Закономерности и принципы обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности и принципы обучения



Закономерности процесса обучения. Принципы обучения как отражение цели, закономерностей обучения и как совокупность требований к организации учебно-воспитательного процесса. Принцип научности. Принцип связи обучения с жизнью. Принцип доступности. Принцип наглядности. Принцип систематичности и последовательности. Принцип сознательности и активности. Принцип прочности. Принцип воспитывающего обучения. Принцип развивающего обучения. Принцип природосообразности. Принцип дифференцированного и индивидуального подходов. Принцип гуманизации процесса обучения и др.

Мотивы учения младших школьников

Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности. Классификация мотивов учения (Л.И. Божович, А.К. Маркова) Познавательные мотивы: широкий учебный, учебно-познавательный, мотив самообразования. Социальные мотивы: широкий социальный, позиционный, мотив сотрудничества с другими людьми в ходе учения.

Обучение младшего школьника в зависимости от ситуации определяют и направляют различные мотивы: чувство долга, желание получить похвалу учителя, познавательный интерес, желание порадовать родителей и т.д.

Познавательный интерес – главный мотив учения младших школьников. Условия возникновения и развития интереса к учению.

Методы и средства обучения в современной школе

Понятие «метод», «приём обучения». Различные подходы к классификации методов обучения. Методы организации учебно-познавательной деятельности школьников. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Характеристика методов контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности. Пути усиления образовательной, воспитательной, развивающей функций методов обучения.

Выбор методов обучения. Методический арсенал учителя. Метод учителя как обобщенная характеристика индивидуального стиля преподавания.

Средства обучения. Классификация и характеристика средств обучения.

Формы организации обучения

Понятие о формах организации обучения. Многообразие форм обучения. Общие формы организации работы учащихся (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная формы).

Понятие «система обучения». Система индивидуального, индивидуализированного, взаимного, массового обучения, и их развитие в дидактике. Классно-урочная система обучения. История возникновения и развития классно-урочной системы. Урок – основной элемент классно-урочной системы обучения.

Основные и дополнительные формы организации обучения в начальных классах. Урок, его типология и структура. Современные требования к уроку и пути его совершенствования. Нестандартные уроки в начальных классах. Интегрированные уроки. Подготовка учителя к уроку.

Учебная экскурсия. Организация домашней учебной работы младших школьников. Факультативные, стимулирующие и поддерживающие занятия, консультации, олимпиады, конференции учащихся.

Виды обучения

Объяснительно-иллюстративное обучение (традиционное), его преимущество и недостатки.

Сущность проблемного обучения. Понятие «проблемная ситуация», «проблема», «проблемный вопрос». Этапы проблемного обучения. Способы создания проблемных ситуаций. Достоинства и недостатки проблемного обучения.

Сущность и характерные черты программированного обучения. Принципы программирования учебного материала (линейное программирование, разветвленное программирование). Структура программированного обучения. Алгоритм, его виды. Достоинства и недостатки программированного обучения. Средства программированного обучения.

Значение компьютерного обучения. Требования к составлению обучающих программ.

Л.С. Выготский о двух уровнях умственного развития ребенка (уровень актуального развития, зона ближайшего развития). Дидактическая система обучения Л.В. Занкова. Дидактические принципы системы: обучение на высоком уровне трудности, изучение программного материала быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание школьниками процесса учения, целенаправленная и систематическая работы над развитием всех учащихся класса. Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Учебная деятельность как особая форма активности ребенка, направленная на изменения самого себя как субъекта обучения. Основные новообразования младших школьников: учебная деятельность и ее субъекты; теоретическое мышление, произвольное управление поведением (рефлексия). 

Образовательные технологии

Сущность технологического подхода к образованию. Понятие о технологии обучения и технологии воспитания. Классификация технологий обучения.

Педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Реализация педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного подхода.

Технологии активизации и оптимизации познавательной деятельности учащихся. Игровые технологии в обучении. Технологии группового и коллективного обучения в начальных классах.

Технологии эффективного управления процессом обучения. Дифференциация и индивидуализация обучения. Технология полного усвоения знаний. Технология модульного обучения. Технологии обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

Технологии развития творческого потенциала личности младшего школьника. Технология проектов. Технология эвристического обучения (А.В. Хуторской). Технология ТРИЗ в начальных классах. Технология педагогических мастерских. Технология развития критического мышления учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе начальной школы.

Педагогическая диагностика

Сущность, функции, принципы педагогической диагностики. Процедура диагностики: постановка целей, определение критериев и показателей; отбор методов и их применение; анализ результатов; учет результатов диагностики при организации педагогического процесса.

Результаты (продукты) процесса обучения. Понятие о контроле и проверке знаний, умений и навыков. Виды, методы и формы контроля. Тестирование учебных достижений. Педагогические требования к контролю и оценке успеваемости учащихся. Критерии и 10-балльная шкала оценки результатов учебной деятельности учащихся на I ступени общего среднего образования. Особенности контроля и оценки результатов учебной деятельности младших школьников в период безотметочного обучения.

Критерии и показатели результативности воспитательного процесса. Методы диагностики воспитанности личности и коллектива.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.005 с.)