Перечень условных обозначений и сокращений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень условных обозначений и сокращений



ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт – государственный документ, определяющий совокупность требований, обязательных для реализации образовательной организацией России.

ООО – основное общее образование – уровень (ступень) общего образования, охватывающий 5-9 классы.

СОО – среднее общее образование – уровень (ступень) общего образования, охватывающий 10-11 классы.

PISA – Международная программа оценки образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment).

BYOD (Bring Your Own Device) – возможностьширокого и свободного доступа к Интернету, включающая возможность работать с ресурсами, используя любое собственное мобильное устройство, будь то ноутбук, нетбук, планшет или смартфон, и получая при этом доступ (в том числе удаленный) к нужным папкам и данным.

УМК – учебно-методический комплекс (название совокупности учебно-методических материалов по учебной дисциплине, включающих образовательную программу, учебное пособие для учащихся, методические рекомендации для учителя, контрольные измерительные и др. материалы).

ЕГЭ – Единый государственный экзамен (централизованно проводимый в РФ экзамен в средних учебных заведениях, который служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы; при проведении экзамена на всей территории России применяются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы и единые методы оценки качества выполнения работ).

ОГЭ – основной государственный экзамен (форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, при проведении которой используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы).

СПО – среднее профессиональное образование. Имеет целью подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

НПО – начальное профессиональное образование. С 2013 года согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» система начального профессионального образования перешла в структуру среднего профессионального образования как ступень подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии.

ППКРС – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии.

ППССЗ – программы подготовки специалистов среднего звена.

ООП – основная образовательная программа.

ПООП – примерная основная образовательная программа.

ОПОП – основная профессиональная образовательная программа.

ИПП – информационно-просветительское пособие для учащихся.

КИМ – контрольные измерительные материалы.

МООС – массовые открытые онлайн-курсы.

 

 

Приложение 2

 

Основные понятия, используемые в методическом пособии

 

Финансовая грамотность – принятое в международной практике определение способности физических лиц управлять своими финансами и принимать эффективные краткосрочные и долгосрочные финансовые решения. Повышение финансовой грамотности наряду с финансовым образованием и защитой прав потребителей финансовых услуг было признано Комиссией Европейского союза и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) актуальной задачей общественного развития.

Под финансовой грамотностью как результатом финансового образования понимают «совокупность двух элементов:

1) владение индивидами информацией о существующих финансовых продуктах и их производителях (продавцах), а также существующих каналах получения информации и консультационных услуг;

2) способность потребителя финансовых услуг использовать имеющуюся информацию в процессе принятия решения: при осуществлении специальных расчетов, оценке риска, сопоставлении сравнительных преимуществ и недостатков той или иной финансовой услуги»[38].

Проект (от лат. Projectusброшенный вперед, выступающий, выдающийся вперед), по определению, это замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Индивидуальный проект – особая форма организации деятельности обучающихся, представляющая собой учебное исследование или учебный проект. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов по выбранной теме в любой избранной области деятельности.

Учебный проект – форма индивидуального проекта, целью которого является решение конкретной проблемы, имеющее собственное, неповторимое воплощение. Учебный проект ориентирован на создание реального объекта или разного рода теоретического (интеллектуального) продукта.

Учебное исследование – форма индивидуального проекта, связанного с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, ориентированного на получение нового знания. В учебном исследовании формируются исследовательские навыки анализа, сравнения и сопоставления, формулирования гипотез и т. д.

Реферат (от лат. «referre» – докладывать, сообщать) – письменная работа объемом 15-20 печатных страниц, выполняемая в ходе учебного исследования, представляющая его результат и содержащая краткое изложение сущности исследованного вопроса, темы, проблемы.

Открытая задача (нестандартная задача, творческая задача) – задача, имеющая неполное условие, множество решений и вероятный (неточный) ответ. Такие задачи лежат в основе проектной деятельности. С их помощью развивается дивергентное (открытое, творческое) мышление, позволяющее видеть и ставить новые задачи, а при их решении – выходить за рамки заданного условия. Любой проект можно представить как ряд открытых задач.

Интерактивное обучение (от англ. interaction – взаимодействие) – обучение, основанное на взаимодействии учителя и обучающихся, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Интерактивные формы – формы обучения, при которых обучающиеся выступают субъектами собственной деятельности (учебной, проектной), вступают в коммуникацию и взаимодействие с учителем, друг с другом, с другими субъектами (в том числе за пределами школы) для решения различного рода задач, в том числе финансовых.

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в РФ», форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Образовательное пространство – школьное образовательное пространство, в котором разворачивается проектная деятельность и формируются практические умения и навыки обучающихся в области финансовой грамотности.

Предметные результаты учения и проектной деятельности в области финансовой грамотности – результаты, связанные с понятиями, знаниями и умениями, которыми должны овладеть обучающиеся для формирования у них базовых основ финансовой грамотности, а также с умениями, позволяющими субъектам финансовых отношений применять финансовые знания на практике для решения своих финансовых задач в повседневной жизни.

Личностные образовательные результаты – результаты учения и проектной деятельности, связанные с личными характеристиками и установками.

Метапредметные образовательные результаты – результаты учения и проектной деятельности, связанные спознавательными и коммуникативными универсальными учебными действиями.

Институционализа́ция (также институциализация; лат. institutum – установление, обычай, учреждение) – процесс превращения каких-либо социальных отношений (в нашем случае – отношений, возникающих в образовательной организации в связи с разворачиванием проектной и исследовательской деятельности) в социальный институт, то есть в форму социальных отношений с установленными (письменно или устно) правилами, нормами, санкциями.



Приложение 3

 

Ситуации, работа с которыми описана в методических рекомендациях по изучению курса «Что значит быть финансово грамотным»

Раздел 1. Доходы и расходы

Рубрикатор Ситуация Возможное направление поиска темы индивидуального проекта
Найди информацию Доходы семьи[39] Сложите доходы всех членов вашей семьи (тех, с кем вы живете вместе) и посчитайте, какую долю в них составляет каждая из 5 категорий доходов (зарплата членов семьи, социальные выплаты, доходы от предпринимательской деятельности, от продажи собственности, другие доходы). Что вы отнесли к категории «Другое»? Спросите у родителей, поменялась ли структура доходов вашей семьи за последние 10 и 20 лет? Если да, то как? Как, по вашему мнению, должна поменяться структура доходов ваших родителей в будущем (через 10-20 лет)?
Посчитай Доходы: как рассчитать свой чистый месячный доход?[40] Сергей решил рассчитать свой чистый месячный доход. Он рассуждал так: «Мой доход состоит только из зарплаты, которая составляет 30 тыс. р. в месяц. Инвентаризационная стоимость моей квартиры – 2 млн р., кадастровая стоимость земли, на которой находится моя дача, – 1 млн р. НДФЛ составляет 13 %, налог на имущество – 0,5 % и земельный налог – 0,3 %.» Помогите Сергею определить, каков его чистый месячный доход после уплаты всех налогов?  
Посчитай Доходы: как рассчитать чистую зарплату без налогового вычета и с налоговым вычетом[41] Константин решил рассчитать свой чистый месячный доход. Его зарплата составляет 30 тыс. р. в месяц. Ему полагается налоговый вычет 3 тыс. р. Какова его чистая зарплата после уплаты НДФЛ, если он не использует право на получение налогового вычета, и если он использует это право? Каков порядок предоставления налогового вычета? Составьте пошаговую инструкцию действий для Константина.
Как поступить? Заработная плата в конверте[42] Окончив университет, Егор устроился на работу, и пришло время получать свою первую зарплату. Оказалось, ее выдают в конверте, а расписался Егор за гораздо меньшую сумму. Подумай: чем в будущем может обернуться зарплата в конверте? В чем состоят риски получения зарплаты в конверте для работника?
Как поступить? Заработная плата: повременная или сдельная?[43] Иван трудоустраивается и ему предложили получать переменную (сдельную) заработную плату. Друзья не советуют – вдруг будет нестабильно? Спросите у родителей, какой вид оплаты труда у них, довольны ли они им или хотели ли бы поменять? Какой вид оплаты ближе лично вам? На каких видах работ наиболее распространены переменные зарплаты? Как вам кажется, почему именно на этих работах компании пытаются привязать зарплаты сотрудников к результату? С какими негативными последствиями могут столкнуться в случае переменной (сдельной) оплаты работники, а с какими – работодатели?
Найди информацию Налоги, которые платят твои родители[44] Узнайте, какие налоги платят физические лица в нашей стране? Расспросите у родителей, какие налоги платит твоя семья. Опишите, что является объектами налогообложения. Составьте реестр налогов, которые должны платить наши сограждане. Предположите, в каком виде и на сайтах каких государственных структур должна быть представлена эта информация. Проверьте свою гипотезу, используя Интернет.
Посчитай Налоги, уточняем, сколько платят твои родители[45] а) Узнайте у родителей, платят ли они имущественный, земельный или транспортный налог. Какие ставки налогов применялись в вашем случае? Какая была база для этих налогов? б) Если у ваших родителей имеется транспортное средство, определите с помощью сайта www.glavbukh.ru/calc, на сколько увеличится налог при увеличении мощности двигателя на 50 л. с. в) Используя данные о стоимости недвижимости в вашем регионе, определите, на сколько увеличится налог при переходе на рыночные цены при расчете базы налога на имущество, если ставка налога останется на текущем уровне. Чтобы определить стоимость недвижимости в вашем регионе, используйте оценки риелторов. Например, можно воспользоваться сайтом www.rosrealt.ru. г) На сколько правительство должно снизить ставку имущественного налога, чтобы при новой схеме оценки стоимости жилья вы платили столько же, сколько при старой?  
Оформляем финансовые документы Налоги: если приобрели или сдаем квартиру[46][47] Скачайте с сайта http://www.nalog.ru/fl/fl_ndfl пример заполнения налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за прошлый год. Назовите листы декларации, которые надо заполнить, распечатать и подать в налоговый орган с целью оплаты налога на доход от сдачи квартиры. Объясните, какой лист декларации (форма 3-НДФЛ) надо заполнить, и на какой вид налогового вычета можно рассчитывать в случае приобретения квартиры.  
Найди информацию Налоги: платить как можно больше[48] В Индонезии ежегодно публикуется список 200 частных компаний и физических лиц, уплативших самый крупный подоходный налог. Их отмечают почетными грамотами, которые по традиции вручает президент государства. В результате добросовестные налогоплательщики делают себе хорошую рекламу, повышают авторитет, а также получают налоговые послабления. Какие еще способы используют разные государства для того, чтобы мотивировать граждан к уплате налогов? Найдите информацию и презентуйте ее в классе.
Посчитай Налоги: санкции за неуплату[49] Екатерина не уплатила вовремя налог на имущество в размере 100 тыс. р. Указанную задолженность она погасила только через 100 дней. Ставка рефинансирования Банка России в этот период составляла 10 % (или 0,1 в виде десятичной дроби). Помогите Екатерине рассчитать пеню.  
Посчитай Налоги: считаем сумму за год[50] Узнайте у родителей, платят они НДФЛ самостоятельно, или за них платит налоговый агент. Какая общая сумма налога была выплачена государству в прошлом году из доходов ваших родителей? Сравните с суммой, которую государство выплатило вашим бабушкам и дедушкам в виде пенсий за год.
Посчитай Налоговый вычет: как его рассчитать[51] Евгений решил рассчитать размер налогового вычета, который ему полагается. В прошлом году его совокупная зарплата за год, облагаемая по ставке НДФЛ в 13 %, составила 200 тыс. р. В том же году он заплатил за свое обучение 50 тыс. р. и решил запросить социальный налоговый вычет по расходам, связанным со своим обучением. Каков будет размер вычета?  
Как поступить? Налоговый вычет: порядок получения[52] Петр Иванович составил следующее заявление: Руководителю Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Волгоградской области Петра Ивановича Иванова, проживающего по адресу: Волгоград, ул. Вишневая, д. 186, кв. 343 ИНН: 345678901111 заявление о предоставлении социального налогового вычета В соответствии с положениями пп. 2 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ прошу по доходам за 2013 г. предоставить мне социальный налоговый вычет по суммам, затраченным на мое обучение в университете и обучение моего сына в колледже на общую сумму 110 000 руб. Прилагаю следующие документы: • копия договора с университетом на мое обучение; • копия договора с колледжем на обучение сына; • копия лицензии университета; • копия лицензии колледжа; • копия квитанций об оплате моего обучения в университете; • копия платежного поручения об оплате обучения сына в колледже; • копия свидетельства о рождении сына; • справка с места обучения сына; • справка 2-НДФЛ о доходах за 2013 г. 15.03.2014 г. Иванов ______________ ________________ (дата) (подпись) Каковы его дальнейшие действия? Составьте пошаговую инструкцию действий Петра Ивановича.

 

Раздел 2. Финансовое планирование и бюджет

Посчитай Потребности и желания[53] Подумайте, какую крупную покупку вы хотели бы сделать, когда начнете работать. Это может быть мотоцикл, кругосветное путешествие, ремонт в квартире – что угодно, на что вам придется копить больше года. А. Сколько стоит эта вещь сегодня? Какую зарплату вы рассчитываете получать в первые несколько лет и сколько готовы откладывать? Б. Узнайте в Интернете прогноз инфляции на следующие несколько лет. Обычно такие прогнозы делают Международный валютный фонд (МВФ) и Министерство экономического развития РФ. Сколько может стоить выбранная вещь через год? 2 года? 3 года? Сколько времени вам понадобится, чтобы накопить на нее, если не пользоваться услугами финансовых организаций? Какие другие финансовые инструменты можно привлечь, чтобы осуществить задуманное?
Посчитай Семейные средства: Как сэкономить на лампочках[54] Рассчитайте, используя метод общей стоимости владения (ОСВ), что выгоднее: повесить в квартире 20 обычных лампочек или 20 энергосберегающих? Параметры: Обычная лампочка / Энергосберегающая лампочка. Цена: 20 р. / 150 р. Потребление электроэнергии: 100 Вт / 20 Вт. Срок жизни: 6 мес. / 3 года. Стоимость 1 кВт ч электроэнергии: 3 р. Каждая лампа в вашем доме горит в среднем по 1200 ч в год.  
Найди информацию Семейные средства: как сэкономить[55] Вы можете слышать много советов о том, как можно сэкономить семейные средства. Составьте список услышанных или прочитанных вами советов. Обсудите его с родными и друзьями и спросите, как экономят они. Пользуются ли они чем-то из этого списка? Есть ли у них что добавить? Поищите самостоятельно в Интернете дополнительные способы экономии. Запишите способы экономии, о которых вы узнали. Попробуйте их сгруппировать. Поделиться информацией с классом.
Как поступить?

Семейный бюджет: как сделать шаблон расчета [56]

Екатерина договорилась с родителями, чтобы они выделили 1-2 часа на составление вместе с ней семейного бюджета. Конечно, родители не собирали чеки за прошедший месяц, поэтому бюджет будет приблизительным. Екатерина попросила вас составить таблицу-шаблон, в которой были бы перечислены основные статьи семейных доходов и расходов. Какие статьи расходов / доходов обязательно надо включить в шаблон?

Доходы Сумма, р. Расходы Сумма, р.
       
       

 

Сравните свой шаблон с получившимся шаблоном Екатерины:

Доходы Сумма, р. Расходы Сумма, р.
Фиксированный оклад всех членов семьи (за вычетом налогов)   Выплаты по кредитам  
Переменная зарплата всех членов семьи (за вычетом налогов)   Оплата аренды жилья  
Доходы от частного предпринимательства (за вычетом налогов)   Оплата коммунальных счетов  
Разовые доходы от подработок (за вычетом налогов)   Продукты питания  
Социальные пособия, стипендии, пенсии (только денежные)   Прочие расходы  
Доходы от сдачи недвижимости в аренду (за вычетом налогов) Проценты по банковским вкладам (за период)   Бытовая химия и принадлежности Косметика и средства личной гигиены  
Прочие доходы от вложения семейных сбережений (за период, за вычетом налогов)   Одежда и обувь  
Денежная помощь от родственников   Услуги связи (счета за мобильный и домашний телефоны, Интернет, платное ТВ)  
    Одноразовые бытовые услуги (химчистка, ремонт бытовой техники и пр.)  
    Одноразовые покупки для дома (бытовая техника, электроника, мебель)  
    Бензин  
    Одноразовые траты, связанные с автомобилем (ремонт, мойка, обновление страховки и т. д.)  
    Общественный транспорт  
    Медицина + лекарства  
    Платное образование (включая платные кружки для младших детей и дополнительное образование)  
    Развлечения (кино, рестораны, пресса, платные фильмы и игры дома и т. д.)  
    Путешествия, туризм  
    Одноразовые покупки для хобби (например, спортивный инвентарь)  
    Услуги парикмахерских, салонов красоты и т. д.  
    Уход за домашними животными  
    Взносы на страхование (кроме авто)  
    Подарки друзьям и родственникам  
    Денежная помощь родственникам  
Всего доходов:     Всего расходов:  
Дефицит / профицит        

 

Почему шаблоны, разработанные разными людьми, будут отличаться? Какие факторы влияют на выявление приоритетных статей бюджета?
Посчитай Семейный бюджет: считаем вместе с родителями[57] А. Обсудите с родителями ваши семейные финансовые цели. Постарайтесь, чтобы цели звучали как можно более конкретно. Определите приоритетные. Б. Сколько нужно сберегать в месяц, чтобы достичь целей в желаемый срок? Сберегаете ли вы столько сегодня? В. Обсудите, есть ли возможность увеличить доходы семьи. Если да, то какая? Г. Обсудите и запишите основные меры экономии, которые могут сократить ваши расходы (вернитесь к теме 2 «Контроль семейных расходов»). Во сколько вы оцениваете ежемесячную экономию? Д. Сможете ли вы после выполнения пункта (Г) сберегать столько, сколько хотите, или вам придется от чего-то отказаться? Узнайте, какие расходы готовы сократить члены вашей семьи ради достижения общей цели. Е. Насколько вам удалось сузить круг расходов после выполнения пунктов (Г) и (Д)? Считают ли ваши родители этот план реалистичным? Если на последний вопрос вы ответили «да», постарайтесь в следующем месяце реализовать то, что задумали.  
Оцени риски Семейный бюджет: планируем свадьбу[58] Людмила и Руслан мечтают красиво отпраздновать свадьбу и провести медовый месяц в Италии. Они подсчитали, что для этого нужно 100 тыс. р. Проверьте просчеты Людмилы и Руслана. Достаточный ли бюджет они заложили на поездку?  

Раздел 3. Личные сбережения

Найди информацию Личные сбережения: в какой валюте копить?[59] Если вы копите на конкретную покупку, лучше всего сделать вклад в той же валюте, в которой вы собираетесь за покупку расплатиться, т. е. если вы хотите купить телевизор в России, вам подойдут рубли. А если вы едете учиться в Чехию, лучше сберегать в евро. Составьте список предполагаемых товаров и услуг, в котором нам могли бы потребоваться разные валюты. Объясните, почему финансисты советуют о вкладах в разных валютах? Сравните прибыльность вкладов в разных валютах на примере трех банков по вашему выбору.
Посчитай Личные сбережения: выгодно ли вкладывать в облигации?[60] В ноябре 2012 г. на сайте РБК вышла статья под заголовком «Эксперты назвали самые прибыльные акции следующего года». Прочтите выдержку из этой статьи, найдите на портале www.quote.rbc.ru котировки этих акций в 2013 г. и проверьте, какой была доходность по каждой из них за 2013 г. Если бы в начале 2013 г. ваши родители вложили 30 000 р. в акции и распределили бы свой портфель поровну между всеми акциями, упомянутыми в статье, сколько бы они получили чистого дохода / убытка? Можно ли однозначно сказать, что выгоднее с точки зрения личных сбережений: акции или облигации?
Посчитай Личные сбережения: доходность акций[61] В январе Глеб купил 100 акций текстильной компании по цене 70 р. / шт. В марте компания объявила дивиденды в размере 2 р. 30 к. на акцию. В июле Глеб продал акции за 73 р. / шт. Сколько составила чистая годовая доходность (после уплаты налогов)?  
Посчитай Личные сбережения: доходность облигаций [62] Алина купила облигации номиналом 1000 р. со сроком погашения через 2 года и купоном 8 % с выплатой 1 раз в полгода. Она приобрела их за 860 р. за облигацию. Какова чистая ожидаемая годовая доходность (после уплаты налогов, без учета последующего инвестирования купонного дохода)?  
Посчитай Личные сбережения: как накопить?[63] Сергей Григорьевич хочет купить машину за 600 тыс. р. У него есть только 200 тыс., но ему не хочется влезать в долги. Он подсчитал, что мог бы откладывать с зарплаты на эту серьезную покупку по 20 тыс. в месяц. Сколько времени вам потребуется, чтобы накопить необходимую сумму? Предложите несколько возможных вариантов накопления средств (произведя соответствующие расчеты), указав их «плюсы» и «риски».
Как поступить? Личные сбережения: как сохранить?[64] Елена Степановна получила в наследство от родственницы квартиру в другом городе. Переезжать в тот город она не собирается и поэтому продала квартиру за 4 млн р. Она пока не решила, на что потратить деньги, и положила их в банковский сейф. Теперь она не боится, что их украдут, но, зная, что деньги со временем обесцениваются, хочет уберечь их от инфляции. Посоветуйте Елене Степановне, как их сохранить. Предложите несколько возможных вариантов сбережения средств (произведя соответствующие расчеты), указав их «плюсы» и «риски».
Как поступить? Личные сбережения: когда есть цель[65] Подруге, давно мечтающей поехать поучить английский язык за границей, в декабре заплатили на работе премию в 100 тыс. р. Через Интернет она нашла курсы в Европе, где обучение и проживание стоят 4 тыс. евро. Подруга решила не тратить полученную премию, а отложить, чтобы поехать учиться в июле. Как ей в этом поможет банк? Сколько еще ей надо собрать денег, чтобы хватило на поездку?  
Как поступить? Личные сбережения: может быть в золоте?[66] Ты наверняка знаешь, что золото воспринимается многими как верный инструмент сохранения сбережений. Золото веками воспринималось как деньги, и до сих пор, когда речь заходит о том, как сберечь накопления от инфляции, на ум в первую очередь приходит именно этот металл. Однако приобрести золото – не всегда значит сделать выгодное вложение. В каких случаях приобретение золота можно рассматривать как выгодное вложение? А в каких оно может быть сопряжено с рисками?
Посчитай Личные сбережения: насколько выгодны облигации?[67] У Сергея есть 47 000 р., которые он может положить в банк или вложить в фондовый рынок. Он подумывает о покупке облигаций компании «Х». Эти облигации сегодня торгуются по 4700 р. за штуку, и он как раз может купить 10 штук. Облигации имеют срок погашения через 3 года, номинал 5000 и купон в размере 8 % с выплатой раз в полгода. Что означают слова «срок погашения», «номинал» и «купон»? Каков будет доход, если Сергей вложит 47 000 р. в эти облигации? Должен ли он будет уплатить налог с этого дохода? Можно ли однозначно сказать, что облигация– самая выгодная форма размещения сбережений? Ответ подкрепите расчетами-примерами.
Посчитай Личные сбережения: облигации или вклад?[68] Что выгоднее: дисконтная (бескупонная) корпоративная облигация с номиналом 58 р. и выплатой через 2 года, которая сегодня стоит 50 р., или сберегательный вклад на 2 года со ставкой 8 % и выплатой процентов в конце срока? Можно ли однозначно сказать, что выгоднее: облигация или вклад? Ответ подкрепите расчетами-примерами.
Как поступить? Личные сбережения: Обманутые вкладчики обращаются к Президенту РФ[69] В середине 2012 г. на портале РБК появилась следующая новостная статья: 30 августа более 70 обманутых вкладчиков ОАО «Мобилбанк» провели митинг протеста возле здания банка. Митинг был ранее санкционирован в Правительстве Москвы. 9 августа 2012 г. Банк России отозвал у ОАО «Мобилбанк» лицензию на осуществление банковских операций. В результате более тысячи вкладчиков, имевших вклады в ОАО Мобилбанке размером более 700 тыс. р., потеряли часть своих сбережений безвозвратно......Обманутые вкладчики требовали от руководства банка выйти к ним. По всему периметру здания ОАО Мобилбанка на улице Солянка стояли пикетчики с лозунгами и фотографиями «человека-невидимки» и рисунками с изображением пирамиды из долларов. В конце митинга вкладчики наклеили плакаты с требованиями на двери, вывеску и стены банка. На митинге было собрано более 50 подписей под обращением к Президенту РФ Владимиру Путину и главе ЦБ Сергею Игнатьеву. Обманутые вкладчики планируют собрать подписи всех людей, пострадавших от банкротства банка и потерявших свои деньги (таких больше тысячи человек). Текст обращения: «Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Сергей Михайлович! 9 августа 2012 года ЦБ отозвал у ОАО «Мобилбанк» лицензию на осуществление банковских операций......Все мы, вкладчики, имевшие на счетах ОАО «Мобилбанк» вложения больше 700 тыс. р., потеряли их безвозвратно. Мы не миллионеры и не олигархи, среди нас много людей, занимающихся малым бизнесом, менеджеров среднего звена, пенсионеров, которые в результате мошеннических действий владельцев банка потеряли свои накопления. Для большинства из нас это были единственные сбережения......Руководство и владельцы ОАО «Мобилбанк» целенаправленно осуществляли банкротство банка, не принимая должных мер по восстановлению его платежеспособности, выдавая сомнительным (нередко «родственным») компаниям невозвратные кредиты, не обеспечивая необходимый резерв, безосновательно скупая ценные бумаги (на момент отзыва лицензии они составили порядка 50 % активов банка). С 2010 года 50,33 % акций банка принадлежали ZZZ – партнеру ХХХ. Именно его интересы представлял формальный держатель контрольного пакета. И именно он некогда значился председателем правления банка «Московский капитал», в отношении которого три года назад была запущена процедура банкротства при схожих обстоятельствах. В 2009 г. XXX и его сын «оставили у разбитого корыта» тысячи клиентов банка «Московский капитал», потратив их деньги на высокорискованные кредиты. Именно финансовые интересы XXX представлял держатель контрольного пакета акций «Мобилбанка», убыток которого всего за год вырос с 17 до 113 млн р. Только за июнь текущего года банк 29 раз нарушал нормативы, установленные ЦБ РФ (норматив достаточности капитала снизился до 6,75 %)...» Вопросы: 1. Почему обманутые вкладчики пишут, что потеряли именно ту часть сбережений, которая превышала 700 тыс. р.? Есть ли у них шанс вернуть оставшиеся деньги? Должно ли им помочь в этом государство? 2. Какие две ошибки совершили вкладчики, размещая средства в «Мобилбанке»? Разработайте инструкцию для вкладчиков, которая бы позволила избежать ошибок впредь.

Раздел 4. Кредитование



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.023 с.)