Обеспечение психологической безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечение психологической безопасности



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

 

Москва

 2018


 

СОДЕРЖАНИЕ

Номер раздела Название раздела Стр.
1 Психологическая безопасность образовательной среды: понятие, ресурсы системы и факторы среды …………………………………...   3
2 Риски, угрозы и критерии психологической безопасности образовательной среды ………………………………………………...   6
3 Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в кризисных ситуациях ………………………………………..   8
4 Профилактические меры …………..…………………………………. 10
5 Кризисный план и антикризисная команда …………………………. 12
6 Создание доброжелательного климата в школе…………………….. 16
7 Раннее вмешательство в кризисной ситуации ………………………. 18
8 Незамедлительное вмешательство в опасных ситуациях …………... 19
9 Профилактика суицидального поведения …………………………… 22
10 Действия в ситуациях кризиса ……………………………………….. 25
11 Действия в ситуациях психологической травмы у детей …………... 29
12 Посткризисное сопровождение ……………………………………… 32
  Заключение …………………………………………………………… 33
  Приложения …………………………………………………………… 34

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ПОНЯТИЕ, РЕСУРСЫ СИСТЕМЫ И ФАКТОРЫ СРЕДЫ

 

Образовательная среда есть психолого-педагогическая реальность,
в рамках которой в специально организованных условиях решаются образовательные задачи и задачи социализации ребёнка, а также осуществляется психологическое развитие личности обучающегося [22]. Образовательная среда современной школы должна способствовать сохранению здоровья, благополучия ребёнка и максимальной реализации его возможностей.

Вместе с тем образовательная среда является открытой системой, отражающей все закономерности и тенденции развития окружающей социальной среды, в том числе и проблемы, характерные для современного российского общества. Это порождает ситуации, нарушающие безопасность образовательной среды, что ведёт к ограничению прав детей, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В частности, снижаются возможности образовательной среды в содействии физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, в защите их от негативных факторов. Особую опасность представляют те факторы, которые оказывают непосредственное влияние на систему ценностей и отношений детей и молодежи к социальным явлениям, окружающим людям и собственной личности.

В современном социуме появились новые агенты социализации и новые социально-психологические факторы влияния на становление человека. Всё чаще актуализируются вопросы психологического насилия, воздействия информации, наносящей вред здоровью и развитию детей, других факторов, порождающих деструктивное поведение. Стремительность изменений социальной жизни снижает психологический ресурс сопротивляемости детей и молодежи негативным воздействиям среды, способствует распространению различных форм отклоняющегося поведения (рисунок 1).

Повышение частоты их проявления внутри образовательной среды, появление интернет-технологий как новой реальности, где снижен уровень социального контроля, – все это требует поиска новых психолого-педагогических технологий поддержки и сопровождения обучающихся. Таким образом, существенным и всё более актуальным признаком качественной образовательной среды является
её психологическая безопасность.

Рисунок 1. Различные формы отклоняющегося поведения. Соотношение объёмов понятий, относящихся к феноменологии отклоняющегося поведения [11, 14, 17].

Понятие «безопасность» имеет различную трактовку. С одной стороны, безопасность – это качество какой-либо системы, определяющее ее возможность
и способность к самосохранению и устойчивому развитию (ресурсный подход).
С другой стороны, это система гарантий, обеспечивающих защиту от внутренних
и внешних угроз (средовой подход). Большинство определений подтверждают, что безопасность направлена на сохранение целостности системы, на обеспечение ее нормального функционирования и устойчивого развития [6].

Под психологической безопасностью обычно принято понимать «состояние окружающей среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психологическое здоровье включенных в нее участников» [3, 4, 5]. Для достижения такого состояния требуется непрерывный процесс соответствующей деятельности. Следовательно, психологическая безопасность образовательной среды может быть определена как процесс обеспечения сохранения и развития психических функций, личностного роста и социализации включенных в неё участников, максимальной реализации их способностей во взаимодействии, исключающем психологическое насилие, и неразрывной связи с образовательной средой.

Важно отметить, что образовательная система с включенными в неё участниками представляет собой сложную саморазвивающуюся социокультурную систему. Для обеспечения психологической безопасности этой системы необходимо принимать во внимание её структуру и внутренние связи между структурными элементами, ресурсы саморегуляции и обеспечения устойчивого развития этой системы, факторы внешней среды и связи между системой и внешней средой.

Факторы среды: риски, угрозы, опасности внешней среды; способы их выявления, снижения силы влияния и вероятности возникновения (предотвращение); способы повышения эффективности защиты (например, контроль информационной среды и блокада вредного контента, организация охраны образовательного учреждения) и другое.

Ресурсы системы: механизмы саморегуляции участников образовательных отношений, их способность адаптироваться к новым условиям, возможности компенсации дестабилизирующих стрессовых воздействий психогенного характера, культура взаимодействия участников образовательных отношений на основе личностно-доверительного общения и общих ценностей, другие ресурсы.

Важнейшими системообразующими факторами в системе «человек-образовательная среда» становятся такие способности человека, как целеполагание, саморегуляция, рефлексия. Развитие этих способностей у участников образовательных отношений имеет ключевое значение в достижении психологической безопасности образовательной среды.

Важным фактором обеспечения психологических аспектов безопасности образовательной организации является её нормативное и правовое регулирование (приложение 1).

 

РИСКИ, УГРОЗЫ И КРИТЕРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

 

Для обеспечения психологической безопасности образовательной среды необходимо учитывать сущностные характеристики рисков и угроз,
и сформулировать критерии их ликвидации, нейтрализации или ослабления влияния.

Риски и угрозы психологической безопасности образовательной среды могут быть структурированы по 4 направлениям:

1) риск получения психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, удовлетворению основных потребностей участников взаимодействия; основной источник психотравмы – психологическое насилие в процессе взаимодействия;

2) низкая значимость коллективных целей, мнений и ценностей, характеризующих образовательную среду и, как следствие, желание ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм;

3) неудовлетворённость потребностей участников образовательной среды в личностно-доверительном общении, что проявляется в отсутствии эмоционального комфорта, невозможности высказать свою точку зрения, сохранить личное достоинство, обратиться за помощью, недоучёте личных проблем и затруднений, недостаточном внимании к просьбам и предложениям, отсутствии поддержки при выборе собственного решения;

4) неразвитость системы психологической помощи, в результате чего деятельность службы сопровождения в системе образования оказывается неэффективной. Среди причин может быть несоответствие структуры психологической службы решаемым задачам [1], сниженный уровень конфликтологической культуры [7, 12, 21], стрессоустойчивости и других личностных профессионально важных качеств работников образования, что проявляется в низком уровне удовлетворенности качеством жизни [10].  

В соответствии с вышеперечисленными угрозами можно выделить четыре критерия психологической безопасности образовательной среды [2, 3]:

1) защищённость от психологического насилия во взаимодействии для всех участников образовательного среды, убежденность в том, что пребывание в такой образовательной среде безопасно;

2) отношение к образовательной среде как важной, значимой; желание принадлежать к её участникам, ориентироваться в своей деятельности
и поведении на коллективные цели, мнения и ценности;

3) уровень удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия участников образовательных отношений; удовлетворенность основных потребностей в личностно-доверительном общении;

4) эффективность деятельности службы сопровождения в системе образования.

Устранение, нейтрализация или ослабление влияния перечисленных угроз
в образовательной среде будет способствовать обеспечению её психологической безопасности. Наряду с этим необходимо насыщать образовательный процесс адаптивно-развивающими психолого-педагогическими и социально-педагогическими технологиями, которые повышают ресурсную устойчивость участников образовательных отношений к перечисленным угрозам.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

Перечисленные выше риски и угрозы психологической безопасности образовательной среды должны быть дополнены рисками и угрозами, порождаемыми кризисными ситуациями.

Кризисные и экстремальные ситуации имеют отличия от чрезвычайных ситуаций, с одной стороны, и от проблемных и трудных — с другой [13]. Кризисные и экстремальные ситуации проявляются как внутренние состояния человека, в то время как словом «чрезвычайные» называются ситуации, характеризующиеся сверхсильными внешними воздействиями. Говоря о чрезвычайных ситуациях, обычно имеют в виду такие, при которых внешние воздействия могут быть настолько сильными, что для человека (организма, психики, личности) исключается даже возможность выживать, противостоять, приспосабливаться к ним.

Трудные и проблемные ситуации, так же как экстремальные и кризисные, сопряжены с особыми внутренними состояниями людей, хотя они и могут быть вызваны внешними причинами. Трудные и проблемные ситуации отличаются от экстремальных и кризисных признаком «предельности» индивидуальных возможностей переживаний.

Экстремальные и кризисные ситуации – это исключительно внутренние психические состояния, предельные по своей интенсивности (т. е. по объему необходимой душевной работы). Общей для экстремальных и кризисных ситуаций является их опасность, связанная с возможной психической травматизацией. Психическая травма - это событие, выходящее за пределы нормального человеческого опыта, которое воспринимается человеком как угроза его существованию,  нарушает его нормальную жизнедеятельность, становится для него потрясением, переживанием особого рода, вызывает страх, ужас, беспомощность. Это, в первую очередь, ситуации, когда человек сам пережил угрозу собственной жизни или серьезную физическую травму себя или кого-либо другого (например, видел тела мертвых или раненых людей, наблюдал или испытывал на себе жестокое обращение) и т. п. Основу травмы составляют единичный «сверхстрессогенный» опыт или длительная стрессовая ситуация [18, 20].  

Об экстремальной ситуации в «чистом» виде можно говорить, когда объективные обстоятельства позволяют человеку вернуться в значительной мере к прежнему образу жизни, а задачей личности становится возвращение к привычному функционированию.

Кризис (от греч. krisis – решение, поворотный пункт) – это переломный момент, тяжелое переходное состояние, выход из которого сопровождается изменением внутренней структуры личности. С одной стороны, кризис дает шанс для развития личности, с другой стороны, при неблагоприятном развитии может вызвать блокирование целенаправленной жизнедеятельности, дефицит смысла в дальнейшей жизни, ощущение невозможности реализации внутренних потребностей (мотивов, стремлений, ценностей и пр.) и достижения важных жизненных целей с помощью привычных средств [9]. Затяжной, хронический кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, суицида, нервно-психического или психосоматического страдания, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) [16, 19].

Выделяются два типа кризисных ситуаций: обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле (кризисы развития) или травмирующими событиями жизни. Кроме того, кризисные ситуации в своей основе могут иметь объективный и субъективный компоненты. Объективный компонент представлен воздействиями внешнего, предметного и социального мира, в то время как субъективный заключается в восприятии и оценке человеком ситуации как критической.

К объективным кризисным ситуациям, способным оказать серьезное влияние на обучающихся и их родителей, преподавателей и администрацию образовательных учреждений, относят несчастные случаи с учащимися или преподавателями, насилие, суицидальные попытки, захват заложников, техногенные катастрофы (пожары, аварии, взрывы и т. п.) и природные бедствия (землетрясения, наводнения, и др.). Реакция детей на травматические события зависит от тяжести ситуации, возраста обучающихся, их индивидуально-психологических и личностных особенностей [15].

Часто длительные последствия травматических событий среди учащихся и школьного персонала недооцениваются школьной администрацией и даже психологическими службами. Этому способствует то обстоятельство, что психотравмирующие последствия кризисов могут длительное время развиваться внешне незаметно. В связи с этим необходимо проведение специальных программ и отслеживание состояния детей, своевременное оказание им помощи и поддержки.

Психологическая помощь в кризисной ситуации должна быть направлена на преодоление негативного и формирование позитивного отношения человека к себе, окружающим и миру в целом. В зависимости от временного этапа развития кризисной ситуации будет изменяться тип помощи и её объём.

Обеспечение безопасности образовательной среды в кризисных ситуациях включает три основных типа мероприятий [8]:

1) профилактические меры;

2) непосредственное действие в чрезвычайной ситуации;

3) послекризисные меры.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ

 

Профилактические меры, дающие чувство защищенности и реальную безопасность, обеспечиваются в образовательном пространстве целой системой воздействий: предупреждение кризисных ситуаций, создание доброжелательной, принимающей, творческой атмосферы в школе, разработка кризисного плана, установление прочных связей с региональными службами безопасности.

Предупреждение кризисных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения кризисных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, ослабление факторов риска развития посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР).

Действия по предупреждению кризисных ситуаций включают:

- подготовку учителей и персонала, согласование с планом действий
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) различного уровня;

- вовлечение других служб: полиции, представителей служб системы РСЧС[1], медицинских работников, службы социальной поддержки;

- определение регулярности встреч антикризисных бригад, действующих
в образовательных организациях, и местного (территориального) антикризисного подразделения;

- выявление и обсуждение потенциально опасных ситуаций, а также учащихся с эмоциональными и поведенческими проблемами, которые являются факторами уязвимости к развитию посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР).

Основные цели профилактических мер: выявление слабых сторон или факторов уязвимости к развитию ПТСР; раскрытие ресурсов; улучшение координации различных служб; прояснение роли, сферы влияния и ответственности каждой службы; повышение общей эффективности действий антикризисной бригады.

Основные вопросы, которые необходимо рассмотреть на этапе профилактики кризисных ситуаций в образовательной организации, следующие:

1. Кого вероятнее всего затронет бедствие (кризисная ситуация)? Администрация совместно с антикризисной бригадой и представителями службы экстренной психологической помощи рассматривает различные сценарии
и определяет слои населения, которые могут быть вовлечены в кризисную ситуацию.

2. Затронет ли это событие антикризисную команду? Каким образом?

3. Кто отдает распоряжение о начале действий по оказанию помощи
для ликвидации последствий кризисной ситуации?

4. Каковы цели этой помощи? Что случится, если вообще не вмешиваться?

5. Каковы тактика и стратегия вмешательства?

6. Каковы критерии успешного вмешательства и/или его исхода?

7. Какие ресурсы имеются в распоряжении вмешивающихся? (Круг поддержки? Физические ресурсы? Сколько это будет стоить? Каковы ограничения?)

8. Какие еще стороны были бы затронуты кризисной ситуацией?

9. Будет ли кооперация с представителями других образовательных организаций, ведомств? С кем именно? Кто будет руководить? Координировать? Каким образом?

10. Кто получит одобрение? Критику? Ресурсы? Каким образом взаимодействовать со СМИ?

Примерный план мероприятий по предотвращению кризисных ситуаций
в образовательной организации представлен в приложении 2.


КРИЗИСНЫЙ ПЛАН И АНТИКРИЗИСНАЯ КОМАНДА

 

 

Разработка кризисного плана необходима для организации эффективных действий всех участников образовательных отношений в кризисной ситуации. Каждая школа обязана иметь план действий в ЧС. План безопасности включает разные компоненты и направлен на обеспечение физической, психологической безопасности и благополучия учащихся и персонала. Он предполагает привлечение как материально-технических, так и кадровых ресурсов, а также специальную подготовку для учащихся и персонала по поведению в ЧС.

Антикризисный план должен включать в себя следующие блоки:

- организационный (кто будет отвечать за планирование и порядок действий в ЧС),

- методический (выявляются критерии для оценки эффективности работы),

- ресурсный (материально-технические и кадровые вопросы).

Каждый блок формируется с учетом и в зависимости от следующих факторов:

- типов чрезвычайных ситуаций;

- какие признаки определяют кризисный характер этих событий;

- каков алгоритм действий;

- каким образом, и по каким критериям определять и сортировать медицинскую и психологическую травмы;

- как выявить учащихся и сотрудников, которым может потребоваться последующая консультация;

- порядок действий в отношении учащихся, персонала, родителей, СМИ;

- какие дополнительные, внешние ресурсы могут быть использованы
и каким образом;

- кто будет оценивать эффективность действий и необходимость доработки
и изменения кризисного плана;

- какие обучающие тренинги для сотрудников необходимо провести;

- как будет происходить информирование о кризисной ситуации и плане действий в самой образовательной организации.

Когда общий план разработан, можно приниматься за прорисовку деталей (ход действий, время, место, ответственный, технические средства и т.д.). Именно
с целью разработки и реализации подобного плана действий в образовательных организациях необходимо создавать школьные антикризисные бригады. Все функции в такой бригаде заранее распределены.

Каждый член такой бригады должен знать:

- кто отвечает за оповещение всех членов команды при необходимости;

- кто регулирует и выстраивает системы коммуникации;

- кто и каким образом обеспечивает контроль слухов;

- кто обеспечивает первую помощь (психологическую, социальную
и медицинскую); взаимодействует со СМИ;

- кто обеспечивает эвакуацию и перевозку;

- кто проводит индивидуальное и групповое консультирование;

- кто планирует и проводит работу с последствиями кризисной ситуации.

Опыт показывает, что за каждую функцию должны отвечать 1-2 члена бригады. Важно помнить о том, что контактная информация о команде должна быть доступна и размещена около телефона, на доске объявлений и т.д.

На эффективность работы антикризисной бригады будет влиять четкость
и слаженность совместных действий ее членов. С этой целью с членами антикризисной бригады регулярно проводятся тренинги и учения.

Очень важно, чтобы работа антикризисной команды проводилась
при поддержке внешнего консультанта, оказывающего помощь как на стадии формирования команды, ее обучения, так и при действии в ЧС (этим специалистом должен быть представитель антикризисного подразделения или городской службы экстренной психологической помощи). В круг вопросов, решаемых представителем антикризисного подразделения, входят:

- консультации и поддержка антикризисной бригады,

- оказание помощи при проведении дебрифинга[2],

- предупреждение синдрома «сгорания» у членов антикризисной бригады.

В программу обучающих семинаров обязательно включаются, как правило, теоретический и практический блоки. Это, прежде всего, лекции, дающие представление о кризисных ситуациях и их последствиях, знания по оценке риска суицида, техники кризисного вмешательства для разных возрастных групп. В качестве обучающих материалов могут использоваться видеозаписи консультаций, ролевые проигрывания ситуаций и супервизия.

Однако в кризисных ситуациях собственных ресурсов образовательной организации часто оказывается недостаточно. Именно поэтому, необходима координация работы с региональными антикризисными подразделениями.

При планировании действий по оказанию помощи в кризисных ситуациях важно учитывать реальные потребности пострадавших. Это и желание выжить, спастись и как можно оперативнее установить контакт с близкими; и получение информации о происходящем, с целью осмысления ситуации и ориентации
в новых условиях; и стремление к установлению контроля над происходящим.
В условиях экстремальных и кризисных ситуаций необходимо соответствующее обращение к пострадавшим и лицам, вовлеченным в них. Наиболее важным стабилизирующим фактором в условиях экстремальной или кризисной ситуации является восстановление веры в то, что жизнь организована в соответствии
с определенным порядком и поддается контролю.

Члены антикризисной команды должны иметь представление
о биологических и психологических проявлениях, характерных для острой реакции на стресс. Разные люди могут реагировать очень по-разному, в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, религиозных представлений, культурных ценностей.

При планировании шагов по оказанию помощи необходимо учитывать как минимум три аспекта, определяющих первоочередность в оказании помощи: аспект физической близости к месту события (за пределами зоны бедствия,
в пределах слышимости, рядом с зоной бедствия, в центре зоны бедствия); социально-психологический аспект (в число наиболее уязвимых и нуждающихся
в поддержке попадают различные группы людей среди них — те, кто идентифицирует себя с жертвой или уподобляется жертвам; знакомые, дальние родственники или близкие друзья, непосредственно семья), в качестве третьего аспекта выступает население группы риска (крайне чувствительные люди, люди переживающие сложный личный или социальный кризис, люди, потерявшие близких за последний год или имеющие свежую подобную травму). В число таких лиц, прежде всего, попадают (по степени травматизации) травмированные дети, семья, родители, свидетели события, друзья пострадавших, одноклассники, педагоги, персонал образовательного учреждения, администрация учреждения, представители вышестоящих организаций.

Ознакомление персонала с планом поведения в кризисной ситуации, обсуждение технических и психологических моментов поведения в таких ситуацих, проведение тренировочных сборов — все это необходимо, чтобы план оказался действенным.


ПОСТКРИЗИСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

 

 Члены кризисной команды должны иметь представление о естественных реакциях на стресс. Разные люди могут реагировать очень по-разному в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, религиозных представлений, культурных ценностей.

Специалисты школ и более широкого сообщества должны быть включены
в оказание помощи. Часто бывает необходима помощь родителям в понимании реакций ребенка на насилие и травму. Ребенок может переживать необоснованные страхи относительно будущего, расстройства сна, заболеть и т.д. Учителя
и персонал также должны получить помощь восстановлению самоконтроля, возможности справиться со своими собственными чувствами, тревогами, реакциями на кризис. Консультирование и дебрифинг бывают столь же необходимы взрослым, как и детям. Для учащихся нужна организация в случае необходимости как краткосрочного, так и долговременного консультирования после ЧС. Помощь пострадавшим и членам их семей поможет вернуться в школьную среду. Часто школьные друзья не знают, как себя вести. Необходима работа по созданию плана, как будет легче пострадавшим и одноклассникам справиться с ситуацией.

Учителя могут помочь учащимся справиться со своими реакциями на ЧС целым рядом разнообразных форм деятельности в зависимости от возраста детей. Для младшего школьного возраста рекомендуется игра, являющаяся неотъемлемым средством выражения чувств и переживаний ребенка; использование кукол (дети часто более свободно откликаются на вопросы куклы, более открыто рассказывают о происшедшем и о своих собственных чувствах); групповая дискуссия, элементы арт-терапии; чтение вслух; активные игры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Безопасная школа, социальное окружение — необходимые условия нормального развития ребенка. Они обеспечиваются целой системой мер
и действий: созданием доброжелательной и принимающей атмосферы в школе; разработкой процедур действия в ЧС; подготовкой материально технического обеспечения для эффективной работы во время ЧС; подготовкой персонала; взаимодействием с соответствующими службами муниципального, регионального
и федерального уровней.

Эти и другие шаги составляют основу системы, обеспечивающей психологическую безопасность образовательной среды. Её специфика определяет как трудности, так и дополнительные возможности такой системы.

 

 ЛИТЕРАТУРА

1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 208 с.

2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. — 271 с.

3. Баева И. А., Бурмистрова Е. В., Лактионова Е. Б., Рассоха Н. Г. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство. СПб.: Речь, 2006. — 288 с.

4. Баева И. А., Семикин В.В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2005. №12. C. 7-19.

5. Безопасная образовательная среда: моделирование и развитие: учеб. пособие / под науч. ред. И.А. Баевой, С.В. Тарасова. – СПб.: ЛОИРО, 2017. – 265 с.

6. Безопасная школа: настольная книга для руководителей и преподавателей образовательных учреждений / С.В. Алексеев и др.; под общей редакцией С.В. Алексеева, Т.В. Мельниковой. – СПб.: СПб АППО, 2013. – 280с.

7. Борисова Е.С. Проблема конфликтологической компетентности в пространстве общеобразовательной организации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. №2-1. С. 28 – 32.

8. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006. — 96 с.

9. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.

10. Габер И.В. Психологические детерминанты удовлетворённости качеством жизни работников образования. // Сибирский психологический журнал. 2012. № 43. С.80 – 91.

11. Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.

12. Иванова Е.К., Чемерилова И.А. Конфликтологическая культура учителя и ее проявление в профессиональной деятельности // Вестник Башкирск. ун-та. 2015. №2. С. 716 – 720.

13.  Карпова Э.Б. Методологические проблемы психодиагностики экстремальных и кризисных состояний / В. В. Бочаров, Э. Б. Карпова, В. А. Чулкова, А. М. Ялов // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2010. №1. С 17 – 27.

14. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология: монография. Новосибирск, Издательство «Олсиб», 2001 - 251с.

15.  Корытова Г.С., Закотнова Е.Ю. Психологическая безопасность и защищенность образовательной среды: факторы риска, угрозы и условия // Вестник ТГПУ. 2015. №9 (162). С. 96 – 102.

16. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.

17. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2005. — 445 с.

18.  Михеева А.В. Психическая травма в определениях и понятиях современных ученых // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2009. №2. С. 142 – 148.

19. Рылеева А.С. Кризисные периоды и состояния детей и подростков и пути их преодоления: учебное пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016. – 215 с.

20.  Черепанова Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. Книга для школьных психологов, родителей и учителей — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 96 с.

21. Ярычев Н.У. Предотвращение конфликтов как аспект профессиональной деятельности учителя / Ярычев Н. У., Саралиева Т. Р. // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. №2 (7). С. 23 – 33.

22.  Ясвин В. А. Образовательная среда. М.: Смысл, 2001. — 365 с.

Приложение 1

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Работа с обучающимися

28 Проведение тренингов для старшеклассников по межличностному общению, формированию навыков мирного разрешения конфликтов В течение года Педагог-психолог
29 Ролевая игра для младших школьников (1–4-й классы) «Хочу дружить» Октябрь Классные руководители
30 Неделя дружбы и взаимопомощи Ноябрь Ученический совет, классные руководители
31 День открытых дверей у педагога- психолога Ноябрь Педагог-психолог
32 Ролевая игра для обучающихся средних и старших классов «Как сообщить о конфликте или другой кризисной ситуации?» Декабрь Ученический совет, классные руководители
33 Конкурс на самый миролюбивый и дружный класс Апрель Ученический совет, классные руководители
34 Открытие школьной службы медиации (или Неделя школьной службы медиации) Март Педагог-психолог, обученный специалист
35 ………………    

Работа с родителями

36 Общешкольное родительское собрание «О правах ребенка на охрану жизни и здоровья, безопасную образовательную среду» Октябрь Директор
37 Подготовка памятки для родителей о способах сообщения о предполагаемых и реальных случаях нарушения безопасности в отношении детей и мерах защиты и оказания помощи детям в кризисных ситуациях Октябрь Ответственный заместитель директора
38 Открытие семейного клуба «Дети и родители: счастливы вместе» Ноябрь Педагог-психолог, председатель роди-тельского комитета
39 Родительские собрания в классах «Ваш ребенок – ваша ответственность» Декабрь Классные руководители
40 Проведение консультаций педагога-психолога по вопросам взаимоотношений родителей с детьми В течение года Педагог-психолог, классные руководители
41 Консультирование родителей по защите прав и интересов детей 1 раз в месяц Школьный уполномоченный по правам ребенка
42 …….    

Приложение 3.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

 

Москва

 2018


 

СОДЕРЖАНИЕ



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.096 с.)