Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В соотношении с методами их изучения
1. В изучении преступности и лиц, совершивших преступления, главное — достижение должной полноты и глубины исследования, правильной интерпретации его результатов. Для этого необходимо исходить из законов деалектической логики, подвергать изучению существенные для исследования связи и отношения, как этому учил В.И. Ленин. Он писал: «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но
37 ()
требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения»4. Рассматривать проблему в развитии и изменении — «смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь»5. На этом пути достигается познание причин сложного явления. Как уже подчеркивалось, исходным в изучении причин преступности, конкретного преступления, а также особенностей личности преступника является правильное определение соотношения между единичным, отдельным и общим, индивидуальным и социальным. В целом вопрос о соотношении отдельного и общего с позиций диалектического материализма решается как констатация их тесного взаимодействия и неразрывного единства. Однако это общее решение, применительно к целям конкретного криминологического исследования должно всегда освещаться более подробно, как для учета взаимодействующих уровней социальной действительности, так и для учета уровней исследования этой действительности. Выделение общего из единичного представляет собой поиск постоянно присутствующего, устойчивого и, добавим, криминологически значимого. «Общее» помогает познавать природу изучаемого и совершать переход от уяснения общего к объяснению особенного, то есть от абстрактного к конкретному в Марксовом понимании познавательного процесса. Конкретное — это единство общего и единичного. Именно поэтому, изучая только общее, например, преступность как социальное явление, нельзя познать конкретное — личность человека, совершившего преступление. Чтобы подчеркнуть сказанное, упомянем, что преступление всегда совершается конкретным лицом, но преступность не может «совершаться» конкретным лицом — это социальное явление (такое же, как, например, «рождаемость» или «миграция»), порождаемое условиями жизни общества. Преступность — общее понятие, но оно существует не в отрыве от конкретных преступлений. Причина конкретного преступного акта всегда представляет собой некоторую индивидуализированную совокупность элементов и в этой совокупности социальная обусловленность, порождающая преступность, может не просматриваться «невооруженным» методологией глазом. Причины преступности, в свою очередь, не могут содержать индивидуальных, в том числе чисто психологических моментов, присущих причинам конкретного поведенческого акта.
Механизм превращения причин преступления в причины преступности и наоборот, сложен и требует серьезных исследовательских усилий при изучении, так как причины преступности («общее») присутствуют в причинах конкретного преступления («единичное»). Для уяснения диалектического механизма этих превращений должен быть учтен комплекс обусловливающих эти превращения обстоятельств — каналы криминогенных влияний, степень
38 ()
или интенсивность этих влияний, взаимодействие уровней детерминации и др. Смешение понятий «преступление» и «преступность» характерно для буржуазных криминологов, заявляющих, что индивид якобы может быть «носителем преступности», после чего следует закономерное сползание к теориям «опасного состояния» и т.п. Не владея диалектическим методом, буржуазные криминологи не видят на уровне преступления («единичного») преступности («общего») и поэтому рассматривают причины преступности как индивидуальную «предрасположенность» и т.д. Не менее важен учет соотношения между отдельным и общим, индивидуальным и социальным. Многократно доказан и подтвержден всем развитием науки марксистский тезис о примате общественного, социального в человеке. В силу понятных причин конкретный индивид не может быть выразителем всех общественных отношений, а несет в себе черты лишь тех из них, с которыми непосредственно соприкасается, в которые он включен. Это объясняет факт существования лиц, совершающих преступления в социалистическом обществе, а, следовательно, требует изучения социального окружения преступника.
Человек обладает единичностью, индивидуальностью, но индивидуальность обусловлена в основном или в значительной степени, не биофизиологическими свойствами, а «набором» социальных характеристик, связей, в которые на протяжении своей жизни был включен индивид. Это позволяет не считать преступление фатально неизбежным и дает возможность надеяться на перевоспитание преступника. Человеческие качества распределены в обществе равномерно, но криминологам хорошо известны «вспышки» преступности в определенных социальных условиях. Преступность концентрируется там, где концентрируются те или иные негативные социальные условия. Поэтому методы криминологического изучения должны позволять изучать систему «личность — среда» и «личность — ситуация совершения преступления». Цели исследования могут потребовать изучения индивидуальных характерологических и иных качеств людей, проведения типологии их характеров. Изучение личности преступника как одного из элементов системы «личность — взаимодействие — среда» предполагает возможность такого изучения. Но ограничиваться только таким изучением для формирования выводов о причинах совершения преступлений нельзя. Иногда применяемое в криминологии разделение преступлений на «ситуативные», «насильственные», «корыстные» и т.п. если и вносит какую-то конкретизацию, то мало что может дать для получения ответа на главный вопрос криминологии — о причинах преступности и преступления. 2. В гносеологическом плане, комплексность (системность) методов при исследовании криминологических проблем проявляется единстве теоретического и эмпирического знаний, в соединении структурно-функционального и историко-генетического подходов.
39 ()
Знание о преступности, преступлении, личности человека, совершившего преступление, должно быть не набором частностей и даже не полным каталогом, а знанием комплексов, способных образовывать механизмы, действующие во времени и в пространстве определенным образом. Рассмотрение криминологически значимых параметров личности и среды (ситуации) предполагает их систематизацию по некоторому основанию и (или) акцентированное выделение и подробный анализ параметров отдельно личности и отдельно среды, сведение этих параметров в однородные по какому-то признаку классы (группы). Личностные свойства изучаются в криминологическом исследовании, но при этом криминолог помнит о том, что преступлением признается деяние, а не характерологическое, эмоциональное, волевое или иное свойство личности. Негативная ценностно-нормативная ориентация личности законом не признается преступной. Негативные личностные свойства и качества, как потенциальная угроза совершения противоправного поступка, всегда и обязательно реализуются в конкретных условиях среды или ситуации. Таким образом, основной вопрос криминологии — вопрос о причине, о причинно-следственной связи применительно к причине конкретного преступления, получает следующее общегносеологическое решение: причина преступления — это закономерное, организованное по вероятностному принципу, взаимодействие внутреннего состояния индивида, с условиями среды, актуализирующими это внутреннее состояние. Отрицать определяющее значение среды и ситуации в генезисе преступного поведения нельзя еще и потому, что любой человеческий поведенческий акт, в том числе и противоправный поступок, всегда направлен на изменение среды. Его цель — внести некоторые новые элементы в среду и ситуацию. В случае совершения преступления — эти новые элементы антиобщественны по сути, либо по способу возникновения. В этом опасность преступления для общества. Преступление порождает себя не как изолированный факт, оно вносит в условия жизни общества долговременные негативные элементы — материальные и духовные, которые какое-то время сохраняются и действуют отрицательно. Поэтому в познавательном плане, тем более в плане профилактического воздействия на преступное поведение, личностные характеристики будут и лучше изучены, и лучше поняты в том случае, если будет изучаться система «личность — среда (ситуация)». В конечном счете криминолога интересует не лицо, а его поступок, причины поступка, а причины целенаправленного или даже неосознанного поступка нельзя понять, не зная окружающего лицо мира, среды, закономерностей взаимодействия личности со средой.
В укрупненной схеме соотнесения факторов личности и факторов среды это может быть представлено примерно следующим образом.
40 ()
41 ()
Приведенные соотношения примерны, возможны и иные способы организации материала, характеризующие связь личности и среды (ситуации), на социально- и индивидуально-психологическом уровне, с учетом демографически-возрастных, экономико-географических и иных параметров.
Методика конкретного
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.009 с.) |