Психологические особенности одаренных детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности одаренных детей



Несмотря на серьезные исследования в области одаренности, в настоящее время нет единой точки зрения на данный феномен. Существуют разные трактовки и концепции одаренности.

Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов, в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

«В настоящее время выделяют целый ряд особенностей и сложностей развития одаренных детей и подростков. Далее приведем трудности развития одаренных:

1. Стремление к совершенству (перфекционизм).

2. Чувство неудовлетворенности.

3. Постановка нереалистичных целей.

4. Сверхчувствительность.

5. Потребность во внимании взрослых.

6. Нетерпимость» [12, с. 84].

«Сложные личнoстно-пoведенческие аспекты одаренного ребенка можно продолжить наличием у него таких качеств как эгоцентризм, неспособность принять точку зрения, взгляд другого человека, неприязнь к школе – в случае неинтересной образовательной программы, отсутствие культуры диалога, желание закончить мысль собеседника, стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если он делает ошибки или неправильно ставит ударение, стремление всегда быть правым в споре и др.» [8, с. 63].

Все вышеперечисленное нередко приводит к тому, что одаренные дети нередко имеют сложности во взаимоотношениях со сверстниками, основанные на не сформированности социальной рефлексии, неадекватной самооценке, недостаточно развитых коммуникативных навыков, трудностях в нахождении близких по духу друзей и др.

«Одарённые дети к своим возрастным проблемам имеют ещё и индивидуальные особенности, которые обнаруживаются в процессе различных видов деятельности:

– поиск ответов на собственные проблемы и вопросы, что определяет избирательность творческого научения;

– особая форма решения проблем – обнаружение скрытых, не заданных явно элементов и отношений, оригинальность в решении задач – непохожесть, нестандартность;

– неожиданность – оценочная функция всех сложных психологических структур,

– постановка вопросов приобретает структуру гипотез, что носит исследовательский характер» [14, с. 104].

Среди микрофакторов, влияющих на развитие одаренности, особое место занимает коллектив. Человек – существо биосоциальное. Он рождается, живет и умирает по законам биологии. Но человек живет в обществе, и поэтому его социальной сутью является личность. На всех этапах онтогенеза роль общения, коллектива чрезвычайно важны для развития личности. Особенно это актуально для подросткового возраста. О роли социума для становления личности неоднократно писали как в отечественной, так и в зарубежной психологии [4, с. 12].

В различных исследованиях рассматривается связь социальной идентификации с глубинной потребностью личности в признании со стороны других, в групповой защите, в самореализации, ожидании позитивной оценки со стороны референтных групп и общностей. «Отсутствие благополучных эмоциональных отношений в семье и в коллективе наносит эмоциональной сфере ребенка невосполнимый ущерб, делая ее во многих отношениях дефектной. Так как в этом случае не удовлетворяются базовые потребности: потребность ребенка в защищенности, в безусловном принятии близкими людьми, потребность в принадлежности к группе. Отсутствие сердечных, добрых отношений приводит к тому, что ребенок не приобретает опыт человечности, не осознает и не ощущает его ценность, не владеет этим типом отношений. Это может сказаться на его дальнейшей судьбе, когда сфера интеллектуальной деятельности – наука станет для него фактически убежищем, вытеснив из жизни все, в том числе и человеческое счастье. В результате у одаренного человека возникает склонность к эскапизму – бегству от «ненаучных» житейских проблем» [13, с. 91].

 Перегруженная интеллектуально, но неразвитая психика требует отдыха, отсутствие же навыков общения затрудняет психическую разгрузку. Существуют различные понятия адаптации. Во многих определениях доминирует роль приспособления личности к среде, коллективу, деятельности.

«Американские психологи пишут, что в обычных классах школ, где не уделяется должного внимания талантам, одаренные дети могут находиться на одном из четырех уровней. «На первом уровне – выживания – ребенок лишь физически присутствует и отчаянно борется за самосохранение. Громадная психологическая энергия у него уходит на сохранение своего «я» во внешне враждебном окружении. На втором уровне – обороны – ребенок сохраняет самовосприятие, найдя собственную «нишу безопасности», тратя массу энергии на удержание своих позиций и отражение того, что воспринимается как угроза. На третьем уровне – уверенности – одаренный ребенок находит какой-то компромисс в преодолении общественного отчуждения и неприятия, направляя основную часть своей энергии на самоутверждение, развитие и учебу и лишь незначительную ее долю – на приспособление. Четвертый уровень – процветание – конечная цель для одаренных детей и их родителей. В таком психологическом климате одаренный ребенок может почти всю энергию отдавать творческим, продуктивным занятиям» [9, с. 78].

По мнению А.Г. Асмолова одаренных детей можно отнести к неадаптантам. Ученый предложил метафорическую модель, включающую три группы неадаптантов: аномалы, асоциалы, одаренные дети, которую он назвал «Бермудским треугольником», находящемся в «море» образования. Все эти дети относятся к группе риска [1, с. 683].

Вершины треугольника подвижны. Одаренные дети при неблагоприятных условиях могут перемещаться либо в группу асоциальных детей, либо в группу аномальных. «При этом дезадаптированные одаренные дети теряют свою уникальность. Одаренные дети обладают рядом особенностей, затрудняющих общение с окружающими людьми, а также адаптацию в коллективе сверстников. К таким особенностям относятся: стремление прервать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек» [11, с. 56].

«Стремление прервать собеседника может быть связано с высоким интеллектуальным развитием ребенка. Такие дети схватывают мысль на лету и стремятся продемонстрировать свое понимание» [5, с. 422]. Таким образом, «перебивающий» ответ связан с высокой скоростью восприятия у одаренных детей. Отмеченное поведение одаренного ребенка может быть также объяснено результатами современных исследований в области биохимических и биофизических процессов мозга. В соответствии с теорией, объясняющей телепатию – передачу мыслей на расстоянии, одаренный ребенок может воспринять мысль говорящего прежде, чем тот выразит ее словами. При этом ребенок полагает, что собеседник воспринимает и обрабатывает информацию с такой же скоростью. Привычка поправлять других может быть связана со стремлением установить истину, а также может быть объяснена желанием помочь говорящему исправить допущенную им ошибку.

Издевка, высмеивание окружающих могут быть связаны с неблагополучием одаренного ребенка в коллективе, который является для них источником боли и страдания. Одаренные дети стремятся отомстить обидчику, в качестве оружия они выбирают слово. При этом, обладая богатым словарным запасом и острым восприятием уязвимых сторон другого человека, они наносят болезненные удары противнику. Одаренные люди обладают особой чувствительностью, что делает их непохожими на других и зачастую вызывает непонимание, неприязненное отношение к ним [9].

 К тому же одаренные люди, по мнению В.А. Петровского характеризуются неадаптивной активностью [15, с. 87]. Неадаптивная активность связана с тем, что одаренный человек не должен быть полностью адаптированным в социуме, он должен быть как бы частично адаптированным, иначе он не почувствует грядущих изменений. У него должен быть небольшой внутренний дискомфорт, который вызывает тревогу и, в соответствии с динамической теорией В.А. Дружинина, у него возрастает поисковая, творческая активность.

Как отмечает Э. Ландау, одаренность требует мужества []. Одаренный ребенок похож на бегуна на длинной дистанции, который бежит быстрее всех, далеко впереди. Но часто именно по этой причине (он отличается от других) его отвергает группа и он одинок. Возможны два пути в решении этой проблемы. Первый связан со стремлением ребенка отказаться от своей одаренности, чтобы стать как все и тогда он будет принят группой. Второй – быть мужественным, сохранить и развивать свою уникальность и двигаться вперед. Но в этом случае ему нужно помочь, чтобы он не отказался от своей одаренности. Одаренные люди интуитивно или сознательно чувствуют зарождающиеся изменения в культуре, в науке, становятся предвестниками этих изменений.

Итак, одаренные школьники представляют собой отдельную категорию дезадаптированных подростков в неоднородной образовательной среде школы. В психологической литературе исследуются следующие причины уязвимости одаренных детей: стремление к совершенству (перфекционизм); чувство неудовлетворенности; нереальные цели; гиперчувствительность; повышенная потребность во внимании взрослых, непереносимость. Очень серьезные проблемы возникают у одаренных детей с заниженной самооценкой: их поведение характеризуется нерешительностью, конформностью, крайней неуверенностью в себе, которые формируют чувство зависимости, препятствуют развитию инициативы и самостоятельности в действиях и суждениях.

«А.М. Прихожан отмечает следующие факторы уязвимости дезадаптированных одаренных подростков: невротизм, межличностная зависимость, внешние факторы, которые могут предрасполагать к тревожной реакции на стрессовые жизненные ситуации» [17, с. 34].

«Признаки дезадаптации одаренных подростков могут проявиться в результате так называемого «кризиса одаренности». Среди наиболее опасных из них – кризис, получивший в обиходе очень точное название – «звездная болезнь». В «звездном» самосознании одаренных учеников наряду с нарциссизмом возникает чувство величия, высокомерия и стойкого превосходства над другими, что провоцирует проблемы в общении со сверстниками и, как следствие, дезадаптация» [7, с. 9].

Таким образом, одаренным детям сложно адаптироваться в коллективе. Это связано как с психологическими особенностями одаренных учеников, так и с отношением общества к одаренной личности. Для успешной адаптации одаренных учеников в коллективе необходима их психологическая поддержка, воспитание у одаренных детей качеств, необходимых для успешного общения; а также создание условий в образовательном пространстве с учетом их особенностей и потребностей. Дезадаптированное поведение одаренных учеников чаще всего проявляется как девиантное поведение, основанное на гиперактивности. К специфическим характеристикам дезадаптированных одаренных подростков относятся: перфекционистские установки в виде нереально высоких стандартов активности и запрета на ошибки, недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, неуважительное отношение к «обычным» сверстникам.

 

 

Выводы по главе 1

Одаренность ребенка – это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта. Перечисленные виды одаренности в данной работе проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

Одаренным детям сложно адаптироваться в коллективе. Это связано как с психологическими особенностями одаренных учеников, так и с отношением общества к одаренной личности. Для успешной адаптации одаренных учеников в коллективе необходима их психологическая поддержка, воспитание у одаренных детей качеств, необходимых для успешного общения; а также создание условий в образовательном пространстве с учетом их особенностей и потребностей. Дезадаптированное поведение одаренных учеников чаще всего проявляется как девиантное поведение, основанное на гиперактивности. К специфическим характеристикам дезадаптированных одаренных подростков относятся: перфекционистские установки в виде нереально высоких стандартов активности и запрета на ошибки, недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, неуважительное отношение к «обычным» сверстникам.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.009 с.)