Принципы медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях



ОБЪЕКТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ освоения ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина рассматривает вопросы, связанные с подготовкой квалифицированных кадров для работы в системе МЧС ДНР по направлению пожарная безопасность.

    Цель и задачи дисциплины.

      Цель учебной дисциплины - целенаправленно поэтапно обучить основам оказания первой помощи в экстремальных ситуациях с применением тренажерного комплекса.

Медицинская подготовка предусматривает - освоение теоретических знаний и навыков по срочному выполнению мероприятий, необходимых при несчастных случаях и внезапных заболеваниях, меры срочной помощи раненым или больным людям, предпринимаемые до прибытия врача или до помещения больного в больницу.

 При несчастных случаях, травмах или внезапных заболеваниях пострадавший нередко находится в состоянии, когда ему необходима немедленная помощь. Обычно несчастный случай происходит в неблагоприятных для оказания помощи условиях, когда нет соответствующих медикаментов, инструментов, квалифицированных медицинских работников.

  Тем не менее первая помощь должна быть оказана, так как подчас она определяет дальнейшее течение болезни, а иногда имеет решающее значение для сохранения жизни пострадавшего.

  Рост числа экстремальных ситуаций (техногенных и природных катастроф, межнациональных конфликтов, террористических актов) за последние годы, диктует необходимость подготовки специалистов, способных оказывать помощь жертвам подобных ситуаций.

Актуальность дисциплины связана с национальным богатством ДНР – здоровьем людей. Поэтому значительное внимание в материале предмета уделено рассмотрению вопросов оценки состояния здоровья человека, а также приобретению практических навыков оказания первой помощи. Во всех случаях правильная и своевременная оказанная первая помощь облегчает страдания пострадавшего и улучшает прогноз болезни.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-6);

способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен

Знать:

- основные требования руководящих документов в области оказания первой помощи пострадавшим в результате ЧС;

- понятийный аппарат материала курса, отражающий отечественный и зарубежный опыт мероприятий первой помощи;

- принципы организации самостоятельной работы в системе МЧС;

- основы законодательства в области безопасности жизнедеятельности, правовые и нормативные аспекты оказания первой помощи;

Уметь:

- выбирать наиболее оптимальные способы для решения конкретной профессиональной задачи;

- правильно анализировать и обобщать информацию, принимать верные решения в условиях лимита времени;

- самоорганизовывать свою служебную деятельность, выбирать правильное решение оперативной задачи по оказанию первой помощи пострадавшему;

- оценивать, анализировать, критически осмысливать ситуацию эффективно решать профессиональные и социальные задачи;

- организовывать свою работу по самообразованию с использованием современных знаний и нормативной базы в области оказания первой помощи;

Владеть:

- навыками практического примене­ния полученной информации для эффективного оказания первой помощи пострадавшим;

- навыками логического мышления, анализа, синтеза, классификации и обобщения;

- навыками практического примене­ния самостоятельно полученной информации для оперативного принятия решений по оказанию первой помощи пострадавшим;

- навыками практического примене­ния полученной информации для целей оказания первой помощи пострадавшим в ЧС;

- навыками психологической и умственной организации своей работы в отсутствии контролирующего элемента.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЕ

Обучающиеся должны владеть базовыми знаниями в области естественных наук (анатомии и физиологии человека, биологии, химии) и основ безопасности жизнедеятельности, уметь пользоваться общенаучными принципами и логическими понятиями. Содержание дисциплины базируется на теоретических обобщениях и практических выводах таких дисциплин как «Физика», «Химия».

Знания и навыки, полученные обучающимися при изучении дисциплины «Медицинская подготовка», являются основой для сдачи зачета.

 

Тема 1.

Учебный вопрос 1.

Учебный вопрос 2.

Виды медицинской помощи

Вид медицинской помощи - это перечень (комплекс) лечебно-эвакуационных мероприятий, осуществляемых (проводимых) при воздействии различных поражающих факторов, как самим пострадавшим населением, так и службой здравоохранения в районах (очагах) катастроф в учреждение здравоохранения (этапах медицинской эвакуации).

При ЧС в очагах массового поражения оказываются следующие виды медицинской помощи (таблица):

· первая медицинская помощь;

· доврачебная помощь;

· первая врачебная помощь;

· квалифицированная медицинская помощь;

· специализированная медицинская помощь.

 

Первая медицинская помощь – вид медицинской помощи, включающий комплекс простейших медицинских мероприятий, выполняемых непосредственно на месте поражения или вблизи него в порядке само- и взаимопомощи, а также участниками аварийно-спасательных работ с использованием табельных и подручных средств. Включает в себя мероприятия по прекращению воздействия факторов, способных утяжелить состояние пораженных (больших) или привести к смертельному исходу, устранение явлений, непосредственно угрожающих их жизни (кровотечения, асфиксия и др.), проведение мероприятий по предупреждению осложнений и обеспечению эвакуации пораженных (больных) без существенного ухудшения их состояния.

     Доврачебная помощь – вид медицинской помощи, мероприятия которой дополняют первую медицинскую помощь. Имеет своей целью устранение и предупреждение расстройств (кровотечения, асфиксии, судорог и др.), угрожающих жизни пораженных (больных) и подготовку их к дальнейшей эвакуации. Доврачебная помощь оказывается фельдшером или медицинской сестрой с использованием табельных средств медицинского имущества в очаге (зоне) поражения.

     Первая врачебная помощь – вид медицинской помощи, включающий комплекс лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачами (как правило, на этапе медицинской эвакуации) и направленных на устранение последствий поражений (заболевания), непосредственно угрожающих жизни пораженных (больных), а также профилактику осложнений и подготовку пораженных (больных) при необходимости к дальнейшей эвакуации.

     Квалифицированная медицинская помощь – вид медицинской помощи, включающий комплекс исчерпывающих лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачами-специалистами различного профиля, в специализированных лечебных учреждениях с использованием специального оснащения, основными видами специализированной медицинской помощи, оказываемой при различных чрезвычайных ситуациях, является нейрохирургическая, офтальмологическая, травматологическая, токсикологическая, педиатрическая и др.

     Специализированная медицинская помощь – вид медицинской помощи, включающий комплекс исчерпывающих лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачами-специалистами различного профиля в специализированных лечебных учреждениях с использованием специального оснащения.

           

Учебный вопрос 3.

Учебный вопрос 4.

Учебный вопрос 5.

Вопросы для самоконтроля

 

Вопрос 1

Начальным видом оказания медицинской помощи пострадавшим считается

 

1) первая врачебная

2) само- и взаимопомощь

3) первая медицинская

4) специализированная

 

Вопрос 2

Формой оказания первой медицинской помощи потерпевшим, находящимся в состояниях, представляющих угрозу жизни пациентасчитается

1) доврачебная медицинская помощь

2) экстренная медицинская помощь

3) квалифицированная медицинская помощь

4) само- и взаимопомощь

 

Вопрос 3

     Спасатели в очагах массового поражения при чрезвычайной ситуации оказывают следующий вид медицинской помощи

 

1) квалифицированную медицинскую помощь

2) специализированную медицинскую помощь

3) доврачебную помощь

4) первую медицинскую помощь

 

Вопрос 4

Комплекс простых, целесообразных мероприятий, выполняемый на месте поражения в порядке само- и взаимопомощи, а также участниками аварийно-спасательных работ с использованием табельных и подручных средств и направленный на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего - это

 

1) доврачебная помощь

2) первая помощь

3) скорая медицинская помощь

4) специализированная помощь

 

Вопрос 5

     Временная остановка наружного кровотечения всеми доступными средствами - наложением жгута, давящей повязки, пальцевым прижатием магистральных сосудов – относится к

 

1) первой помощи

2) доврачебной помощи

3) квалифицированной помощи

4) первой врачебной помощи

 

Вопрос 6

     Сроки оказания первой медицинской помощи:

 

1) до 8-12 часов

2) в течение 30 минут – 1 часа

3) до 3-6 часов

4) в течение 30 минут

 

Вопрос 7

     Какой законодательный акт ДНР регламентирует ответственность за неоказание помощи – «оставление в опасности», «неоказание помощи больному»

 

1) Уголовный Кодекс ДНР

2) Закон ДНР «О здравоохранении»

3) Закон ДНР «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя»

4) Приказ Минздрава ДНР «О Государственной службе медицины катастроф»

Рекомендуемая литература:

1. Уголовный кодекс ДНР, утвержденный Постановлением Верховного Совета ДНР от 19.08.2014 г. № ВС 28-1, ст. 125, 126.

2. Закон ДНР от 18.03.2016 № 115-IНС «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя».

3. Закон ДНР «О здравоохранении», принятом Постановлением Народного Совета 24.04.2015 г. № 42-IHC, ст. 2, 28, 30.

4. Пособие для медицинских работников МЧС/под ред. Э.Я. Фисталя, В.В. Черкесова. – Донецк, 2016 – 350 с.

Тема 2.

Учебный вопрос 1.

Учебный вопрос 2.

Учебный вопрос 3.

Учебный вопрос 4.

Вопросы для самоконтроля

 

Вопрос 1

Медицинское обеспечение в системе МЧС ДНР регламентируется

 

1) Приказом Министерства здравоохранения ДНР «О Государственной службе медицины катастроф Донецкой Народной Республики» от 27.10. 2016 № 1265.

2) Временным положением об организации медицинского обеспечения, утвержденным Приказом МЧС ДНР от 26.07.2016 г. № 713.

3) Приказом Министерства здравоохранения ДНР «О Государственной службе медицины катастроф Донецкой Народной Республики» от 27.10. 2016 № 1265.

4) Законом ДНР от 18.03.2016 № 115-IНС «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя».

 

Вопрос 2

     Комплекс медицинских, организационных и технических мероприятий по розыску пораженных (больных), их сбору, сортировке, доставке (транспортировке) в лечебно-профилактические учреждения, оказанию необходимой медицинской помощи, лечению и медико-психологической реабилитации - это

 

1) специализированная медицинская помощь

2) медицинская эвакуация

3) медицинская сортировка

4) лечебно-эвакуационное обеспечение

 

Вопрос 3

Аптечка индивидуальная АИ-4 - штатное средство оказания само- и взаимопомощи в случае

1) ранений или поражений оружием массового поражения

2) бытовых отравлений

3) бактериологического заражения

4) дорожно-транспортного происшествия

 

Вопрос 4

В Донецкой Народной республике комплектации изделиями медицинского назначения и лекарственными препаратами аптечек для оказания первой помощи представлены и регламентированы

 

1) Законом ДНР от 18.03.2016 № 115-IНС «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя»

2) Временным положением об организации медицинского обеспечения, утвержденным Приказом МЧС ДНР от 26.07.2016 г. № 713

3) Приказом Министерства здравоохранения ДНР «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями наборов для оказания первой помощи» от 03.11.2015 № 012.1/501

4) Законом ДНР «О здравоохранении» от  24.04.2015 г. № 42-IHC

Рекомендуемая литература:

1. Временное положение об организации медицинского обеспечения,  утвержденное Приказом МЧС ДНР от 26.07.2016 г. № 713.

2. Приказ Министерства здравоохранения ДНР «О Государственной службе медицины катастроф Донецкой Народной Республики» от 27.10. 2016 № 1265.

3. Приказ Министерства здравоохранения ДНР «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями наборов для оказания первой помощи» от 03.11.2015 № 012.1/501.

4. Пособие для медицинских работников МЧС/под ред. Э.Я. Фисталя, В.В. Черкесова. – Донецк, 2016 – 350 с.

5. Курс лекций по теоретической подготовке спасателей АСГ «Медицинская подготовка». - Управление по делам ГО и ЧС В. Новгорода. Профессиональное аварийно-спасательное формирование. - В.Новгород, 2005. – 36 с.

Тема 3.

Введение

Анатомия и физиология являются основами теоретической и практической медицины. Без твердого знания строения человеческого тела и физиологических функций невозможно усвоение основ оказания первой медицинской помощи.

Анатомия – это наука, изучающая строение человека, его органов и тканей.

Физиология – наука, изучающая функции целостного организма, отдельных его органов и систем.

Органы специализированы на выполнении определенных функций. Как правило, на организменном уровне органы объединены в системы, например, система органов кровообращения, дыхания, выделения и т.д.

Учебный вопрос 1.

Мышечная система

Различают 2 типа мышц – гладкие и поперечно-полосатые скелетные). Гладкие мышцы входят в состав стенок полых внутренних органов за исключением сердечной мышцы. Поперечно-полосатые мышцы прикрепляются к костям скелета, обеспечивают положение тела в пространстве и его движение.

Регуляция движения осуществляется ЦНС на основе безусловных и условных рефлексов. Чувствительные нервные окончания, находящиеся в каждом мышечном волокне, воспринимают информацию о тонусе мышечных волокон, степени их сокращения и передают ее в спинной и головной мозг, где в области передней центральной извилины находится зона двигательного анализатора. Кора осуществляет контроль движений, которые выработались у человека в процессе жизни, осуществляя условно рефлекторную регуляцию. В регуляции безусловно рефлекторных движений принимает участие мозжечок (токсическое его повреждение с расстройством регуляции можно наблюдать у пьяного человека).

 

Учебный вопрос 2.

Учебный вопрос 3.

Учебный вопрос 4.

Система органов дыхания

Система органов выделения

Дыхательная система осуществляет газообмен между организмом человека и воздухом атмосферы. Она включает в себя воздухоносные пути и легкие, в которых и происходит процесс газообмена. Воздухоносные пути начинаются носовой полостью, далее следуют гортань, трахея, бронхи. Воздух через наружные отверстия (ноздри) поступает в полость носа, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине имеются три носовые раковины. Полость носа через внутренние отверстия сообщается с носоглоткой.

Далее воздух попадает в гортань, которая состоит из нескольких хрящей, укрепленных связками, и подъязычной кости. От отростков черпаловидных хрящей к внутренней поверхности щитовидного хряща протягиваются голосовые связки, между которыми находится голосовая щель.

Гортань на уровне 6–7 шейного позвонка переходит в дыхательное горлотрахею. Она состоит из 16–20 хрящевых полуколец, объединенных сзади соединительнотканной перепонкой. Нижний конец трахеи делится на два главных бронха. Они многократно ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Самые тонкие веточки называются бронхиолами. Бронхиолы переходят в альвеолярные ходы, на стенках которых находятся многочисленные тонкостенные выпячивания - альвеолы, оплетенные капиллярами.

Легкие занимают почти весь объем грудной полости и представляют собой упругие губчатые органы, богатые эластичными волосками и густо пронизанные кровеносными сосудами.

В центральной части легких располагаются корни легких, куда входят бронхи, легочная артерия, нервы, а выходят легочные вены. Правое легкое делится бороздами на три доли, левое - на две. Снаружи легкие покрыты плеврой, которая состоит из двух листков. Между этими листками находится плевральная полость с небольшим количеством жидкости, уменьшающая трение листков при дыхательных движениях легких.

Рис.5. Дыхательная система

1 – носовая полость; 2 – ротовая полость; 3 – язычок; 4 – язык; 5 – глотка; 6 – надгортанник; 7 –черпаловидный хрящ; 8 – гортань; 9 – пищевод; 10 – трахея; 11 – верхушка легкого; 12, 17 – левое и правое легкое; 13, 16 – бронхи; 14, 15 – альвеолы; 18 – полость трахеи; 19 – перстневидный хрящ; 20 – щитовидный хрящ; 21 – подъязычная кость; 22 – нижняя челюсть; 23 – преддверие рта; 24 – ротовое отверстие; 25 – твердое нёбо

Дыханием называется процесс газообмена между организмом и окружающей средой. Органы дыхания состоят из воздухоносных путей и легких. Легкие занимают почти весь объем грудной полости и представляют собой упругие губчатые органы.

Газообмен в легких и тканях, т.е. перенос кислорода из окружающей среды к клеткам, где он вступает в химические реакции, включает ряд стадий: 1) Вентиляция легких (доставка О2 в альвеолы); 2) Диффузия О2 из альвеол в кровь легочных капилляров; 3) Перенос О2 кровью к капиллярам тканей; 4) Диффузия из капилляров в окружающие ткани.

1 и 2 стадии называются легочным (внешним) дыханием, а 4 – тканевым дыханием.

Вдыхаемый воздух содержит 79% азота, 21% О2 и 0,03% диокиси углерода. В основе газообмена в легких лежит разность концентрации газов: концентрация кислорода в поступившем в альвеолы воздухе выше, чем в легочных капиллярах, поэтому кислород из альвеол диффундирует через стенки кровеносных капилляров в кровь, насыщает ее и проникает в эритроциты, где вступает в непрочное соединение с гемоглобином, образуя оксигемоглобин. При взаимодействии гемоглобина с кислородом концентрация свободного кислорода в плазме понижается, что способствует диффузии новых порций кислорода из альвеол и полному насыщению гемоглобина кислородом. Насыщенная кислородом кровь по капиллярам поступает в органы и ткани. Газообмен в тканях происходит по тому же принципу, что и в легких.

В оттекающей из органов венозной крови СО2 находится как в связанном, так и в растворенном состоянии в виде угольной кислоты, которая в капиллярах легких легко распадается на Н2О и СО2. В легких, куда поступает венозная кровь, О2 снова насыщает кровь, а СО2 из зоны высокой концентрации (легочные капилляры) переходит в зону низкой концентрации (альвеолы).

Система органов выделения

В процессе жизнедеятельности образуются продукты распада, которые выделяются почками. Почки - парные органы, расположенные в забрюшинном пространстве в поясничной области с обеих сторон позвоночника. Они имеют бобовидную форму. Из них берет начало мочеточник, впадающий в мочевой пузырь. Левая почка располагается несколько выше, чем правая. Верхний конец левой почки находится на уровне середины одиннадцатого грудного позвонка, а верхний конец правой почки соответствует нижнему краю этого позвонка. От почек отходят мочеточники. Они имеют форму трубок длиной 30-35 см и шириной до 8 мм. Мочеточники впадают в мочевой пузырь, его емкость у взрослого человека до 250-500 мл. Мочевой пузырь расположен в полости малого таза и лежит позади лобковых костей. Выведение мочи из мочевого пузыря осуществляется рефлекторно мочеиспускательным каналом.

Функции почек: почки очищают плазму крови от продуктов обмена веществ. Кроме того, через почки выводятся вещества, концентрация которых превышает норму в крови (например, вода, ионы К, Са, фосфаты).

Таким образом, функция почек заключается в избирательном удалении различных веществ с целью поддержания относительного постоянства химического состава плазмы крови и внеклеточной жидкости.

Учебный вопрос 5.

Железы внутренней секреции

Нервная система

 

Нервная система регулирует деятельность и осуществляет координацию всех систем и органов, объединяя их в единое целое.

Различают центральную и периферическую нервные системы.

Органы чувств

Органы чувств. Ощущение вкуса возникает в результате раздражения рецепторов языка специфическими веществами. В слизистой оболочке языка и мягкого неба находятся вкусовые почки или луковицы. Поверхность языка проявляет не одинаковую чувствительность к различным вкусовым раздражителям. Сладкое лучше воспринимается кончиком языка, горькое – у основания, к соленому также чувствителен кончик языка, кислое лучше воспринимается боковой поверхностью.

Органы обоняния – находятся в эпителии верхней части полости носа. У животных различают пищевую, половую, охранительную, ориентировочную функции обоняния.

Зрение – основная функция зрения состоит в различении яркости, цвета, формы, размеров наблюдаемых объектов. Наряду с другими анализаторами, зрение играет большую роль в регуляции положения тела и в определении расстояния до объекта.

Слух – орган слуха состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. Человеческое ухо способно воспринимать звуки частотой от 20 до 20 тысяч ГЦ. Физически звуки характеризуются частотой (числом периодических колебаний в секунду) и силой (амплитудой колебаний). Физиологически этому соответствуют высота звука и громкость. Звуковой спектр выражается тембром звука.

 

Железы внутренней секреции

К железам внутренней секреции относятся органы, которые совместно с нервной системой регулируют деятельность организма, всех его органов и систем. Секреты этих органов называются гормонами, поэтому система этих желез называется гормональной системой.

Основной железой служит гипофиз. Гипофиз по своим размерам является самой маленькой железой, но по значению – самой важной. Он вырабатывает до 15 видов гормонов.

Щитовидная железа, располагающаяся на передней поверхности шеи, регулирует обмен веществ в организме.

Поджелудочная железа выделяет в кровь инсулин, регулирующий обмен сахара в организме.

Надпочечники, располагающиеся над почками как шапочки, вырабатывают адреналин, регулирующий работу системы кровообращения. Гормоны половых желёз регулируют деятельность половых органов.

Заключение

Анатомия и физиология человека относится к числу биологических дисциплин, составляющих основу теоретической и практической подготовки не только медицинских работников, но и спасателей. Изучение систем человека - пищеварительной, дыхательной, нервной, органов чувств дает понимание, как человеческий организм работает в здоровом состоянии, и что с ним происходит при несчастном случае и развитии внезапной жизнеопасной ситуации. Так, теоретические и практические знания костной системы, соединения костей в скелете человека необходимы не только для понимания особенностей строения костей, суставов, но и для правильного оказания первой медицинской помощи при нарушении их нормального функционирования.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте общую характеристику костной системы человека.

2. Каковы основные функции скелета?

3. Назовите основные отделы черепа.

4. Каково строение позвоночного столба и где расположен спинной мозг?

5. Какие кости образуют грудную клетку?

6. Назовите кости, образующие скелет верхней и нижней конечностей.

7. Перечислите основные виды соединений между костями скелета.

8. Расскажите о строении сердца и его клапанного аппарата.

9. Опишите большой круг кровообращения.

10. Опишите малый круг кровообращения.

11. На каких участках возможно прижатие артерий для определения пульса или остановки кровотечения?

12. Какова роль нервной системы в организме?

13. В чем состоит роль эндокринной системы организма?

14. Расскажите о структуре организма и факторах, обеспечивающих его целостность.

Рекомендуемая литература:

 

1. Айзман Р.И. Возрастная анатомия, физиология и гигиена (для бакалавров) / Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова, Я.Л. Завьялова. - М.: КноРус, 2017. - 419 c.
2. Билич  Г.Л. Биология. Полный курс. В 4-х т.Т. 1. Биология. Полный курс: Анатомия. Физиология / Г.Л. Билич. - М.: Оникс, 2012. - 928 c.
3. Билич Г.Л. Атлас: анатомия и физиология человека / Г.Л. Билич, Е.Ю. Зигалова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c.

4. Билич Г.Л. Атлас. Анатомия и физиология человека: полное практическое пособие / Г.Л. Билич, Е.Ю. Зигалова. - М.: Эксмо, 2017. - 80 c.

5. Брусникина О.А. Анатомия и физиология человека. Рабочая тетрадь: Учебное пособие / О.А. Брусникина. - СПб.: Лань, 2018. - 144 c.

6. Гайворонский  И.В. Анатомия и физиология человека: Учебник / И.В. Гайворонский. - М.: Академия, 2019. - 208 c.

Тема 4.

Учебный вопрос 1.

Учебный вопрос 2.

Кровеносная система

Кровь, лимфа и тканевая жидкость составляют внутреннюю среду организма.

Кровь является особым видом соединительной ткани, так как образуется из соединительной ткани зародыша – мезенхимы.

Учебный вопрос 3.

Фагоцитоз

Механизм свертывания крови

Свертывание крови - переход из жидкого состояния в желеобразный сгусток — является биологически важной защитной реакцией организма, препятствующей кровопотере.

На месте ранения мелкого кровеносного сосуда создается кровяной сгусток — тромб, являющийся как бы пробкой, которая закупоривает сосуд и прекращает дальнейшее кровотечение. При уменьшении способности крови к свертыванию даже незначительные ранения могут вызвать смертельное кровотечение. Выпущенная из сосудов кровь человека начинает свертываться через 3-4 минуты, а через 5-6 минут полностью превращается в студенистый сгусток. При повреждении внутренней оболочки (интимы) кровеносных сосудов и при повышенной свертываемости крови может происходить свертывание крови и внутри кровеносных сосудов в целом организме. В этом случае тромб образуется внутри сосуда.

В основе свертывания крови лежит изменение физико-химического состояния содержащегося в плазме белка - фибриногена. Последний переходит из растворимой формы в нерастворимую, превращаясь в фибрин и образуя сгусток. Фибрин выпадает в виде длинных тонких нитей, образуя сети, в петлях которых задерживаются форменные элементы.

Для объяснения механизма свертывания крови был предложен ряд теорий. В настоящее время общим признанием пользуется ферментативная теория свертывания крови, основы которой заложены почти столетие назад А. Шмидтом. Согласно этой теории, конечным звеном свертывания является переход растворенного в плазме фибриногена в нерастворимый фибрин под влиянием фермента тромбина. Тромбина в циркулирующей крови нет. Он образуется из белка плазмы крови — протромбина, синтезируемого печенью. Для образования тромбина необходимо взаимодействие протромбина с тромбопластином (тромбокиназа), которое должно происходить в присутствии ионов кальция. Тромбопластина в циркулирующей крови также нет. Он образуется при разрушении кровяных пластинок (кровяной тромбопластин) или при повреждении тканей (тканевой тромбопластин).

Образование кровяного тромбопластина начинается с разрушения кровяных пластинок и взаимодействия выделяющихся при этом веществ с имеющимся в плазме крови глобулином - фактором V (другое его название глобулин-акцелератор) и с другим глобулином плазмы крови - так называемым антигемофилическим глобулином (другое его название тромбопластиноген), а также еще с одним веществом плазмы крови - так называемым плазменным компонентом тромбопластина (другое его название фактор Кристмаса). Кроме того, для образования кровяного тромбопластина необходимо также присутствие ионов кальция. После возникновения тромбопластина быстро начинается процесс свертывания крови.

При отсутствии в крови антигемофилического глобулина, принимающего участие в образовании тромбопластина, возникает заболевание - гемофилия, характеризующееся резко пониженной свертываемостью крови. При гемофилии даже небольшое ранение может привести к опасной кровопотере.

После перехода фибриногена в фибрин образовавшийся сгусток уплотняется, стягивается, иначе говоря, происходит его ретракция (уплотнение и закрепление тромбоцитарной пробки в поврежденном сосуде за счет фибриновых нитей). Этот процесс совершается под влиянием вещества, называемого ретрактозимом, освобождающегося при распаде кровяных пластинок.

Скопление тромбоцитов на внутренней поверхности кровеносного сосуда называют белым тромбом, потому что масса агрегирующих пластинок в свежем состоянии имеет белый цвет. Белый тромб может образовываться только в текучей крови. Он растет за счет вовлечения все новых и новых пластинок из протекающей мимо крови. Белый тромб по своей природе отличается от красного, образующегося при свертывании неподвижной крови. Красный тромб в основном формируется из волокон фибрина, образующих сеть, в которой застревает много эритроцитов.

Группы крови

Известна система АВО, включающая четыре группы крови. В крови имеются особые белковые вещества: в эритроцитах – агглютиногены (А и В), в плазме – агглютинины (α и β). Если агглютинин α встречается с агглютиногеном А или агглютинин β с агглютиногеном В, то происходит реакция агглютинации (склеивание эритроцитов).

Людей с I группой крови называют универсальными донорами, так как их кровь можно переливать всем четырем группам. Людей с IV группой называют универсальными реципиентами, так как им можно переливать кровь любых групп. Кровь II группы может быть перелита лицам с II и IV группами, кровь III группы – лицам, имеющим III и IV группы. В настоящее время предпочитают переливать одногруппную кровь в небольших количествах.

Резус-фактор. У подавляющего большинства людей (до 85 %) эритроциты содержат особый антиген, который называют резус – фактором. У других людей (15 %) резус – фактор отсутствует. Лиц, в эритроцитах которых содержится резус – фактор, называют резус – положительными (Rh+), а тех, у которых он отсутствует – резус – отрицательными (Rh-).

В плазме крови нет антител, комплементарных антигену резус – фактору, но если (Rh+) кровь попадет к человеку с (Rh-) кровью, то у него в плазме крови образуются антитела и эритроциты начинают разрушаться. При повторном попадании (Rh+) крови в организм (Rh-) человека возникает быстрая реакция по разрушению эритроцитов донорской крови. Это приводит к резус – конфликту и создает угрозу для жизни человека.

 

Учебный вопрос 4.

Система кровообращения

 

Кровообращением называют непрерывное движение крови в организме. Сердце с кровеносными сосудами (артериями, венами) и лимфатическая система составляют сосудистую систему организма. Кровь и лимфа в результате своего движения по сосудам человеческого тела осуществляют доставку кислорода и питательных веществ к клеткам, удаляют продукты обмена веществ и осуществляют гуморальную регуляцию деятельности органов и систем в организме. По характеру жидкости, циркулирующей в сосудистой системе человека, она подразделяется на два отдела: кровеносный – представляющий собой систему сосудов, по которым циркулирует кровь (артерии, капилляры, вены и сердце), и лимфатический, по системе сосудов которого движется лимфа.

Кровеносная система состоит из центрального органа – сердца и находящейся в соединении с ним замкнутой системы трубок различного диаметра, называемых кровеносными сосудами.

Сосуды, несущие кровь от сердца, называются артериями, а сосуды, по которым кровь течет к сердцу – венами. Артерии, постепенно разветвляясь и уменьшаясь в диаметре, переходят в капилляры. Капилляры – это мельчайшие сосуды, по которым артериальная кровь подходит непосредственно к тканям. Здесь происходит обмен газов между кровью и тканями, кровь превращается в венозную и переходит в венулы. Венулы, сливаясь, образуют сначала мелкие, а затем крупные вены, по которым кровь направляется к сердцу. Кровь циркулирует по единой замкнутой системе сосудов, в которой различают большой и малый круги кровообращения.

Кровеносная система осуществляет ряд важных функций в организме:

газовая функция — транспорт кислорода и углекислого газа;

трофическая (питательная) — транспорт питательных веществ от органов пищеварительной системы ко всем органам и тканям организма;

экскреторная (выделительная) — транспорт вредных веществ и продуктов метаболизма от органов и тканей к органам выделения;

регуляторная — транспорт физиологически активных веществ (гормонов), за счет которых осуществляется гуморальная регуляция деятельности организма;

защитная — наличие в крови защитных белков (иммуноглобулинов) и транспорт антител. Защитную функцию осуществляют и клетки крови — лейкоциты и тромбоциты.

Лимфатическая система в процессе эмбриогенеза вступает в связь с кровеносной системой и является добавочным для венозных сосудов руслом.

Основная функция лимфатической системы - обеспечить отток избытка жидкости и некоторых веществ из межклеточного пространства в кровеносную систему.

Другие функции лимфатической системы:

Защита от чужеродных веществ и микроорганизмов. В лимфатических узлах задерживаются и обезвреживаются некоторые вредные для организма вещества (чужеродные элементы, микроорганизмы). Таким образом, лимфатические узлы являются своеобразными биологическими фильтрами.

Обеспечение созревания клеток иммунитета. В лимфатических узлах созревают и затем попадают в кровь специфические клетки иммунитета - В-лимфоциты (разновидность лейкоцитов). Они образуются в красном костном мозге, а в лимфатических узлах происходит их окончательное созревание. В-лимфоциты, созревшие в лимфатических узлах, попадают в кровоток. При необходимости В-лимфоциты вырабатывают антитела - специфические белки, способные связываться с чужеродными для организма веществами и обезвреживать их.

Помощь во всасывании жиров. Если белки и углеводы из кишечника всасываются в кровь, то большинство жиров всасывается в лимфатические сосуды, а затем вместе с током лимфы поступа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.138 с.)