Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды негосударственных организаций
Негосударственные организации – очень многочисленная группа субъектов административного права. Поэтому необходимость их классификации не вызывает сомнений. В юридической литературе есть различные подходы к решению данных вопросов, но они, как правило, касаются каких-либо отдельных видов негосударственных организаций, а не всей их массы в целом. Попытки провести классификацию именно негосударственных организаций не осуществлялись. Традиционно, как уже указывалось, все организации подразделяются на две основные группы: коммерческие и некоммерческие. Это деление заложено в ГК и поэтому применяется, как правило, в отношении юридических лиц. Но, как известно, не все негосударственные организации обладают таким статусом, но все они могут быть подразделены на данные виды, то есть на коммерческие и некоммерческие организации. Согласно п. 3 ст. 46 ГК юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами. Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан либо граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (п.1 ст. 116 ГК); общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (п.1 ст. 117 ГК); учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (п.1 ст. 120 ГК); под фондом понимается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами (гражданином) и (или) юридическими лицами (юридическим лицом) на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные, содействующие развитию физкультуры и спорта, научные или иные общественно полезные цели, указанные в уставе фонда (п.1 ст. 118 ГК) [2]. Формулировка п. 3 ст. 46 ГК свидетельствует о том, что перечень некоммерческих организаций, установленный в данной статье ГК, не является исчерпывающим. Иные формы некоммерческих юридических лиц могут предусматриваться как ГК, так и иными законодательными актами.
Непосредственно в ГК, помимо прямо перечисленных в п. 3 ст. 46 ГК форм, содержатся общие положения о создании и деятельности таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций как республиканские государственно-общественные объединения – основанные на членстве некоммерческие организации, целью деятельности которых является выполнение возложенных на них государственно значимых задач (ст. 117-1 ГК); объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциации и союзы) – коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели, а также коммерческие и (или) некоммерческие организации в целях координации их деятельности, представления и защиты общих интересов могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями (ст. 121 ГК); государственные объединения (ст. 123-1 ГК). Государственным объединением (концерном, производственным, научно-производственным или иным объединением) признается объединение государственных юридических лиц, государственных и иных юридических лиц, а также государственных и иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, создаваемое по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, а также по их поручению (разрешению) республиканскими органами государственного управления либо по решению органов местного управления и самоуправления. В соответствии с иными законодательными актами к некоммерческим организациям относятся: садоводческие товарищества – некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность на основе членства граждан, использования предоставленных для ведения коллективного садоводства земельных участков в целях выращивания плодовых, ягодных, овощных, декоративных и иных сельскохозяйственных культур, создания условий для отдыха и досуга, удовлетворения иных потребностей членов товарищества (Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» [7]);
товарищества собственников – согласно ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь [6] это организация, создаваемая собственниками жилых и (или) нежилых помещений в целях сохранения и содержания общего имущества, владения и пользования им, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Кодексом и уставом товарищества собственников; согласно ст.20 Закона Республики Беларусь от 8 января 1998 года №135-З «О совместном домовладении» [14] совместное домовладение – это объединение собственников нежилых помещений, создаваемое в целях обеспечения сохранения, содержания и пользования недвижимым имуществом совместного домовладения, а также в целях, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О совместном домовладении» и его уставом; торгово-промышленные палаты – добровольное объединение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющееся негосударственной некоммерческой организацией, созданное в целях содействия развитию предпринимательской деятельности в Республике Беларусь, интегрирования ее экономики в мировую хозяйственную систему, создания благоприятных условий для упрочения внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 16 июня 2003 года № 208-З «О торгово-промышленной палате» [16]); постоянно действующий международный арбитражный суд – создаваемая в целях рассмотрения соответствующих споров постоянно действующая арбитражная (третейская) организация, являющаяся негосударственной, некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность на возмездной основе (ст. 1, 6 Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999 года № 279-З «О международном арбитражном (третейском) суде» [15]); постоянно действующий третейский суд – организация, не входящая в судебную систему Республики Беларусь, создаваемая для разрешения споров (Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 301-З «О третейских судах» [21]); коллегиальный орган территориального общественного самоуправления, созданный в виде юридического лица (Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 года № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» [20]); Белорусская нотариальная палата – республиканская некоммерческая организация, представляющая собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве частных нотариусов (Закон Республики Беларусь от 18 июля 2004 года № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» [17]); территориальная коллегия адвокатов – некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве адвокатов отдельной административно-территориальной единицы, имеет самостоятельный баланс, вправе открывать счета в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях, иметь печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии адвокатов (ст. 41 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года № 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» [22]);
адвокатское бюро – некоммерческая организация, создаваемая в целях осуществления деятельности по оказанию юридической помощи (ст. 31 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года № 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» [22]). Таким образом, существующая система некоммерческих юридических лиц, сформировавшая после принятия значительного числа законодательных актов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, и появления множества организационно-правовых форм и видов некоммерческих юридических лиц, не отличается последовательностью в вопросах определения организационно-правовых форм некоммерческих организаций. В этом плане обоснованным представляется мнение Г.Е. Авилова и Е.А. Суханова о том, что категорию юридического лица стало принято рассматривать не как гражданско-правовой инструмент оформления действительно необходимого для какой-либо организации участия в имущественных отношениях, а как некую внеотраслевую (или межотраслевую) категорию, ставшую обязательным атрибутом любого организационного оформления общественного образования. Отсюда и стремление закрепить в каждом законе статусного характера от жилищно-накопительных и дачных кооперативов до общественных, адвокатских, религиозных и других саморегулируемых организаций – права юридического лица, причем каждый раз с какими-либо неоправданными (а главное, непродуманными) особенностями, что и дает очередную организационно-правовую форму некоммерческой организации [32, с. 26]. Ю.В. Соболева предлагает к основаниям подразделения, касающимся содержательной стороны деятельности негосударственных организаций, отнести: 1) целевое назначение их деятельности; 2) форма собственности негосударственной организации; 3) функциональное назначение основной деятельности; 4) наличие (отсутствие) у негосударственной организации публичных полномочий; 5) особенности административно-правового статуса негосударственных организаций [31, с. 126]. Основания подразделения негосударственных организаций, касающиеся содержательной стороны их деятельности, позволяют выявить различия между данными субъектами в зависимости от ее характера и направлений. Ю.В. Соболева, к основаниям классификации негосударственных организаций, касающимся организационной стороны их деятельности, относятся следующие: 1) организационно-правовая форма негосударственных организаций; 2) наличие государственной регистрации у организации; 3) возможность учредителям (участникам, членам) организаций участвовать в управлении ими; 4) вид учредителя негосударственных организаций [31, с. 128]. Все вышеперечисленные критерии тесно взаимосвязаны между собой.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.008 с.) |