XII. Наиболее перспективная концепция происхождения славян и некоторые дискуссионные ее стороны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XII. Наиболее перспективная концепция происхождения славян и некоторые дискуссионные ее стороны



 

Опираясь на наблюдения А. Мейе и С. Р. Тохтасьева (Meillet 1934; Мейе 1951: 44; Тохтасьев 1998: 30–31), а также на аргументацию, предложенную Вяч. С. Кулешовым (Кулешов 2012: 128–133)[189], можно полагать, что древнейшими формами самоназвания славян были *slavēne/*slavāne, предположительно близкие еще более древним балтославянским прототипам этого этнонима – *šlau‑ēn‑ai/*šlau‑ān‑ai (последняя форма особенно близка к στ(λ)αυανοί Кл. Птолемея).

Как уже говорилось, мощный пласт топонимов (преимущественно гидронимов) с корнем šlav‑, явно связанных (как предполагал Д. А. Мачинский и как показал Вяч. С. Кулешов) с этнонимом *slavēne/*slavāni, отмечен в западной части территории культуры поздней штрихованной керамики, после ухода ее носителей на юг занятой культурой восточнолитовских курганов, появляющейся здесь в результате этнокультурного импульса, идущего от западных прибалтийских балтов (эстии, галинды, судины). Эта территория соответствовала западной части ст(л)аванов Птолемея, которая в I – первой половине II в. граничила с западными балтами‑судинами (будучи отделенной от них, по археологическим данным, некоторой пустующей областью). С середины III в. н. э. (сложение культуры восточнолитовских курганов) и до настоящего времени эта территория занята доминирующим балтским населением, и поэтому возникновение этого пласта балтославянских топонимов, отражающих архаичный этноним *slavēne/slavāni, не могло произойти позднее второй половины III в. н. э. Область распространения этой топонимики соответствует той части территории славен/славан (ст(л)аванов), носителей культуры поздней штрихованной керамики, которую с середины III в. заняли продвигающиеся с запада балты, носители культуры восточнолитовских курганов.

Таким образом, создатели и носители культуры поздней штрихованной керамики, продолжающие некоторые культурные традиции культуры ранней штрихованной керамики, вбирающие отдельные элементы поздней трудноуловимой милоградской культуры, а затем, при миграции на юг, и элементы зарубинецкой культуры Полесья, соответствуют южно‑срединной части венетов Тацита и ставанам Кл. Птолемея и являются основными этнокультурными, языковыми и, вероятно, генетическими предками этноса, создавшего в IV–V вв. корчакско‑пражскую культуру и достоверно известного с начала VI в. под именем *slavēne (sclaveni, sclavini и пр.). Участие в создании корчакско‑пражской культуры других этнокультурных компонентов также вероятно.

Эта идея, некогда высказанная мной в форме гипотезы (Мачинский 1973а; 1976; 1981; 1989б), поддержанная Вас. А. Булкиным (1983; Булкин, Гердт 1989), Г. С. Лебедевым (1989) и в ряде работ М. Б. Щукина, ныне стала для меня доказанным положением, исходным для постижения последующей истории славянства.

Определенную (но отнюдь не первостепенную) роль в этом сыграла и монография А. А. Егорейченко (2006), суммирующая накопленные данные о культуре ранней и культуре поздней штрихованной керамики. Поразительно, что сам автор монографии полностью ушел от какой‑либо попытки выразить свое собственное мнение об этноязыковой принадлежности культуры поздней штрихованной керамики или хотя бы о ее соотнесенности с каким‑либо этносом, упоминаемым письменными источниками – пусть даже без определения «лингвистического лица» этого этноса. Не дает А. А. Егорейченко и сколько‑нибудь обоснованного объяснения исчезновению к середине III в. подавляющего большинства памятников этой культуры с ее основной территории, кроме обычной в подобных случаях беспомощной ссылки на «климатические изменения» (Егорейченко 2006: 112), – но едва ли можно думать, что некоторое потепление во II–IV вв. могло вызвать массовое бегство населения с территории Беларуси! Лишь учитывая то, что А. А. Егорейченко сочувственно излагает авторитетное мнение В. В. Седова о том, что вся культура штрихованной керамики (т. е. и культура ранней, и культура поздней штрихованной керамики) – это «ядро балтов» (Егорейченко 2006:117), можно предполагать, что он склонен считать носителей последней балтами, хотя нигде не говорит об этом определенно[190].

Наиболее честно и точно проблема исчезновения культуры поздней штрихованной керамики была сформулирована в работах рано ушедшего из жизни литовского археолога Витаутаса Ушинскаса. Констатируя, что культуру штрихованной керамики «на территории восточной Литвы <…> сменила культура восточнолитовских курганов <…>, а в средней полосе Белоруссии – банцеровская культура», он отмечает: «Исчезновение культуры штрихованной керамики характеризуется исчезновением самой штрихованной керамики, распространением ошершавленной, прекращением использования многих городищ, распространением открытых селищ, появлением погребальных памятников. Именно распространение могильников и служит главным признаком происшедшей смены культур…». Но при этом В. Ушинскас отнюдь не считает, что носители культуры поздней штрихованной керамики были уничтожены пришельцами или даже жестко вытеснены ими. Он считает, что «корректно <…> исчезновение культуры штрихованной керамики – объяснить уходом основной части ее носителей» и что в связи с этим «и роль культуры штрихованной керамики в процессе этногенеза балтов следует признать весьма ограниченной» (Ушинскас 1989: 65–67).

Куда же ушли «штриховики», если с северо‑запада и запада их поджимали балты (культура восточнолитовских курганов), а с северо‑востока их территорию, видимо, уже после ухода большинства «штриховиков» заселяют с конца IV в. носители банцеровской культуры (вероятно, тоже балты, восточные)? Остается один путь – на юг, куда и стремились venethi Тацита, и небезуспешно, как это явствует из размещения этносов venadisarmatae и venedi на Певтингеровой карте. А если культура поздней штрихованной керамики и памятники с ее элементами оставлены не балтами, то кем? Ответ для I–III вв. однозначен: праславянами, которые, видимо, уже обрели свое самоназвание *slavēni/*slavāni.

Отказавшись от собственной интерпретации, А. А. Егорейченко зато посвящает много места полемике с Д. А. Мачинским (Егорейченко 2006: 12, 115–117)[191]. Поскольку выше моя концепция была изложена достаточно подробно, здесь я приведу только пассаж, в коем А. А. Егорейченко характеризует мою «теорию» в целом: «Согласно этой теории, носители КПШК имели прямое отношение к славянскому этногенезу. По мнению Д. А. Мачинского, носителей культуры следует идентифицировать с западными славянами, которые в первых веках новой эры переселились в Прикарпатье, а затем вернулись обратно на историческую родину (Мачинский 1981: 31–53)» (Егорейченко 2006: 115).

Что поймет читатель из этого текста? Под «западными славянами» общепринято понимать поляков, кашубов, чехов, словаков и т. д. Значит, это только их предками оказываются «носители» культуры поздней штрихованной керамики? И все они, вместе со своей культурой «в первые века н. э.» (т. е. в I–II вв.) «переселились в Прикарпатье», т. е. ушли из Литвы и Беларуси? А потом оттуда вернулись (как явствует из текста Егорейченко, с той же культурой, т. е. культурой поздней штрихованной керамики) «на историческую родину»? Я вынужден показать, цитируя собственные статьи, что этот «вывод» основан на вырванных из контекста формулировках и на неумении читать чужие концептуальные работы.

Процитирую свою статью 1981 г.:

 

…На базе… этих памятников… формируется… Пеньковская культура, достаточно хорошо увязываемая с антами, юго‑восточной группой славянства конца IV – начала VII в. <…> Если истоки антов уже прослеживаются, то значительно хуже обстоит дело с истоками культуры основного ствола славянства, известного древнерусской традиции под именем «словене» (sclaveni, sclavini греко‑римских авторов).

«Склавенская» культура, именуемая культурой Корчак или Пражской (далее КПК) распространялась в VI–VII вв. от бассейна… Эльбы на западе до киевского Поднепровья на востоке. <…>

Западная ветвь славянства (словене) (т. е., как следует из первой цитаты, это «основной ствол славянства», названный здесь «западной ветвью» лишь по отношению к юго‑восточным антам, боковой ветви «славянского древа». – Д. М.), видимо являвшаяся носителем КШК, уже в конце I–II в. н. э., после разгрома зарубинецкой культуры, предпринимает попытку прорваться на юг, в Прикарпатье. Зона их набегов в это время соответствует зоне археологической трудноуловимости, простирающейся к югу от КШК (Мачинский 1981: 32–33, 36).

 

Далее – о «Дунайском этапе» славянской истории и об обратном движении из Дунайско‑Карпатского региона после середины VII в. отдельных групп «словен» (уже с совершенно иной культурой) в свою восточно‑европейскую «прародину» и севернее, на берега Ильменя. Моя идея состояла не в распространении культуры штрихованной керамики на юг, а потом обратно на север, а в способности ее носителей – венетов‑ст(л)аванов – к кардинальной трансформации своей культуры в новом культурно‑историческом контексте на более южных территориях – идея, которую блестяще подтвердил сам А. А. Егорейченко, выявив «взрывной» характер трансформации культуры ранней штрихованной керамики в культуру поздней штрихованной керамики даже в пределах единой зоны «лесных восточно‑европейских культур», а теперь подтверждают и другие исследователи, выявляя в Полесье памятники конца I – начала III в. с элементами культуры поздней штрихованной керамики и зарубинецкой культуры (Белявец, Вергей) и даже допуская участие первой в формировании «славянской» корчакско‑пражской культуры (Гавритухин).

Чувствуя слабость своей позиции, а вернее – отсутствие таковой, А. А. Егорейченко привлекает авторитетного псевдосоюзника: «Не согласен с теорией Д. А. Мачинского и К. Годловский» (Егорейченко 2006: 116). Это утверждение, мягко говоря, неточно, и, ввиду особого значения Казимежа Годловского для истории и перспектив рассматриваемых проблем, необходимо восстановить правду.

В статье, сданной в печать в 1983 г. и опубликованной в 1986 г., К. Годловский поддержал все мои выводы о локализации венедов Плиния на юго‑восточном побережье Балтики, об «архаизирующей» локализации их у Кл. Птолемея, о совпадении территории и почти тождестве ставанов Птолемея и венетов Тацита. К. Годловский был знаком с картами в моих статьях и не мог не видеть, что эти ставаны и венеты локализуются на территории культуры поздней штрихованной керамики! Также соглашается он и с той концепцией вычленения праславянского языка из балтийского языкового континуума, которую поддержал и я в статье 1981 г.: именно на нее К. Годловский ссылается и именно с ней полемизирует А. А. Егорейченко. Более того, в концовке своей статьи К. Годловский выражает мнение, что культура «киевского типа» с территорией около 200 000 кв. км не может быть единственным археологическим соответствием «предкам славян», и отмечает, что Д. А. Мачинский намечает как область протославянского «маточника» значительно бо́льшую территорию – около 500 000 кв. км, при этом ссылаясь на ту же мою статью 1981 г., где увеличение исходной зоны проживания предков славян достигается за счет включения в нее территории культуры поздней штрихованной керамики (Godłowski 1986: 351, 353–356, 365, 368; 2000: 272, 274–377, 287, 289).

Отношение К. Годловского к моей концепции становится более настороженным в статье, написанной в 1985 г. и опубликованной в 1987 г.: «Д. А. Мачинский пытается найти происхождение культуры пражского типа в культуре штрихованной керамики, что, пожалуй, выглядит достаточно фантастично и меня лично в полной мере не убеждает, и тем не менее эта концепция имеет право на существование» (Godłowski 2000: 305).

И вновь изменение позиции на более благожелательную в статье «Spо́r o Slowianach», написанной в 1991 г. и опубликованной в 1999 г., – последней работе К. Годловского, посвященной истокам славянства. На одной из последних страниц читаем: «Правдоподобно, что с этими „балтославянскими“ диалектами следует связать гидронимию верхнего бассейна Днепра, признанную Топоровым и Трубачевым балтийской, которая распространяется на юге даже за Припять и Десну. Нельзя исключить, что эти гипотетические протославяне занимали область бо́льшую, нежели границы культуры киевского типа, и выступали так же, как то допускает Д. А. Мачинский, в кругу иных культурных комплексов восточно‑европейской лесной зоны» (Godłowski 2000: 366–367). Ясно, что здесь и в лингвистическом, и в археологическом планах речь идет о той «балтославянской» или «протославянской» области, которая, в соответствии с моей концепцией, включает в себя территорию культуры поздней штрихованной керамики. Надо быть слишком тенденциозным, чтобы не заметить этой фразы[192].

 

Примечание редактора

 

Текст этой статьи, в которой Д. А. Мачинский собирался обобщить все свои наработки по проблеме происхождения и ранней истории славян, так и не был доведен им до конца. Опубликованная посмертно версия статьи представляет собой черновик задуманной работы, разные части которого были в очень разной мере подготовлены к публикации. Но гораздо существенне другое: в этом тексте отсутствует завершающая часть, в которой автор должен был вернуться к началу статьи, как это было обещано, и дать свое понимание приведенного там в качестве отправной точки исследования фрагмента «Баварского географа». Была ли хотя бы в какой‑то мере написана эта часть работы – остается неясным, однако, судя по приводимой в другой статье со ссылкой на эту работу интерпретации этнонима зериваны (см. статью «Некоторые предпосылки, дви‑жущие силы и исторический контекст сложения русского государства в середине VIII – середине XI в.» в следующем томе), можно говорить о том, что она существовала по крайней мере в виде концепции. Вместо этой заключительной части статье было придано завершение историософского характера, в котором Д. А. излагает свое видение того, как определенные этнопсихические особенности славянства, уловленные им на самом раннем этапе исторического существования, проявлялись впоследствии, во многом предопределяя дальнейшую историческую судьбу прежде всего русского народа. Поскольку эта тематика выходит за рамки собственно истории, являясь попыткой ее осмысления, постольку мы посчитали правильным опубликовать эту часть отдельно, объединив со сходным финалом статьи о возникновении русского государства – завершающей статьи сборника.

 

Список сокращений

 

ВДИ – Вестник древней истории (М.; Л.)

ИАК – Известия Археологической комиссии (СПб.)

КСИА – Краткие сообщения Института археологии (М.)

КСИИМК – Краткие сообщения Института истории материальной культуры (М.)

МИА – Материалы и исследования по археологии СССР

РА – Российская археология (М.)

СА – Советская археология (М.)

САИ – Свод археологических источников (М.)

 

Библиография

 

Абаев В. И. Скифский быт и реформа Зороастра // Archiv Orientalni. 1956. T. 24. С. 23–56.

Абаев В. И. Миф и история в Гатах Зороастра // Историко‑филологические исследования. Сборник статей памяти академика Н. И. Конрада / Отв. ред. И. А. Боронина. М.: Наука / Главная редакция восточной литературы, 1974. С. 310–321.

Абаев В. И. Историко‑этимологический словарь осетинского языка. Т. 3. Л.: Наука, 1979. С. 360.

Абаев В. И. Два зороастризма в Иране // Абаев В. И. Избранные труды. Религия. Фольклор. Литература / Отв. ред. и сост. В. М. Гусалов. Владикавказ: Ир, 1990. С. 75–88.

Абезгауз Г. Г., Ерёменко В. Е., Журавлёв В. Г., Каргопольцев С. Ю. К вопросу о ранней дате могильников зарубинецкой культуры // Проблемы хронологии латена и римского времени. По материалам Первых Тихановских чтений (Ленинград, 1988 г.) / Научн. реД. М. Б. Щукин, О. А. Гей. СПб.: Научно‑археологическое объединение «Ойум», 1992. С. 34–55.

Абрамова М. П. Сарматские погребения Дона и Украины II в. до н. э. – I в. н. э. // СА. 1961, № 1. С. 91–110.

Авадхута Д. Р. Тантра постижения высшей реальности. СПб.: Издательство: «Издательство Общества Ведической Культуры», 1992. С. 112.

Агульников С. М., Бублич В. Г. Сарматский курган I в. н. э. у с. Казаклия // Проблемы скифо‑сарматской археологии Северного Причерноморья (к 100‑летию Б. Н. Гракова) / Отв. ред. П. П. Толочко. Запорожье: Издательство Запорожского государственного университета, 1999. С. 10–15.

Акишев А. К. Искусство и мифология саков / Отв. ред. В. М. Массон. Алма‑Ата: Издательство «Наука» Казахской ССР, 1984. С. 176.

Акишев К. А. Курган Иссык. Искусство саков Казахстана. М.: Искусство, 1978. С. 131.

Акишев К. А., Акишев А. К. Древнее золото Казахстана. Алма‑Ата, 1983. С. 214.

Алексеев А. Ю. Скифская хроника. Скифы в VII–IV вв. до н. э.: историко‑археологический очерк. СПб.: типография Петербургкомстат, 1992. С. 206.

Алексеев А. Ю. Хронография Европейской Скифии (VII–IV вв. до н. э.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 1996. С. 50.

Амброз А. К. Фибулы юга европейской части СССР (II в. до н. э. – IV в. н. э.). САИ. Вып. Д 1‑30. 1966. С. 141.

Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории. Л.: Лениздат, 1990. С. 223 (Культура и религия).

Андреев Ю. В. История и миф в предании о Троянской войне // Шлиман. Петербург. Троя. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт‑Петербург (19 июня – 18 октября 1998 года) / Под реД. М. Б. Пиотровского. СПб.: Славия, 1998а. С. 94–119.

Андреев Ю. В. Троя‑Гиссарлык среди эгейских культур и цивилизаций бронзового века // Шлиман. Петербург. Троя. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже, Санкт‑Петербург (19 июня – 18 октября 1998 года) / Под реД. М. Б. Пиотровского. СПб.: Славия, 1998б. С. 42–59.

Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации / Послесловие и список основных трудов Ю. В. Андреева В. Ю. Зуева. СПб.: Алетейя, 1998 в. С. 431 (Античная библиотека. Исследования).

Андреев Ю. В. Человек и божество в кикладском искусстве эпохи ранней бронзы // Человек и общество в античном мире / Отв. ред. Л. П. Маринович. М.: Наука, 1998. С. 269–278.

Андреев Ю. В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III – начало I тыс. до н. э.) / Изд. подг. Л. В. Шадричева. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. С. 862.

Андреев Ю. В. Гомеровское общество. Основные тенденции социально‑экономического и политического развития Греции XI–VIII вв. до н. э. СПб.: Издательство Санкт‑Петербургского института истории РАН «Нестор‑История», 2004. С. 496.

Андреева М. В. Об изображениях на серебряных майкопских сосудах // СА. 1979, № 1. С. 22–34.

Антонова Е. В. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока / Отв. ред. Б. А. Литвинский. М.: Наука / Главная редакция восточной литературы, 1990. С. 286.

Анфертьев А. Н. [Иордан: Перевод и комментарий] // Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. I (I–VI вв.). К XVIII Международному конгрессу византинистов / Отв. ред. Л. А. Гиндин, Г. Г. Литаврин. М., 1991.

Анфертьев А. Н. Иордан. Перевод фрагментов о славянах и комментарии // Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. I. М.: Восточная литература, 1994. С. 98–161.

Анфимов Н. В. Комплекс бронзовых предметов из кургана близ ст. Темижбекской // Культура античного мира. К сорокалетию научной деятельности Владимира Дмитриевича Блаватского – его друзья, товарищи, ученики. М.: Наука, 1966. С. 19–23.

Аргуэлес Х., Аргуэлес М. Мандала. М., 1993. С. 125.

Артамонов М. И. Этногеография Скифии. Ученые записки ЛГУ. Серия исторических наук. Вып. 13 (85), 1949. С. 129–171.

Артамонов М. И. Антропоморфные божества в религии скифов // АСГЭ. Вып. 2. Скифо‑сарматское время. 1961. С. 57–87.

Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Эрмитажа. Прага: «Артия», Л.: «Советский художник», 1966. С. 120.

Артамонов М. И. Вопросы расселения восточных славян и советская археология // Проблемы всеобщей истории. Л, 1967. С. 29–69.

Артамонов М. И. Происхождение скифского искусства // СА. 1968, № 4. С. 27–45.

Атлас мира. М.: Главное управление геодезии и картографии МВД СССР, 1954. С. 283.

Бабков И. И. Сиваш. Симферополь: Крымиздат, 1954. С. 56 (Очерки природы Крыма).

Беларусь. Автомобильные дороги. Минск. 2002.

Белiцкая Г. Археалагiчны помнiк постзарубiнецкага часу каля Давыд‑гарадка // Гістарычна – Археалагічны зборнік № 21. Мiнск: Iнстытут гiсторыi НАН Беларусi, 2006. С. 192–194.

Белявец В. Беларускае Заходняе Палессе ў перыяд правінцыйнарымскіх уплываў – стан і перспектывы даследаванняў // Wspо́lnota dziedzictwa kulturowego ziem Białorusi i Polski. Warszawa: Ośrodek ochrony dziedzictwa Arheologicznego, 2004. С. 227–265.

Белявец В. Папярэднія вынікі вывучэння грунтовага могільніка вельбарскай культуры Пятровічы (Белая Гара) // Гістарычна‑Археалагічны зборнік № 23. Мінск, 2006. С. 79–101.

Белявец В. Насельніцтва вельбарскай культуры ў Турава‑Пінскім Палессі: праблемы вывучэння // Гистарычна‑Археалагiчны зборнiк № 23. Мiнск, 2007а.

Белявец В. Могильник Брест‑Тришин: 30 лет по окончании раскопок // Acta Archaeologica Albaruthenica. Вып. 1. Miнск, 2007б. С. 49–85.

Белевец В. Г. Контакты населения вельбаркской культуры и носителей традиций восточноевропейской лесной зоны в Белоруссии: постановка проблемы // Лесная и лесостепная зоны Восточной Европы в эпохи римских влияний и Великого переселения народов. Тула, 2008. С. 209–237.

Белявец В., Вяргей В. Гарызонт перыяду рымскіх уплываў паселішча Курадава‑І каля Пінска // Гістарычна – Археалагічны зборнік № 20. Мінск, 2005. С. 87–106.

Берг Л. С. Географические зоны Советского Союза. М.: Огиз‑Географгиз, 1947. С. 397.

Бернштейн С. Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков. М.: Издательство АН СССР, 1961. С. 352.

Бессонова С. С. Погребение IV в. до н. э. из Трехбратнего кургана // Скифские древности / Отв. ред. А. И. Тереножкин. Киев: Наукова думка, 1973. С. 243–252.

Бикерман Э. Хронология Древнего мира. Ближний Восток и античность. М.: Наука, 1975. С. 336.

Бирнбаум Х. Праславянский язык: достижения и проблемы его реконструкции / Пер. с англ. С. Л. Николаева, общ. ред. В. А. Дыбо, В. К. Журавлёв. М.: Прогресс, 1987. С. 512.

Блаватская Т. Д. Греки и скифы в западном Причерноморье // ВДИ. 1948, № 1. С. 206–213.

Бобринский Н. А. Животный мир и природа СССР. М.: АН СССР, 1967. С. 466.

Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи / Пер. с англ. и прим. И. М. Стеблин‑Каменского. Отв. ред. Э. А. Грантовский. М.: Наука / Главная редакция восточной литературы, 1987. С. 302.

Бонгард‑Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Загадки истории древних ариев. М.: Мысль, 1974. С. 124.

Браун Ф. Разыскания в области гото‑славянских отношений. Т. I. Готы и их соседи до V в. Первый период: готы на Висле. СПб., 1899. С. 392 (Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук, LXIV: 12).

Брашинский И. Б. Значение греческих остродонных амфор для изучения скифских курганов Приднепровья // Тезисы докладов и сообщений на конференции по вопросам скифо‑сарматской археологии. М., 1967. С. 13–15.

Бреннен Б. Э. Руки света. Целительство через энергетическое поле человека / Сокращенный пер. с англ. А. Е. Иванова. СПб.: Издательство Общества ведической культуры, 1992. С. 126.

Буйских С. Б. Исследование святилища Ахилла на Бейкушском мысу // Херсонесский сборник. XI = ANAXAPΣIΣ: Памяти Юрия Германовича Виноградова / Отв. реД. М. И. Золотарёв. Национальный заповедник «Херсонес Таврический». Севастополь: Изд‑во «ООО Рибэст», 2001. С. 34–43.

Булкин В. А. Некоторые данные об исторической географии Центральной Белоруссии // Древнерусское государство и славяне. Материалы симпозиума, посвященного 1500–летию Киева. Минск: Наука и техника, 1983. С. 5–8.

Булкин В. А. Иду на вы, Дмитрий Алексеевич Мачинский (эскизный набросок на фоне города, его друзей и своей ненадежной памяти) // Ладога в контексте истории и археологии Северной Евразии. По материалам XVII Чтений памяти Анны Мачинской (Старая Ладога, 22–23 декабря 2012 г.) и XVIII Чтений памяти Анны и Дмитрия Алексеевича Мачинских (Старая Ладога, 21–22 декабря 2013 г.). СПб: Нестор‑История, 2014. С. 21–28.

Булкин В. А., Гердт А. С. К этноисторической географии Белоруссии // Славяне: этногенез и этническая история (междисциплинарные исследования). Межвузовский сборник. Под ред. А. С. Герда, Г. С. Лебедева. Л.: Издательство ленинградского университета, 1989. С. 76–105.

Булкин В. А. Мачинский, ставаны, КШК и др. // Скифы. Сарматы. Славяне. Русь. Сборник археологических статей в честь 56‑летия Дмитрия Алексеевича Мачинского / Отв. ред. В. Ю. Зуев. Петербургский археологический вестник, № 6. СПб.: Фарн, 1993. С. 96–97.

Булкин В. А., Мачинский Д. А. Русь конца VIII – начала X вв. на балто‑волжском и балто‑донском путях // Финно‑угры и славяне (Проблемы историко‑культурных контактов) / Отв. ред. Э. А. Савельева. Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1986. С. 13–26.

Вадецкая Э. Б. Изваяния окуневской культуры // Вадецкая Э. Б., Леонтьев Н. В., Максименков Г. А. Памятники окуневской культуры. Л.: Наука, 1980. С. 37–87.

Вадецкая Э. Б. Сибирские курильницы // КСИА. Вып. 185. Памятники неолита и бронзы. 1986. С. 50–59.

Вадецкая Э. Б., Леонтьев Н. В., Максименков Г. А. Памятники окуневской культуры. Л.: Наука, 1980.

Вахтина М. Ю. Родосско‑ионийская керамика ориентализирующего стиля из Северного Причерноморья как источник для изучения связей этого региона с античным и варварским миром. Дипломная работа. Кафедра археологии исторического факультета Санкт‑Петербургского Государственного Университета. Ленинград. 1976.

Вахтина М. Ю. К вопросу о начальном этапе культурных контактов между греками и варварами на территории Северного Причерноморья // Тезисы докладов VI чтений, посвященных памяти В. Д. Блаватского / Отв. ред. Г. А. Кошеленко. М., 1999.

Вахтина М. Ю. О северо‑ионийских элементах в изобразительной системе электровой обкладки келермесского зеркала // Боспорский феномен: колонизация региона, формирование полисов, образование государства. II. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2001. С. 108–113.

Вахтина М. Ю. Об иконографии женских божеств на зеркале и ритоне из Келермеса // Боспорские исследования. VII. Симферополь; Керчь, 2004. С. 63–88.

Вахтина М. Ю. Греческое искусство и искусство Европейской Скифии в VII–IV вв. до н. э. // Греки и варвары Северного Причерноморья в скифскую эпоху / Отв. ред. К. К. Марченко. СПб.: Алетейя, 2005. С. 297–399.

Вахтина М. Ю., Виноградов Ю. А., Рогов Е. Л. Об одном из маршрутов военных походов и сезонных миграций кочевых скифов // ВДИ. 1980, 4. С. 155–161.

Верещагин Н. К. Млекопитающие Кавказа. История формирования фауны. М., Л.: Изд‑во АН СССР, 1959. С. 704.

Вернер И. К происхождению и распространению антов и склавенов // СА. 1972, 4. С. 102–115.

Виноградов В. Б. Сарматы северо‑восточного Кавказа. Грозный, 1963. С. 222.

Виноградов Ю. А. Феномен Боспорского государства в отечественной литературе // Stratum plus. 2000, № 3. С. 98–128.

Виноградов Ю. А. Боспор Киммерийский // Греки и варвары Северного Причерноморья в скифскую эпоху / Отв. ред. К. К. Марченко. СПб.: Алетейя, 2005. С. 211–296.

Виноградов Ю. А. Эллинистические материалы городища Станислав I // ΕΥΧΑΡΙΣΤΗΡΙΟΝ. Источноковедческо‑историографический сборник памяти Я. В. Доманского / Отв. ред. И. В. Тункина. СПб.: Нестор‑История, 2007. С. 45–49.

Виноградов Ю. А. Скифия и Боспор. Два века развития научной идеи в отечественной историографии // Скифия. Образ и историко‑культурное наследие. Материалы конференции 26–28 октября 2015 г. / ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коновалова, А. В. Подосинов. М.: И‑т всеобщей истории РАН, 2015. С. 18–22.

Виноградов Ю. Г. Полис в Северном Причерноморье // Античная Греция. Проблемы развития полиса. Том 1. Становление и развитие полиса / Ред. Е. С. Голубцова. М.: Наука, 1983. С. 366–420.

Виноградов Ю. Г., Доманский Я. В., Марченко К. К. Сопоставительный анализ письменных и археологических источников по проблеме ранней истории Северо‑Западного Причерноморья // Причерноморье в VII–V вв. до н. э. Письменные источники и археология. Материалы V Международного симпозиума по древней истории Причерноморья (Вани, 1987). Тбилиси, 1990. С. 75–98.

Вольфрам Х. Готы. От истоков до середины VI века (Опыт исторической этнографии) / Пер. с нем. Б. П. Миловидов, М. Ю. Некрасов / Под реД. М. Б. Щукина, Н. А. Бондарко и П. В. Шувалова. СПб.: Ювента, 2003. С. 656 (Историческая библиотека).

Воронятов С. В. Погребения сарматской знати в междуречье Южного Буга и Днестра (вторая половина I – начало II вв. н. э.) // Погребальный обряд ранних кочевников Евразии. Материалы и исследования по археологии юга России. Вып. III. Ростов‑на‑Дону: издательство ЮНЦ РАН, 2011. С. 45–52.

Воронятов С. В., Ерёменко В. Е. Металлургический центр Лютеж, сарматы и образование горизонта Лютеж‑Рахны‑Почеп: попытка интерпретации // Производственные центры: источники, «дороги», ареал распространения / Материалы тематической научной конференции (Санкт‑Петербург, 18–21 декабря 2006 г.). СПб., 2006. С. 88–93.

Воронятов С. В., Мачинский Д. А. О времени, обстоятельствах и смысле появления сарматских тамг на германских копьях // Германия‑Сарматия II. Калининград; Курск, 2010. С. 57–75.

Всемирная история в десяти томах / Гл. ред. Е. М. Жуков. Т. II. М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. С. 933.

Гавритухин И. О. Хронология пражской культуры // Труды VI Международного конгресса Славянской археологии. Т. 3. Этногенез и этнокультурные контакты славян. М.: Изд‑во НПБО «Фонд археологии», 1997. С. 39–52.

Гавритухин И. О. Начало великого славянского расселения на юг и запад // Археологiчнi студii / Ін‑т археології НАН України, Буковинський центр археологічних досліджень при Чернівецькому держ. ун‑ті ім. Ю. Федьковича. Т. 1. Київ; Чернiвцi, 2000. С. 72–90.

Гавритухин И. О. Хронология пражской культуры Белорусского Полесья // Гiстарычна‑археалагiчный сборнiк. Вып. 18. Мiнск, 2003. С. 123–138.

Гавритухин И. О. Понятие Пражской культуры // Сложение русской государственности в контексте раннесредневековой истории старого света. Материалы Международной конференции, состоявшейся 14–18 мая 2007 года в Государственном Эрмитаже. Труды государственного Эрмитажа XLIX. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа. 2009. С. 7–25.

Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1949. С. 623 (Итоги и проблемы современной науки).

Галанина Л. К. Келермесские курганы: «Царские» погребения раннескифской эпохи. М.: Центр сравнит. изучения древ. цивилизаций Ин‑та всеобщ. истории; Берлин: Евраз. отд‑ние Герм. археол. ин‑та, 1997. С. 269.

Ганина Н. А. К реконструкции семантики готских ритуальных лексем в свете древнескандинавских данных // Скандинавские языки: синхрония и диахрония / Отв. ред. Т. В. Топорова. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. С. 189–205.

Гей А. Н. Новотиторовская культура (предварительная характеристика) // СА. 1991а, № 1. С. 54–71.

Гей А. Н. Энеолитический слой поселения Мысхако (Предварительные итоги работы Новороссийского отряда Северокавказской экспедиции ИА АН СССР в 1990 г.) // Майкопский феномен в древней истории Кавказа и Восточной Европы. Международный симпозиум (Новороссийск, 18–24 марта 1991 г.) / Ред. В. А. Трифонов. Л.: ЛО ИА АН СССР, 1991б. С. 66–68.

Гороховский Е. Л. Хронология украшений с выемчатой эмалью Среднего Поднепровья // Материалы по хронологии археологических памятников Украины / Отв. ред. Д. Я. Телегин. Киев: Наукова думка, 1982. С. 125–139.

Горюнова В. М. Поселение Картамышево II (постзарубинецкая эпоха на Верхнем Псле) // Культурные трансформации и взаимовлияния в Днепровском регионе на исходе римского времени и в раннем средневековье. Доклады научной конференции, посвященной 60‑летию со дня рождения Е. А. Горюнова (Санкт‑Петербург, 14–17 ноября 2000 г.) / Ред. В. М. Горюнова, О. А. Щеглова. СПб.: Петербургское востоковедение, 2004. С. 288 (Труды Института истории материальной культуры, Т. 11).

Граков Б. Н. Материалы по истории Скифии в греческих надписях Балканского полуострова и Малой Азии // ВДИ. 1939, № 3. С. 231–315.

Граков Б. Н. Пережитки матриархата у сарматов // ВДИ. 1947а, № 3. С. 100–121.

Граков Б. Н. Термин Σχύδαι и его производные в надписях Северного Причерноморья // КСИИМК. 1947б, XVI. С. 79–88.

Граков Б. Н. Каменское городище на Днепре. МИА № 36. 1954. С. 238.

Граков Б. Н., Мелюкова А. Н. Об этнических и культурных различиях в степных и лесостепных областях европейской части СССР в скифское время // Вопросы скифо‑сарматской археологии, М.: АН СССР, 1954. С. 39–93.

Грантовский Э. А. Индоиранские касты у скифов // XXV Международный конгресс востоковедов (Доклады делегации СССР). М., 1960.

Гриневич К. Э. Стены Херсонеса Таврического, I. Подстенный склеп № 1012 и ворота Херсонеса. Херсонесский сборник, I. Севастополь: Издание Херсонесского музея, 1926. С. 72.

Громов А. В. Происхождение населения карасукской культуры в свете новых данных палеоантропологии // Методика комплексных исследований культур и народов Западной Сибири. Тезисы докладов X Западносибирского археолого‑этнографического совещания памяти В. Н. Чернецова. Томск, 1995. С. 56–58.

Гросу В. И. Сарматское погребение в Поднестровье // СА. 1986, № 1. С. 258–261.

Грэхем А. Дж. Колониальная экспансия Греции // Кембриджская история древнего мира. T. III. Ч. 3: Расширение греческого мира VIII–VI века до н. э. / Под ред. Дж. Бордмэна, Н.‑Дж.‑Л. Хэммонда, Д.‑М. Льюиса, М. Оствальда / Пер. с англ. А. В. Зайкова. М.: Ладомир, 2007. С. 103–195.

Грязнов М. П. Минусинские каменные бабы в связи с некоторыми новыми материалами. // СА. 1950, № XII. С. 128–156.

Грязнов М. П. Аржан. Царский курган раннескифского времени. Л.: Наука, 1980. С. 62.

Грязнов М. П. Афанасьевская культура на Енисее. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. С. 136.

Давидан О., Мачинская А., Мачинский Д. О роли балтов в формировании культуры Северной Руси VIII–X вв. (по данным летописей и археологии) // Проблемы этнической истории балтов. Тезисы докладов межреспубликанской научной конференции / Отв. ред. И. Э. Ронис. Рига: Зинатне, 1985. С. 57–58.

Деревянко А. П., Молодин В. И. Относительная хронология и культурная принадлежность памятника Кучерла‑1 (Горный Алтай). // Проблемы хронологии и периодизация археологических памятников Южной Сибири. Барнаул: Алтайский государственный университет. 1991. С. 3–7.

Деревянко А. П., Молодин В. И., Савинов Д. Г. и др. Древние культуры Бертекской долины. Горный Алтай, плоскогорье Укок / Отв. ред. В. И. Молодин. Новосибирск: Наука, 1994. С. 221.

Джаксон Т. Н., Мачинский Д. А. Связи Северной Руси и Беломорья в IX–XIII вв. // Внешняя политика Древней Руси. Юбилейные чтения, посвященные 70‑летию со дня рождения члена‑корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. Тезисы докладов. М., 1988. С. 24–29.

Джаксон Т. Н., Мачинский Д. А. Юго‑Восточное Приладожье в «Саге о Хальвдане сыне Эйстейна» // Археология и история Пскова и Псковской земли. Тезисы докладов научно‑практической конференции / Отв. ред. В. В. Седов. Псков, 1989. С. 83–85.

Добровольский В. В. География почв с основами почвоведения. М., 1968.

Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. М.: Наука, 1982. С. 456.

Доманский Я. В., Марченко К. К. К вопросу о базовой функции первоначального Борисфена // ΕΥΧΑΡΙΣΤΗΡΙΟΝ. Источноковедческо‑историографический сборник памяти Я. В. Доманского / Отв. ред. И. В. Тункина. СПб.: Нестор‑История, 2007. С. 22–28.

Древние германцы. Сборник документов / Сост. Б. Н. Граковым, С. П. Моравским и А. И. Неусыхиным. М.: Государственное социально‑экономическое издательство, 1937. С. 228 (Документы и материалы по всеобщей истории).

Дьяков В. Н. Пути римского проникновения в Северное Причерноморье: Понт и Мезия // ВДИ. 1940, № 3–4. С. 71–88.

Дьяконов И. М. История Мидии от древнейших времен до конца IV в. до н. э. М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1956. С. 486.

Дьяконов И. М. «Майкопские письмена» (к методике работы дешифровщика) // ВДИ. 1966, № 2. С. 99–104.

Дьяконов И. М. Города‑государства Шумера // История древнего мира в 3‑х томах. Т. I. Ранняя древность / Отв. ред. И. М. Дьяконов. М.: Наука, 1982. С. 50–64.

Дэвлет М. А. Бронзовые бляшки в форме сложного лука из Хакассии // КСИА. 1966, № 107. Археологические памятники раннего железного века. С. 70–74.

Егорейченко А. А. Культура или культуры штрихованной керамики? // Гістарычная навука у Белдзяржуніверсітэце на рубяжы тысячагоддзяў. Матэрыялы Рэсп. навук. – практ. канф., прысвечанай 65‑годдзю заснаванню гістарычнага факультэта Белдзяржуниверситэта. Мінск: Изд‑во Белорусского ун‑та, 2000. С. 168–171.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.127 с.)