Политические и правовые взгляды Ж. Ж. Руссо 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические и правовые взгляды Ж. Ж. Руссо



ЛИЧНОСТЬ

Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) родился в Женеве. Отец промотал состояние и дважды высылался из Женевы за нарушение правил кальвинистской морали. Мать умерла при родах. Из-за отсутствия денег Руссо не окончил школу и был отдан в обучение ремесленнику. В 1728 он покинул Женеву, работал по найму, был лакеем, учителем музыки. В 1741 в Париже сблизился с французскими энциклопедистами и вскоре Д. Дидро привлек его к работе над «Энциклопедией».

В 1762 г. Руссо опубликовал политический трактат «Об общественном договоре, или Принципы политического права». Опасаясь ареста, Руссо покинул Францию и уехал на родину. Через восемь лет возвратился в Париж, занимался перепиской нот, а остаток жизни провел в деревне, работая над многотомной «Исповедью».

Основной принцип его теории – идея народного суверенитета. Руссо исходит из гипотезы о естественном состоянии человека, в котором все люди были равны. Естественное состояние – состояние свободы и равенства.

 

ГОСУДАРСТВО

Происхождение государства – естественное состояние, состоящее из двух периодов:

1) Состояние дикости, которое продолжается тысячелетия.

2) Возникновение семьи, появление зачатков морали, частной собственности. Это порождает конфликты по поводу ее распределения. Но богатые члены общества придумали выход: соглашение о создании государственной власти и законов, которым должны подчиняться все. Но это – обман. По мнению Руссо, необходимо принять подлинный общественный договор, где сувереном будет народ. Руссо выступает за договорную теорию, народный суверенитет и равенство в интерес всего общества и подчинение общей воли (выражает общие интересы), которая отличается от «воли всех» (выражает частные интересы, т.е. является суммой сложения воль частных лиц). Воля и право большинства главенствуют над волей и правом личности. Государственные решения должны приниматься на основании всеобщей воли.

Народный суверенитет – ядро учения Руссо. «Вся государственная власть исходит от народа», все равноправны и выступают одновременно и как законодатели, и как правительство. Признаки: неотчуждаем и неделим. Народный суверенитет должен заменить суверенитет государства. Отчуждение в пользу суверена (народа) естественных прав («мнимые») для защиты имущества и личности, которые затем возмещаются в виде гражданских прав и свобод, т.е. происходит обмен естественного состояния на гражданское. Имущество и личность становятся объектом защиты всего общества. В результате такого договора образуется республика, в которой господствует общая воля. Предел государственной власти определяется общественной пользой.

 

ВЛАСТЬ

Руссо признавал идею разделения государственной власти на ветви:

× законодательная – у народа

× исполнительная – у правительства (части народа), назначаемому декретом, постановлением народа.

Пределы государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидом, согласно Руссо, ставятся тем, что суверен, со своей стороны, не может налагать на подданных узы, бесполезные для общины; он не может даже желать этого, ибо как в силу закона разума, так 2и в силу закона естественного ничто не совершается без причины».

Суверен не связан собственными законами. Если бы суверен предписал сам себе такой закон, от которого он не мог бы себя освободить, это, по мысли Руссо, противоречило бы самой природе политического организма: «Нет и не может быть никакого основного закона, обязательного для Народа в целом, для него не обязателен даже Общественный договор».

Суверен «стоит выше и судьи, и Закона». Именно с таким пониманием роли суверена Руссо связывает представление о его праве помилования или освобождения виновного от наказания, предусмотренного законом и определенного судом. Власть суверена, по Руссо, включает в себя его безусловное право на жизнь и смерть подданных.

Принцип: «жертвовать Правительством для народа, а не народом для Правительства». Для контроля над Правительством периодически созываются народные собрания, где обсуждаются вопросы: можно ли оставить управление в руках тех лиц, на которых оно возложено, или расторгнуть общественный договор, возвратившись в естественное состояние.

Используя теорию Монтескье о формах правления, Руссо говорит, что формы правительства зависят от размера государства.

В зависимости от того, кому вручена исполнительная власть (всем, некоторым, одному), Руссо различает такие формы правления, как демократия, аристократия, монархия. Эти различия в учении Руссо играют подчиненную роль, поскольку предполагается, что во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат всему народу.

В общем виде Руссо отмечает, что «демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристократическое – для средних, а монархическое – для больших».

При этом всякое правление посредством законов Руссо считает республиканским правлением.

 

ПРАВО

Закон – выражение общей воли.

Виды:

× политические

× гражданские

× уголовные

× нравы, обычаи и общественное мнение – «наиболее важные из всех»

При этом он подчеркивает, что к его теме общественного договора относятся только политические законы. Применительно к политическим (основным) законам Руссо отмечает, что в них всеобщий характер воли сочетается со всеобщностью предмета, поэтому такой закон рассматривает подданных как целое (а не как индивидов), а действия как отвлеченные (но не как отдельные поступки). Цель всякой системы законов - свобода и равенство. Свобода, подчеркивает Руссо, вообще не может существовать без равенства.
    В духе Монтескье Руссо говорит о необходимости учета в законах своеобразия географических факторов страны, занятий и нравов народа и т. д. «Кроме правил, общих для всех, каждый народ в себе самом заключает некое начало, которое располагает их особым образом и делает его законы пригодными для него одного.
    Законы – необходимые условия гражданской ассоциации и общежития. Но создание системы законов – дело великое и трудное, требующее больших знаний и проницательности для достижения союза разума и воли в общественном организме. Это «порождает нужду в Законодателе», под которым имеются в виду учредители государств, реформаторы в области политики, права и морали.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.113.166 (0.008 с.)