Теоретические основы социальных институтов памяти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы социальных институтов памяти



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Управление территориальным развитием»

на тему: «Библиотека, архив и музей как институты социальной памяти: общее и особенное»

    Выполнила:
  студентка 3 курса 31 группы ГМУ УТР Макаренкова Анастасия Сергеевна
    Научный руководитель: К.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, Фролова Наталья Николаевна
   

 

г. Санкт-Петербург

2021 г.

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..1.

1. Теоретические основы социальных институтов памяти…………………4

1.1 Сущность социальных институтов памяти..…..……………………...…4

1.2 Функции социальных институтов памяти………………….…...….…..11

2. Библиотеки, архивы и музеи как общественные институты….…….….19

2.1 Библиотека как социальный институт памяти...……………………….19

2.2 Архив как социальный институт памяти….……………………........…31

2.3 Музей как социальный институт памяти……………..…..…………….33

3. Библиотека, архив и музей как общественные институты памяти: общее и особенное……………………………………………………………………..38

3.1. Сравнение и анализ социальных институтов памяти…………………42

Заключение…………………………………………………………………...43

Список использованных источников и литературы………….…………….45

 

 

 

 

Введение

 

Современные процессы, связанные с развитием новейших технологий, нарастанием дискретности времени в восприятии человека и утратой традиций изменяют практики сохранения культурного наследия, актуализируя роль «учреждений памяти»: архивов, библиотек и музеев. Культурный код, транслируемый данными учреждениями, сформирован онтологической потребностью человека и общества к архивизации и музеефикации артефактов. Одновременно с изменением «философии памяти» в XXI в. меняются социокультурные акценты воспроизводства наследия, они переносятся с памяти-памятника на актуальную память, подверженную постоянному изменению и дополнению.

Следует напомнить, что сложившаяся специализация институтов памяти имеет свою историю и свою специфику. Собрание сакральных предметов и документов появляется в древних цивилизациях Междуречья и Египта. В Древней Греции и Риме формируются различные формы коллекций: от собраний даров, трофеев до произведений искусства.

Музейные коллекции XVI-XVII вв. включали собрания документов и книжных памятников. И даже в XVIII в., когда завершается процесс музея как публичного института, в составе музейных фондов остаются собрания редких и ценных книг. Любой исторический тип культуры представляет собой неразрывное единство актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти. Постепенно, с расширением сферы влияния архивов, музеев и библиотек, через практики сохранения и интерпретации документов, книжных собраний, музейных предметов и памятников происходит осознание культурного пространства как совокупности объектов и форм наследия.

Н. Ф. Федоров видел в музее «надежду века, ибо музей есть выражение памяти, общей для всех людей», и главное для музея — «быть выразителем духа времени». С XVIII в. публичные библиотеки, музеи и архивы играют важнейшую роль в жизни людей, удовлетворяя их познавательные и образовательные потребности, сохраняя наследие, они сохраняют позитивное социальное и культурное «самочувствие» общества. В то же время они часто обеспечивают интеграцию и мобилизацию местных сообществ, а также выступают катализатором для местных инициатив, предоставляют универсальный доступ к информации.

Итогом изучения общих тенденций эволюции архивов, библиотек и музеев в настоящее время стал вывод о наличии благоприятных условий для их взаимопроникновения и смешения функций и форм деятельности. Достаточно привести следующие примеры: музей в библиотеке и библиотека в музее как самостоятельные структуры; архив в музее и выставочное пространство в архиве. Например, национальный архив — музей истории Франции; в России — уникальные коллекции Пушкинской библиотеки музея г, Белгорода, библиотека-центр национальной культуры с. Малая Пурга; в Москве — «Дом Лосева», библиотека-музей им. Н. В, Гоголя; в Петербурге — Музей-архив Д.И. Менделеева, Музей блокадной книги, музей Петергофской железной дороги, Архив и музей библиотеки РАН и др. До недавнего времени отношения между названными учреждениями сводились к отдельным мероприятиям, в основном приуроченным к каким-либо знаменательным датам или событиям. Сегодня мы являемся свидетелями появления как структурных, так и содержательных изменений в их деятельности.

 

 

 

Заключение

Структурное тождество понятий «архив», «библиотека», «музей», определенное с помощью схемагизации их содержания, свидетельствует о прииципиальном сходстве соответствующих учреждений, создающих свойственный только им (архивный, библиотечный, музейный) документ и предоставляющих его в пользование обществу. Сходство архивов, библиотек, музеев обусловливает их современную конвергенцию и возможность существовать в единой организационной форме, которую обозначают новым термином «бамтека». Архивоведение, библиотековедение, музееведение, изучающие коммуникацию, осуществляемую в архивах, библиотеках и музеях, могут быть объединены в едином классификационном поле под одним названием.

Из истории культуры известно, что архивы, библиотеки и музеи долгое время существовали как нерасчлененное (синкретическое) целое. Об их сходстве и родстве, возможной реинтеграции в ХХ в. можно судить по различным видам сотрудничества библиотечных, архивных и музейных профессионалов, Вопросы общности и различия музеев, библиотек, архивов на протяжении десятилетий поднимались на международных междисциплинарных научных конференциях: «ЕУА» (Москва), Сковронековских чтениях (Варшава), «Крым» (Судак), Румянцевских чтениях (Москва) и др. на совещаниях и семинарах работников российских федеральных музеев и библиотек по вопросам паспортизации заведений; проблемам оцифровывания письменных объектов культурного наследия и т.д. В настоящее время в результате объединенных усилий отечественных ученых и практиков создается единая система нормативных и технологических документов для унификации издания и распространения печатной и электронной продукции; разрабатывается межведомственная программа «Книга — XXI век»; формируются близкие образовательные программы по подготовке специалистов; в единое информационное пространство объединяются бумажные и электронные ресурсы библиотек, архивов, музеев и т.д.

Объективные факторы сближения современных архивов, библиотек и музеев влияют, соответственно, и на интеграцию наук, их изучающих, — на библиотековедение, архивоведение и музееведение. Выяснить теоретические основания сближения архивов, библиотек, музеев, информационных и издательских центров и т.п. социальных объединений представляется важным, поскольку их сходство, обусловливая конвергенцию соответствующих наук, дает основание отобразить в классификациях и номенклатурах единой группой библиотековедение, архивоведение, музееведение, а также библиографоведение и книговедение.

 Итак, библиотеку, архив, музей и т.п. социальные объекты можно представить как системы, создающие свой специфический (библиотечный, архивный, музейный) документ (этот процесе идет в библиотеках-, архивах-, музеях-учреждениях) и предоставляющие его в пользование потребителю (в соответствующих социальных институтах). С этой точки зрения библиотековеды, архивоведы и музееведы, а также библиографоведы и книговеды исследуют разные аспекты принципиально схожей коммуникации, которая осуществляется (посредством архивного / библиотечного / музейного документа) между учреждением (архивом, библиотекой, музеем — с одной стороны) и потребителем (читателем, пользователем, посетителем — с другой). Различие состоит лишь в качестве документа, в применяемых средствах производства, в профессиональных компетенциях документистов (работников библиотек, архивов, музеев) и в запросах потребителей документов.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Управление территориальным развитием»

на тему: «Библиотека, архив и музей как институты социальной памяти: общее и особенное»

    Выполнила:
  студентка 3 курса 31 группы ГМУ УТР Макаренкова Анастасия Сергеевна
    Научный руководитель: К.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, Фролова Наталья Николаевна
   

 

г. Санкт-Петербург

2021 г.

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..1.

1. Теоретические основы социальных институтов памяти…………………4

1.1 Сущность социальных институтов памяти..…..……………………...…4

1.2 Функции социальных институтов памяти………………….…...….…..11

2. Библиотеки, архивы и музеи как общественные институты….…….….19

2.1 Библиотека как социальный институт памяти...……………………….19

2.2 Архив как социальный институт памяти….……………………........…31

2.3 Музей как социальный институт памяти……………..…..…………….33

3. Библиотека, архив и музей как общественные институты памяти: общее и особенное……………………………………………………………………..38

3.1. Сравнение и анализ социальных институтов памяти…………………42

Заключение…………………………………………………………………...43

Список использованных источников и литературы………….…………….45

 

 

 

 

Введение

 

Современные процессы, связанные с развитием новейших технологий, нарастанием дискретности времени в восприятии человека и утратой традиций изменяют практики сохранения культурного наследия, актуализируя роль «учреждений памяти»: архивов, библиотек и музеев. Культурный код, транслируемый данными учреждениями, сформирован онтологической потребностью человека и общества к архивизации и музеефикации артефактов. Одновременно с изменением «философии памяти» в XXI в. меняются социокультурные акценты воспроизводства наследия, они переносятся с памяти-памятника на актуальную память, подверженную постоянному изменению и дополнению.

Следует напомнить, что сложившаяся специализация институтов памяти имеет свою историю и свою специфику. Собрание сакральных предметов и документов появляется в древних цивилизациях Междуречья и Египта. В Древней Греции и Риме формируются различные формы коллекций: от собраний даров, трофеев до произведений искусства.

Музейные коллекции XVI-XVII вв. включали собрания документов и книжных памятников. И даже в XVIII в., когда завершается процесс музея как публичного института, в составе музейных фондов остаются собрания редких и ценных книг. Любой исторический тип культуры представляет собой неразрывное единство актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти. Постепенно, с расширением сферы влияния архивов, музеев и библиотек, через практики сохранения и интерпретации документов, книжных собраний, музейных предметов и памятников происходит осознание культурного пространства как совокупности объектов и форм наследия.

Н. Ф. Федоров видел в музее «надежду века, ибо музей есть выражение памяти, общей для всех людей», и главное для музея — «быть выразителем духа времени». С XVIII в. публичные библиотеки, музеи и архивы играют важнейшую роль в жизни людей, удовлетворяя их познавательные и образовательные потребности, сохраняя наследие, они сохраняют позитивное социальное и культурное «самочувствие» общества. В то же время они часто обеспечивают интеграцию и мобилизацию местных сообществ, а также выступают катализатором для местных инициатив, предоставляют универсальный доступ к информации.

Итогом изучения общих тенденций эволюции архивов, библиотек и музеев в настоящее время стал вывод о наличии благоприятных условий для их взаимопроникновения и смешения функций и форм деятельности. Достаточно привести следующие примеры: музей в библиотеке и библиотека в музее как самостоятельные структуры; архив в музее и выставочное пространство в архиве. Например, национальный архив — музей истории Франции; в России — уникальные коллекции Пушкинской библиотеки музея г, Белгорода, библиотека-центр национальной культуры с. Малая Пурга; в Москве — «Дом Лосева», библиотека-музей им. Н. В, Гоголя; в Петербурге — Музей-архив Д.И. Менделеева, Музей блокадной книги, музей Петергофской железной дороги, Архив и музей библиотеки РАН и др. До недавнего времени отношения между названными учреждениями сводились к отдельным мероприятиям, в основном приуроченным к каким-либо знаменательным датам или событиям. Сегодня мы являемся свидетелями появления как структурных, так и содержательных изменений в их деятельности.

 

 

 

Теоретические основы социальных институтов памяти

Сущность социальных институтов памяти

 

Человек — существо социальное. Он живет в обществе и реализует не только генетическую программу, полученную от своих родителей, но и социальную программу которое сформировало общество. В структуре потребностей индивида природное и социальное неразрывно взаимосвязаны, потому что человек не только представитель одного из биологических видов, но и член социума. Каждый индивид — это биологический организм, и именно этим определяются его исходные требования к наличию определенных условий внешней среды, которая предоставляет ему воду, пищу, тепло. Удовлетворение биологических потребностей создает предпосылки для развития более сложных — социальных. Они зависят от состояния экономики и культуры общества, а также от специфических особенностей деятельности индивида. История человечества — это история развития потребностей индивида, создания материальных средств и способов их удовлетворения.

 Сначала удовлетворялись только биологические потребности. Далее зарождаются качественно новые потребности — социальные. Способность к расширению круга потребностей и к порождению новых выступает в качестве основы развития цивилизации. Вместе с эволюцией общества усложняются и обогащаются формы совместного труда, совместной защиты интересов. Потребности человека становятся социальными не только в том смысле, что они удовлетворяются с помощью средств, созданных усилиями многих людей, но и в том отношении, что сам процесс их удовлетворения возможен только в условиях человеческого общежития. На этой основе развиваются социальные потребности в общении, признании, самоуважении, в организации совместных действий. Характер потребностей и способы их удовлетворения представляют собой исторические явления и зависят от уровня культуры общества. Источником развития потребностей личности является взаимозависимость между производством и потреблением материальных и духовных благ.

К материальным потребностям относятся те, которые связаны с биологическими функциями организма. Духовные же потребности - это, прежде всего стремление к приобщению к науке, искусству, философии.

В кругу интересов личности с необходимостью присутствует информационная составляющая, т.к. все живое испытывает потребность в информации. Значительная часть ученых связывают информационную потребность в первую очередь с необходимостью получения научной или другой специальной информации. Информация необходима человеку для использования ее в дальнейшей деятельности. Удовлетворение даже самых простых потребностей, как на начальных этапах развития человечества, так и в современном обществе всегда связано с информацией.

Самым древним и основным способом получения информации является наблюдение за окружающим миром. Полученная таким образом информации может быть достаточно для осуществления деятельности по удовлетворению потребности. Однако если ее недостаточно или получение сведений по неким причинам затруднительно, то субъект может отказаться от достижения поставленной цели, либо продолжить поиск другим путем, например, путем общения с другими индивидами. Личное общение является древнейшим и наиболее распространенным способом передачи информации. Если полученной информации будет достаточно, то субъект приступит к осуществлению деятельности по удовлетворению потребности. При ее недостатке субъект может обратиться к искусственно созданным информационным системам.

Возникновение и развитие информационных систем непосредственно связано с совершенствованием ранее существовавших и появлением новых видов деятельности. Возрастающие информационные потребности послужили основой для возникновения нового вида деятельности — информационной, одной из составных частей которой является историческая. Человечество издавна создавало общественные институты, которые собирали, хранили и распространяли различные виды документов. Библиотеки, архивы, музеи собирают, хранят и предоставляют пользователям документы, хранящие информацию. Эта информация является основой для развития образования, науки, культуры, промышленного производства. Создание библиотек, архивов, музеев вызвано постоянным увеличением в обществе объёма информации, необходимой человеку для разных видов деятельности. Причиной создания музеев, архивов и библиотек как социальных институтов памяти послужила потребность в информации для осуществления разных видов деятельности.

Собрание сакральных предметов и документов появляется в древних цивилизациях Междуречья и Египта. В Древней Греции и Риме формируются различные формы коллекций: от собраний даров, трофеев до произведений искусства. Организованный Птолемеем Сотером Александрийский музейон (мусейон) уже имел государственное значение и объединял несколько функций, но ядро его составляла Александрийская библиотека. Дальнейшее развитие институализации памяти в средние века и эпоху Возрождения происходило в двух направлениях: интеграции и дифференциации.

С XVIII в. публичные библиотеки, музеи и архивы играют важнейшую роль в жизни людей, удовлетворяя их познавательные и образовательные потребности, сохраняя наследие, они сохраняют позитивное социальное и культурное «самочувствие» общества. В то же время они часто обеспечивают интеграцию и мобилизацию местных сообществ, а также выступают катализатором для местных инициатив, предоставляют универсальный доступ к информации. Поэтому, анализируя исторический процесс развития архивов, библиотек и музеев, можно выделить три периода их становления:

 

• Подготовительный (до XVIII в), когда создавались условия для развития архивов, библиотек и музеев и формировались предпосылки будущих интеграционных процессов;

• Период институализации и сложения культурных форм (с XVIII в. до второй половины ХХ в), когда осуществляется дальнейшее развитие (специализация и дифференциация) архивов, библиотек и музеев как институтов и появляются первые интегрированные учреждения;

•  Период интеграции (со второй половины ХХ в. по настоящее время), когда наблюдается нарастание интеграционных процессов, использование новых информационных технологий и происходит смешение специфических форм деятельности и формируется новый научный тезаурус источниковедения.

В данной курсовой работе мы остановимся на анализе двух наиболее существенных направлений современной интеграции: полифункциональности (становление библиотек и музеев как досуговых) и полистилистичности (активное освоение ими новых информационных и коммуникационных технологий). Инновационный тип современного института: культуры формируется на основе нескольких элементов. Во-первых, это исторические и мемориальные ресурсы, среди которых наряду с традиционными для каждого института появляются новые (для библиотек и архивов — вещные, для музеев — письменные документы). Во-вторых, появление новых форм историко-мемориальной деятельности, синтезирующей библиотечные, музейные, театральные, исследовательские, просветительские и другие методы.

Открытость и полифункциональность библиотек позволяет говорить о появлении нового акцента, направленного на воспроизводство не только культурной памяти, но прежде всего воспроизводство различных культурных форм.

Следует также отметить, что современные интегративные библиотечно-музейные и архивно-музейные учреждения нуждаются в новой типологии, адекватно отражающей изменения в функционировании конкретных институтов и устранении некоторых противоречий, существующих в тезаурусах наук документально-коммуникационного цикла для обозначения специфических форм работы интегрированных учреждений.

В библиотечном мире наблюдается активное заимствование музейно-выставочной деятельности или своеобразный «музейный бум». С конца 80-х годов ХХ в, в сельских и провинциальных библиотеках создаются историко-краеведческие музеи, выставки и небольшие фонды по местной истории и мемориальных собраний.

Одной из причин этого стала активизация краеведческой деятельности библиотек. Изучая историю края, библиотекарь, наряду с письменными документами, начинает собирать предметы материальной культуры. В библиотеке появляется сначала небольшая выставка, затем она пополняется, и в итоге получается экспозиция, претендующая название музея. Можно выделить три группы музейных экспозиций в библиотеках:

 

— существующие в библиотеке как вторичный элемент системы;

 

— представляющие часть мемориального комплекса, состоящего из нескольких обособленных элементов, связанных единой тематикой;

 

— являющиеся частью мемориального библиотечного подфонда, объединенных не только общей тематикой, но и справочно-библиографическим аппаратом.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.048 с.)