Сравнение и анализ социальных институтов памяти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнение и анализ социальных институтов памяти



Значительная роль в формировании единого информационного пространства и удовлетворении информационных потребностей бщества возложена на социальные институты памяти, являющиеся неотъемлемым элементов информационной инфраструктуры страны в целом и регионов в частности. Под институтом памяти мы понимаем информационный центр, деятельность которого направлена на хранение и передачу во времени и пространстве культурного наследия. Порождение социальных институтов - результат потребностей социальной практики. Смысл существования любого учреждения в обществе - обеспечение потребностей членов общества, деятельность учреждения при этом сообразуется с потребностями всего общества через потребности отдельных его граждан. Общество состоит из множества социальных институтов, которые отвечают на вопросы: кто? что? кому? посредством чего? Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, набором социальных статусов и ролей.

Как отмечает В.П. Козлов, и по определению, и фактически архивы, библиотеки и музеи являются основными хранителями исторической памяти, оставаясь таковыми на протяжении всей истории человечества. Эти три информационные подсистемы единой системы накопления, хранения и использования исторической памяти при всей общности своего функционального предназначения, тем не менее, имеют свои специфические черты, прямо находящие отражение в характере и организации их деятельности.

Библиотека, являясь относительно устойчивой формой организации социальной жизни, обеспечивающей устойчивость связей и отношений в рамках общества, с полным основанием может быть определена как социальный институт. Трудно представить какую-либо структуру общества, которая могла бы функционировать, не опираясь на библиотеку.

В практике работы с наследием библиотека занимает место одного из основных его хранилищ. Современная миссия библиотеки продиктована усилением значения информации и знаний в качестве катализатора общественного развития.

 Она имеет несколько аспектов:

• содействие обращению и развитию накопленного человечеством знания путем обеспечения свободного доступа к нему;

• сохранение документированного знания как общественного достояния.

Необходимо отметить, что миссия библиотеки как социального института памяти реализуется в конкретных социальных функциях, которые проявляются в сохранении и трансляции документированного знания, обеспечивающего устойчивое общественное развитие, в том числе социальных норм и ценностей культуры, стабилизирующих общество. Таковыми функциями являются мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная, социализирующая и культурная.

Мемориальная функция является родовой функцией библиотеки.

Сбор и хранение документов, в которых зафиксированы накопленные человечеством знания, образцы и ценности мировой, национальной и местной культуры, были и остаются социальным предназначением библиотеки. Библиотека хранит общественное знание, объектированное в конкретных документах как первоэлементах информационных и знаниевых, которые, в свою очередь, являются элементами современного информационного пространства.

Собирая и сохраняя документальные источники, зафиксировавшие духовные достижения человеческой цивилизации, образцы общепринятых практик, библиотека является воплощением «памяти человечества». Обеспечивая беспрерывное количественное накопление информации, библиотека служит гарантом появления новых качеств социальной памяти. Особенность реализации мемориальной функции состоит в том, что библиотека сохраняет знание и культуру в наиболее удобном для восприятия, распространения и использования виде. При этом она подчинена выполнению библиотекой коммуникативной функции, в рамках которой организуется взаимодействие человека с социальной памятью всего человечества, передавая ему в пользование накопленное общественное культурное достояние.

Библиотека как социальный институт аккумулирует, хранит, обрабатывает и передает для использования документально зафиксированное знание, при этом взаимодействуя и образуя связи и с другими социальными институтами, такими как типография, архив, музей, книжное издательство и т.д. Таким образом, складывается единая документальнокоммуникационная система с интегративной функцией: создание - производство - аккумуляция - обработка - хранение - распространение документов.

Функцию накопления и передачи информации в пространстве и времени, наряду с библиотеками, выполняет архив. Архив - информационная система, представляющая собой упорядоченные совокупности архивных фондов, коллекций, документов, создаваемых и используемых информационных технологий, научно-справочного аппарата, баз и банков данных.

Как отмечает Ю.Н. Столяров, архив - это естественное продолжение всякого учреждения. В организационном отношении архив - это учреждение, принимающее на хранение документы, утратившие свое первоначальное назначение, но сберегающее вторичное - историческое, научное, социальное, политическое и культурное значение. Передача документа в архив знаменует как бы его новое рождение, когда он выступает уже в качестве основного свидетельства подлинности того или иного факта. В архив как социальный институт памяти обращаются с самыми разными запросами из всех сфер социальной жизни. Как замечает Р.-А. Ботье: «В архивах документы отлагаются как геологические слои, - в определенной последовательности - и постоянно; они являются прямым, неоспоримым и объективным источником изучения истории».

Архив как социальный институт отвечает за сбор и сохранение главным образом служебной ретроспективной информации. При этом его основной задачей является воспроизведение и преемственность государственной, общественной и частной жизни при помощи хранения документов.

В одном ряду с библиотеками и архивами музеи относятся к наиболее значимым социальным институтам памяти. Сегодня музеем считается некоммерческое учреждение культуры, хранящее, изучающее и публично представляющее музейные предметы и музейные коллекции.

Назначение музея заключается в:

• выявлении, собирании и хранении музейных предметов и их коллекций, научном изучении этих документов, их описании и анализе, с последующей публикацией исследований;

• просветительной и образовательной деятельности в форме проведения экскурсий и демонстраций экспонатов.

Безусловно, основная функция музея - мемориальная. Она обязывает музей хранить имеющиеся у него документные ценности. Музею присущи все функции как социальному институту: информационная, воспитательная, просветительская, функция доступа к ресурсам, экспозиционная.

Музей как хранилище социальной памяти достаточно часто рассматривается в профессиональной литературе. Формирование данного представления о музее относится к рубежу 70-80-х гг. XX века и связано с применением информационного подхода в музееведческих исследованиях. Согласно положениям теории информации социальная память рассматривается как система накопления, воспроизводства и трансляции информации, значимой для функционирования общества, а музей как институт социальной информации, документирующий процессы и явления природы и общества и формирующий долговременное хранилище социальной памяти. Совершенствование деятельности музея как института памяти в тот период связывалось главным образом с повышением качества фондовой информационной системы, обеспечением доступа к информации, содержащейся в музейных собраниях.

Проблема отношений музея и оциальной памяти стала рассматриваться в ином ракурсе по мере нарастания в обществе интереса к социальной памяти и появления результатов исследований данного феномена, проводимых в рамках историкокультурного, социологического подходов.

Появление музея в современном его понимании как хранилища амятников истории, предоставляемых для публичного исследования, - явление сравнительно новое, как отмечает М.Д. Афанасьев, отражающее более высокий этап осознания значения исторической памяти. Общество начало ценить прошлое не как копилку информации, а как часть своей жизни и деятельности. Музей стал универсальным хранилищем «опредмеченной» истории.

Как отмечалось выше, система образования призвана обеспечить преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры и, в первую очередь, на базе основных социальных институтов памяти.

В современных условиях модернизация образования значительно повышает необходимость ее изучения, так как история позволяет найти корни назревших вопросов и обнаружить направления их разрешения. Информационные ресурсы по истории образования и просвещения входят в состав фондов основных традиционных социальных институтов памяти:

• Архивы.

• Библиотеки.

• Музеи.

 

Заключение

Структурное тождество понятий «архив», «библиотека», «музей», определенное с помощью схемагизации их содержания, свидетельствует о прииципиальном сходстве соответствующих учреждений, создающих свойственный только им (архивный, библиотечный, музейный) документ и предоставляющих его в пользование обществу. Сходство архивов, библиотек, музеев обусловливает их современную конвергенцию и возможность существовать в единой организационной форме, которую обозначают новым термином «бамтека». Архивоведение, библиотековедение, музееведение, изучающие коммуникацию, осуществляемую в архивах, библиотеках и музеях, могут быть объединены в едином классификационном поле под одним названием.

Из истории культуры известно, что архивы, библиотеки и музеи долгое время существовали как нерасчлененное (синкретическое) целое. Об их сходстве и родстве, возможной реинтеграции в ХХ в. можно судить по различным видам сотрудничества библиотечных, архивных и музейных профессионалов, Вопросы общности и различия музеев, библиотек, архивов на протяжении десятилетий поднимались на международных междисциплинарных научных конференциях: «ЕУА» (Москва), Сковронековских чтениях (Варшава), «Крым» (Судак), Румянцевских чтениях (Москва) и др. на совещаниях и семинарах работников российских федеральных музеев и библиотек по вопросам паспортизации заведений; проблемам оцифровывания письменных объектов культурного наследия и т.д. В настоящее время в результате объединенных усилий отечественных ученых и практиков создается единая система нормативных и технологических документов для унификации издания и распространения печатной и электронной продукции; разрабатывается межведомственная программа «Книга — XXI век»; формируются близкие образовательные программы по подготовке специалистов; в единое информационное пространство объединяются бумажные и электронные ресурсы библиотек, архивов, музеев и т.д.

Объективные факторы сближения современных архивов, библиотек и музеев влияют, соответственно, и на интеграцию наук, их изучающих, — на библиотековедение, архивоведение и музееведение. Выяснить теоретические основания сближения архивов, библиотек, музеев, информационных и издательских центров и т.п. социальных объединений представляется важным, поскольку их сходство, обусловливая конвергенцию соответствующих наук, дает основание отобразить в классификациях и номенклатурах единой группой библиотековедение, архивоведение, музееведение, а также библиографоведение и книговедение.

 Итак, библиотеку, архив, музей и т.п. социальные объекты можно представить как системы, создающие свой специфический (библиотечный, архивный, музейный) документ (этот процесе идет в библиотеках-, архивах-, музеях-учреждениях) и предоставляющие его в пользование потребителю (в соответствующих социальных институтах). С этой точки зрения библиотековеды, архивоведы и музееведы, а также библиографоведы и книговеды исследуют разные аспекты принципиально схожей коммуникации, которая осуществляется (посредством архивного / библиотечного / музейного документа) между учреждением (архивом, библиотекой, музеем — с одной стороны) и потребителем (читателем, пользователем, посетителем — с другой). Различие состоит лишь в качестве документа, в применяемых средствах производства, в профессиональных компетенциях документистов (работников библиотек, архивов, музеев) и в запросах потребителей документов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 898; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.011 с.)