Политико-правовое учение В. Н. Татищева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовое учение В. Н. Татищева



Василий Никитич Татищев (1686-1750 гг.) – идеолог «просвещенной монархии», обосновал российский абсолютизм в труде «История Российская». В связи с событиями, сопровождавшими восшествие на престол императрицы Анны Иоанновны, Татищев составил записку «Произвольное согласие рассуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государственном». В ней он выступил против притязаний Верховного тайного совета на власть и обосновал самодержавное правление.

 

ГОСУДАРСТВО

Теоретической базой взглядов Татищева являются концепции естественного права и договорного происхождения государства.

В своих рассуждениях о происхождении государства мыслитель использовал гипотезу о преддоговорном «естественном состоянии», в котором господствует «война всех против всех». Разумная нужда людей друг в друге (Татищев руководствовался соображениями о разделении труда между людьми) привела их к необходимости создать государство, которое он рассматривает как результат общественного договора, заключенный с целью обеспечения безопасности народа и «поисков общей пользы».

Кроме того, Татищевым была разработана оригинальная теория происхождения государства и социального неравенства: «По естеству человек является существом вольным, но воля должна использоваться с разумом. Для пользы человека необходимо наложить на него «узду неволи».

Он различал:

× «узда по природе» (подчинение родителям; родительская власть);

× «узда по принуждению» (насильственное лишение воли; рабство и деспотизм; мыслитель считает такую узду противоправной);

× «узда договорная» (государство появляется для защиты от нападения).

Этот договор (узда договорная) основывается на естественном праве, которое предполагает, что человек не может делать все сам и потому должен жить совместно с другими людьми, сопоставляя свои желания с интересами остальных.

Разумная нужда людей друг в друге привела их к необходимости создать государство, которое он рассматривает как результат общественного договора, заключенный с целью обеспечения безопасности народа и «поисков общей пользы».

В начале люди заключили договор супружества, затем из него возник второй договор – между родителями и детьми, затем – господами и слугами. В конечном итоге семьи разрослись и образовали целые сообщества, которым потребовался глава, им и стал монарх, подчинив всех подобно тому, как отец подчиняет своих детей. В результате получается не один, а несколько договоров, и само их заключение, по видимости зависящее от людей, на самом деле предопределено самой природой.

В то же время Татищев признавал божественную природу власти, что обуславливает подчинение ей подданных. Татищев выделял 4 вида человеческих сообществ, каждое последующее из которых развивается из объединения предыдущих:

× «супружество»,

× семья с детьми,

× домохозяйство,

× государство.

 

ВЛАСТЬ

Большое внимание Татищев уделял рассмотрению форм правления. Наличие той или иной формы правления он ставил в зависимость от размеров территории страны и степени обеспечения ее внешней безопасности. «Малые» народы, к тому же не подвергающиеся нападениям, вполне могут управляться всенародно (демократическая республика); «великие и находящиеся также в безопасном положении могут установить у себя аристократическое правление» (аристократическая республика). «Великие же и от соседей небезопасные государства без самовластного государя в целости сохраниться не могут».

Рассматривает Татищев и смешанные формы правлений, но достоинств за ними не признает. В результате он приходит к выводу, что из всех «разных правительств каждая область выбирает себе образ правления, рассмотрев положение места, пространства, владения и состояния людей, а не каждое годно всюду или каждой власти может быть полезно».

Тиранию (деспотию) Татищев называл худшей из всех форм правлений. Наилучшей формой правления для России Татищев считал ограниченную монархию, при этом он отмечал преимущества опоры монарха на двухпалатный выборный орган, учреждаемый «для лучшей государственной пользы управления». 

Монарх выступает у него в роли верховного законодателя, но издаваемые им законы должны соответствовать естественному праву, справедливости и общей пользе. Соблюдение таких требований один человек не может полностью обеспечить, поэтому необходимо, сохранив за монархом формальное право на титул верховного законодателя, потребовать предварительного рассмотрения и одобрения каждого законопроекта различными ведомствами и выборными учреждениями.

Роль монарха будет заключаться в подписании готового законопроекта.

 

ПРАВО

Соблюдению законов Татищев придавал большое значение, полагая, что «в государстве не персоны управляют законом, а закон персонами».

Законотворчество находится только во власти монаршей, хотя правитель должен руководствоваться соображениями общей пользы и справедливости. Он должен доверить сочинение законов людям, которые владеют этим искусством и верны своему отчеству. Сочинителям законов следует соблюдать следующие правила:

– закон должен быть написан на понятном большинству народа языке;

– закон должен соответствовать естественном праву;

– законы не должны противоречить друг другу;

– законы следует обнародовать немедленно по принятии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.251.72 (0.007 с.)