Минобрнауки отсутствии России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Минобрнауки отсутствии России



МИНОБРНАУКИ отсутствии РОССИИ

Главав Федеральное Нац государственное работать бюджетное психологических образовательное

этапы учреждение предопределяет высшего иных профессионального педагогическом образования

«Волгоградский добавить государственный подчеркнуть социально-педагогический которых университет»

(ФГБОУ овладение ВПО «ВГСПУ»)

 

Управляемый Факультет студенческого математики, напряженность информатики и которого физики

Целевой Кафедра способов педагогики

 

 

ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ КАК ПЕДАГОГИЧСКАЯ ПРОБЛЕМА

Идет Курсовая систему работа

заведения по рейтинга дисциплине «П едагогика»

характеристику направления 44.03.01 «Педагогическое факультетом образование»

ун профиль «Математик а опр»

«Прошла защиту» ___________________                                      Исполнитель: Чернуха Людмила Николаевна  (гр. МИФ-МБz-31) ___________________________
Преподаватели ________________________________ Научный руководитель: Романов Сергей Владимирович, доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук ___________________________

 

мнений Волгоград — 2021

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Теоретические аспекты педагогической проблемы одаренных детей…………………………………………………………………………   5
1.1 Сущность и виды одаренности у детей……………………………… 5
1.2 Психологические особенности одаренных детей………………….. 9
Выводы по главе 1………………………………………………………… 15
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование психологических особенностей одаренных детей подросткового возраста……………….   17
2.1 Организация и методы исследования………………………………… 17
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования………………… 19
2.3 Разработка направлений взаимодействия и работы педагога с одаренными детьми………………………………………………………..   22
Выводы по главе 2……………………………………………………….. 23
Заключение………………………………………………………………… 25
Список литературы………………………………………………………… 27
Приложения………………………………………………………………… 29

Введение

Проблема работы с одаренными детьми у нас в стране в последние годы вызывает все более пристальное внимание как теоретиков, так и практиков образования. Осмысление процесса воспитания одаренных детей в настоящее время вызвано потребностями педагогической науки, социальными ожиданиями общества и государства.  Усиление интереса к мировому опыту, тщательный анализ и обобщение достижений зарубежных коллег позволяет нашим практикам идти собственным путем. Сегодня важно ответить на следующие вопросы: в чем педагогическая сущность самого феномена общей одаренности детей школьного возраста? Каково современное состояние обучения одаренных детей и перспективы его развития в нашей стране?

Проблема выявления и поддержки одаренных детей в нашей стране остается актуальной на протяжении нескольких лет. Потребность в обществе в поиске и поддержке способных и одаренных детей связана с потребностью общества в людях нового поколения – творческих, изобретающих, меняющих мир к лучшему. Человек нового времени – это не только личность с высокой социальной активностью, но и способный действовать нестандартно, принимать рациональные решения в незнакомых ситуациях.

Современна система образования одной из приоритетных задач ставит перед собой ранее выявление, поддержку и развитие способных, одаренных и талантливых детей. В понимании большинства людей одаренным детям не требуется дополнительная помощь, поддержка и руководство со стороны взрослых, но на самом деле это не так. Личностные особенности, чувствительной к оценке деятельности, поведение, мышление таких детей отличается от обычных. И для того, чтобы выстроить результативный образовательный процесс и взаимодействие с такими детьми педагогу просто необходимо знать и учитывать все эти особенности.

Исследованием проблемы одаренности детей и подростков занимались такие авторы как В.А. Беккер, О.П. Гришакина, О.В. Заславская, Т.А. Климонтова, О.И. Кочурова, О.А. Синюк и др.

Анализ современных психолого-педагогических публикаций показывает, что тема одаренности остается одной из наиболее популярных – разрабатываются методики диагностики, рекомендации, педагоги делятся опытом работы с такими детьми. Но это лишь малая часть информации и опыта, которые требуются для решения тех психологических и педагогических проблем, с которыми сталкиваются учителя организуя работу с такими детьми.

Объект исследования: одаренность детей.

Предмет исследования: одарённые дети как педагогическая проблема.

Цель исследования: проанализировать психологические особенности детей подросткового возраста.

Исходя из цели, будут решаться следующие задачи исследования:

– изучить сущность и виды одаренности у детей;

– проанализировать психологические особенности одаренных детей;

– провести опытно-экспериментальное исследование психологических особенностей одаренных детей подросткового возраста;

 – разработать направления взаимодействия и работы педагога с одаренными детьми.

Методы исследования: теоретические (анализ научной и специальной литературы по теме исследования); эксперимент, сравнение, диагностика, анализ, интерпретация, качественная и количественная обработка данных.

Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав (разделенных на разделы), заключения, списка литературы и приложений.

 

Выводы по главе 1

Одаренность ребенка – это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта. Перечисленные виды одаренности в данной работе проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

Одаренным детям сложно адаптироваться в коллективе. Это связано как с психологическими особенностями одаренных учеников, так и с отношением общества к одаренной личности. Для успешной адаптации одаренных учеников в коллективе необходима их психологическая поддержка, воспитание у одаренных детей качеств, необходимых для успешного общения; а также создание условий в образовательном пространстве с учетом их особенностей и потребностей. Дезадаптированное поведение одаренных учеников чаще всего проявляется как девиантное поведение, основанное на гиперактивности. К специфическим характеристикам дезадаптированных одаренных подростков относятся: перфекционистские установки в виде нереально высоких стандартов активности и запрета на ошибки, недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, неуважительное отношение к «обычным» сверстникам.

 

 

 


Выводы по главе 2

 

С целью определения уровня общей одаренности по мнению педагогов и объективному мнению относительно данной способности, было проведено эмпирическое исследование при помощи двух методик и в ходе исследования были получены следующие результаты:

– по мнению педагогов для учащихся подросткового возраста характерным является низкий уровень одаренности, а высокий проявляется лишь у 15% опрошенных;

– при проведении второй методики видно, что дети проявляют в основном низкий и средний уровень одаренности, а высокий проявляется в полной мере лишь у нескольких детей.

Для детей подросткового возраста, в частности, характерным является низкий и средний уровень проявления общей одаренности и специальных способностей. Мы видим, что есть необходимости в проведении определенной работы с детьми для повышения уровня их специальных способностей.

Заключение

 

Одаренность ребенка – это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта. Перечисленные виды одаренности в данной работе проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка. Одаренность являлась предметом исследований многих отечественных и зарубежных исследователей на разных этапах развития общества. Каждый исследователь изобретал собственные средства изучения данного феномена и определял основные предпосылки развития данных качеств у людей разного возраста. Было определено, что основными методами являются такие как эксперимент, тестирование и анализ деятельности детей.

Одаренным детям сложно адаптироваться в коллективе. Это связано как с психологическими особенностями одаренных учеников, так и с отношением общества к одаренной личности. Для успешной адаптации одаренных учеников в коллективе необходима их психологическая поддержка, воспитание у одаренных детей качеств, необходимых для успешного общения; а также создание условий в образовательном пространстве с учетом их особенностей и потребностей. Дезадаптированное поведение одаренных учеников чаще всего проявляется как девиантное поведение, основанное на гиперактивности. К специфическим характеристикам дезадаптированных одаренных подростков относятся: перфекционистские установки в виде нереально высоких стандартов активности и запрета на ошибки, недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, неуважительное отношение к «обычным» сверстникам.

С целью определения уровня общей одаренности по мнению педагогов и объективному мнению относительно данной способности, было проведено эмпирическое исследование при помощи двух методик и в ходе исследования были получены следующие результаты:

– по мнению педагогов для учащихся подросткового возраста характерным является низкий уровень одаренности, а высокий проявляется лишь у 15% опрошенных;

– при проведении второй методики видно, что дети проявляют в основном низкий и средний уровень одаренности, а высокий проявляется в полной мере лишь у нескольких детей.

Для детей подросткового возраста, в частности, характерным является низкий и средний уровень проявления общей одаренности и специальных способностей. Видно, что есть необходимости в проведении определенной работы с детьми для повышения уровня их специальных способностей.

Результаты исследования могут быть полезны специалистам и исследователям, которые строят свою деятельность в рамках определения особенностей одаренности, таланта и гениальности у учащихся подросткового  возраста.

 

 

Список литературы

 

1. Асмолов А.Г. Одаренность и счастье личности // Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г. Асмолов; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – Разд. 5. – Гл. 12. – С. 683-685

2. Беккер В.А. Одарённость в детском возрасте / В.А. Беккер // Эксперимент и инновации в школе. – 2010. – №3. – С. 54-57

3. Гришакина О.П. Мастер-класс «Учитель и одаренные дети» / О.П. Гришакина // Эксперимент и инновации в школе. – 2009. – №1. – С. 28-32

4. Гусева Е.И. Диагностика одаренных детей / Е.И. Гусева, О.И. Мигович, Л.Ф. Тихомирова, Г.В. Хитрова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. –  №4. – С. 10-17.

5. Журба Н.Н. Педагогическая поддержка одаренных детей / Н.Н. Журба // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2010. – №1. – С. 421-424.

6. Заславская О.В. Вертикаль управленческих идей, способствующих устойчивому развитию образования. Региональная школа в инновационно-экспериментальном пространстве / О.В. Заславская // Народное образование. – №2 (1355) – М.: 2006. – 165 с.

7. Заславская О.В. Одаренные дети как научно-педагогическая проблема / О.В. Заславская, О.Е. Сальникова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – №6. – С. 7-10.

8. Климонтова Т.А. Особенности внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков / Т.А. Климонтова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – №3. – С. 61-65

9. Кочурова О.И. Проект «Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы» / О.И. Кочурова, О.А. Синюк  // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – №5. – С. 77-81

10. Крылова А.С. Работа с одаренными детьми / А.С. Крылова // Проблемы педагогики. – 2015. – №10 (11). – С. 33-35.

11. Кушнарева Н.Ю. Развитие детской одаренности в условиях культуротворческой модели школы / Н.Ю. Кушнарева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – №2. – С. 54-61

12. Михалко М.И. Одаренные дети: реалии, перспективы / М.И. Михалко // Калининградский вестник образования. – 2019. – №1. – С. 82-85.

13. Овсиенко Л.В. О системе работы с одаренными детьми / Л.В. Овсиенко, А.А. Кайбияйнен // Высшее образование в России. – 2015. – №5. – С. 90-96.

14. Осипова С.Н. Проектная деятельность в работе с одаренными детьми / С.Н. Осипова // Интерактивная наука. – 2017. – №12. – С. 103-105.

15. Петровский А.В. Быть личностью / А.В. Петровский; худ. Л.А. Хачатрян. –  Москва: Педагогика, 2000. – 110 с.

16. Ратнер Ф.Л. Проблемы и барьеры одаренных детей / Ф.Л. Ратнер, Р.Н. Губайдуллина // Вестник ТГПУ. – 2014. – №5 (146). – С. 105-109.

17. Сафронова Л.В. Одаренные дети: опыт эффективной педагогики / Л.В. Сафронова, В.И. Маркова, Т.П. Кочкина // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – №5. – С. 32-36.

18. Степанова О.П. Психологические проблемы одаренных детей / О.П. Степанова, А.А. Серебрякова // Инновационная наука. – 2016. – №3-3 (15). – С. 220-222.

19. Токарев О.А. Одаренные дети: трудности в общении / О.А. Токарев // Гаудеамус. – 2018. – №3 (37). – С. 1-3.

20. Федосов В.Н. Работа с одаренными детьми / В.Н. Федосов, Т.Э. Сырцева, О.М. Моргулева // Евразийский Союз Ученых. – 2015. – №3-1 – (12). – С. 11-15.

 

Приложение А

 

Приложение Б

Инструкция

 

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

 

Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

 

5 - оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения.

 

4 -свойство заметно выражено,но проявляется непостоянно,при этом ипротивоположное ему проявляется очень редко.

 

3 - оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявлениях редки,

в поведении и деятельности уравновешивают друг друга.

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

1 - четко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности.

О -сведений для оценки данного качества нет(не имею).

Любознательность (познавательная потребность ). Жажду интеллектуальнойстимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.

Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому,чтообыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека.

Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

 

Способность к прогнозированию. Способность представить результат решенияпроблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.

 

Выявляется при решении учебных задач, распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования не отдаленных во времени последствий относительно элементарных событий до возможностей прогноза развития социальных явлений.


 

МИНОБРНАУКИ отсутствии РОССИИ

Главав Федеральное Нац государственное работать бюджетное психологических образовательное

этапы учреждение предопределяет высшего иных профессионального педагогическом образования

«Волгоградский добавить государственный подчеркнуть социально-педагогический которых университет»

(ФГБОУ овладение ВПО «ВГСПУ»)

 

Управляемый Факультет студенческого математики, напряженность информатики и которого физики



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.037 с.)