The influence of the media on electoral behavior and public opinion 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

The influence of the media on electoral behavior and public opinion



2021

 

A.A. Kuzmenko

 

Nizhny Novgorod State University them. NI Lobachevsky

 

polit341814@yandex.ru

 

Received

 

Annotation:

The article presents the theoretical construction of the idea of new media. The problem of the new media phenomenon and communication strategies emergence and, as a consequence, their impact on society is considered. The media environment in the monographs of political philosophers is the basis of the socio-political life of modern society, built on the principles of horizontal informational connections.

 

Keywords: political process, media, electoral behavior, public opinion, information.

 

Новые стандарты коммуникации распространяются все больше. Широкое распространение получают блоги, социальные и межгрупповые сети, вследствие чего пользователи уже не являются пассивными получателями информации, а становятся ее активными создателями, зачастую создавая серьезную конкуренцию ведущим медиа компаниям. В 2009 г. впервые число пользователей социальных сетей превысило число пользователей электронной почты. Подобная тенденция получила название Web 2.0 и стала определять облик Интернета и глобального информационного пространства в целом. Термин Web 2.0 был предложен Т. О’Рейли в 2003 г. О’Рейли выделил ключевые направления переплетения Интернета и политики: Интернет становится ключевой платформой политического дискурса; использование Интернета в политических целях формирует коллективное самосознание пользователей сети; значимость данных превышает значимость программного обеспечения и технической инфраструктуры; происходит быстрая трансформация публичной политики в результате использования социальных медиа; ширится распространение политического контента с помощью различных приложений.

Кастельс, цитируя Франсуаза Сабба в переводе под научной редакцией О.И. Шкаратана, так описывал новые тенденции в СМИ: в целом новые СМИ охватывают сегментированную, дифференцированную аудиторию, которая, будучи огромной по численности, не является более массовой в смысле одновременности и единообразия принимаемых программ. Новые средства массовой информации не являются теперь массовыми в традиционном смысле слова, когда подразумевается, что ограниченное число сообщений посылается однородной массовой аудитории. По причине множественности сообщений и источников склонность аудитории к самостоятельному выбору программ повышается. Аудитория, на которую нацелена программа, стремится выбирать сообщения, углубляя свою сегментацию и обогащая индивидуальные отношения между отправителем и получателем информации. [1, с 325]

С распространением Интернета и Интернет-СМИ сложилась новая ситуация, при которой у обычных пользователей появилась возможность помимо традиционного потребления информации, самостоятельно участвовать в её создании и распространении. Медиа с подобными возможностями некоторые исследователи выделяют в отдельную категорию, например в работе Д. Г. Балуева и Д. И. Каминченко их обозначают как «новые», отмечая их повышающуюся роль в политических процессах, особенно в процессах политической идентификации индивида в современном мире. [4,с 36]

К тому же, рассматривая процесс включения молодых граждан в демократическую политику, мы можем обратиться к работе Р. Манселла о цифровом разделении в обществах, основанных на знаниях, интерпретируемой в той же статье: «Обретает значимость изучение влияния на этот процесс того, что обычно называют «цифровым разделением» («digital divide»). Этот термин в последнее время стал использоваться не только для подчеркивания неравного социального доступа к информационным технологиям (ИТ.), но, что представляется более важным, дифференцированного использования и адаптации новых СМИ». [6, с 46]

«Новые средства массовой информации оказывают все большее влияние на существующие политические отношения, процессы и институты, подтверждением чему выступают различные примеры участия этих СМИ в политических событиях последних лет. Актуальность темы обусловлена бурным развитием технологий «новых» медиа, а также современных систем поддержки социальных сете (Facebook, Вконтакте и др.), блогов (Live Journal) и микроблогов (Twitter). Они проникают как в область повседневного общения, так и в существующие механизмы функционирования политических процессов и институтов. Невозможно переоценить и их роль в организации и проведении различных общественных и политических митингов. Данные технологии активно внедряются в проведение избирательных кампаний. Растет их влияние и на процессы, связанные с принятием политических решений». [2, с. 15]

То есть, по мнению политологов, есть все основания полагать, что изменения в СМИ повлекут за собой изменения в политическом поведении человека, которое, как правило, в современном мире выражается через электоральное поведение. Электоральное поведение выступает разновидностью политического поведения избирателя и может проявляться в форме, как электорального участия, так и электорального абсентеизма.

Актом электорального поведения являются выборы, они играют значительную роль в политической жизни страны, являются одной из обязательных норм демократической организации общества. Систематическое проведение выборов служит механизмом повышения культуры электорального поведения, самоопределения, социально-политической активности, их результаты определяют направленность дальнейшего развития общества и государства на последующий период.

Существующие в настоящее время многочисленные теории электорального поведения условно можно разделить на три основные группы:

1.Первая группа представлена концепциями “рационального выбора”, в понимании которых люди действуют, руководствуясь в основном расчетом, собственным интересом, выгодой. Соответственно, социально психологическим фактором, оказывающим влияние на электоральное поведение, являются результаты рационального расчета, исходящего из принципа индивидуальной выгоды.

2.Вторую группу составляют социально-психологические теории, в которых ставится акцент на солидарность индивида со своей социальной группой. Сторонники данной группы теорий главным социально-психологическим фактором воздействия на электоральное поведение видят механизмы подражания и идентификации.

3.Основу третьей группы составляют собственно социально-психологические теории, где в качестве основной детерминанты участия или неучастия в выборах предлагается рассматривать политические симпатии к определенной партии или лидеру, сформированные в семье. Следовательно, основным социально-психологическим фактором, оказывающим влияние на электоральное поведение, считается референтная группа. Одной из наиболее авторитетных и дискуссионных теорий электорального поведения является концепция рационального выбора. [7, с 46]

Наиболее заметный вклад в теорию рационального выбора внес Энтони Даунс, американский экономист, автор книги “Экономическая теория демократии” (1957) и политолог предложил формулу поведения рационального избирателя, ставшую одной из наиболее известных попыток концептуализации демократии.

R = (B)(P) – C + D

где R — чистая “прибыль” от участия индивида в выборах;

В — “выгоды”, на которые рассчитывает избиратель в случае победы предпочитаемого им кандидата;

P — оценка избирателем вероятности того, что его голос повлияет на исход выборов;

С — возможные “затраты”, связанные с участием в голосовании;

D — непосредственная выгода от посещения избирательного участка. [10, с 124]

[11, с 9]

Названную концепцию можно охарактеризовать как «рыночную концепцию» политики, представляющую систему в виде рынка спроса и предложения. Избиратели в данном случае отождествляются с потребителями, а электоральные альтернативы – с товарами, политические лидеры и партии – с предпринимателями, которые предлагают свои услуги взамен на голоса. [3, с 63]

Таким образом, можно описать причины определенного поведения избирателя в российской политике. В процессе общения с представителями своей социальной группы, получения информации из медиа, имеющих определенную повестку, могут транслироваться не только социально-политические предпочтения, но и так называемый «политический цинизм» - установки, связанные с недоверием к политике, разочарованности в ее эффективности, бесполезности участия. Например, так может распространяться феномен гражданского абсентеизма - для многих избирателей переменная P стремится к нулю, так как надежда на изменения минимальна. Подобная ситуация с переменной D, сиюминутного вознаграждения избиратель не получает, поэтому значимым параметром оказывается C, избиратель не хочет идти на выборы, так как ему не хочется тратить свой выходной, деньги на проезд, и своё время на процесс, который кажется бесполезным, так как не приведет к изменениям.

Прогнозирование электорального поведения вытекает и тесно взаимосвязано с концепциями электорального поведения. На поведение влияют факторы, отражающие индивидуальные особенности политического сознания и поведения: ценностные ориентации, социальные характеристики, мотивация поведения. Так, на решение избирателя о голосовании влияют установки, ценности и мнения. Мнения – это суждения по текущим вопросам, затрагивающим актуальные интересы избирателя. Под ценностями понимаются глубинные принципы, определяющие отношение человека к жизни и общественному порядку. Установки выступают регулятором политического поведения. Так же влияют факторы, отражающие характеристики государства или региона, связанные с политическими и историческими условиями развития. Это политические традиции, особенности политического режима, характеристики электорального механизма, расстановка сил на политической арене. [8, с 54]

Следует отметить, что в России СМИ перехватили главные функции политической социализации и политической мобилизации у многих политических институтов, поэтому в настоящее время их роль на общественно-политическом пространстве значительно возросла.

СМИ формируют политические приоритеты общества, определяя круг важных вопросов, которые должны обсуждаться в обществе и в органах государственной власти. В России нередко можно увидеть ситуацию, когда политики или само государство для сокрытия важной информации или лоббирования своих интересов меняет вектор направления СМИ и «повестки дня» [5, с 266]

«Фактически средства массовой информации (СМИ) являются тем исходным информационным пространством, посредством которого происходит коммуникация между политической сферой и гражданским обществом, а также формирование политических предпочтений у индивидов. Из данного утверждения следует, что СМИ играет роль политической коммуникации в политическом процессе, информируя рядовых граждан и политиков о политической жизни и ситуации в стране» [5, с 265]

С одной стороны средства массовой информации выступают индикатором состояния общества, а с другой – регулятором происходящих в нем процессов. Одной из ключевых характеристик СМИ является их статус и роль в жизни общества и государства. Медиа могут выполнять и другие функции, однако базовой характеристикой является их функция по трансляции общественного опыта, стереотипов и правил поведения. Также значимо свойство СМИ в трансляции общественного мнения, стремление быть выражением политических устремлений и интересов, потребностей, чувств и переживаний, настроений, поведенческих установок значительного числа людей.

Общественное мнение является сложным социально-психологическим феноменом, индикатором и регулятором общественных процессов, коллективного поведения. Идеи, мнения, убеждения, установки и представления различных социальных групп существуют в обществе не изолировано друг от друга, а образуют особенный сплав – массовое сознание общества. Общественное мнение является своеобразным выразителем массового сознания и возникает по поводу определенных событий общественной жизни. [2, с 71]

Собирание и обработка общественного мнения позволяет сделать прогноз электорального поведения. Важным аспектом электорального поведения является общественное мнение, оно отражает специфику электоральной активности, только на его основе можно делать выводы об особенностях референтных групп. В годы, когда общество выражало недоверие к власти, считало, что государство не ведет борьбы с коррупцией и не прислушивается к мнению общества, была рекордно низкая явка на выборы. К тому же, общий фон недоверия к эффективности власти и возможности повлиять на происходящее путем выборов, сложившийся в обществе продолжает поддерживать традицию абсентеизма, как у молодежи, так и у людей среднего возраста. [9, с 45]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.011 с.)