Квалификация (степень) выпускника: магистра 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Квалификация (степень) выпускника: магистра



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ХЕМОМЕТРИКИ И ХИМИЧЕСКОЙ МЕТРОЛОГИИ»

Направление подготовки: 04.04.01 «Химия»

Профиль подготовки: Аналитическая химия

Квалификация (степень) выпускника: магистра

Форма обучения: очная

Г. Липецк – 2020 г.

1. Характеристики, структура и содержание

Цели и задачи изучения

Целями освоения дисциплины являются подготовка студентов к решению задач измерений и метрологического обеспечения при проведении анализа химического состава различных объектов, исследовании строения и свойств химических веществ, контроле процессов в химической технологии; развитие творческого мышления студентов, повышение их интеллектуального уровня.

Задачи дисциплины:

 

- получение студентами основных научно-практических знаний в области

метрологии химического анализа, необходимых для решения задач обеспечения единства измерений и контроля качества продукции, повышения точности измерений;

 

- применение метрологического и нормативного обеспечения разработки,

производства, испытаний качества продукции;

 

- планирование эксперимента и выполнение работ по

Созданию и совершенствованию методов анализа, развитию и совершенствованию Государственных служб стандартных справочных данных и стандартных образцов свойств и состава веществ и материалов;

 

- обеспечение условий для активизации познавательной деятельности студентов и формирования у них опыта деятельности в ходе решения прикладных задач, специфических для области их профессиональной деятельности;

 

- стимулирование самостоятельной деятельности по освоению содержания

дисциплины и формированию необходимых компетенций.

 

Язык обучения

Дисциплина реализуется на русском языке.

Требования

Данной дисциплине должно предшествовать освоение таких дисциплин как: Неорганическая химия, Аналитическая химия, Органическая химия, Математика и Вычислительные методы и математические модели.

.

1.4 Результаты изучения дисциплины

Учебный материал данной дисциплины способствует (совместно с другими дисциплинами) формированию следующих компетенций:

Наименование категории (группы) компетенций Код и наименование компетенции выпускника
  Общепрофессиональные навыки ОПК-1. Способен выполнять комплексные экспериментальные и расчетно-теоретические исследования в избранной области химии или смежных наук с использованием современных приборов, программного обеспечения и баз данных профессионального назначения
  Профессиональных компетенций   ПК-2. Владение теорией и навыками практической работы в избранной области химии

1.5 Знания, умения, навыки, приобретаемые обучающимися при изучении дисциплины

Компетенция(и), в формировании которой(ых) участвует дисциплина

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

код наименование
  Способен выполнять комплексные экспериментальные и расчетно-теоретические исследования в избранной области химии или смежных наук с использованием современных приборов, программного обеспечения и баз данных профессионального назначения (М-ОПК-1)

Знать: роль аналитической химии в системе наук; метрологические основы химического анализа,

Уметь: осуществлять сбор и анализ литературы по заданной тематике, планировать и осуществлять постановку работы; выполнять анализ полученных данных и подготовку рекомендаций по продолжению исследования, уметь подготовить отчет по проделанной работе.

Владеть: основами выполнения математической обработки результатов, полученных современными инструментальными и классическими методами анализа.

  Способен анализировать, интерпретировать и обобщать результаты экспериментальных и расчетно-теоретических работ в избранной области химии или смежных наук (М-ОПК-2)
  Способен планировать работу и выбирать адекватные методы решения научно-исследовательских задач в выбранной области химии, химической технологии или смежных с химией науках (М-ПК-1-н)
  Способен проводить патентно-информационные исследования в выбранной области химии и/или смежных наук (М-ПК-2-н)
  Способен организовывать работу коллектива по решению задач НИР и НИОКР химической направленности, готовить нормативную и отчетную документацию (М-ПК-1-о)
  Способен готовить вспомогательную документацию и материалы для привлечения финансирования научной деятельности (М-ПК-2-о)

1.6 Перечень и объем активных форм учебной работы по дисциплине

Для успешного изучения дисциплины «ОСНОВЫ ХЕМОМЕТРИКИ И ХИМИЧЕСКОЙ МЕТРОЛОГИИ» студенты обеспечены в достаточном количестве современными учебниками, практикумами, освещающими все разделы дисциплины.

При чтении лекций для повышения качества обучения используется система презентаций, позволяющая более наглядно продемонстрировать принцип работы приборов, акцентировать внимание студентов на основных методах анализа конкретных объектов. Лекционные занятия составляют 50% общего числа аудиторных занятий.

Сочетание традиционных образовательных технологий в форме лекций и семинарских занятий и проведение контрольных мероприятий (экзаменов, зачетов, коллоквиумов, промежуточного и итогового тестирования).

 

 

№ п/п Раздел дисциплины Виды учебной работы, трудоемкость каждого вида, час Используемые активные образовательные технологии Количество часов с использованием активных образовательных технологий  
1 Модуль 1 Введение в хемометрику и метрологию химического анализа (10 ч)   Лекции 2ч. Презентация с использованием мультимедийных технологий   2 ч.

2

Модуль 2

Элементы

математической

статистики (12 ч)

 

Лекции 2ч. Лекция – дискуссия с применением мультимедийных средств «Основы дисперсионного анализа».   2 ч.
Практическое занятие 1ч.   Мозговой штурм «Всегда ли корреляции соответствует функциональная  зависимость» 1 ч.
Лекции 2ч. Лекция с заранее запланированными ошибками «Нормальный закон распределения»   2 ч.

3

Планирование и

оптимизация

эксперимента (8 ч)

 

Лекции 2ч. Лекция – дискуссия «Факторное планирование»   2 ч.
Практическое занятие 1ч. Работа в малых группах: обсуждение «Дробный факторный эксперимент – что мы теряем»   1 ч.
4 Обеспечение качества результатов химического анализа (6 ч)   Практическое занятие 1ч. Работа в малых группах «Межлабораторные испытания»   1 ч.

 

Всего часов, с указанием доли занятий с применением активных

Технологий - 11 часов (30 %).

 

 

1.7. Структура изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачётных единиц, 144 часов.

Курс

Семестр

Объем учебной дисциплины

Виды контроля

трудоемкость (в зачетных единицах(з.е.))

в часах

Всего

Контактная работа

СРС

промежуточный контроль

зачет/экзамен

задание/

курсовая работа (к.р.)/

курсовой проект (к.п.)

лекции лаб. работы практические занятия консультации
1 1 4 144 16 - 32 16 53 27 Экзамен Задание

 

 

ИТОГО

  180 36 - 36 4 77

27

экзамен
                           

1.8 Структура и содержание учебной дисциплины

Структура лекционного курса

№ п/п Разделы дисциплины
1 ТЕМА 1. Введение.
2 ТЕМА 2. Основные понятия химической метрологии и математической статистики.
3 ТЕМА 3. Методы оценки воспроизводимости и правильности.
4 ТЕМА 4. Теоретические распределения.
5 ТЕМА 5. Нормальный закон распределения и его роль в аналитической химии.
6 ТЕМА 6. Основы дисперсионного анализа.
7 ТЕМА 7. Основы корреляционного анализа.
8 ТЕМА 8. Основы теории распознавания образов.
9 ТЕМА 9. Основы регрессионного анализа.
10 ТЕМА 10. Математические методы планирования эксперимента в аналитической химии.
11 ТЕМА 11. Факторное планирование и оптимизация
12 ТЕМА 12. Метрологические критерии выбора метода и методики анализа.
13 ТЕМА 13. Аттестация методик количественного химического анализа.
14 ТЕМА 14. Внешняя оценка качества результатов количественного химического анализа.

План лабораторных/практических занятий

№ п/п Содержание (тема занятий) Кол-во часов Неделя Рейтинг
1 Понятие химической метрологии. 2 1 10
2 Правила суммирования погрешностей. Систематические погрешности. Случайные погрешности. 4 2-3 10
3 Среднее значение, медиана, стандартное отклонение. 4 4-5 10
4 Выявление промахов или аномальных результатов. 4 6-7  
5 Сравнение нескольких средних с помощью дисперсионного анализа. 2 8 10
6 Однофакторный дисперсионный анализ (параметрический, непараметрический). 2 6 10
7 Корреляционный анализ. 2 7 10
8 Двухфакторный дисперсионный анализ и непараметрические критерии 6 8-10 10
9 Проверка подчинения совокупности нормальному распределению (асимметрия и эксцесс). 2 11 10
10 Проверка взаимосвязи результатов измерения двух величин (критерий Спирмена). 2 12 5
11 Стадии анализа и их роль в погрешности эксперимента. 6 13-15 5
12 Подведение итогов 2 16  
Итого   36 16 100

 

1.8.3 Распределение бюджета времени на выполнение самостоятельной работы

Форма самостоятельной работы Количество часов
Подготовка к практическим занятиям 36
Проработка материала лекций 5,4
Подготовка к контрольным 10
Задание 12
Самостоятельная проработка темы 12
ИТОГО: 75,4

1.8.3.1. Нормирование часов по самостоятельной работе студентов по дисциплине

Вид деятельности Коэффициент для расчета СРС Кол-во часов, выделенных на СРС
1 Подготовка к практическим занятиям 1 36*1=36
2 Проработка материала лекций 0,15 36*0,15=5,4
3 Подготовка к контрольной 5 5*2=10
4 Задание 12 1*12=12
5 Самостоятельная проработка темы 3 3*4=12

ИТОГО ЧАСОВ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ:

75,4

2. Обеспечение учебной дисциплины

Планирование эксперимента Проверка на промахи по критерию Смирнова.

Критерий Спирмена.

 

Проверка подчинения совокупности нормальному распределению

1. Распределены ли данные результаты по нормальному закону? 159,2 – 2; 160,1 – 5; 161,5 – 11; 162,6 – 7; 163,1 – 5; 163,7 – 2; 164,8 – 4; 165,0 – 4; 165,7 – 5; 167,0 – 2. Разбить результаты на 8 групп (от 159 до 160). Если совокупность соответствует нормальному закону, сравнить ее дисперсию с дисперсией нормально распределенной выборки: число параллельных измерений 5, среднее значение 160,2, относительное стандартное отклонение 1,7%. Если соответствия нормальному закону не обнаружено, проверить совокупность на наличие промахов по любому известному Вам критерию. Выбор критерия обосновать. Что может означать отсутствие промахов при неподчинении совокупности нормальному закону? (Среднее = 162,9. X 2 =3,25 (табл. 0,35) при f =3. Не соответствует. Отсутствие промахов может говорить о том, что данная совокупность распределена по другому закону).

 

 

Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом

Для преподавания настоящей учебной дисциплины вспомогательный персонал не требуется.

2.3 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Требования к аудиториям для проведения занятий

Помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения учебных занятий, предусмотренных программой магистратуры, оснащенные оборудованием и техническими средствами обучения, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).

Оснащенность лабораторных помещений и условия работы в них обучающихся должны соответствовать требованиям техники безопасности по работе с химическими реактивами.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду Организации.

Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования

Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению при необходимости).

Требования к специализированному оборудованию

Специализированное оборудование для аудиторных занятий по настоящей учебной дисциплине не требуется.

Требования к специализированному программному обеспечению

Лицензионное программное обеспечение: Windows, Office.

Требования к перечню расходуемых материалов

Стандартные требования к перечню и объему расходных материалов.

2.3.6 Материально-техническое обеспечение дисциплины при обучении лиц с ограниченным возможностями здоровья

Для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в вузе оснащены специальные аудитории для проведения занятий (ауд. 207 – 9 корпус). На кафедральной странице сайта ЛГТУ размещены материалы заданий по дисциплине. В локальной сети ЛГТУ размещены методические и учебные пособия для освоения данной дисциплины. Особенность контингента обучающихся определяет перечень применяемое оборудование, в том числе оборудование для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в

ЛГТУ имеется:

1. Тифло-информационный центр (ауд.9-207).

2. Стационарная индукционная система для создания звукового поля для лиц с нарушениями слуха ILD 300.

3. Портативный дисплей Брайля Fokus 40 Blue с беспроводной технологией

Bluetooth.

4. Принтер Брайля.

5. Цифровая видеосистема для работы с текстом и управления различными

компонентами информационного пространства Videomatic.

6. Сенсорное устройство ввода для облегчения взаимодействия с компьютерной техникой.

7. Ноутбук в комплекте 17.3" Lenovo IdeaPad G70-80 3205U – 5 шт.

8. Интерактивная доска в комплекте с мультимедийнsм проектором.

В зданиях и на территории, предназначенных для реализации программ подготовки инвалидов, имеется:

1. Кнопка на входе в корпус для вызова сопровождающего (корпус №9).

2. Пандус на входе в корпус (корпус №9).

3. Подъемник в корпусе (корпус №9).

4. Широкие лифты для маломобильных студентов в корпусе (корпус №9).

5. Туалет (корпус №9).

6. Пандус: вход в учебно-спортивный комплекс.

7. Разметки для ориентации в пространстве

Информационное обеспечение

Литература

 

    № п/п Наименование Кол-во экз. в НТБ ЛГТУ/ Указание ЭБС
  а. Основная  
1 Терещенко, А.Г. Внутрилабораторный контроль качества результатов анализа с использованием лабораторной информационной системы [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Г. Терещенко, Н.П. Пикула, Т.В. Толстихина. — Электрон. дан. — М.: "Лаборатория знаний" (ранее "БИНОМ. Лаборатория знаний"), 2012. — 316 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=4364 — Загл. с экрана. Электронный ресурс
2 Основы аналитической химии. В 2 т. Т. 2 [Текст]: учеб. для вузов / ред. Ю. А. Золотов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2010. — 407 с. — ISBN 5-7695-5823-7. 15
  б. Дополнительная  
1 Аналитическая химия. проблемы и подходы. в 2 т. т. 1 [Текст]: [Учеб. пособие] / ред. Ю. А. Золотов. — М.: Мир, АСТ, 2004. — 608 c. — (Лучший зарубежный учебник). 15
2 Карпов, Ю. А. Аналитический контроль металлургического производства: учеб. для вузов. [Текст] / Ю. А. Карпов; ред. Ю. А. Карпов. — М.: Металлургия, 1995. — 400 c. 1
3 Буйташ, П. И. Обеспечение качества результатов химического анализа. [Текст] / П. И. Буйташ. — М.: Наука, 1993. — 167 c. 2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ХЕМОМЕТРИКИ И ХИМИЧЕСКОЙ МЕТРОЛОГИИ»

Направление подготовки: 04.04.01 «Химия»

Профиль подготовки: Аналитическая химия

Квалификация (степень) выпускника: магистра

Форма обучения: очная

Г. Липецк – 2020 г.

1. Характеристики, структура и содержание

Цели и задачи изучения

Целями освоения дисциплины являются подготовка студентов к решению задач измерений и метрологического обеспечения при проведении анализа химического состава различных объектов, исследовании строения и свойств химических веществ, контроле процессов в химической технологии; развитие творческого мышления студентов, повышение их интеллектуального уровня.

Задачи дисциплины:

 

- получение студентами основных научно-практических знаний в области

метрологии химического анализа, необходимых для решения задач обеспечения единства измерений и контроля качества продукции, повышения точности измерений;

 

- применение метрологического и нормативного обеспечения разработки,

производства, испытаний качества продукции;

 

- планирование эксперимента и выполнение работ по

Созданию и совершенствованию методов анализа, развитию и совершенствованию Государственных служб стандартных справочных данных и стандартных образцов свойств и состава веществ и материалов;

 

- обеспечение условий для активизации познавательной деятельности студентов и формирования у них опыта деятельности в ходе решения прикладных задач, специфических для области их профессиональной деятельности;

 

- стимулирование самостоятельной деятельности по освоению содержания

дисциплины и формированию необходимых компетенций.

 

Язык обучения

Дисциплина реализуется на русском языке.

Требования

Данной дисциплине должно предшествовать освоение таких дисциплин как: Неорганическая химия, Аналитическая химия, Органическая химия, Математика и Вычислительные методы и математические модели.

.

1.4 Результаты изучения дисциплины

Учебный материал данной дисциплины способствует (совместно с другими дисциплинами) формированию следующих компетенций:

Наименование категории (группы) компетенций Код и наименование компетенции выпускника
  Общепрофессиональные навыки ОПК-1. Способен выполнять комплексные экспериментальные и расчетно-теоретические исследования в избранной области химии или смежных наук с использованием современных приборов, программного обеспечения и баз данных профессионального назначения
  Профессиональных компетенций   ПК-2. Владение теорией и навыками практической работы в избранной области химии

1.5 Знания, умения, навыки, приобретаемые обучающимися при изучении дисциплины

Компетенция(и), в формировании которой(ых) участвует дисциплина

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

код наименование
  Способен выполнять комплексные экспериментальные и расчетно-теоретические исследования в избранной области химии или смежных наук с использованием современных приборов, программного обеспечения и баз данных профессионального назначения (М-ОПК-1)

Знать: роль аналитической химии в системе наук; метрологические основы химического анализа,

Уметь: осуществлять сбор и анализ литературы по заданной тематике, планировать и осуществлять постановку работы; выполнять анализ полученных данных и подготовку рекомендаций по продолжению исследования, уметь подготовить отчет по проделанной работе.

Владеть: основами выполнения математической обработки результатов, полученных современными инструментальными и классическими методами анализа.

  Способен анализировать, интерпретировать и обобщать результаты экспериментальных и расчетно-теоретических работ в избранной области химии или смежных наук (М-ОПК-2)
  Способен планировать работу и выбирать адекватные методы решения научно-исследовательских задач в выбранной области химии, химической технологии или смежных с химией науках (М-ПК-1-н)
  Способен проводить патентно-информационные исследования в выбранной области химии и/или смежных наук (М-ПК-2-н)
  Способен организовывать работу коллектива по решению задач НИР и НИОКР химической направленности, готовить нормативную и отчетную документацию (М-ПК-1-о)
  Способен готовить вспомогательную документацию и материалы для привлечения финансирования научной деятельности (М-ПК-2-о)

1.6 Перечень и объем активных форм учебной работы по дисциплине

Для успешного изучения дисциплины «ОСНОВЫ ХЕМОМЕТРИКИ И ХИМИЧЕСКОЙ МЕТРОЛОГИИ» студенты обеспечены в достаточном количестве современными учебниками, практикумами, освещающими все разделы дисциплины.

При чтении лекций для повышения качества обучения используется система презентаций, позволяющая более наглядно продемонстрировать принцип работы приборов, акцентировать внимание студентов на основных методах анализа конкретных объектов. Лекционные занятия составляют 50% общего числа аудиторных занятий.

Сочетание традиционных образовательных технологий в форме лекций и семинарских занятий и проведение контрольных мероприятий (экзаменов, зачетов, коллоквиумов, промежуточного и итогового тестирования).

 

 

№ п/п Раздел дисциплины Виды учебной работы, трудоемкость каждого вида, час Используемые активные образовательные технологии Количество часов с использованием активных образовательных технологий  
1 Модуль 1 Введение в хемометрику и метрологию химического анализа (10 ч)   Лекции 2ч. Презентация с использованием мультимедийных технологий   2 ч.

2

Модуль 2

Элементы

математической

статистики (12 ч)

 

Лекции 2ч. Лекция – дискуссия с применением мультимедийных средств «Основы дисперсионного анализа».   2 ч.
Практическое занятие 1ч.   Мозговой штурм «Всегда ли корреляции соответствует функциональная  зависимость» 1 ч.
Лекции 2ч. Лекция с заранее запланированными ошибками «Нормальный закон распределения»   2 ч.

3

Планирование и

оптимизация

эксперимента (8 ч)

 

Лекции 2ч. Лекция – дискуссия «Факторное планирование»   2 ч.
Практическое занятие 1ч. Работа в малых группах: обсуждение «Дробный факторный эксперимент – что мы теряем»   1 ч.
4 Обеспечение качества результатов химического анализа (6 ч)   Практическое занятие 1ч. Работа в малых группах «Межлабораторные испытания»   1 ч.

 

Всего часов, с указанием доли занятий с применением активных

Технологий - 11 часов (30 %).

 

 

1.7. Структура изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачётных единиц, 144 часов.

Курс

Семестр

Объем учебной дисциплины

Виды контроля

трудоемкость (в зачетных единицах(з.е.))

в часах

Всего

Контактная работа

СРС

промежуточный контроль

зачет/экзамен

задание/

курсовая работа (к.р.)/

курсовой проект (к.п.)

лекции лаб. работы практические занятия консультации
1 1 4 144 16 - 32 16 53 27 Экзамен Задание

 

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.96 (0.103 с.)