Своеобразие французского исповедального романа эпохи романтизма (Ф. Р. Де шатобриан, Б. Констан, А. Де мюссе). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Своеобразие французского исповедального романа эпохи романтизма (Ф. Р. Де шатобриан, Б. Констан, А. Де мюссе).



В начале XIX в. популярной становится исповедальная форма произведений, во многом благодаря знаменитому роману Руссо, связанного с формированием романтизма. Основным признаком времени была социально-экономическая и политическая нестабильность. Именно она помогает формированию мироощущения, суть которого в недовольстве действительностью, разочаровании в результатах революции и в то же время в надежде на полное осуществление идеалов революции. В литературной жизни Франции нашла отражение борьба консервативных и передовых сил общества. Уже в начале 19-го века во Франции начинают свою деятельность ряд писателей, публицистов, философов. Их задача сводилась к ниспровержению идей Просвещения и революции. Они отрицали идеи просветителей, считая разум источником зла. Они предлагали восстановить религию, веру, церковь и отвергали идеи свободы совести и веротерпимости, которые отстаивали просветители, а также требовали восстановления единой католической церкви. Кроме того, они призывали к возвращению феодальной монархии, отвергая принцип народовластии. К реакционным публицистам и философам французского романтизма примкнул ряд философов и писателей. Это мироощущение, отвергающее существующую действительность и противопоставляющее ей идеальный мир, легло в основу романтизма. Проявился интерес к новым жанрам: романтики обратили внимание на прозаические жанры. При этом бытописательный роман сменяется субъективным, повествующим о жизни души, так называемым «исповедальным». Исповедальный роман характеризуется простотой, локальностью сюжета, акцентирует внимание на личности главного героя. В нем представление о богатстве и многообразии явлений действительности дается путем отражения мира через восприятие главного героя, через него же выражается и авторская позиция. Писатели раскрывали перед читателями безграничный простор человеческой души.

С именем Шатобриана связано возникновение нового литературного жанра — романтического исповедального романа, представляющего собой лирический монолог — исповедь героя. В таком произведении лишь условно изображается внешний мир, все внимание сосредоточено на раскрытии внутренней жизни центрального персонажа, сложной и противоречивой, на его скрупулезном самоанализе. В исповедальные романы было вложено много личного, автор в них временами сливался с героем, современники угадывали за вымышленным сюжетом элементы автобиографии, а за персонажами — реальных людей (возник даже термин «роман с ключом»). Его «Дух христианства» стал очень популярным произведением. Книга состоит из двух художественных отрывков, двух повестей, одна из которых является продолжением другой – «Атала» и «Ренэ». Действие в произведении разворачивается в Америке, среди дикарей. Герои, объединяющие обе повести – молодой француз Ренэ и старик дикарь Шактас. Шактас рассказывает французу о своей молодости, о том, как попал в плен, и как его спасла Атала, белая девушка, с которой они бежали в леса. Однако счастье влюбленных было недолгим, девушка покончила с собой из-за данного ее матерью за нее обета безбрачия. Рассказчиком во второй повести является Ренэ, который передает старику трагическую историю любви к нему его сестры. Девушка, полюбив брата запретной любовью, уходит в монастырь. Молодой человек покидает Европу. Он, как и все романтические герои, предпочитает жизнь среди диких племен, так как в цивилизованных странах он видит только эгоизм, страдания и испорченность.

В лице Ренэ Шатобриан показывает типичного героя реакционного романтизма с его «мировой скорбью» и пессимизмом. Ему кажется, что жизнь бессмысленна. Это драма человека старого мира, для которого из-за революции оказались закрыты все перспективы.

Но при всей характерной для романтизма субъективности исповедальные романы содержали широкое обобщение: в них отразилось состояние умов и сердец, порожденное эпохой социальных потрясений, состояние, которое романтики определили как «болезнь века» и которое было не чем иным, как индивиду­ализмом. Шатобриан первый ввел в литературу героя, пораженного этим недугом — отстраненного от большой жизни общества, одинокого, неприкаянного, снедаемого разочарованием и скукой, враждующего с целым миром.

«Исповедь сына века» — роман известного французского романтика Альфреда де Мюссе о чудовищной болезни, настигшей французское общество после наполеоновских кампаний.

Болезнью века становится меланхолия, овладевшая умами большинства французов. Феерические наполеоновские победы и грандиозные имперские планы, связанные с построением нового общества, потерпели крах. Старые смыслы канули в Лету, а новые так и не родились. Тогда-то и зародилась болезнь, которая заполнила собой томительную пустоту. Люди начали пребывать в тоскливых иллюзиях, а главный герой — Октав — в мрачном поиске любви. Роман Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века» - это повествование о чудовищном недуге, настигшем французское общество после кампаний Наполеона. Болезнь века – это меланхолия, которая овладела умами французов. Грандиозные имперские планы потерпели крах. Старые смыслы канули в прошлое, а новые не появились. Главный герой романа Октав пребывает в мрачном поиске любви.

Позднее появился «Адольф» Бенжамена Констана де Ребек (1816). Этот роман - один из исповедальных романов раннего французского романтизма, в центре которого герой, скрупулезно анализирующий чувства и переживания, присущие не только ему, но и целому поколению. Констан не оценивает поступки героя, не осуждает его, однако и не оправдывает никого, утверждая, что обстоятельства не имеют большого значения, вся суть - в характере. Рационалистическая ясность и точность слова в «Адольфе» делает более наглядной противоречивую многозначность характера главного героя. Его романтическая противоречивость всесторонне исследуется писателем в русле традиции эстетики рационализма, что выделяет роман среди всех названных произведений.

Основные черты: Фокус повествования больше сосредоточен не на событиях, а на логике построения рассказа о них, на личном сюжете; Конструируется личный сюжет центральным сознанием, исповедальным «я», который определяет выбор для рассказа значимых событий травматического характера, их последовательность в повествовании, а также оценку в двойной перспективе – настоящего и прошлого; Завязка сюжета связана с кризисом личности, а развитие – с его попыткой самоопределения; В композицию сюжета включаются фрагменты прошлого; В повествовании используются приемы эстетизации исповедальности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.004 с.)