Педагогическая периодизация: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая периодизация:



Дошкольная педагогика- наука о воспитании и развитии детей от рождения до поступления в школу

Педагогика как сам. отрасль оформилась в XVII веке. Образование стало приобретать особую значимость в общественном развитии гос-ва и жизни конкретного человека.

Дошкольная педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу). Родоначальником дошкольной педагогики как важнейшей отрасли педагогической науки является Я. А. Коменский. В его книге «Материнская школа» впервые была представлена система дошкольного воспитания. Многие положения теории Коменского актуальны и для современной педагогики. Основоположником русской педагогики явл. К.Д.Ушинский (1824-1870) Обосновал идею народности воспитания, создал теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными. Оформлению дошкольной педагогики в самостоятельную педагогическую науку способствовали основополагающие идеи дошкольного воспитания, сформулированные А.С.Симонович (1840-1933), Е.Н.Водовозовой (1844-1923), Е.И.Конради (1838-1898). Е.И.Тихеева (1866-1944).

Современная дошкольная педагогика изучает, во-пер- вых, процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления; во-вторых, влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности. Дошкольная педагогика несет на себе и прикладную функцию - занимается разработкой новых, более совершенных программ и методов воспитания и обучения. Будучи наукой социальной, она теснейшим образом связана с требованиями современного общества в области образования под-растающего поколения. Несомненна прогностическая роль дошкольной педагогики, поскольку она изучает тенденции и перспективы развития системы образования, организации воспитания. На основе научного прогноза создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования; изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей в условиях семьи и дошкольного учреждения, исследуются особенности образовательного процесса в дошкольных учреждениях разных видов, в том числе и альтернативных.

В качестве объекта дошкольная педагогика имеет те явления окружающей действительности, которые обуславливают развитие и образование дошкольника в процессе

целенаправленной деятельности педагога.

Разработка теории и технологии организации, форм и методов совершенствования деятельности педагога и различных видов деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении является предметом дошкольной педагогики.

 

Оснавные задачи, условия и средства физического воспитания (ФВ)дошкольников. Воспитание основ ЗОЖ.

ФВ нацелено на развитие физических качеств человека, укрепление его здоровья.

Задачи:

1.Оздоровительные: развитие физических навыков; закаливание; развитие эстетических качеств.

2.Образовательные: формирование двигательных качеств; получение новых знаний.

3.Воспитательные: развитие личностных качеств (выносливость, дисциплинированность.); развитие психических способностей (память., внимание); воспитание гигиенических навыков, привычки самообслуживания.

Все задачи ФВ должны решаться во взаимосвязи.

Средства: 1.Физические упражнения. 2.Закаливание организма 3.Гиг. средства (соблюдение режима дня).

Система ЗОЖ детей в ДУ:

1.Эколого-гигиенические условия: соблюдение санитарно-гигиенических норм: генеральная уборка, сквозное проветрив., в помещении 18-22°С; создание «экологических» мини-зон в помещении и на участке с использованием спец. подобранных растений, трав, емкостей с водой.

2.Психологический комфорт: уважение к личности ребенка, демократичный стиль общения; условия для свободного выбора деятельности; наличие мест для уединения; индивидуально для каждого из детей– улыбка и похвала взрос-лых.

3.Распорядок дня: физиологически обоснованное с учетом индивидуальных особенностей детей соотношение бодрствования и сна, их «качество». Педагогически обусловленное чередование активных и спокойных видов деятельности. Включение в распорядок дня упражнения по овладению гигиенических навыков, культурой поведения.

4.Оптимально двигательная активность: достаточные площади для дви-жений в помещении и на воздухе. Разнородность физкультурно-игровой среды. Специально предусмотренные время и место для самостоятельной двигательной деятельности. Включение движения во все виды занятий.

5.Закаливание: оздоровительные программы (3-4ч ежедневно); полоскание рта и умывание прохладной (холодной) водой с использование элементов самомассажа ушных раковин, крыльев носа, пальцев рук; воздушные ванны до и после сна (5-7 мин); кратковременная ходьба босиком до и после сна.

6.Специально-организованные мероприятия (бесед, занятия, праздники

 

22. Содержание физического воспитания в учреждении дошкольного образования. Новые исследования по проблемам физического воспитания дошкольников.

Содержание ФВ составляет та часть социально-исторического опыта, которая включает ЗУН (знания, умения, навыки), обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья человека и двигательную культуру.

Содержание включает знание норм и правил санитарно-гигиенической культуры (культура тела, культура еды, культура жилища), а также умение выполнять их.

Двигательная культура предполагает овладение выработанными нормативами таких качеств, как координированность, ловкость, быстрота, выносливость.

В дошкольной педагогике выделяют группы культурно-гигиенических навыков, которыми должен овладеть ребенок:

1. навыки еды (аккуратно брать, прожевывать пищу, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой);

2. навыки ухода за своим телом (умывание, причесывание);

3. навыки соблюдения порядка в помещении, пользовании одеждой и ухода за ней (быстро одеваться и раздеваться, содержать вещи в порядке и чистоте).

Виды движений, в которых дети овладевают двигательные навыки и умения:

1.основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание); общеразвивающие упражнения, построения и перестроения;

2.подвижные игры (сюжетные, бессюжетные, игры с элементами спорта);

3.спортивные упражнения (плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках);

4.детский туризм (прогулки за пределы участка— летние и зимние).

1) изучение особенностей физического развития детей в дошк. период их жизни;

2) разработка средств, методов и способов организации воспитания для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности детей;

3) обоснование путей решения проблем физической культуры д.д.в.

Приобщение детей к ЗОЖ, проведение процедур – Шишкина.

 

 

Формы работы УДО с семьей.

Методы семейного воспитания - совокупность способов взаимодействия родителей (Род.) с Д., которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют форми-е опыта поведения, организацию самостоятельной жизнедеят-ти, полноценное психофизическое, дух., нравств. развитие.

Практика семейного В-я показывает, что большинство Род. яв-ся педагогически и псих. беспомощными как в налаживании семейных отношений, так и в В-и детей.

Все формы работы с Род. подразделяются:

На коллективные (род. собрания, встречи с Род., вечера вопросов и ответов, заседания "круглого стола", занятия тренингового хар-ра, выставки совместных работ Род.и Д, дни открытых дверей, школы для Род., род. конференции).

Индивидуальные (индивид. беседы и консультации, посещение на дому, приобщение Род. к жизни д/с).

Наглядно-информационные (выставки детских работ, реклама книг, статей из газет и журналов по проблемам семейного В-я, книги семейного опыта).

В работе с Род. используют много разных форм, к-е сближают педагога и Род., приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка: проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний; пед. беседы с Род.; круглый стол с родителями; тематические консультации; конференции с Род.; совместные досуги; диспуты; открытые занятия с Д. в ДОУ для Род.; орг-ция “уголков для родителей”; посещение семьи; оформление витрин (фотомонтажей); дни открытых дверей; родительские университеты; работа с родительским активом группы.

 

Воспитание смелости у детей. Причины возникновения детских страхов и пути их преодоления. Воспитание честности и правдивости. Причины детской лжи, меры их предупреждения. Воспитания скромности у детей.

Важным нравственно-волевым качеством является смелость, кот выражается в уверенности ребенка в своих силах, способности сознательно преодолевать

страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность. Ее формир способствуют сюжетно-ролевые игры, подвиж, спорт.игры, физич. упраж, в кот. ребенок ставится перед необход. побороть чувство неувер. или страха, проявить решител. Особенностью проявления смелости у детей дошкольного возраста является недостаточность сочетания ее с разумной осторожностью. Воспитатель сообщает им некоторые правила предосторожности. Важно не запугивать детей, а приучить их обдумывать свои действия. Страх: его причиной обычно является присутствие чего-то угрожающего либо отсутствие чего-то, что обеспечивает безопасность, ощущение смутной тревоги или неминуемой опасности.

Причинами страха могут являться одиночество, незнакомость (человека, объекта, предмета), внезапное приближение чего-нибудь, контрастное изменение стимула (тишина – громкость, свет – тьма), высота, боль.

Существует 3 типа ситуаций, при которых у ребенка возникает страх:Подражание – процесс, при котором ребенок перенимает многие страхи взрослых (в первую очередь – родителей) и их отношение к ним. Травма – это острое психическое переживание какого-то события, которое оставляет глубокий след в сознании ребенка. Наказание.

Пути преодоления:Научиться видеть стрессовые реакции у детей. Дать детям возможность рассказать о том, что они чувствуют, т.к. с разделенной бедой справиться легче. Помочь детям понять смысл событий или обстоятельств, дать им все необходимые объяснения. Надо стремиться успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие. Высмеивание и шутки по поводу страха недопустимы. Взрослые должны с пониманием отнестись к страху ребенка, даже если он совершенно беспочвенен. Ребенок нуждается в том, чтобы все его страхи признавались, принимались,не нужно из детского страха делать трагедию, нужно постараться вместе преодолеть его.

честность и правдивость. Быть честным и правдивым – это значит, открыто заявлять о своем мнении, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном проступке, не боясь наказания, хотя и испытывать чувство неловкости и вины. Честности и правдивости ребенок учится, прежде всего, на примере окружающих людей. Формированию у детей честности и правдивости способствуют установление в детском саду обстановки искренности и доверия к ним, внимания к их запросам и собственным обещаниям. Решающую роль в воспитании честности, правдивости играет положительный опыт, приобретаемый ребенком главным образом в повседневной жизни, где он закрепляет нравственные представления в действиях в естественных условиях. Огромное значение имеет обстановка честности и правдивости в семье.

Проявление лжи – это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослого. Причины детского обмана и лжи:

1) желание добиться похвалы и признания своих достоинств.Меры предупреждения: предъявление требований, адекватных возможностям ребенка, в сочетании с искренним восхищением им.

2) желание «исправить» существующую реальность. Меры преодоления:

надо сделать вид, что ему поверили, проанализировать причины (а затем и исключить), по которым ребенок прибегает ко лжи. Чаще положительно его оценивать.

3) страх, желание скрыть свою вину и избежать наказания. Меры преодоления: предоставление ребенку гарантий родительской любви и хорошего отношения. Ребенок должен настолько быть уверен в родительском расположении, чтобы не испытывать потребность говорить неправду.

4) реализация своего желания. Меры предупреждения: терпимое отношение к детским потребностям.

5) враждебность к родителям. Меры преодоления: нормализация отношений между родителями и ребенком.

Скромность – это качество понимается как требовательное отношение к себе, способность к самооценке и объективной оценке других людей.

Скромность проявляется в умении ребенка сдерживать свои желания, учитывая потребности сверстников, возможности семьи, особенности сложившейся ситуации, самокритично оценивать результаты своей работы, поступка.Такой ребенок не претендует на излишнее внимания к себе, признавая это право и за другим. Даже получив положительную оценку, он не делает это предметом обсуждения, хотя и испытывает эмоциональный подъем от похвалы.

Проявления нескромности связаны с неправильными методами воспитания, чаще всего в семьях, где ребенок оказался центром внимания взрослых, когда даже незначительное достижение высоко оценивается, обсуждается, подчеркивается незаурядность ребенка.

Воспитание в коллективе предупреждает такие нежелательные качества, как хвастовство, зазнайство. Этому помогает объективная оценка достижений каждого ребенка, учитывающая уровень развития способностей, положительных качеств личности (аккуратности, старательности, ответственности и др.). Очень важно учить детей быть объективными в самооценке, замечать достоинства товарищей, тактично порицать нескромность. Недопустимо захваливание отдельных детей, особенно способных, для которых выполнение дела не представляет особых трудностей. Воспитатель учит дошкольников справедливо относиться к сверстникам, видеть их достоинства

 

Педагогическая периодизация:

1. Младенчество (1 год жизни).

2. Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет).

3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет):

младший дошкольный возраст (3-4 года);

средний дошкольный возраст (4-5 лет);

старший дошкольный возраст (5-6 лет).

4. Младший школьный возраст (7-10 лет).

5. Средний школьный возраст (10-15 лет).

6. Старший школьный возраст (15-18 лет)

 

 

Лев Семёнович Выготский

Ян Амос Коменский

Алексе́й Никола́евич Лео́нтьев

Надежда Константиновна Крупская

Анто́н Семёнович Мака́ренко

Иоганн Генрих Песталоцци
Жан Жак Руссо
Фридрих Фребель
Мария Монтессори
Константин Дмитриевич Ушинский
Василий Александрович Сухомлинский


1. Социальная значимость профессии воспитателя учреждения дошкольного образования. Предъявление обществом повышенных требований к воспитателю современного учреждения дошкольного образования.

Воспитатель-определяется как человек занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до поступления в школу. Педагог как представитель одной из самых социально значимых человеческих профессий: Социальная значимость профессии в обществе: жизненная позиция человека, его характер, моральные принципы и взгляды закладываются в детстве, и именно поэтому высокая компетентность, безупречная образованность и всестороннее развитие личности самого воспитания, сопровождающего ребенка в его ранние годы, приобретают особую социальную значимость. Профессия педагога-специфический вид трудовой деятельности в системе отношений «человек-человек», направленный на развитие обучающегося средствами учебных предметов и способами самой педагогической деятельности. Особенность труда педагога состоит прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, его внутренний мир. Специфика труда воспитателя выражается в постоянном общении с детьми, имеющимися миропонимание, отличающееся от взрослого. Педагогический труд- это постоянное взаимодействие между человеком, овладевшим культурно-историческим опытом (воспитатель), и человеком, овладевающим им (ребенок). В педагогической деятельности специфичны и средства труда, которыми воспитатель воздействует на ребенка. Инструментом воздействия на ребенка является личность педагога- его знания, умения, чувства, воля. Еще одной особенностью педагогической деятельности является результат труда- человек.

2 Специфика деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования, ее структура и основные функции. Пед. творчество.

В-ль ДУ д/б гуманистически ориентированным на развитие личности ребенка различными средствами. В-ль должен владеть определен. знаниями: методологическими - знание общих принципов изучения педагогич. явлений, закономерностей социализации воспит и обуч; теоретич - знание целей, принципов, содержания, методов и форм педагогич. деят-ти и закономерностей формир. и разв. личности реб. д/в;методическими - знание методик воспит. и обуч. д. д/в; технологическими (знание способов и приемов воспит. и обуч. д. д/в.

Функц. пед.- набор проф обязанностей, выпол кот. обеспечивает успешное достижение цели и задач воспитания детей.

1. Ф. охраны жизни и здоровья детей ран и дош возр. 2. Собственно педагогические функции, включающие:

1) Воспитательная: процесс целенаправленного формирования личности с помощью специально разработанных и обоснованных средств, форм и методов воздействия. В. осущ. нравственное, умственное, физическое, эстетическое, трудовое воспит. дош.

2) Обучающая: стимуляция и управление активностью дош., в результате которой у него формируются определенные знания и умения, подготавливающие к обучению в школе. Развитие мыслительных процессов формир. познавательных потребностей. Владение развив. метод. обучения.

3. Исследовательская глубокий анализ опыта пед. деятельности; изучение детей, группы с помощью специальных психолог. и соц.-психолог. методов; исслед. эффект. использ. педагогич. средств воздействия на дошк.

4. Организационно-хозяйств. предусматривает создание педагогических условий для успешного воспитания и обучения детей. 5. Психолого-педагог. просвещ. род. включает в себя изучение семейной микросреды ребенка, установление контакта с родителями с целью согласования воспитат. воздействий на ребенка и создания благоп. Микрокл. для его психического развития. 6. Самообразования.В. систематически повышает педагогическую квалификацию, совершенствует свое мастерство. Для этого он должен следить за новиками псих-пед литер., участвовать в работе мо, заниматься самообразованием.

Пед. творчество.: Пед. деят-ть явл-ся по своей природе творческой. Творчество – деят-ть, порождающая нечто новое на основе имеющегося опыта и форм. новых комбинаций знан., умен., продуктов. Результатом творчества явл-ся введение в пед. процесс инноваций. Выделяют несколько уровней инноваций:1) открытие, утверждающее идеи, способные преобразовывать пед. действительность;2) изобретения, разработка и внедрение новых элементов пед. технологий;3) пед. рационализаторство - усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспит и обуч.В отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество В-ля не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального,

поскольку его продуктом всегда остается разв. личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагог. технологию, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.039 с.)