Сентиментализм во французской литературе второй половины XVIII В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сентиментализм во французской литературе второй половины XVIII В.



Сентиментализм зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы.

«Естественный» человек становится главным героем сентиментализма. Писатели-сентименталисты исходили из посыла, что человек, будучи творением природы, от рождения обладает задатками «естественной добродетели» и «чувствительности»; степень чувствительности определяет достоинство человека и значимость всех его действий.

Достижение счастья как главной цели человеческого существования возможно при двух условиях: развитие естественных начал человека («воспитание чувств») и пребывание в естественной среде (природе); сливаясь с ней, он обретает внутреннюю гармонию. Цивилизация (город), наоборот, является враждебной ему средой: она искажает его естество. Чем более человек социален, тем более опустошен и одинок. Отсюда характерный для сентиментализма культ частной жизни, сельского существования и даже первобытности и дикарства.

Сентименталистов, в отличие от классицистов, не интересовало историческое, героическое прошлое: они вдохновлялись повседневными впечатлениями. Место гиперболизированных страстей, пороков и добродетелей заняли знакомые всем человеческие чувства. Герой сентименталистской литературы – обычный человек, по богатству своего внутреннего мира и чистоте чувств не уступающий, а нередко и превосходящий представителей высшего сословия.

Обращение к внутреннему миру человека позволило сентименталистам показать его неисчерпаемость и противоречивость. Они отказались от абсолютизации какой-либо одной черты характера и однозначности моральной трактовки персонажа, свойственных классицизму: сентименталистский герой может совершать как дурные, так и добрые поступки, испытывать как благородные, так и низкие чувства; порой его действия и влечения не поддаются однозначной оценке.

Культ чувства обусловил высокую степень субъективизма. Для этого направления характерно обращение к жанрам, с наибольшей полнотой позволяющих показать жизнь человеческого сердца, – элегия, роман в письмах, дневник путешествия, мемуары и пр., где рассказ ведется от первого лица. Структура сочинения во многом определяется волей писателя: он не следует установленным литературным канонам, он достаточно произвольно строит композицию, щедр на лирические отступления.

Пьер де Мариво стоит у истоков сентиментальной прозы. (Жизнь Марианны, 1728–1741). В своих комедиях Мариво выступает в защиту чувства любви как антисоциальной и антифеодальной силы, направленной против сословного неравенства, поскольку последнее мешает этому чувству, тормозит его проявление. В «Жизни Марианны» главное не события, а переживания героев, их чувства, размышления. Рассказывая о многочисленных событиях своей жизни, Марианна уделяет много места не столько им, сколько размышлениям о том, что произойдет, если она поступит так или иначе.

Аббат Прево открыл для романа новую область чувств – непреодолимую страсть, ведущую героя к жизненной катастрофе. Гуманистический замысел романа о кавалере де Грие и Манон Леско отвечал самому духу Просвещения, а мастерство изображения человеческого характера во многом предвещало художественные открытия сентиментализма — опыт многопланового рассмотрения человеческой личности в противоречивом сочетании добра и зла, добродетели и порока. Трагическая атмосфера произведения объясняется тем, что отраженные в нем две сферы — сфера любви и сфера богатства — противостоят друг другу как два взаимно враждебных мира.

В названии романа Руссо обращается к имени возлюбленной знаменитого средневекового философа Пьера Абеляра: трагическая история их любви была хорошо известна его современникам. Форма писем придавала его повествованию ощущение достоверности, правдивости и помогала глубоко проникнуть в мир человеческих переживаний.

Это также философский роман, наиболее полно раскрывший мировоззрение Руссо. В нем с наибольшей четкостью проявился и творческий метод Руссо: основные проблемы — культ добродетели и природы — решаются в романе с помощью «сердечного воображения»; герои романа стали идеальным воплощением концепции человека в понимании Руссо; чувствительный аспект проявляется в описании волнений сердца, патетики любви, отчаяния страсти. Ж.-Ж. Руссо сделал природу самостоятельным объектом изображения. Его Исповедь (1766–1770) считается одной из наиболее откровенных автобиографий в мировой литературе, где он доводит до абсолюта субъективистскую установку сентиментализма (художественное произведение как способ выражения авторского «я»).

Руссо был одним из виднейших представителей европейского сентиментализма, который стал для него методом философским и творческим. Отрицая примат разума и рассудочной логики, Руссо утверждал, что действительность познается при помощи интуиции, чувств; в чувстве он видит основную сферу сознательной деятельности человека. Главная задача искусства заключается в том, чтобы трогать человеческие сердца, воспитывать чувствительность; любое художественное произведение должно быть излиянием сердца художника.

Целью Руссо было создать «сделанный с натуры, совершенно правдивый и точный свой портрет». Он последовательно описывает события своей жизни, излагает историю своей души и историю формирования образа мыслей. Глубокий самоанализ сочетается в «Исповеди» с пониманием ценности духовной жизни человека, его достоинства и значимости.

14. Французский эпистолярный роман XVIII в.

Восемнадцатый век, безусловно, считается золотым веком в отношении искусства письма. Что касается исторической и социальной ценности письма, то следует выделить одну из причин, определяющих триумф эпистолярного романа, а именно - обмен письмами представляет собой важнейшее средство коммуникации. В результате значительных изменений, связанных с образованием и почтовой организацией, письмо становится информационным средством, а то и единственным средством подлинного общения, предшествующего выпуску газет. Тогда понятно, что обмен письмами обеспечивает циркуляцию новостей о политической, литературной и общественной жизни, регулярно замечаемых многими дворянскими и буржуазными семьями.

Эпистолярный жанр набирает обороты только во второй половине 18 века, поскольку первые десятилетия века Просвещения характеризуются мемуарными романами, где главные герои рассказывают о своем основном опыте, касающемся их образования и любви. Главной чертой письма же является «горячее» выражение чувств, потому что оно сокращает временную дистанцию, существующую между переживаемым чувством и его письменным выражением. Кроме того, отсутствие рассказчика симптоматично для достоверности рассказанных фактов, поскольку никто не думает и не говорит вместо персонажей. Если в первой половине века письмо является лишь завуалированным средством политической дискуссии, то позднее оно все чаще становится выражением личности, разрывающейся между личными устремлениями и социальной реальностью. Эпистолярный роман является жанром, который суммирует восемнадцатый век, поскольку он показывает все нюансы, характеризующие Век Просвещения: социальную критику и любимый сатирический тон Монтескье и Вольтера; сентиментальный импульс, выраженный Руссо; ожидание равенства между мужчинами и женщинами, желаемого де Лакло; постановка вопроса о революции.

Век Просвещения ознаменован появлением персидских писем (1721), где Монтескье стремится к некоторой внутренней согласованности, потому что письма, исходящие от одного и того же корреспондента, гарантируют некое психологическое единство. Историю, в частности, рассказывают путешественники Рики и Усбек, которые пишут своим далеким друзьям, от которых получают ответы. В этом случае эпистолярная структура отвечает чисто повествовательным требованиям, потому что письма позволяют связать персонажей, находящихся в Париже, с оставшимися в Персии, меняя взгляды герое и переходя от одного предмета обсуждения к другому без перехода. В частности, персидские письма раскрывают взгляд иностранца на родные автору политические, социальные и философские идеи.

В новой Элоизе (1761), одном из самых известных эпистолярных романов французской литературы, Руссо составляет письма так, чтобы показать чувственный мир, знакомый ему. По мере того как разлука Сен-Пре и Жюли затягивается, их любовные письма свидетельствуют о душераздирающей беде двух влюбленных, которое вызывают их потерянное счастье: читатели осознают глубину их чувств через лирический тон. В отличие от эпистолярных романов первой половины восемнадцатого века, выходит, что в глазах Руссо эпистолярный роман является литературным жанром, более способным передавать эмоциональные и чувственные муки его автора, который отвечает за точное расположение писем, где слова, сказанные, прочитанные и интерпретированные персонажами, позволяют развивать рассказанные события.

В начале восемнадцатого века такие литераторы, как Монтескье, выбрали эпистолярный роман, чтобы раскрыть недостатки французского абсолютизма: письмо-лишь литературный способ вести сатиру дореволюционной Франции.

Эпистолярный жанр также любим некоторыми либертистами, которые хотят таким образом гарантировать правдивость рассказанных фактов. Некоторые писатели, такие как Лакло, используют эпистолярный жанр для критики некоторых социальных аспектов, включая аристократическую коррупцию или неравенство между мужчинами и женщинами, которые часто становятся жертвами мужского доминирования. В конце века писатели используют эпистолярный жанр, чтобы переосмыслить недавние революционные события через трагические судьбы своих персонажей. Наконец, успех романа в письмах свидетельствует об интересе читателей, любящих этот жанр. С одной стороны, он обладает обаянием подлинности, подталкивая читателей следовать рассказам, имеющей вид реальной истории. С другой стороны, он позволяет читателям переосмыслить социальные и политические факты своего времени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.006 с.)