Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и функции земли в экономике государства. Рациональное использование и охрана земель.
Исторически земля возникла как часть (объект) природы; она представляет собой поверхность суши, со временем обжитую живыми организмами, окружен- ную океанами и воздушным пространством, образующими единую систему. Каждый человек и человеческое общество в целом – часть этой сложной систе- мы. Они могут существовать только в постоянном взаимодействии с ней. Всё не- обходимое для жизни человек получает из природной среды: воздух, воду, пищу, сырье для производства продукции. Причем в естественно-историческом про- цессе он не только пользуется продуктами природы, но и влияет на неё. Сначала, на этапе охотничье-собирательского хозяйства, человек непо- средственно потреблял (присваивал) продукты природы. С возникновением земледелия и животноводства он стал производить продукты питания и сырье для переработки самостоятельно. На этом этапе развития цивилизации интенсивность использования земли значительно возрастает. Человек обрабатывает землю, орошает ее, возделывает на ней растения. Земля превращается в предмет и орудие труда, то есть глав- ное средство производства. С зарождением и развитием ремесла, появлением городов, ростом масшта- бов торговли земля стала приобретать все большее значение не только как ис- точник производимых благ, но и как пространственный базис, необходимый для функционирования производства, размещения населенных пунктов, дорог и т. п. Появление государства, усложнение имущественных отношений, возник- новение частной собственности привели к возникновению устойчивых соци- ально-экономических взаимоотношений, связанных с присвоением, владением, распоряжением и пользованием землей. Она становится объектом социально- экономических (земельных) отношений. Таким образом, земля имеет три основные функции (помимо очевидной функции всеобщего материального условия производства и пространственного базиса): - основного природного объекта и природного ресурса; - главного средства производства в сельском и лесном хозяйстве; - базового объекта социально-экономических отношений. При организации рационального использования и охраны земли важно учитывать сложное взаимодействие всех указанных функций, так как игнори- рование или недооценка хотя бы одной из них могут привести к крайне нега- тивным последствиям.
Например, недостаточный учет природных факторов нередко приводит к сильному истощению и деградации земли в процессе производства, развитию водной и ветровой эрозии, загрязнению и т. п. Если недооценивается роль зем- ли как главного средства производства в сельском хозяйстве, утрачивается ее плодородие. Если же не принимается во внимание социально-экономическое значение земельных ресурсов, у людей пропадает интерес к использованию земли, исчезает чувство собственника, они перестают ценить и беречь землю, с тем чтобы передать ее последующим поколениям в наилучшем виде. Слово «земля» употребляется в различных значениях. В землеустроитель- ной науке и практике, исходя из вышеперечисленных функций, принято следу- ющее определение: «Земля - это поверхность суши, природный ресурс, характеризующийся пространством, рельефом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, а также объект социально-экономических отношений, являющийся главным средством производства в сельском хозяйстве и пространственным базисом размещения и развития всех отраслей народного хозяйства»1.
1 Троицкий В.П., Волков С.Н., Зак И.М. и др. Землеустройство, использование и охрана земельных ресурсов. Словарь-справочник/Под ред. В.П. Троицкого. – М.: ГУЗ, 1997. – С. 65. Рациональное использование и охрана земли - одна из главных задач в лю- бом обществе. Рациональным может считаться использование земли, при кото- ром: - осуществляются охрана и воспроизводство продуктивных и иных полез- ных свойств земли; - наиболее полно учитываются природные и экономические условия и свойства конкретных земельных участков; - достигается высокая эффективность производственной и иной деятельно- сти; - обеспечивается оптимальное сочетание общественных, коллективных и личных интересов в использовании земли. Учитывая эти требования, можно дать следующее определение: Рациональное использование земли - это ее использование, отвечающее совокупным интересам общества, собственников и пользователей земли, обес- печивающее наиболее целесообразное и экономически выгодное использование полезных свойств земли в процессе производства, оптимальное взаимодей- ствие с окружающей средой, охрану и воспроизводство земельных ресурсов.
Нормативной базой использования земли в нашей стране является Консти- туция Российской Федерации, законы, указы Президента Российской Федера- ции. Так, в ст. 9 Конституции Российской Федерации (1993 г) сказано, что «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соот- ветствующей территории». Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государ- ственной, муниципальной и иных формах собственности. В связи с необходимостью организации рационального использования зе- мель и их охраны в российское земельное законодательство заложены следу- ющие принципы (ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ)2: 1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, соглас- но которому регулирование отношений по использованию и охране земли осу- ществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охра- няемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на тер- ритории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуще- стве, об объекте права собственности и иных прав на землю; 2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей сре- ды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед ис- пользованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственника- ми земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей сре- де; 3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить нега- тивное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат; 4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиоз- ных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объ- единения) и религиозные организации имеют право принимать участие в под- готовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, орга- ны местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности 2 2) В редакции по состоянию на 1 января 2012 г. обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством; 5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объек- тов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объек- тами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охра- няемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других кате- горий; 7) платность использования земли, согласно которому любое использова- ние земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; 8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которо- му правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к опре- деленной категории и разрешенного использования в соответствии с зонирова- нием территорий и требованиями законодательства; 9) разграничение государственной собственности на землю на собствен- ность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые ос- новы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными закона- ми; 10) дифференцированный подход к установлению правового режима зе- мель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; 11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в ин- тересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на сво- бодное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Целями охраны земель являются: - предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения зе- мель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; - обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деграда- ции, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользова- тели, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) сохранению почв и их плодородия; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, забола- чивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнении радиоак- тивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других нега- тивных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустар- никами, сорными растениями, а также защите растений и продукции расти- тельного происхождения от вредных организмов (растений или животных, бо- лезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязне- ния, и захламления земель; 5) сохранению достигнутого уровня мелиорации; 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; 7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении ра- бот, связанных с нарушением земель. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятель- ности, природных и других условий, а также проекты землеустройства. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установлен- ных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований. Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации зе- мель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы сни- мается и используется для улучшения малопродуктивных земель. Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружа- ющей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются норма- тивы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микро- организмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам, а также при изучении земель проводятся почвенные, геоботанические, агрохи- мические и иные обследования и изыскания. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с феде-
ральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъ- ектов Российской Федерации. В целях повышения заинтересованности собственников земельных участ- ков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах. Большое значение в современных условиях имеет экономическое стимули- рование рационального использования земель. С этой целью: - выделяются средства федерального, региональных и местных бюджетов для восстановления земель, нарушенных не по вине пользователей; - не взимается плата за земельные участки, находящиеся в стадии сельско- хозяйственного освоения или улучшения их состояния в период, предусмот- ренный проектом производства работ; - пользователям предоставляют субсидии и льготные кредиты; - предусмотрена частичная компенсация снижения доходов пользователей в результате временной консервации нарушенных не по их вине участков; - поощряются улучшение качества земли, повышение плодородия почв и продуктивности земель лесного фонда, производство экологически чистой про- дукции. Рациональное использование и охрана земель всегда осуществляются в границах определенной территории. В землеустроительной науке четко разли- чают понятия «земля» и «территория». Территория - это ограниченная часть земной поверхности с присущими ей территориальными и антропогенными свойствами и ресурсами, характери- зующаяся площадью, протяженностью, местоположением и другими каче- ствами, являющаяся объектом конкретной деятельности или исследования. Если не касаться юридических аспектов (территория государства, админи- стративно-территориальных образований), то отличия понятий «территория» и «земля» сводятся к следующему: - территория - более определенное понятие, она характеризуется однознач- но заданными местоположением, площадью, протяженностью, границами; - территория включает не только землю, но также объекты и средства про- изводства, неразрывно с ней связанные (здания, сооружения, дороги, населен- ные пункты); - территория может включать также внутренние воды, морские территори- альные воды, воздушное пространство над сухопутной и водной поверхностью; к ней могут относиться различные ресурсы: земельные, водные, минеральные, климатические и др. В законодательстве нашей страны с 2008 г. было уточнено также понятие «земельного участка». Земельный участок - это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. По закону земельные участки образуются при разделе, объединении, пере- распределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. Искусственные земельные участки образуются на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и представляют собой сооружения, создаваемые путём намыва или отсыпки грунта либо использования иных тех- нологий и признаваемые после их ввода в эксплуатацию также земельными участками. Они могут прилегать к существующим земельным участкам или быть изолированными от них. Суммируя все сказанное, можно дать следующие основные определения. Организация рационального использования и охраны земли - это систе- ма действий, предшествующих непосредственному использованию земли и направленных на ее устройство как природного ресурса, средства производ- ства и объекта социально-экономических отношений, установление на ней по- рядка, соответствующего конкретным производственным (экономическим), экологическим и социальным целям. Территориальная организация производства - это размещение по тер- ритории в соответствии с ее природными и социально-экономическими осо- бенностями производительных сил (отраслей производства, объектов произ- водственной и социальной инфраструктуры, трудовых ресурсов), способству- ющее организации рационального использования производственных ресурсов (земли, труда, капитала). Организация территории - это устройство, упорядочение конкретной части земной поверхности совместно с другими объектами и средствами про- изводства, неразрывно связанными с землей, приведение их в определенную си- стему, установление на земле порядка, соответствующего конкретным про- изводственным (экономическим, технологическим), экологическим и социаль- ным целям. Часто с понятием «организации территории» (как действия, а не состояния) отождествляют понятие «землеустройство»; при этом организация рациональ- ного использования и охраны земли и территориальная организация производ- ства считаются двумя основными задачами землеустройства.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 956; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.043 с.) |