям о промысле:

 

1. Н. Величко «Мезенская роспись»

2. О.Н. Шелепеева, Г.С. Аверина «Мезенская роспись: азбука»

 

 

9.

& Методические разработки по Мезенской росписи:

 

1. Постникова Н.В., Мезенская роспись: учебно-методическое пособие для студентов специализации «Декоративная роспись» / Постникова Н.В. – Ижевск: ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»,- 2011. - 34 с.

2. Лупандина Елена Александровна. Декоративное рисование как средство формирования навыков самостоятельной художественно-творческой деятельности обучающихся // Наука через призму времени.-2017.-№2.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.036 с.)